Структура и особенности системы здравоохранения в РФ
социальный здравоохранение гражданин
Под «здравоохранением» сегодня понимают общественно-социальную функцию общества (государства) по охране и укреплению здоровья населения. Особенность текущего момента – организационная перестройка здравоохранения, характеризующаяся многоукладностью видов медицинской помощи. Наряду с основной бюджетно-страховой системой здравоохранения формируются новые модели медицинской помощи населению, прежде всего частная медицина [8].
Бюджетно-страховая система здравоохранения обеспечивается средствами государственного бюджета (федерального и регионального) и внебюджетными средствами медицинского страхования – обязательного государственного социального медицинского страхования (ОМС) и добровольного, частного медицинского страхования (ДМС).
Структура здравоохранения «Вертикаль» управления и контроля над учреждениями здравоохранения включает министерский (федеральный), региональный (крупные центры и города) и местный (муниципальный) уровни. Государственные (федеральные, региональные, муниципальные) органы управления здравоохранением имеют право контролировать работу частных медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей [5]. В свою очередь, административные органы исполнительной власти, отвечающие за общественную систему здравоохранения, находятся под юрисдикцией органов законодательной власти (Государственная Дума, Совет Федерации). Надзор за исполнением законов в области здравоохранения, в свою очередь, осуществляют органы и учреждения судебной власти.
Особая роль в нашем государстве отводится структурам президентской власти.
По конституции именно Президент РФ руководит государственной политикой в области охраны здоровья граждан.
В структурном, организационном плане общественная система здравоохранения интегрирует различные типы предприятий и учреждений:
– федеральные и региональные органы и учреждения здравоохранения (государственная, бюджетная система здравоохранения);
– органы и учреждения государственной системы ОМС;
– частные медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи (органы и учреждения ДМС и частного медицинского страхования);
– религиозные медицинские организации, общественные, организации и учреждения милосердия и благотворительности.
Для обеспечения разноплановой деятельности и медицинских функций выделяют профиль учреждений здравоохранения:
2. Охраны материнства и детства.
3. Санитарно-эпидемиологической службы.
5. Патологоанатомической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы.
7. Предприятия медицинской промышленности: медицинских изделий и фармацевтики.
8. Образовательные и научно-исследовательские.
Здоровье человека, как известно, зависит всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды, и многочисленных социальных влияний [7]. Эти две составляющие здоровья человека – биологическое и социальное – находятся в диалектическом единстве и тесной взаимосвязи.
В мировой практике здравоохранения большое значение имеет профессиональная совместная деятельность медиков и социальных работников.
Целью социальной работы в здравоохранении, как и целью медико-социальной работы, является достижение как можно более высокого уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.
Трудная жизненная ситуация и патология здоровья взаимно потенцируют друг друга и порождают так называемый порочный круг, который трудно преодолеть исключительно с помощью мер медицинского характера.
Объектом социальной работы в здравоохранении являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые становятся взаимно отягощающими и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий [10]. Работа с такими контингентами тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно сталкиваются с рядом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.
Социальная работа в здравоохранении имеет много общего с медико-социальной помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение функций между медицинскими и социальными работниками [15].
При определении функций специалиста социальной работы в конкретном учреждении здравоохранения и построении технологий его работы с клиентами целесообразно использовать классификацию, согласно которой функции, выполняемые в рамках медико-социальной работы, разделены на три группы: медико-ориентированные, социально ориентированные и интегративные.
Отечественный опыт социальной работы в системе здравоохранения крайне ограничен и находится в стадии становления и внедрения. Распространению практики профессиональной деятельности специалистов по социальной работе в российском здравоохранении мешает ведомственная разобщенность, что, нередко, является камнем преткновения для реализации самых прогрессивных программ и проектов в области охраны здоровья населения [21].
В структуре большинства учреждений системы здравоохранения до настоящего времени не предусмотрены штатные единицы специалистов по социальной работе, а необходимость решения социальных задач на этапах оказания медицинской помощи, безусловно, чрезвычайно важна. Эта функция вне компетенции возложена и отчасти выполняется на практике медицинскими работниками, которым не хватает знаний по дисциплинам: социальная работа, социология, политология, правоведение, психология, педагогика и др.
Перспективным направлением расширения предметной сферы профессиональной деятельности социальных работников является освоение сферы социальных услуг в учреждениях системы здравоохранения.
