Организация досуга людей с ограниченными возможностями здоровья
Организация клубных формирований и любительских объединений на примере программы клуба «Теремок»
Цель работы клуба: развитие творческого потенциала с одновременным приобщением к духовным истокам национальной культуры, развитие познавательных интересов, воспитание позитивного отношения к жизни, формирование чувства своей социальной значимости.
Задачи:
· создание условий для общения людям с ограниченными возможностями здоровья;
· формирование навыков самостоятельности;
· создание условий для активного творчества и сотрудничества;
· содействие развитию творческих способностей;
· создание условий для ознакомления с традиционной народной культурой.
Направления деятельности в клубе:
Примерный план работы клуба, основанный на народном календаре:
Месяц | Тема занятия | Содержание занятия |
Январь | 1.Христианская традиционная «Коляда». 2. «Домочадцев день». 3. Личности в истории: — Луи Брайль. Преподаватель (слепой с детства). — Стивен Уильям Хокинг. Физик-теоретик (паралич) — Уилльям Мун. Певец (частично слепой с детства, к 21 г. потерял зрение). | 1. Театрализованная постановка — праздник с участием членов клуба. 2. Праздник на основе святочных игр и песен. 3. Повествование о людях с ограниченными возможностями здоровья: их достижения, роль в истории. |
Февраль | 1. «Лука». 2. «23 февраля» 3. Личности в истории: -Фредерик Франсуа Шопен. Композитор (астма). -Б.М. Кустодиев. Художник (в результате тяжелого заболевания был прикован к креслу-каталке). -А.А. Кононов. Историк (инвалид I группы по ДЦП). | 1. Поминовение предков. Знакомство с лекарственными растениями; 2.Поздравление мужчин. 3. Повествование о людях с ограниченными возможностями здоровья: их достижения, роль в истории. |
Март | 1.«Международный женский день» 2.День весеннего равноденствия. 3. Личности в истории: — Гомер – древнегреческий поэт (слепой странствующий певец). — Джони Эриксон. Художник (повредил позвоночник. Несчастный случай) — Мигель де Сервантес Сааведра — писатель-гуманист (не владел левой рукой после ранения) | 1. Поздравление женщин. 2.Праздник весны. Вождение хороводов, проведение веселых игр, выпекание жаворонков. 3. Повествование о людях с ограниченными возможностями здоровья: их достижения, роль в истории. |
Апрель | 1. «Лисогон. Вороний праздник». 2. «Василий Солнечник» 3. Личности в истории: — Луспекаев П.Б. Актёр (в детстве перенес ампутацию пол.стопы). — С.И. Ростоцкий. Режиссёр (болезнь позвоночника). — Е.К. Беляков. Художник (художник, до локтей лишенный рук). | 1. Изготовление оберегов из семян, перышек, орехов, камушков и других природных материалов. 2. «Музыкальная капель»: прослушивание муз. произведений, посвященных весне. 3. Повествование о людях с ограниченными возможностями здоровья: их достижения, роль в истории. |
Май | 1. «Юрий Вешний». 2. «Епифан» 3. Личности в истории: — Дьюри Иэн. Музыкант (полиомиелит). — А.П. Маресьев. Лётчик (ранен в бою. Ампутация обеих ног в области голени). — З.Е. Гердт. Актёр (тяжелое ранение в ногу). | 1.Посадка цветов в городских палисадниках вблизи клуба. 2.День почитания рябины и кувшинок. Урок рисования, посвящённый цветам. 3. Повествование о людях с ограниченными возможностями здоровья: их достижения, роль в истории. |
Июнь | 1. «Петр Солнцеворот». 2. «Федор летний». 3. Личности в истории: — Илья Муромец – один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь (до 33 лет «не владел» руками и ногами). — Э.А. Асадов. Поэт-лирик (в битве за освобождение Севастополя был тяжело ранен. В результате ослеп на всю жизнь). — Суворов Александр Васильевич, 1953г.р. (доктор психологических наук, слепоглухой). | 1.Игровая программа, посвящённая рыбной ловле, угощение ухой. 2.Праздник, посвященный родникам и святым источникам на Руси. 3. Повествование о людях с ограниченными возможностями здоровья: их достижения, роль в истории. |
