ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
статья на тему
В Ханты – Мансийском автономном округе создана работоспособная система оказания социальной помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. В структуру учреждений социальной защиты округа входит бюджетное учреждение ХМАО- Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси», что в переводе с хантыйского языка означает «Золотой лебедь» и символизирует жизненный оберег людей — инвалидов, символ надежды, милосердия.
Одним из направлений деятельности учреждения является: организация летнего отдыха для детей с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_letnego_otdykha.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
БУ ХМАО-Югры «Реабилитационный
центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями «Таукси»
Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, часто и элементарного образования.
Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;
— ребенок — не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
В Ханты – Мансийском автономном округе создана работоспособная система оказания социальной помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. В структуру учреждений социальной защиты округа входит бюджетное учреждение ХМАО- Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси», что в переводе с хантыйского языка означает «Золотой лебедь» и символизирует жизненный оберег людей — инвалидов, символ надежды, милосердия.
Одним из направлений деятельности учреждения является: организация летнего отдыха для детей с ограниченными возможностями.
Лето – самая долгожданная пора в жизни любого ребёнка, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы — это время восстановления здоровья, восполнения сил, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Но каждый ли ребенок может реализовать все это в течение каникул? Это зависит от многих факторов: заинтересованности родителей в обеспечении детей полноценным отдыхом; их занятости, социального статуса семьи (материальной состоятельности, уровня ценностей в семье; умения планировать и организовывать полноценный отдых своего ребенка). Отдалённость регионов, имеющих благоприятные природно-климатические условия, высокая стоимость проезда и путёвок, пониженная иммунная активность несовершеннолетних с ограниченными возможностями, их длительная акклиматизация приводит к невозможности оздоровления большого количества детей за пределами города. Полноценный отдых нужен каждому ребёнку, так как от этого зависят его жизнедеятельность, здоровье, учёба.
В этом случае целесообразней проводить летний отдых и оздоровление детей в пределах города.
Не первый год на базе «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси» в летние каникулы организуется летний отдых под названием «ЭКОГРАД» , совершенно бесплатный для несовершеннолетних с ограниченными возможностями преимущественно с ортопедической и психоневрологической патологией, в том числе ДЦП, в возрасте от 6 до 18 лет. Нужно сказать, что перед сотрудниками центра стоят задачи: обеспечить комплексную реабилитацию несовершеннолетних с ограниченными возможностями через организацию малозатратной формы летнего эколого-оздоровительного отдыха; формировать и развить духовно-нравственный потенциал несовершеннолетних через прикосновение к природе, формировать позитивного взаимодействия с окружающим миром; актуализировать знания детей и подростков о физическом и духовном здоровье человека как части природы, умений и навыков экологической направленности путем вовлечения их в трудовую деятельность на приусадебном участке; развивать познавательные и творческие способности, посредством вовлечения несовершеннолетних с ограниченными возможностями в творческую деятельность с использованием различных форм проведения индивидуальных и коллективных мероприятий, участия в выставках, конкурсах, фестивалях и спортивных мероприятиях; способствовать вовлечению родителей в оздоровительный процесс, нормализации внутрисемейных отношений на основе концепции позитивного родительства через сотрудничество и совместную детско-родительскую деятельность.
Для этого в Центре была создана экологическая -оздоровительно- развивающая среда. Реализация концепции по созданию эколого-оздоровительной развивающей среды, разработанной еще в 2000 году, и апробированной на протяжении ряда лет в учреждении, доказала, что максимальное использование природных ресурсов – солнца, воздуха, воды, флоры и фауны, способствует нормализации физического и психосоматического состояния ребенка проблемами в здоровье. Мир природы открывает широкие возможности для умственного развития детей.
Мероприятия в рамках экологической – оздоровительно — развивающей среды в учреждении являются органичной частью системы комплексной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями.
Успешная социализация несовершеннолетних с ограниченными возможностями, формирование адекватного отношения к собственному «Я» и своему заболеванию через общение с природой, совместную трудовую деятельность со сверстниками и родителями (ассистирование).
Летний отдых — «Экоград» – это не просто изучение экологии и не просто отдых на природе. Вместе – это нечто гораздо большее, где особое внимание уделялось направлениям : оздоровительно-профилактическому, психолого – педагогическому, экологическому, культурно – досуговому, социально-бытовому, спортивному, фольклорному и этнически-патриотическому.