Биологические факторы характеризуются определенными анатомо-физиологическими особенностями функциональных систем организма, обеспечивающих устойчивость биологической системы в целом, ее уровень адаптационных ресурсов при взаимодействии с окружающей средой, а также наследственную предрасположенность биологических признаков и функциональных особенностей организма. В то же время в совокупности социальные условия создают определенную социальную среду, в которой проявляются биологические факторы [33].
Вместе с тем врожденные наследственные заболевания, дефекты физического и психического развития, наследственная предрасположенность к ряду заболеваний как изменения биологической системы организма, в свою очередь, оказывают воздействие на социальную среду.
Состояние социальной среды обитания человека, экономическое благополучие общества определяют такие демографические показатели, как рождаемость, смертность, структура заболеваемости населения, и др., являющиеся предметом специальных медико-социальных исследований, на основе которых разрабатываются различные комплексные программы оздоровления общества.
Решая сходные проблемы, направленные на улучшение благосостояния общества и конкретного индивидуума, медицина и социальная работа используют различные методологические подходы [24].
Медицина преимущественно исследует анатомо-физиологическое состояние организма человека в целом и его отдельных систем, выявляя отклонения от физиологической нормы, диагностирует патологические изменения в организме, определяет причинно-следственные связи, лежащие в их основе, механизмы развития заболеваний. При этом используются различные методы для более полного восстановления организма, нормализации его физиологических процессов.
К задачам социальной работы относятся выявление ведущих социальных факторов. Наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию, и генеалогического дерева, возможно, влияющих на состояние здоровья детей. Весьма важно выявить наследственные заболевания или состояния (алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.), которые могут оказать влияние на здоровье будущего поколения.
Изучив структуру и особенности здравоохранения можно отметить наиболее значимые факты:
Во-первых, «здравоохранение-это общественно-социальная функция государства по охране и укреплению здоровья населения.
Во-вторых, Бюджетно-страховая система здравоохранения обеспечивается средствами государственного бюджета на федеральном и региональном уровнях.
В-третьих, по конституции президент РФ руководит государственной политикой в области охраны здоровья граждан.
В-четвертых, структура организации общественной системы здравоохранения интегрирует различные типы предприятий и учреждений.
Таким образом, социальная работа в системе здравоохранения находится в процессе становления и развития. Переквалификация медицинских работников, на данный момент, в связи с необходимостью внедрения социальной работы играет значительную роль. Социальная работа в здравоохранении, является достижением более высокого уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием, что в свою очередь закреплено в нормативно правовой базе социальной работы в здравоохранении
Источник
Глава 8. Организационные основы здравоохранения
8.1. Общие положения
Нормативная правовая база в области охраны здоровья граждан определяет организационную основу оказания населению РФ медицинской помощи. Такой основой является система здравоохранения, структурные элементы которой законодательно закреплены в соответствующих правовых актах.
Система здравоохранения представляет собой совокупность федеральных органов управления здравоохранением, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также субъектов частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья граждан.
Организационно-функциональная структура системы здравоохранения РФ представлена на рис. 8.1.
В соответствии с законодательством РФ в Российской Федерации в зависимости от форм собственности и источников финансирования в выделяют три системы здравоохранения:
К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан и их территориальные органы, Российская академия медицинских наук, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан, а также подведомственные им медицинские и фармацевтические организации.
К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также подведомственные им медицинские и фармацевтические организации.
Рис. 8.1. Организационно-функциональная структура системы здравоохранения Российской Федерации
Государственную и муниципальную системы здравоохранения можно объединить общим названием «общественная система здравоохранения».
К частной системе здравоохранения относятся медицинские, фармацевтические и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья граждан, которые создаются юридическими и физическими лицами.
Субъекты частной системы здравоохранения вправе наряду с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения участвовать в реализации государственной политики в сфере здравоохранения, формировании рынка медицинских услуг, решении задачи обеспечения граждан квалифицированной медицинской помощью. Деятельность частных организаций здравоохранения основывается на принципах применения единых в сфере здравоохранения нормативных правовых актов, стандартов медицинской помощи и этических норм.
Выделение государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения достаточно условно. Поэтому правильнее считать, что в Российской Федерации действует единая система здравоохранения, подчиненная решению целого комплекса задач по сохранению и укреплению здоровья граждан, а внутри этой системы имеются три сектора: государственный, муниципальный и частный.