Июль | 1. «Ульянов День». 2. «Иван Купала». 3. Личности в истории: — М.И. Голенищев-Кутузов. Русский полководец (Инвалид детства — имел атрофированные ноги и руки). — Г.Н. Журавлёв. Художник – иконописец (передвигается на коляске). | 1. Заваривают липовый чай, вспоминают пословицы и поговорки. 2. Игры на природе, разведение костра, собирание трав и ягод. 3. Повествование о людях с ограниченными возможностями здоровья: их достижения, роль в истории. |
Август | 1. «Степанов День». 2. «Яблочный спас». 3. Личности в истории: — Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек -Монфа. Живописец (в детстве, упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой). — Ярослав Мудрый. Великий князь Киевский (исследование останков Ярослава Мудрого показало, что князь сильно хромал). -К.Э. Циолковский. Русский учёный (в детстве перенес скарлатину. Следствие болезни – частичная глухота). | 1. Собирание цветов, плетение традиционного общего венка. 2. Приготовление блюд из яблок. 3. Повествование о людях с ограниченными возможностями здоровья: их достижения, роль в истории. |
Сентябрь | 1. «Тит Листопадник». 2. «День Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи». 3. Личности в истории: — Питер Фальк. Актёр (в детстве потерял один глаз). — Горацио Нельсон. Адмирал (в сражениях потерял один глаз и одну руку). — Н.А. Островский. Писатель (ранение в бою, потерял зрение и был прикован к постели). | 1.Навыки плетения из соломы, создание осенних панно. 2.Мастерят бусы из сухих ягод рябины, можжевельника и др. 3. Повествование о людях с ограниченными возможностями здоровья: их достижения, роль в истории. |
Октябрь | 1. «Фокин День, Листодер». 2. «Пров» 3. Личности в истории: — Сара Бернар. Актриса, сценарист (потеряла ногу в результате травмы при падении). — Нина Жуковская. Азов. РО (тяжелая болезнь в юности оставила ей всего один процент зрения). — Шамиль Шакшакбаев (системная склеродермия). | 1. Собираем осенние листья, делаем сказочные аппликации (таинственный лес, избушка, сова). 2. Традиционно в этот день следили за звездным небом, рассказы об истории астрономии, открытиях звезд, созвездиях. 3.Повествование о людях с ограниченными возможностями здоровья: их достижения, роль в истории. |
Ноябрь | 1. «Афанасьев День». 2. «Международный День Толерантности» 3. Личности в истории: — Эпикур, великий философ Древней Греции (инвалид). — Блаженная старица Матрона (урождённая Матрёна Дмитриевна Никонова, святая Русской православной церкви. Незрячая от рождения. В 16 лет отнялись ноги). | 1. Посиделки, песнопения, сказки. 2. Знакомство с разными культурными традициями: востока, запада, России. Встреча континентов за праздничным столом. 3. Повествование о людях с ограниченными возможностями здоровья: их достижения, роль в истории. |
Декабрь | 1. «Анфиса Рукодельница». 2. «Сойкин День». 3. Личности в истории: — Людвиг ван Бетховен. Композитор (потеря слуха) — Джон Мильтон 9 декабря 1608г. Поэт (ослеп). 4. Международный день инвалидов (3 декабря) | 1. Делаем восковые фигурные свечи к праздникам. 2. «Сойка счастье возвещает!» — танцевальный вечер. 3. Повествование о людях с ограниченными возможностями здоровья: их достижения, роль в истории. 4. Генеральная Ассамблея ООН в 1992 году на 47-й сессии в специальной резолюции провозгласила 3 декабря Международным днём инвалидов |
Проект: Клуб общения для инвалидов
Работники клубных учреждений, которые решат разработать проект работы любого клубного формирования для инвалидов, могут обратить внимание на предлагаемый проект Клуба общения. Название можно придумать совместно с участниками. Главное – определить направления работы клубного формирования.
Цель проекта – развитие социально-значимых качеств, необходимых для адаптации и интеграции инвалидов в социум, посредством организации клуба общения.
Задачи:
1. создание условий и благоприятной обстановки для самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья;
2. адаптация инвалидов в условия реальной жизни, формирование навыков взаимодействия с окружающими;
3. повышение социального статуса инвалидов, создание дополнительных стимулов для саморазвития и совершенствования.
