Меню

Организации семьи воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие.

Воспитание в семье, где растет ребенок с ОВЗ, имеет свои особенности.

Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
seminar_osobennosti_vospitaniya_s_detmi_ovz.docx 20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка , личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы , найти помощь, понимание и сочувствие.

Воспитание в семье, где растет ребенок с ОВЗ, имеет свои особенности.

Во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка.

— Какие особенности семейного воспитания ребенка с ОВЗ можно отметить?

Существует несколько схем отношения родителя к ребёнку

с определенным дефектом.

— отрицание дефекта у ребёнка – родители не признают и не принимают никаких ограничений возможностей, более того, ожидают и настаивают на высокой успешности во всех видах его деятельности;

— чрезмерная защита, опёка, охрана – родители испытывают большое чувство жалости и сочувствуют своему ребёнку, которые проявляют в гиперопеке, заботе, чрезмерной любви, защите. В данном случае родители готовы сделать для ребёнка все возможное;

— отвержение или отречение от ребёнка – родители отрицательно относятся к ребёнку, родители чувствуют и осознают свои враждебные чувства по отношению к своему ребёнку.

— отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Родители переоценивают или же наоборот, недооценивают дефект и владеют недостаточной информацией о том, как учить ребёнка и чему его учить, как воспитывать его и как управлять его поведением. Таким образом, большинство детей с ОВЗ лишаются возможности развиваться, развивать свои способности, реализовывать свои интересы, желания и т.д.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная , целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Помощь семье в этом может оказать ДОО и специалисты, работающие и с ребенком, и с родителями.

— Какую же поддержку может оказать ДОО родителям особенного ребенка?

Алгоритм комплексного сопровождения детей с ОВЗ в рамках дошкольного учреждения подразумевает следующие действия:

— повышение компетенции психолого-педагогической стороны у всех участников комплексного сопровождения, и родителей в том числе;

— психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ, с последующим определением основных направлений коррекционно-развивающей работы, а также составление индивидуальных адаптированных развивающих и коррекционных программ;

— обязательное включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ, а также информирование родителей о полученных результатах работы с детьми;

Из перечисленных пунктов, остановимся на взаимодействии с родителями, так как это является непростым процессом, в большей степени, успешность которого зависит от достижения целей воспитания, обучения и коррекции. В данном случае, взаимодействие должно рассматриваться как социальное партнерство, подразумевающее участие в воспитательно — образовательном процессе, в равных долях, как семьи, так и детского сада.

Формы работы с родителями предполагают как групповой, так и индивидуальный характер работы.

Перечислим эффективные методы работы с родителями детей с ОВЗ:

— самодиагностика отношения родителя к ребёнку с особенностями развития;

— консультирование родителей по запросу;

— знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребёнка;

— информирование родителей о результатах обследований психолого-педагогического характера, а также о результатах коррекционно-развивающей работы.

— Расширение психолого-педагогической грамотности родителей, обучение взаимодействию с особенным ребенком.

Обучение родителей происходит непосредственно на коррекционных занятиях, когда педагог занимается с ребенком в присутствии родителей.

Помимо обучения родителей, в процессе коррекционных занятий хороший эффект дают тренинги родительских умений с целью овладения различными развивающими методиками, которые легко использовать в повседневной жизни. Благодаря этому родители могут любое домашнее дело превратить в «коррекционное» занятие со своим ребенком.

Очень ценным является общение с родителями, имеющими ребенка со схожими проблемами , но старшего возраста, имеющими опыт воспитания ребенка с ОВЗ . Родители, как правило, больше доверяют информации полученной от других родителей, чем от специалистов.

Большинство детей с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью: они быстро становятся вялыми и раздражительными и не могут длительное время удерживать внимание на одном задании. Если у ребенка не получается что-либо сделать, то у него пропадает интерес, сопровождающийся иногда двигательным беспокойством, проявляющимся в суетливости, жестикуляции. У других детей с ОВЗ проявляется повышенная возбудимость, беспокойство, раздражительность, упрямство, быстрая смена настроения. При воспитании такого ребенка необходимо быть терпеливым и доброжелательность и ни в коем случае не повышать голос. Особенно это касается чрезмерно впечатлительных детей, которые болезненно реагируют на тон голоса, а настроение матери (преимущественно на ухудшение).

Для детей с ОВЗ необходимым условием воспитания является четкое соблюдение режима дня, особенно детьми с нарушением сна, нервная система которых не отдыхает, а активно работает в течение ночи, чему способствует беспокойный сон и страшные сновидения. Родителям таких детей так же рекомендуется избегать активных игр перед сном, просмотра телевизора и других раздражителей.

У многих детей с ОВЗ ограничены представления об окружающем мире, поэтому очень важно и нужно расширять кругозор ребенка, знакомить с различными предметами и приучать к различным явлениям, не перегружая его впечатлениями.

Очень важно воспитывать в ребенке активность для того, чтобы в нем не выработались такие качества как неуверенность и боязливость. Необходимо постоянно давать определенные поручения, для того, чтобы у него появился интерес к труду.

