Организация и содержание работы по вопросу организации ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ
статья по коррекционной педагогике
В статье представлен опыт работы ДОУ по вопросу организации и содержания ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_pomoshch.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
«Каждый ребёнок имеет возможность
быть психологически готовым к школьному обучению
на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям» Я.А.Коменский
Обедняя мир детства, мы затрудняем вхождение ребенка в общество, в коллектив.
В.А. Сухомлинский
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р в нашей стране начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития , о своевременном получении ими комплексной помощи , способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в Российской Федерации.
Значительное количество современных детей до 3 лет находятся в зоне риска. Речь идет о психическом, социальном, нервно-психическом неблагополучии в развитии и иных ОВЗ. Нарушения развития проявляются в период интенсивного формирования высших психических функций и влияют на дальнейшую социальную адаптацию ребенка, а значит на качество его жизни в целом. Представление о том, что именно медицинский диагноз определяет возможности развития ребенка с ОВЗ — заблуждение. Ключ к успеху — ранняя помощь.
Наше Учреждение – МБДОУ детский сад комб.вида №19 Земляничка, имеет свой опыт работы по оказанию ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями . :
Актуальность реализации данного направления обусловлена :
• потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;
• значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения;
• необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-развивающей работы;
• необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса .
Особенности развития ребенка в раннем возрасте , пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи , позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.
От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.
Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на ребенка и семью и осуществляемых в процессе согласованной «командной» работы специалистов детского сада.
Цель работы : оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития , а также консультативная работа с родителями.
• Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста .
• Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
• Формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям с проблемными детьми.
• Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье .
Наша команда состоит из специалистов, представляющих различные дисциплины : учитель — логопед, учитель-дефектолог, педагог — психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский работник, воспитатели. Все специалисты объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку , испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.
При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование. Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины) , коррекционного взаимодействия с детьми.
В обязанности учителя-дефектолога входят оценка особенностей познавательного развития ребенка, развития сферы представлений о ближнем и дальнем окружении. Работа учителя-дефектолога включает в себя также педагогическую поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком.
В обязанности учителя-логопеда входят оценка особенностей речевого развития ребенка, развития коммуникативной сферы ребенка в целом. Работа учителя-логопеда включает в себя педагогическую поддержку семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
В обязанности педагога-психолога входят оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую поддержку семьи, работу с детьми, имеющими серьезные социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог также проводит профилактические программы для детей групп биологического и социального риска.
В обязанности инструктора по физической культуре входит оценка особенностей физического развития ребенка. Работа инструктора по физической культуре включает в себя также поддержку семей , имеющих нарушения в области физического здоровья, нарушений опорно-двигательного аппарата.
В обязанности музыкального руководителя входит оценка особенностей художественно-эстетического развития ребенка, развитие художественно-творческих способностей детей. Работа музыкального руководителя включает в себя также поддержку семей воспитанников в вопросе использования нетрадиционных методов разного вида искусств в работе с детьми.
Ведущие направления деятельности ДОУ по оказанию ранней помощи детям :
1. Консультативно – диагностическое направление :
• определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
• максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
• анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
• консультирование родителей по вопросам;
• обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
• реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
• консультирование педагогов, работающих с «особыми» детьми.
2. Коррекционно-развивающее направление деятельности:
• разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
• обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий;
3. Информационно-методическое направление :
• информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов , объявлений и т. д.
• информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
• создание банка коррекционно-развивающих методик для детей с ОВЗ;
• повышение квалификации педагогов (участие в семинарах, курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, самообразование).
Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе :
• развивающей ООД в соответствии основной образовательной программой ДОУ , примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Содержание ООД дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Работа проводится по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями ;
Индивидуальная работа с ребёнком направленна на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.
Групповая работа с детьми направленна на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы .
• коррекционных ООД, проводимых специалистами ДОУ в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи
Разработка индивидуально-ориентированных образовательных программ , это и одно из требований ФГОС ДО :
Индивидуально-ориентированная образовательная программа — персонализированный вариант образовательной программы , ориентированный на индивидуальные особенности, возможности и потребности обучающихся.