Описание проекта
Клуб общения для инвалидов представляет собой цикл мероприятий, направленных на достижение поставленной цели. Учитывая специфику данной категории людей, встречи должны проходить с периодичностью 1 – 2 раза в месяц. Для формирования личности, способной принимать себя таким, какой ты есть, быть уверенным в себе и чувствовать себя полноценным членом общества, необходимо определить методы воздействия.
В этом проекте сделан упор на игру, так как именно театрализация раскрепощает человека, развивает чуткость и наблюдательность к окружающим, а значит и понимание; театр заставляет бороться с комплексами, учит не зацикливаться на своих недостатках.
Занятия в Клубе включают следующие виды деятельности:
1. ролевая игра – заключается в разыгрывании различных ситуаций, с которыми часто сталкивается человек в повседневной жизни. Помимо освоения навыков поведения в жизни, люди с ограниченными возможностями здоровья борются со стеснением, застенчивостью, ведь игра предполагает мини-выступление перед публикой, где нужно импровизировать и фантазировать.
2. занятия оригами, которое развивает моторику и снимает напряжение;
4. работа с пластилином;
5. подготовка сценария;
6. подготовка костюмов;
7. оформление пригласительных билетов;
Предполагается, что театрализованное выступление будет проводиться перед разной публикой. В день выступления может быть организована выставка работ инвалидов.
Актуальность проекта
Долгое время считалось, что инвалид – это только дефекты и ничего полезного для общества, и оптимальный выход из сложившейся ситуации видели в его изоляции. Но современное общество изменило взгляд на эту проблему: в человеке с ограниченными возможностями здоровья стараются видеть не его дефекты, а личность, члена общества.
Сейчас взят курс на интеграцию инвалидов в общество. Открываются реабилитационные центры, помогающие инвалидам адаптироваться в социуме; создаются законы, условия, обеспечивающие инвалидам полноценную жизнь в обществе, но, к сожалению, практика показывает, что все эти мероприятия находятся на стадии становления. Если ребенок-инвалид до 18 лет еще находится под защитой государства и у него есть возможность получить среднее образование, посещать реабилитационный центр, где сможет обрести друзей, ежегодно его приглашают на различные праздники, то с наступлением совершеннолетия общество «закрывает» перед молодым инвалидом многие двери.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции инвалидов в социум. И Клуб общения, организованный клубным учреждением, в данном случае является оптимальным вариантом решения проблем людей с ограниченными возможностями здоровья. Так клуб дает человеку не только «выход в свет», но и возможность приобрести новые знания, навыки общения с окружающими, и, как следствие, побороть свои страхи и комплексы.
Целевая аудитория проекта
Численность группы составляет 15 человек (цифра может меняться в зависимости от количества членов Клуба общения) в возрасте от 18 лет.
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО – ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Также, не следует забывать о духовной сфере человеческой жизни. Ведь именно в области культуры, искусства результаты деятельности человека не связаны напрямую с состоянием его здоровья. В наше время люди с ограниченными возможностями все чаще заявляют о своем высоком духовном и культурном потенциале.
Поэтому так необходимы сейчас усилия общественных организаций, в том числе культурно-досуговых учреждений, направленные на содействие творческой самореализации и личностному росту людей с ограниченными возможностями здоровья, и, прежде всего, молодежи.
При организации досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья в целях их оптимального вхождения в социокультурное пространство и восстановления социокультурных связей, необходимо ориентироваться на наличие специализированной политики государства, учитывающей индивидуальные особенности данной группы населения.
В отношении людей с ограниченными возможностями, культурно-досуговая деятельность, представляет собой процесс создания условий для организации свободного времени, связанный с реализацией их потребностей и интересов, обладающий личностно-развивающим характером, социально-ценностной ориентацией и самореализацией.
Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации, самоутверждения и самореализации инвалидов, но ограничено, в связи с недостаточным уровнем развитости и доступности.
При этом важно учитывать, что молодые инвалиды существенно отличаются от инвалидов зрелого возраста, также как инвалид с детства – от человека, ставшего инвалидом, будучи уже взрослым.
Для молодых инвалидов культурно-досуговая деятельность выступает процессом формирования условий для организации свободного времени, связанного с реализацией их потребностей и интересов, обладающего личностно-развивающим характером, социальной ориентацией и самореализацией.
