Особенности организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему
Проблемы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья. | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
В настоящее время существуют специальные (коррекционных) образовательные учреждения, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».
Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов. И настоящие методические рекомендации призваны помочь педагогам организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:
1. обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам для общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
2. обучение в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки по рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) специальным образовательным программам в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными маршрутами, разработанными специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК);
3. оказание специальной коррекционной помощи с целью компенсации имеющихся нарушений в развитии ребенка специалистами службы сопровождения;
4. развитие и коррекция через систему дополнительного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данной статье представлены из опыта работы материалы по организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности работы сдетьми с ОВЗ.
Надеюсь что мой материал будет полезен многим учителям, ведь с каждым годом растет число детей с ОВЗ. А работать с такими детьми -нам, педагогам.
Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноц.
Проектная работа на тему:»Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» направлена на исследование, изучение и обобщения опыта организации внеуроч.
Какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в инклюзивном классе.
Презентация на тему: Особенности организации работы по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.docx | 14.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации. В связи с этим задача педагога, родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
• Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
• Системность и доступность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
• Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
• Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
• Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную образовательную и воспитательную деятельность образовательного учреждения, окружающего социума.
• Принцип взаимодействия с социальными партнёрами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ОВЗ, как на занятиях, так и вне занятий, безусловное принятие каждого ребёнка.
• Гуманность — вера в возможности каждого ребёнка, субъективный позитивный подход.
• Реалистичность – учёт реальных возможностей детей в различных ситуациях, их возрастных, личностных и психофизических особенностей развития.
• Адекватность – право ребёнка выбирать из предложенного максимального объёма информации столько, сколько он может усвоить.
• Вариативность (гибкость) — изменчивость содержания и способов деятельности в зависимости от своеобразия ситуации, позиции и возможностей детей.
• Адаптивность – подходы и требования к детям не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а должна ориентироваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями.
• Последовательность.
• Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
• Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт — терапии, сказкотерапии, пескотерапии, музыкотерапии, аромотерапии, релаксотерапии и др.);
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• формирование и развитие социальных навыков и социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи и задержки общего речевого развития.
Организация индивидуальной работы с детьми по физическому развитию Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и метод.
Организация здоровьесберегающей деятельности в индивидуальной работе с.
ЦЕЛЬ: Формировать у детей интерес к двигательной деятельности, поощрять их активность и самостоятельность.
В данной презентации отражена работа с детьми с ОВЗ с использованием техники Оригами на логопункте.
В статье раскрывается особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Тема консультации: Организация индивидуальной работы с детьми с ТНР.
Источник
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья по логопедии
В статье подчеркивается важность индивидуального подхода к каждому ребенку, обосновывается значимость разработки и целесообразность модульного построения образовательного маршрута для дошкольников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-_net_raspredeleniya_literat._po_tekstu_velikzhanina_statya_1.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
К. Г. Великжанина
учитель-логопед, первая квалификационная категория,
детский сад № 459, logo.ksenia@mail.ru , Новосибирск
учитель-логопед, первая квалификационная категория,
детский сад № 459, Новосибирск
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, обосновывается значимость разработки и целесообразность модульного построения индивидуального образовательного маршрута для дошкольника с ОВЗ.
Ключевые слова: индивидуализация, комплексный подход, образовательный маршрут, динамика развития, взаимодействие .
kindergarten № 459, Novosibirsk
kindergarten № 459, Novosibirsk
INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION PROCESS
AS EFFECTIVE WAY OF GUIDING A CHILD WITH DISABILITIES IN
The article stresses the importance and necessity of individual approach to every child, justifies the relevance of development and feasibility of module-constructed individual education path for a preschooler with disabilities.
Key words: individualization, complex approach, education path, progress dynamic, interaction .
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед образовательными организациями проблему определения условий индивидуализации процесса обучения ребенка ОВЗ. Организация взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и родителей в вопросах обучения, развития и воспитания ребенка с ОВЗ на этапе дошкольного образования позволяет существенно повысить эффективность образовательных воздействий, способствует снижению рисков проблем обучения и социализации таких детей в будущем.[2]
В нашем ДОУ дети с ОВЗ посещают комбинированные группы наряду с детьми, не имеющими ОВЗ. Уровень психофизического развития таких детей препятствует освоению ими образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В связи с этим для воспитанников с ОВЗ разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа, рекомендуемая ПМПК. Каждый ребенок осваивает ее в своем темпе и имеет специфические способы овладения учебным материалом. Многочисленные вторичные нарушения значительно осложняет достижение детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП.
Приходя в образовательное учреждение ребенок вынужден подстраиваться под его условия, но образовательная система тоже должна стремиться к созданию условий для реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании в соответствии с их особенностями.[1] Индивидуальные различия детей реализуются через собственную образовательную траекторию, которая реализуется посредством индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский).
Цель создания индивидуального маршрута-максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей в условиях оптимизации образовательной работы, активного включения интеграционных процессов в образование.[3]
ИОМ разрабатывается коллективом педагогов и специалистов ДОУ на основании заключения территориальной ПМПК и собственных результатов диагностики, согласуется и утверждается родителями воспитанника.
Структуру ИОМа составляют модули, в совокупности позволяющие обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, индивидуализировать работу по содержанию, темпам, технологиям, способам взаимодействия с ребенком.