Экологическое воспитание на летнем отдыхе предусматривало спортивно- оздоровительные мероприятия (зарядку, спортивные игры, купание в бассейне, экскурсий в музей под открытым небом «Сибирские увалы», посещения этнографического музейного комплекса им. Т.Д. Шувалова). Это позволило формировать эстетические чувства, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, вырабатывать потребность самовыражения в творческих видах деятельности. Для художественно-эстетического развития детей с учетом их потребностей и индивидуальных особенностей, и развития творческого потенциала проводилась кружковая работа: студии «Мастерица», «Фантазия», «Веселая палитра», «Колобок», «Фитодизайн»
Проводятся практические занятий по флористике, экскурсий, конкурсов рисунков, плакатов, букетов из цветов, изучение методов гербаризации и сушки растений. Организовываются выставки-конкурсы летних букетов, рисунков, стенгазет, защита экологических плакатов. Проводятся викторины, КВН, «Угадай-ка» (загадки о природе), праздники об охране окружающей природной среды, конкурс рисунков и плакатов «Земля наш общий дом». Все мероприятия проводятся в ежедневном режиме, предпочтительно на игровой площадке, на улице (по возможности — в открытой экосистеме), что способствует оздоровительной функции летнего отдыха. Большое значение уделяется работе, где непосредственное участие принимают дети и их родители. Через активные формы летнего отдыха (сказкотерапия, игротерапия, арттерапия, гарденотерапи, агроматерапия) стимулируется личностный рост ребёнка.
Большим преимуществом летнего эколого-оздоровительного отдыха «Экоград» организованного на базе Центра было то — что дети могли не только активно и весело провести свободное время, но и получить комплекс реабилитационных мероприятий оздоровительной направленности — прием узких специалистов (педиатр, физиотерапевт, ортопед); физиолечение, включающее электролечение, светолечение, теплолечение, ультрозвуковое, аэрозоль-лечение, гидролечение; компьютерная диагностика нарушения равновесия, реабилитационные стабилографические тренажеры; БОС-ортопедическтй; массаж (ручной, аппаратный); лечебная физкультура; бассейн; кислородные коктейли. Основными составляющими летнего отдыха детей является оптимальный двигательный режим, сбалансированное питание, обучение гигиеническим навыкам и навыкам безопасной жизнедеятельности, правильному образу жизни.
Специалисты Центра находят подход к каждому ребенку, организовывают работу так, чтобы дети отдохнули с пользой и интересно.
Организация отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями проходит в 3 смены по 30 человек, с дневным пребыванием. В течении 21 дня.
Особое внимание уделяется сбалансированному питанию детей. Каждый день в рационе есть фрукты, овощи, мясные и рыбные блюда. Режим деятельности, расписания занятий и мероприятий составляется с учетом интересов детей, разнообразия видов деятельности, состояния их работоспособности и здоровья. Большой акцент делается на укрепление состояния здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, развития самостоятельности, получения практических навыков в работе с различными материалами, развитие коммуникативных навыков, творческую самореализацию.
За период прохождения реабилитационных мероприятий в летний период проводится мониторинг отслеживания эффективности реабилитационных мероприятий, который позволил судить о положительной динамике: в развитии эмоционально- волевой сферы; в развитии коммуникативных навыков; в развитии психических процессов; в речевом развитии; в развитие двигательных навыков; в развитие трудовых навыков; в развитие навыков самообслуживания и культуры поведения; в развитие творческих способностей несовершеннолетних. Мы считаем, что нужно максимально использовать все возможности летнего периода. Ведь само прикосновение к миру природы несет оздоровительный эффект для ребенка-инвалида. За летний период в нашем учреждении отдыхает 90 детей- инвалидов. Результаты мониторинга по летнему отдыху говорят сами за себя – за 2012год отмечается положительная динамика в оздоровлении детей с ограниченными возможностями- 85%, родителей удовлетворены организацией отдыха в реабилитационном центре — 95%.
В 2009 году программа «Экоград» участвовала в городском конкурсе в рамках экологической акции «Спасти и сохранить» «Лучший экологический проект года», где заняло второе место.
Мы стараемся создать атмосферу творчества и радости, дать новые знания и, что особенно важно, получить эмоциональный отклик детей. Благоприятный реабилитационный прогноз, положительные отзывы родителей, эмоционально – положительный настрой детей и подростков позволяют сделать выводы: летний оздоровительный отдых на базе учреждения является эффективной малозатратной формой несовершеннолетних, которая дает возможность родителям при минимальных материальных затратах предоставить своим детям полноценный отдых на летний период, не выезжая за пределы г. Нижневартовска. Итогами реализации программы: улучшение состояния физического здоровья детей, участвовавших в программе; стабилизация межличностных взаимоотношений, приобретение навыков социального общения между детьми и окружающими; проведение содержательного досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов в летний период; улучшение общего психологического состояния детей, снижение уровня тревожности; самореализация и раскрытие в творческой деятельности.