Итак, при организации культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями, следует учитывать:
учет индивидуальных психофизиологических особенностей людей с ограниченными возможностями;
организация культурно-досугового пространства в процессе реабилитации людей с ограниченными возможностями;
Рассмотрим условия, которые способствуют восстановлению социальных и психологических и физических функций инвалидов посредством организации культурно-досуговой деятельности:
Создание щадящих условий (благоприятные условия труда, рациональный режим труда и отдыха; использовать гибкий режим рабочего времени), упрощенного режима;
Использование коррекционно-воспитательной направленности работы специалистов;
Использование методов, средств и приемов, с учетом возможностей молодых инвалидов;
Разделение требований и индивидуализирование обучения, то есть модифицирование рабочей программы (зависит от деятельности учреждения);
Создание особых кружков для молодых инвалидов, с целью повышения уровня развития инвалидов и побуждения интереса к совместной деятельности;
Учет особенностей психического развития, причины трудного поведения при организации коррекционно-воспитательной работы.
К наиболее распространенным формам организации культурно-досуговой деятельности относят:
1. Создание кружков и клубов. Наличие на территории муниципального образования людей с ограниченными способностями объединенных общностью интересов и способных к самостоятельному передвижению или с незначительной посторонней помощью.
2. Кружки прикладного творчества.
3.Кружки художественного самодеятельного творчества, в том числе литературного или творческого объединения со смешением жанров.
4. Клубы выходного дня для родителей детей-инвалидов.
5. Игровые программы (специально подготовленные, с учетом физических и умственных способностей людей с ограниченными возможностями).
6. Организация праздников, концертов.
7. Постановка спектаклей.
8. Организация информационно-просветительских программ.
9. Проведение различных реабилитационных программ, например, арт-терапия, которая включает в себя группу лечебных и коррекционных методов, применяемых специалистами с соответствующей профессиональной подготовкой, на основе одной из экспрессивных модальностей – визуальных искусств, музыки, искусства театра и танца.
Таким образом, организация культурно-досуговой деятельности с инвалидами является важной, но одновременно и трудной задачей современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Люди с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают организации клубного типа нуждаются во временной или постоянной посторонней помощи в связи с полной или частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные, жизненные потребности, так как имеются ограничения способности к самообслуживанию. Восстановление способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности, посредством организации культурно-досуговой деятельности.
Интеграция в социокультурное пространство обеспечивается во многом благодаря клубам для инвалидов, где реализуется процесс творческой, физкультурно-оздоровительной реабилитации и организации календарных праздников, конкурсных мероприятий, отдыха для людей с ограниченными возможностями.
Под клубным учреждением понимается социальная организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского, и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством .
За словами Г.П. Щедровицкого, клуб создается для удовлетворения интересов его участников, членство в котором является добровольным, и каждый человек выступает как индивид, поведение и взаимодействие которого с другими людьми определяется его внутренними качествами.
Одним из направлений деятельности клубов для людей с ограниченными возможностями является творческая реабилитация – процесс, способствующий развитию личностного потенциала молодого человека благодаря различным видам художественной деятельности, направленной на приобщение к творчеству, накопление знаний в его различных направлениях; приобретение практических умений и навыков, развитие художественных способностей, речи, моторики, логоритмики, вкуса.
Примером клубной работы могут служить клубы – «Бисероплетение», «Изонить», «Мягкая игрушка», «Тестопластика», «Вышивание», эффективной может быть деятельность клубных объединений, развивающих техническое творчество, а также вокальные, хореографические, театральные способности инвалидов.
Для успешной реабилитационной работы клубов может быть организована кружковая работа, проведение фестивалей творчества, выставки работ.
Целью деятельности клубных объединений является формирование у инвалидов ориентации на совместную творческую деятельность как средства развития, самореализации и интеграции в общество.
Отдых, досуг и восстановление душевных сил, наряду с производственной деятельностью – важные составляющие в жизни каждого человека. Люди с ограниченными возможностями лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью. Именно поэтому досуг играет для них огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции инвалида в общество.
Наиболее прогрессивным методом социокультурной реабилитации инвалидов, естественной формой изменения эмоционального состояния, является арт-терапия. Арт-терапия – это метод психотерапии, использующий для лечения художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое.
Арт — терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также, творческому самовыражению – с другой. В процессе творчества инвалид гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи.
Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате инвалид правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности.
Итак, мы приводем примеры форм работы для лиц с ограниченными возможностями, которые могут быть использованы как в клубе, так и поза его пределами, как арт-терапия.
Чтение книг помогает человеку с ограниченными возможностями лучше любого психолога. Ведь с помощью литературы можно не спеша рассмотреть и понять сложную жизнь человека, а на художественных примерах найти то, что способно сделать ее интересной, яркой и радостной. Зачастую прочтение биографии известной личности с непростой судьбой возвращает инвалиду веру в свои возможности. А специально подобранная литература помогает снять напряжение и получить удовольствие от жизни.
Изотерапия – это уникальный инструмент, применяемый в психотерапии, педагогике, медицине, культуре, социальной работе и психологии. Рисование помогает инвалидам справиться со своими личностными и психологическими проблемами, а также способствует гармоничному развитию всех человеческих функций.
Рисуя свою проблему, человек оставляет на бумаге все негативные эмоции. Занятие искусством всегда приносит творческое удовлетворение.
Очень распространена в использовании фототерапия – художественное фотографирование.
Созерцание произведений живописи, скульптуры, архитектуры вызывает не только эстетические и познавательные импульсы, но и исцеляющие: возрастает энергетический тонус, улучшается самочувствие, происходит самовосстановление.
Прослушивание спокойных и гармоничных музыкальных произведений способствует снятию напряжения и устранению негативных эмоций у лиц с ограниченными возможностями. Применяться они могут, в качестве самостоятельного средства реабилитации, или как дополнение к другому виду деятельности, например к лепке, рисованию и т.д.
Не менее значимо для инвалидов пение. Оно помогает обогатить их новыми впечатлениями, развить инициативу, самостоятельность и одновременно с этим корректирует имеющиеся недостатки.
Проводя мероприятия, каждый человек имеет возможность взять участие, то есть показать свои способности или просто продемонстрировать стремление к жизни, почувствовать ощущение нужности в социуме.
4. Игровая деятельность с элементами театрализации
Участие в фольклорном фестивале для инвалидов означает расширение коммуникативного пространства, осознание своего единения с другими членами общества. Используемые здесь игровые элементы социокультурных технологий имеют и адаптивное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное значение.
Хорошие возможности для социальной реабилитации инвалидов дают методики игротерапии, особенно с элементами театрализации: используются игры, способствующие развитию внимания, памяти, наблюдательности. Игровые программы с песнями, танцами, викторинами способствуют активизации участников, межличностному общению, снижению усталости. В народных играх сконцентрирован положительный опыт поколений, динамические процессы жизни. Они развивают целеустремленность, лидерство, дают мышечную разрядку, способствуют приближению к ритмам природы.
В досуговой работе целесообразно использовать тематически выдержанный игровой комплекс, состоящий из конкурсной деятельности. При этом важно, чтобы были учтены психические и физические особенности участников: игра не должна ставить участников в затруднительное положение и вызывать у них неуверенность в своих силах.
Игротерапия на открытых сценических площадках востребована и детьми, и взрослыми. Игра позволяет сбросить напряжение, избавиться от депрессии, побуждает активизироваться физически и умственно в спонтанном выражении, погружает участников в атмосферу эмоционального комфорта. Театрализованные действа на открытых сценических площадках несут раскрепощение и зрителю, и актеру. Нередко зрители становятся актерами. Вовлекаемые в действо люди с ограниченными возможностями здоровья как бы «отыгрывают» болезненные для себя жизненные или психологические ситуации, ищут и приобретают оптимальные жизненные роли.
Полученные инвалидом положительные эмоции через участие в массовых мероприятиях, дадут эффект, если будут проводиться системно, в рамках целевых программ.
5. Лепка из глины
Глинотерапия – эффективный способ реабилитации, сочетающий комплекс медицинских, валеологических, культуроориентированных комплексов, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами. Издавна известно о лечебных свойствах глины, обладающей антисептическими, абсорбирующими свойствами.
Практические занятия по изготовлению глиняной игрушки, сочетаются с рассказом об истории возникновения игрушки, сложившихся народных традициях и технике изготовления. Лепка способствует развитию мелкой моторики, координации и согласованности движений рук. Роспись изделия вырабатывает пластичные движения, формирует чувство ритма, объема, пропорций, цвета, воспитывает художественный вкус.