Одним из важных педагогических принципов – является воспитание уверенности в себе у ребёнка с ОВЗ. Ребёнка необходимо научить компенсировать неблагоприятные последствия заболевания или травмы. За счёт сильных сторон ребёнка можно добиться той самой компенсации, путём уравновешивания сильных и слабых сторон ребёнка.

Именно родители должны дать понять ребенку его принадлежность и показать, что болезнь — это лишь одна из сторон его личности, но у него так же есть качества и достоинства, которые необходимо развивать и не зацикливаться на проблемах и болезнях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности семейного воспитания в условиях логопедической работыРечевая коммуникация, если учесть ее виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что.

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим значение семьи в его жизни.

Влияние семьи на ребенка.

«Особенности семейного воспитания ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».

Консультация для родителей.

задачи, которые призвана решать семья: укрепление здоровья, совершенствование культурно – гигиенических навыков, развитие речи ребенка; ознакомление с миром природы, развитие отношений со взрослыми и .

Роль семь в коррекционном воспитании ребёнка.Характеристика ребёнка с нарушениями речи.Основные положени коррекционной работы с данной категорией детей при организации сотрудничества с родителями и со.

Источник

Работа с семьей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья
статья

Работа с семьей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

Вложение Размер
07.11.2020.docx 21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с семьей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Семья — микросоциум, в котором, не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества. Существует прямая зависимость развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития ребенка. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, рассматривает её как реабилитационную структуру, с возможностями по созданию благоприятных условий для его развития и воспитания. Каждая семья, воспитывающая ребенка с особыми образовательными потребностями, сталкивается с массой проблем, требующих решения и квалифицированной помощи.

Общество, школа, специалисты ППМС центров, объединив свои усилия, должны и могут принять участие в жизни семьи, оказать содействие, входящее в круг их полномочий. Семьи отличаются друг от друга, каждая из них уникальна, так же как и ребенок который в ней воспитывается. Вот почему и спектр проблем семьи, особенности внутрисемейных отношений и, следовательно, работа с семьей становится уникальным в каждом отдельном случае. При этом учитываются такие существенные факторы как: состав семьи, ее культурный уровень, религиозные убеждения, особенности семейного воспитания и т.п.

Состав любой семьи не является постоянной величиной, дети вырастают, заводят свои семьи. Как следствие меняются и остальные характеристики. Культура семьи, уровень образования всех ее членов является базисом для создания и развития стиля семейного воспитания, взаимоотношений между всеми членами семьи, подходом к воспитанию детей. Ценностные ориентиры семьи оказывают непосредственное влияние на ее способность успешно функционировать на протяжении всего жизненного цикла.

Немаловажным является социально-экономический фактор. «Особый» ребенок требует значительных материальных затрат на обеспечение ему полноценного жизненного пространства, особых условий воспитания и обучения.

Рождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это серьёзный стресс для семьи, существование которой характеризуется следующими особенностями:

— родители постоянно находятся в состоянии психофизического и эмоционального напряжения;

— испытывают чувство страха и неуверенность за будущее своего ребёнка;

— стараются скрыть от окружающих факт рождения «особого ребёнка», ограничивают круг внешних контактов, снижается социальный статус семьи;

— возможности ребёнка не соответствуют ожиданиям родителей, в результате чего у них возникает раздражительность, неудовлетворённость;

— нарушаются внутрисемейные отношения;

— у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни.

Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:

— медицинские проблемы : получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;

— экономические проблемы : в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;

— проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а также приобретением высококачественных технических средств;

— социально-профессинальные проблемы семьи — это повышение родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;

— психологические проблемы , которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющийся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. В такой семье необходимо больше духовного общения между детьми и родителями. Это общение наиболее полно раскроет личность ребенка, позволит родителям взглянуть на него по-новому.

На протяжении своей жизни ребенок получает помощь педагогов и специалистов, сначала в службах ранней помощи, затем в детском саду, школе. Содружество школы и семьи является гарантией результативности коррекционно-развивающего обучения. Достижение этого эффекта только со стороны педагогов недостаточно для динамики в развитии ребенка. Необходима преемственность работы школы и семьи.

Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ступени развития ребенка, пройденные совместно с родителями и педагогами оказываются не столь крутыми и тяжелыми для семьи. Немаловажным являются мероприятия, направленные на «излечение» общества от стереотипов, связанных с особенностями детей с ОВЗ. Совместные мероприятия (на уровне ДОУ, школы, района и т.п.) могут стать «лекарством» для тех, кто не до сих пор не изменил своего отношения к «особым» детям. В таком случае семья с «особым» ребенком не будет маскировать свои проблемы, прятать их.

Исследования доказывают, что своевременная – ранняя – помощь ребенку помогут сгладить имеющиеся проблемы и недостатки в развитии, а порой и устранить их, обеспечив полноценное развитие ребенка. Ранее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и методическая помощь семье проблемного ребенка позволяют предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка. Значительная часть детей, получивших помощь в службах ранней помощи, впоследствии включается в общий поток детей в образовательных учреждениях.