Источник
Особенности работы вожатого с детьми с ограниченными возможностями здоровья в интегрированных лагерях
Декман Илона Евгеньевна
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в городе Ессентуки), РФ, г. Ессентуки
Аннотация: В статье раскрыты особенности работы вожатого в интегрированных лагерях, приведены возможные направления и содержание программы интеграционных лагерей, а также содержание направлений реабилитационного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья (оздоровление, социально-коммуникативная, социально-бытовая, социально-средовая, социально-психологическая и социально-культурная реабилитация). Кроме того, в статье приводятся формы и содержание внутриотрядной работы в интегрированных лагерях (игры, несущие смысловую нагрузку, тренинги, массовые мероприятия, мастерские, кружки).
Ключевые слова: Дети с ограниченными возможностями здоровья, интегрированные лагеря, реабилитационный отдых, вожатый
Features of the work of the counselor with children with disabilities in integrated camps
Dekman Ilona Evgenievna
Candidate of Psychology, senior teacher Department of Pedagogy, Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki
Abstract: The article reveals the peculiarities of the work of the counselor in the integrated camps, the possible directions and content of the program of the integration camps, as well as the content of the directions of rehabilitation recreation for children with disabilities (rehabilitation, social and communicative, social, socio-environmental, socio-psychological and social) -cultural rehabilitation). In addition, the article provides the forms and content of intra-row work in integrated camps (meaningful games, trainings, mass events, workshops, clubs).
Keywords: Children with disabilities, integrated camps, rehabilitation holidays, counselor
Организация отдыха и досуга детей, формирование культуры организации свободного времени являются главными задачами всех детских оздоровительных лагерей, где происходит общение детей с природой, оздоровление, формируется опыт здоровьесбережения, приобретаются навыки самостоятельного проживания, дружбы с взрослыми и сверстниками, развитие навыков ответственности за свои поступки, формирование интересов, духовной жизни и ценностей, индивидуальное взросление и развитие.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) летние каникулы занимают особое место и являются важным этапом их оздоровления и социализации.
Интегрированные лагеря – это инновация в российском образовании, это лагеря, где наряду со здоровыми детьми оздоравливаются и дети с ОВЗ. Целью интегрированных лагерей является максимальное обеспечение социального функционирования, развития и оздоровления детей с ОВЗ, а также воспитание у здоровых детей толерантности по отношению к детям с ОВЗ. Интегрированные лагеря призваны объединить школьников, помочь здоровым детям научиться брать на себя ответственность, а детям с ОВЗ – найти свое место в обществе, адаптироваться к жизни в нем.
Проблемой организации интегрированных лагерей занимается ряд российских ученых, рассматривающие отдельные направления реабилитационного отдыха, роль вожатых в работе с детьми с ОВЗ в летний период, а также формы работы в интегрированных лагерях. К ним мы относим исследования Е.В. Губанихиной, О.А. Любченко, А.И. Савенкова, С.К. Кудряшова, А.А. Воронова, Е.А. Леванова, Е.В. Моцовкиной, М.А. Кечиной.
В виду социальной ограниченности, вызванной различными видами заболеваний, для детей с ОВЗ пребывание в летнем лагере совместно со здоровыми детьми является очень значимым событием. Им важна оценка, реакция здоровых детей на их поведение, действия, возможности. Важна также эмоциональная поддержка и готовность прийти на помощь. Именно это играет главную роль в интеграционном процессе [1, с.212].
Однако, имеют место ситуации, когда здоровые дети не готовы принять детей с ОВЗ, возможно, в силу своей неосведомленности об особенностях детей с ОВЗ, либо в силу своих личностных качеств (отсутствие эмпатии, жестокосердие, брезгливость). При помощи последовательной системы мероприятий, проводимых в лагере, может быть достигнуто не только уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, но и создание возможностей для детей с ОВЗ достичь социальной интеграции, адаптироваться к жизни в обществе. Это и создает возможность для детей с ОВЗ быть счастливыми и находить цель и смысл жизни.
Программа работы в детском оздоровительном лагере, принимающим детей с ОВЗ должна быть нацелена на:
— организацию режима с учетом индивидуальных особенностей детей (рационное питание, воздушные и солнечные ванны, лечебные процедуры (по назначениям), занятия адаптированными спортивными играми, занятия лечебной физкультурой, прогулки, походы, купание);
— реализацию творческого потенциала детей, развитие и формирование художественных, прикладных умений и навыков (работа кружков и мастерских, конкурсные программы, концертные мероприятия).
Останавливаясь на специфике лагерей, принимающих детей в ОВЗ, хочется отметить их уникальность, которая должна состоять в возможности решать задачи по основным направлениям реабилитационного отдыха детей с ОВЗ. Содержание направлений реабилитационного отдыха в интегрированных лагерях представлено в таблице 1.
Таблица 1. Содержание направлений реабилитационного отдыха в интегрированных лагерях
Наименование направления реабилитационного отдыха
Содержание направления реабилитационного отдыха
Источник