Меню

Организация медико психолого педагогической сопровождения детей с ограниченными возможностями

Психолого-медико-педагогическое сопровождение


Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В начале учебного года ребенок с ОВЗ проходит диагностику на выявление индивидуальных психологических особенностей. Результаты проведенной оценки развития ребенка используются для составления индивидуального образовательного маршрута. Заполняется индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в которой отражается для данного ребенка план мероприятий, специальные условия, психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. Индивидуальная карта обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.

Содержание работы с детьми данной категории определяется индивидуальными программами психолого-педагогическими сопровождения, реализуемыми в ДОУ. Педагоги в рамках единого воспитательно-образовательного процесса варьируют время, затраченное на тех или иных воспитанников в соответствии с усвоением материала и их способностями. При этом детям с ограниченными возможностями здоровья уделяется немного больше внимания, т.к. для них характерно:

плохая координация движений,

медленное усвоение материала,

достаточно быстрая утомляемость,

трудности физического плана, мешающие, например: рисовать, лепить.

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Получение образования детьми с ОВЗ — одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.

1. Коррекционная работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Цель: обеспечение системного подхода к условиям для развития детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательных программ дошкольного образования.

выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

осуществлять индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

обеспечивать возможность освоения детьми с ОВЗ основной или адаптированной образовательной программы на доступном им уровне и их социализацию в образовательном учреждении.

2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.

Цель: обеспечение условий для оптимального развития ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ включает:

проведение диагностики познавательной и эмоционально-личностной сфер личности, педагогические наблюдения;

создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности;

осуществление конкретной психолого-педагогической помощи ребенку.

Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ


Советы родителям, воспитывающим «особого» ребенка

Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то малыш непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен.

Усталость от переживаний за ребенка-инвалида порой накладывает соответствующий отпечаток на внешний облик его родителей. Они выглядят несчастными. Но ведь любому малышу нужны счастливые родители, способные отдавать любовь и тепло, а не свои больные нервы. Только оптимистичный взгляд на жизнь может помочь в борьбе с коварным недугом.

Правильное отношение к ребенку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».

Нередко погоня за новыми специалистами и методами лечения заставляет нас упускать из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри», т. е. глазами больного ребенка, и является лучшей возможностью помочь ему в преодолении душевных и физических страданий. Не стоит упускать из виду отношение к болезни самого ребенка. Необходимо как можно чаще прибегать к помощи специалистов. Например, переживания ребенка по поводу своей внешности неплохо корректируются в работе с детским психологом.

Читайте также:  Опасности для здоровья при работе за компьютером

Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых больному организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора.

Чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие себя и окружающих, важно отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Родители должны воспринимать свое чадо не как безнадежного инвалида, а как человека, пусть в чем-то не похожего на других, но вполне могущего преодолеть свой недуг и ведущего активный образ жизни.

Источник

Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного учреждения.

Скачать:

Вложение Размер
martehina_statya.docx 24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время большое внимание уделяется психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с данным направлением реформирования системы образования в нашей области на базе нашего Центра создана Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Организация работы с такой категорией детей решается путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий по созданиюусловий для развития, обучения и социализации личности каждого ребенка через следующие задачи:

  • квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка;
  • организация коррекционной работы с детьми, учитывая их индивидуальные особенности;
  • включение инновационных педагогических и здоровьесберегающих технологий в организацию ППМС сопровождения специального (коррекционного) образовательного процесса
  • создание максимально благоприятных условий для активизации адаптационных механизмов детей с ОВЗ и их успешной социализации
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
  • совершенствование системы оказания коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.

В Службе работают высококвалифицированные специалисты: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, инструктор по адаптивной физической культуре, социальные педагоги, медицинская сестра по массажу, врач-педиатр, педагог дополнительного образования, юрисконсульт.

Первой ступенью ознакомления детей и родителей с центром является отделение первичной диагностики. Здесь специалисты осуществляют сбор данных, внесение в электронную базу данных, выявляют причины обращения. Родители заполняют анкеты и получают направление к специалистам, маршрутную книжку. За последний учебный годв отделении первичной диагностики принято 323ребенка, из них 205 детей-инвалидов, 118 детей с ОВЗ.

Специалистпроводит обследование, дает заключение и заполняет необходимую документацию, составляет план реабилитации ребенка, семьи.