Базисный модуль включает сведения о ребенке и родителях, информацию из заключения ПМПК, режим ежедневной организации жизни ребенка, график посещения кружков, предусмотренных вариативной частью программы.
Диагностико-оценочный модуль включает систематическое, динамическое, комплексное изучение ребенка в различных видах деятельности, в привычных условиях (в игре, образовательной деятельности, межличностном общении, в семье), обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса и прогнозирования конечного результата. Далее специалистами сопровождения определяются приоритетные задачи образовательной коррекционно-развивающей работы, проектируется образовательный маршрут. На этом этапе важно дифференцировать степень и характер нарушений, выявить актуальные и потенциальные возможности ребенка. Они учитываются специалистами при выборе программы, которую будет осваивать ребенок в процессе индивидуального комплексного сопровождения. На основе перспективного плана составляется ИОМ на каждого ребенка с ОВЗ, который конкретизирует и уточняет время, объем, вид, содержание и продолжительность воздействия, включаются все мероприятия, способствующие коррекции выявленных недостатков, с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития. Целесообразно оформить ИОМ в виде таблицы, что позволяет компактно разместить материал по модулям.
В коррекционно-развивающем модуле отражены необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы (режим, виды деятельности, программы, технологии, особенности дидактического материала, формы организации образовательной работы), указаны специалисты, задействованные в процессе.
Непосредственная организация коррекционно-развивающих занятий осуществляется специалистами в индивидуальной, групповой и подгрупповой формах взаимодействия в зависимости от особенностей психического и физического развития ребенка, возраста и выраженности аффективных или когнитивных проблем. Для коррекционно-развивающей работы отбираются те направления работы, в которых ребенок испытывает трудности.
Направления работы воспитателя соответствуют направлениям развития, изложенным в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: социально-личностное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Помимо этого, педагог отвечает за создание гибкой развивающей предметно-пространственной среды как одного из условий качественной индивидуализации образовательного процесса в группе комбинированной направленности. В данном случае среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ.
В процессе проведения обучения и воспитания дошкольников необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.
Индивидуализация образования сопровождается некоторыми трудностями при реализации в ДОУ. Однако этих проблем можно избежать при грамотном использовании педагогами личностно-ориентированных педагогических технологий и поддержки специалистами.
Взаимосвязь учителя- логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию отражается в совместном планировании работы, в решении коррекционно-образовательных задач на своем уровне для достижения общей цели.
Педагог-психолог оказывает помощь в организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит коррекционно-развивающие занятия с детьми по развитию психических процессов, по коррекции и развитию эмоциональной сферы и межличностных отношений, осуществляет контакт с педагогическим коллективом, родителями.
Логопед на основе личностно-ориентированного подхода осуществляет поэтапное формирование компонентов речи, коррекцию нарушений речевого развития, формирование речевых компетенций, развитие коммуникативных навыков.
Родители также активно включены в процесс, следят за ходом выполнения поставленных задач, высказывают свои пожелания, получают консультации специалистов.
Диагностико-динамический модуль включает проведение систематической диагностики в ходе обучения, воспитания и позволяет выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития. Информация о качественных изменениях в развитии ребенка фиксируется педагогом и специалистами в «Карте комплексного динамического наблюдения» и доступна для ознакомления родителям.
Мониторинг эффективности реализации ИОМ включает отслеживание динамики развития ребенка, прогнозирование и оценку результатов его обучения и социализации, результативность интеграции деятельности педагогов и родителей в рамках единого пространства развития ребенка.[4]
Реализуя ИОМ в течение заданного временного периода наблюдается измерение индивидуального развития, связанное с качественными изменениями в деятельности ребенка и, прежде всего, игровой, новыми ресурсами, которые у него появляются или не появляются. Это позволяет оценить уровень актуального развития ребенка, поставить новую педагогическую задачу. В случае если прогресса нет, разрабатывается новый ИОМ, если же намечается прогресс, то можно продолжить или доработать уже существующий.[5]
Умение определять динамику развития ребенка становится одной из ключевых компетенций педагога дошкольной образовательной организации.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение нацелено на помощь ребенку в личностном развитии, освоении образовательных программ соответствующего уровня, формирование социально значимых компетенций и гармоничную интеграцию ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду с целью безболезненного перехода на следующую ступень образования. Индивидуализация образовательного процесса заключается в удовлетворении особых образовательных потребностей детей, учете индивидуальных возможностей, способностей и особенностей, что позволяет дошкольной образовательной организации идти по пути достижения качества образования дошкольников с ОВЗ.
- Амонашвили Ш. Ю. Гуманная основа педагогического процесса. — Минск: 1990. — 560 с.
2. Исаева И. Ю. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. – 116 с.
3. Свирская Л. В . Индивидуализация образования: правильный старт : учеб.-метод. пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: Обруч, 2011. 240 с.
4. Тришанина А. С. Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное условие психолого-педагогического сопровождения развития ребенка // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 19-21. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/5/45/ (дата обращения: 09.02.2019).
5. Цыпкина И. М., Шаталова Е. В. Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута с детьми группы риска дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5– 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный опыт посвящен проблеме социализации ребенка. Актуальность темы обусловлена тем, что важнейшей функцией современного образования является формирование у детей г.
Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка.
Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д.
Преморбидное состояниеорганизма ребёнка в условиях дошкольного учреждения.
В статье представлен опыт работы по развитию социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможн.
Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение в штатное расписание обра.
Источник