Основная цель диагностической и консультативной работа – выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

Во время диагностики и консультативной работы с семьями решаются следующие задачи:

— определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;

— выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;

— определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

— определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;

— определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

— определение направлений социализации как детей, с особыми образовательными потребностями, так и их семей.

В процессе изучения семьи важную роль играет благожелательный настрой всех участников этого процесса, комплексное оказание помощи как со стороны СРП, так и со стороны учреждений здравоохранения, социальных служб.

На разных этапах развития ребенка, требуется разный подход и разные средства и методы диагностики и коррекции. Так, в период беременности женщина должна получать помощь в медицинском учреждении, в том числе знания и навыки ухода за ребенком. После рождения ребенка – в детской поликлинике, где врачи наблюдают и контролируют процесс развития ребенка, оказывают медикаментозное лечение, с последующим направлением ребенка в СРП. Специалисты службы ранней помощи готовят женщину к «особому» материнству в период беременности, рассказывают ей о том, как будет расти и развиваться ее ребенок. После рождения ребенка, специалистами ведется диагностика развития ребенка, оказание коррекционной помощи, консультирование родителей.

Центры «Семья» осуществляют патронаж семей, оказавшихся в трудной ситуации, ведут работу по предотвращению отказа от новорожденных детей.

Реабилитационные центры осуществляют медико-психолого-педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в развитии.

Формы работы с семьей:

— консультирование семьи по вопросам обучения, воспитания ребенка, формам взаимодействия ребенка с семьей и обществом;

— отслеживание развития ребенка с целью своевременного выявления проблем в развитии;

— индивидуальные и индивидуально-групповые занятия с ребенком и родителями;

— домашнее визитирование и т.п.

Работа с семьей разрабатывается на результатах обследования и строится на основе индивидуальной программы развития ребенка.

К основным принципам деятельности специальных служб помощи относят:

  • Оказание помощи семье осуществляется только на безвозмездной основе;
  • Работа с семьей осуществляется только при обращении родителя (законного представителя);
  • Работа с ребенком и его родителями возможна на любом этапе развития ребенка;
  • Определение потребностей семьи и ребенка является основой выбора формы и содержания помощи;
  • Служба гарантирует полную конфиденциальность всей полученной в ходе совместной деятельности информации как о ребенке, так и его семье;
  • Родители (законные представители) имеют полное право быть в курсе всех аспектов развития ребенка, обсуждать его неудачи и достижения со специалистами службы.

Эти и другие принципы фиксируются в момент подписания договора о сотрудничестве, заключаемым между центром и родителем (законным представителем).

Работа с семьей должна носить разносторонний характер и ставить в качестве приоритета деятельности интересы самого ребенка.

Просветительская работа специалистов является одной из самых важных в тот момент, когда семья обратилась за помощью. Например, подготовка буклетов для родителей, проведение мастер-классов, семинаров и других видов просветительской деятельности помогает родителям и специалистам найти общий язык, определить дальнейшие направления совместной работы. При этом специалисты должны иметь некую гибкость в отношении родителей, учитывать особенности конкретной семьи. Существует также такое направление работы как домашнее визитирование. Оно еще не получила широкого распространения, однако у данного вида работы есть ряд существенных преимуществ. Многие семьи испытывают трудности в организации поездок в службы помощи «особым» детям. Есть дети, которые чувствуют себя некомфортно в чужих стенах, они замыкаются или, напротив, чересчур возбуждены. Кроме того, посещение семьи на дому дает специалисту возможность получить представление о том, как живет семья, о качестве развивающей среды и многом другом, что позволит специалисту создать более полную картину жизни ребенка и семьи.

Первый визит в семью всегда очень важен. Он начнется с беседы с матерью ребенка, где обсудят успехи ребенка, его медицинские проблемы, общесемейные новости, традиции, особенности стиля жизни семьи. Здесь важно установить доверительные отношения с матерью и ребенком, так как впоследствии специалист неоднократно придет в семью, и станет ее полноправным членом.

Игра-занятие с ребенком – следующий шаг в работе специалиста. Здесь будут решены сразу несколько задач: сближение специалиста с ребенком, определение его образовательно-воспитательного маршрута, направление коррекционно-развивающей работы. И, конечно же, установление контакта с ребенком.

После своего первого визита специалист определяет план работы с семьей примерно на 2-3 недели с последующим анализом проведенной работы. При составлении программы важно учесть мнение родителей, так как работа специалиста совместно с родителями даст те результаты, к которым стремится педагог.

Подготовка к визиту в семью проводится после окончания визита и перед началом следующего.Во время своего визита специалист наблюдает за ребенком, делает определенные пометки, которые помогут ему зафиксировать мелкие, но часто немаловажные детали. Позже, при следующем посещении, специалисту будет легче отследить, насколько продвинулся ребенок в своих успехах. В то же время, в случае, когда родителю были необходимы пособия или специальная литература, специалист может принести ее, и даже с родителем проработать наиболее важные моменты, ответить на вопросы.

Семья и ребенок, взаимодействуя со специалистом, смогут получить квалифицированное сопровождение. Таким образом, в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Источник

Читайте также:  Почему молоко вредно для здоровья взрослого человека
Adblock
detector