8.2. ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Учреждения, входящие в систему здравоохранения РФ, оказывают населению различные виды медицинской помощи. Медицинская помощь — совокупность лечебно-профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, отравлениях, а также при родах, лицами, имеющими высшее и среднее медицинское образование.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в том числе на дому при вызове медицинского работника, в дневном стационаре), то есть в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения;
3) стационарно, то есть в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
Существуют несколько классификаций видов медицинской помощи. Согласно «Основам» выделяют:
— первичную медико-санитарную помощь, в том числе доврачебную, врачебную;
— специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь;
— скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь;
— паллиативную медицинскую помощь.
Наиболее массовым видом медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи гражданам и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний и их медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях.
Специализированная медицинская помощь включает в себя лечение заболеваний, требующих специальных методов диагностики и лечения, использования сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в специализированных амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях.
Высокотехнологичная медицинская помощь включает в себя применение новых, сложных и/или уникальных, а также ресурсоемких методов лечения, включая клеточные технологии, роботизированную технику, информационные технологии и методы генной инженерии. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, устанавливаемым Минздравсоцразвития России.
Скорая медицинская помощь — круглосуточная экстренная медицинская помощь при внезапных заболеваниях, угрожающих жизни больного, травмах, отравлениях, преднамеренных самоповреждениях, родах вне медицинских учреждений, а также катастрофах и стихийных бедствиях (подробнее см. гл. 15).
Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на улучшение качества жизни безнадежно больных граждан и членов их семей, с целью избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания. Паллиативная медицинская помощь оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по вопросам оказания паллиативной помощи.
Другая классификация видов медицинской помощи основывается на номенклатуре учреждений здравоохранения, а также стоящих перед ними задачах:
— амбулаторно-поликлиническая (внебольничная) медицинская помощь;
— больничная (стационарная) медицинская помощь;
— неотложная медицинская помощь;
— скорая медицинская помощь;
— санаторно-курортная медицинская помощь.
По форме оказания медицинская помощь может быть:
— плановая — медицинская помощь, оказываемая при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью;
— неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни и не требующих экстренной медицинской помощи;
— экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных, опасных для жизни состояниях, острых заболеваниях, обострении хронических заболеваний, для устранения угрожающих жизни пациента состояний.
Кроме того, медицинскую помощь с учетом этапов ее оказания и уровня специализации можно классифицировать следующим образом:
Перечень видов медицинской помощи, с одной стороны, во многом зависит от поставленных перед системой здравоохранения задач, с другой — влияет на формирование организационной структуры и номенклатуры самих учреждений здравоохранения.
8.3. НОМЕНКЛАТУРА УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Населению Российской Федерации медицинскую помощь в государственном, муниципальном и частном секторах здравоохранения оказывают различные медицинские организации.
Медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. К медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. В системе здравоохранения РФ действуют некоммерческие и коммерческие медицинские организации (организации здравоохранения).
Основной формой некоммерческих организаций здравоохранения являются учреждения здравоохранения. Государственное или муниципальное учреждение здравоохранения может быть автономным, бюджетным или казенным.
Казенное учреждение создается в сфере управленческой деятельности (для исполнения государственных, муниципальных функций). Бюджетное и автономное учреждения создаются для выполнения государственных, муниципальных работ и оказания услуг. Основными в сфере здравоохранения являются бюджетные учреждения.
Кроме того, к некоммерческим организациям здравоохранения относятся некоммерческое партнерство и автономные некоммерческие организации.
Основными формами коммерческих организаций здравоохранения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные товарищества (полные и коммандитные) и хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью).
Номенклатура учреждений здравоохранения утверждается федеральным органом управления здравоохранением. В настоящее время действует приведенная ниже единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденная приказом МЗиСР РФ от 07.11.05 № 627: 1. Лечебно-профилактические учреждения.
1.1. Больничные учреждения. 1.1.1. Больницы, в том числе:
— городская, в том числе детская;
— городская скорой медицинской помощи;
— центральная (городская, районная);
— областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная).
1.1.2. Специализированные больницы, в том числе:
— восстановительного лечения, в том числе детская;
— инфекционная, в том числе детская;
— психоневрологическая, в том числе детская;
— психиатрическая, в том числе детская;
— психиатрическая (стационар) специализированного типа;
— психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;
— туберкулезная, в том числе детская;
1.1.3. Госпитали всех наименований.
1.1.4. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.
Источник