Творческой группой ДОУ разработана структура ИООП. Это программа , в которую включены результаты педагогической диагностики конкретного ребенка, объем, сроки, порядок и содержание услуг , предоставляемых этому ребенку и его семье по программе ранней помощи всеми специалистами ОУ.
• игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Особенно значимым направлением деятельности службы является содействие с родителями . Информационная, психологическая и педагогическая помощь родителей , направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания по выравниванию западаний в развитии «особенных» детей и максимальное приближение их к норме развития для дальнейшего перехода к школьному образованию в соответствии с ФГОС.
Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество.
Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелый труд , но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.
Источник
Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности
Лобанова Оксана
Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности
Доклад на тему: «Организация коррекционно-педагогической работы с ребенком с ОВЗ в группе общеразвивающей направленности»
Выполнила: Докучаева Оксана Сергеевна
«Если ребенок не умеет учиться так, как мы учим,
Может быть, мы должны учить так, как он умеет».
Закон «Об образовании»утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с ограниченными возможностями здоровья и гарантирует им: воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество: Статья 5, п. 5, ч. 1 В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органамиместного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду, поскольку начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте.
В настоящее время, в связи с инклюзивным образованием, дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.
В дошкольном учреждении работа с такими детьми, направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Как для здоровых ребят, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо применять интеграционную систему. Она имеет преимущества социального и педагогического характера.
Социальный характер интеграционной системы:
— развитие самостоятельности через предоставление помощи;
— обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
— формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;
педагогический характер интеграционной системы:
— рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);
— активизация когнитивного (такие процессы как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение) развития через коммуникацию и имитацию.
Для детей с ОВЗ в нашем детском саду создаются необходимые условия.С ними занимаются: педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед. Дети ОВЗ посещают комнату релаксации. Нами осваиваются методики взаимодействия с такими дошкольниками. Базисом при написании адаптированной программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, на основе которого пишется основная общеобразовательная программа ДОУ.
Основная задача коррекционно-педагогической работы в общеразвивающей группе — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работыспециалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.
Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной среды,которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.
Нашу группу посещает ребенок ОВЗ. Готовясь к приему ребенка с ОВЗ в группе, мы начали с изменений предметно-пространственной среды.
Мальчик с ОВЗ, в силу особенностей развития, часто нуждается в уединения. Его нервная система не всегда может справляться с нагрузкой и ему необходимо место, где он может восстановиться.
В группе нами создан центр уединения, в котором находится пальчиковый театр, позволяющим уединяться и поиграть, не только ребёнку с ОВЗ, но и остальным детям для чтения или просмотра книг. Особенность центра уединения в том, что используются светлая органза, на которой, в зависимости от сезона, праздника или настроения детей мы помещаем разнообразные декоративные элементы. Также, если ребенок чувствует потребность в том, чтобы успокоиться, то он может покинуть группу под присмотром младшего воспитателя и побыть в спальне, а затем вновь вернуться к детям. Дети группы относятся к «особенному» мальчику доброжелательно, не вступают с ним в конфликты.
Известно, что использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей. Считаем, что детям, как здоровым, так и детям с ОВЗ, компьютерные технологии помогают решить ряд проблем в организации обучения. Занятия с использованием компьютера проводим фрагментарно, при этом считаем обязательным соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка.
Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками. Работу по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляем по нескольким направлениям:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Работа по формированию социально-коммуникативных умений повседневна и органичновключается во все виды деятельности: быт, игру, обучение.
В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ создали условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формируя культурно-гигиенические навыки, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.
— Сказкотерапия- потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку с ОВЗ развиваться в социуме как личности. Всё это способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка.
— Творчество — работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.
— Взаимодействие (дружный круг) — хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ, к социуму является комплексное сопровождение, поддержка. Правильно организованная система профессиональной деятельности, педагога группы, педагога-психолога, дефектолога, учителя-логопеда и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.
Мы убеждены, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Источник