Творческая работа с природными материалами – это важный фактор формирования трудовых навыков, аккуратности, планирования, способствующий развитию воображения, пространственного мышления.
Во время занятий прикладным творчеством люди с ограниченными возможностями здоровья получают массу впечатлений, заряд положительной энергии, делают шаг навстречу самостоятельной и независимой жизни, интеграции в общество. Порой почувствовать себя нужным можно просто создавая что-нибудь собственными руками.
Паркотерапия – одна из инновационных здоровьесберегающих технологий социально-культурной деятельности. В современных условиях на парки культуры ложится не только культурно-досуговая нагрузка, но и весомая рекреативно-оздоровительная нагрузка.
Основываясь на исследованиях современных ученых, выделяют следующие направления этой технологии:
1) Ландшафтотерапия – исцеление происходит благодаря воздействию природной красоты (природы). Неоценимо положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека природной среды в целом, так как именно в обстановке естественной природы осуществляется ее комплексное воздействие через все органы чувств. Зеленые насаждения способствуют оздоровлению организма человека. Человек невольно видит в растении, животном или камне «нечто человеческое», и возникает чувство единения с природой, придающее новые творческие и физические силы.
2) Акватерапия, фонтанотерапия – перенос театрализованных программ на водные просторы добавляет зрелищности. Во всех культурах вода почиталась как источник и символ жизни, как носитель информации. Издревле было известно успокаивающее и релаксирующее воздействие неторопливого течения проточной воды.
3) Садовая терапия – один из старейших видов активной терапии, которая практикует физическое и психологическое исцеление человека через общение с растениями. Садовая терапия основывается на взаимодействие человека с природой, специалисты рассматривают этот процесс не только как положительную физическую нагрузку, но и как возможность постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии.
7. Ручная работа (вышивание, вязание на спицах или крючком, бисероплетение, собирание пазлов) – это отличный вариант досуга для лежачих инвалидов, при условии, что они на нее способны. Подобное времяпровождение помогает снять стресс, нервное перенапряжение, раздражительность и вместе с этим развить мелкую моторику.
8. Издание газеты.
Потребность в собственном печатном органе возникла давно. Поэтому ребятам очень интересно выпускать небольшими тиражами информационные листки. Например, можно выпустить издание «Наша газета». Также они могут брать участие в различных областных конкурсах. Давно известно, что многие инвалиды даже были победителями. А это стимул для них, который приносит огромный результат.
9. Мастерская тестопластики «Волшебный мир».
Тестопластика сейчас необычайно популярна как вид прикладного искусства. Для инвалидов это еще и способ развития мелкой моторики, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.
Культурно-массовая работа – это деятельность, направленная на проведение досуга инвалидов и организацию их отдыха. Культурно-досуговые мероприятия должны проходить интересно. Все праздники обязательно отмечаются большими концертными программами, главные участники которых – инвалиды. Под руководством педагогов готовятся к культурно-досуговым и развлекательным мероприятиям: конкурсам, концертам, вечерам.
Без реализации права на отдых и досуг, жизнь человека с ограниченными возможностями нельзя назвать полноценной. Именно поэтому в последние годы разрабатываются новые методы в социокультурной реабилитации, которые позволяют этой категории людей адаптироваться в обществе.
Таким образом, использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Специфические формы культурного досуга, определяемые существующими социокультурными условиями, оптимизируют процесс профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованных источников
1.Верещак, В.В. Особенности организации досуга людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. –http://folkro.ru/userfiles/application_vnd.openxmlformats-officedocument.wordprocessingml.document/54ef1b477f0a8.docx
2.Григорьева, О.Е. Люди с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – https://www.coe.int/ru/web/portal/people-with-disabilities
3.Концепция о социокультурной политике в отношении инвалидов в РФ [Электронный ресурс]. – http://docs.cntd.ru/document/902110985
4. Нагорнова, А.Ю. Организация досуговой деятельности с инвалидами [Электронный ресурс]. –http://studopedia.su/9_63990_organizatsiya-dosugovoy-deyatelnosti-s-invalidami.html
5.Плохова, И.А. Социальная реадаптация людей-инвалидов посредством арт-терапии [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Плохова, Н.В. Бибикова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2014. – 69 с.
Источник