В случае необходимости проводятся коррекционно-развивающие занятия, родителям для занятий с ребенком выдаются рекомендации.

Специалисты работают не только с детьми, но и с их родителями.

В Центре оказываются такие услуги, как:

  • «Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Лечебно-профилактическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Реабилитационная досуговая деятельность ребенка в образовательном пространстве»;
  • «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с целью профилактики зависимости от психоактивных веществ»;
  • «Школа для родителей»;
  • «Консультирование родителей по психолого-педагогическим и медико-социальным проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Информационно-методическое обеспечение деятельности специалистов и педагогов по выявлению и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Профессиональная поддержка деятельности специалистов, работающих по CBR- технологии».

Для коррекционно-развивающей работы с детьми оборудована сенсорная комната. Работая в сенсорной комнате с детьми, специалисты помогают снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды, которая создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Используются приемы арттерапии, музыкатерапии, ароматерапии, дыхательной гимнастики. В кабинетах психологов и дефектологов для занятий используется оборудование с элементами Монтессори. Занятия направлены на развитие познавательной сферы и формирование учебных навыков. Благодаря материалу Монтессори достаточно быстро удается достичь положительных результатов, которые являются основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. В результате проведенной работы у детей появились изменения в развитии познавательных способностей: улучшились память, внимание, мышление, речь и воображение, снизился уровень повышенной тревожности

Физкультурная работа и занятия по адаптивной физкультуре осуществляются под медико-педагогическим контролем. Специалисты используют общеразвивающие и корригирующие упражнения, подвижные игры, элементы ЛФК, ритмики. Особое место отводится упражнениям на развитие координации движений и двигательной активности, коррекцию физических отклонений у детей.

Таким образом, Служба ППМС сопровождения оказывает детям и подросткам разнообразную квалифицированную помощь, рассчитанную на детей разного возраста, с различными нарушениями развития, поведенческими и личностными проблемами.

Источник

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящее время характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.

Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение-это целостная система в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно понимать комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля, действующих согласованно.

Соответственно, субъектом сопровождения являются дети, их родители, воспитатели учреждения, участвующие в процессе обучения и воспитания ребенка.

Сопровождение осуществляется следующими специалистами: социальные педагоги, учителя-дефектологи, логопеды, психологи и педагоги.

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание психологических условий для нормального и успешного развития, обучения ребенка.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах;

создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе;

своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;

повышение психологической и педагогической компетентности родителей и учителей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка;

изучение индивидуальных особенностей детей [1, с.22].

Вышесказанное позволяет полагать, что для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.

Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова выделяют 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. Во время первичной консультации экспертами комиссии определяются проблемы ребенка в виде заключения и назначаются специализированные условия его обучения и воспитания.

При этом применяются такие методы как: тестирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности ребенка, документация, анкетирование родителей.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно — проективный этап. На этом этапе заключается договор между родителями и центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, родитель пишет согласие с выбором формы специального образования. Специалистами предварительно изучается медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно-развивающей работы: развитие, речевое развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности.

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

— индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

— наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

— позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения. Авторы указывают на то, что этот этап может стать заключительным в реализации индивидуальной программы сопровождения.

В итоге основываясь на данных, полученных в итоговой диагностике различными специалистами, делается вывод об эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ [2, с.16].

Заслуживает быть отмеченным, что значимым аспектом в системе сопровождения являются отношения ребенка со сверстниками. Специалистам сопровождения необходимо решать проблемные ситуации ребенка, связанные с непринятием его обществом, из-за различных стереотипов, которые можно условно назвать «барьерами», препятствующими полноценному общению детей. Решение подобных ситуаций призывает проводить работу, как с детьми по преодолению у них негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои собственные силы. Это является важным так как детский коллектив для ребенка является мощным ресурсом. Ведь, от того как будут относится к нему его же сверстники, во многом, будет зависеть его душевное состояния и мотивация к учебе.

Анализ этой проблемы предполагает, что для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, существенную роль имеет индивидуальный подход, а, следовательно, обучение необходимо организовать, так чтобы можно было удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребенка. Добиться хороших результатов поможет создание программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Ведь, полноценное развитие любого ребенка является одной из важнейших задач общества на современном этапе развития, требующее поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно взаимодействуют родители, медицинские работники, педагоги и психологи.

1. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.

2. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного

психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. — 67 с.

Источник

Adblock
detector