Опыты с витаминами химия
Цель работы — изучить структуру и некоторые качественные реакции витаминов.
Опыт 1. Диазореакция на витамин В1 (тиамин)
В основе этого метода обнаружения лежит способность тиамина образовывать в щелочной среде с диазореактивом (диазо- сульфаниловой кислотой) комплекс оранжевого цвета.
Диазореактив готовят, внося в пробирку по 5 капель 1 % раствора сульфаниловой кислоты (Н2NС6Н4 SO 3Н) и 5 капель 5 % раствора нитрита натрия (N aNO 2). В эту же пробирку добавляют на кончике скальпеля порошок витамина В1 или 2 — 3 капли раствора витамина В1 для инъекций, затем по стенке наклоненной пробирки осторожно приливают 5 — 7 капель 10 % раствора карбоната натрия (N a 2 CO 3). На границе двух жидкостей появляется кольцо оранжево-красного цвета.
Опыт 2. Реакция окисления витамина В1 в тиохром
Витамин В1 под действием железосинеродистого калия окисляется в тиохром — пигмент желтого цвета:
В пробирке смешивают 3 — 5 капель 5 % раствора витамина В1 (или 1 — 2 мг порошка) с 5-10 каплями 10 % раствора гидроксида натрия (NаОН) и добавляют 1 — 2 капли 5 % раствора железосинеродистого калия — К3 Fe (СN)6. При нагревании смесь окрашивается в желтый цвет в результате окисления тиамина в тиохром, который в щелочном растворе при облучении ультрафиолетом дает интенсивную флуоресценцию.
В отчете указать ее цвет.
Опыт 3. Реакция восстановления витамина В2 (рибофлавина)
Водород, образующийся при добавлении металлического цинка к концентрированной соляной кислоте, восстанавливает рибофлавин через промежуточное соединение красного цвета (родофлавин) в бесцветный лейкофлавин.
В ходе опыта окраска раствора переходит в розовую, затем раствор обесцвечивается.
В пробирку вносят 10 капель взвеси рибофлавина в воде (0,025 % раствор), туда же добавляют 5 капель концентрированной соляной кислоты (НСI) и небольшой кусочек металлического цинка. Выделяющийся водород реагирует с рибофлавином, и окраска раствора переходит из желтой в красную и розовую, а затем раствор обесцвечивается и не флуоресцирует.
Опыт 4. Качественная реакция на рутин (витамин Р)
Метод основан на взаимодействии рутина и хлорида железа (III) с образованием комплексного соединения зеленого цвета, имеющего следующее строение:
На аналитических весах взвешивают 100 мг чая, помещают навеску в стакан объемом 50 мл, добавляют 15 мл дистиллированной воды и кипятят в течение 3 минут. Дают смеси остыть, отбирают в пробирку 1 мл жидкости и вносят в нее несколько кристалликов хлорида железа (III) — F еС l 3. Перемешивают и разбавляют в 2 — 3 раза дистиллированной водой. Наблюдают за появлением окрашивания.
В отчете сделать вывод о присутствии в чае витамина Р.
Опыт 5. Восстановление феррицианида калия витамином С
Метод основан на том, что аскорбиновая кислота, содержащаяся в вытяжке из шиповника, восстанавливает железосинеродистый калий. Продукт восстановления образует с хлорным железом (III) плохо растворимую в воде соль — берлинскую лазурь, выпадающую в виде темно-синего осадка.
В каждую из двух пробирок вносят по 2 — 3 капли 5 % раствора железосинеродистого калия — К3 F е(СN)6 и 1 % раствора хлорида железа (III) — F еС l 3, перемешивают. Жидкость приобретает бурую окраску. Затем в первую пробирку добавляют 5 — 10 капель 1 % вытяжки из шиповника, а во вторую — такое же количество дистиллированной воды. В первой пробирке жидкость окрашивается в зеленовато-синий цвет, а затем выпадает темно-синий осадок (берлинская лазурь), который при осторожном наслаивании дистиллированной воды становится более отчетливым. Во второй пробирке жидкость окраски не меняет.
Опыт 6. Йодная проба на витамин С
При добавлении раствора сока лимона или раствора аскорбиновой кислоты к раствору Люголя последний обесцвечивается за счет восстановления молекулярного йода аскорбиновой кислотой и образования йодистоводородной кислоты.
В две пробирки вносят по 10 капель дистиллированной воды и по 1 — 2 капле раствора Люголя (0,1 % раствор йода — I 2 в 2 % растворе йодида калия — К l ). В одну пробирку добавляют на кончике шпателя порошок аскорбиновой кислоты (или 10 капель раствора сока лимона), а в другую — несколько капель дистиллированной воды. В пробирке с аскорбиновой кислотой раствор йода обесцвечивается.
Опыт 7. Проба Друммонда на ретинол (витамин А)
Метод основан на способности серной кислоты дегидратировать ретинол с образованием окрашенных продуктов. При смешивании раствора рыбьего жира, содержащего витамин А, в хлороформе с концентрированной серной кислотой происходит окрашивание смеси в красно-бурый цвет.
В сухой пробирке смешивают 2 капли рыбьего жира с 5 каплями хлороформа (СНС l 3) и добавляют 1 — 2 капли концентрированной серной кислоты (Н2 SO 4). Окраска раствора изменяется.
Опыт 8. Качественная реакция на витамин Е (токоферол)
В сухую пробирку вносят 5 капель 0,1 % спиртового раствора витамина Е и10 капель концентрированной азотной кислоты ( HNO 3), энергично встряхивают. На границе двух фаз расслоившейся эмульсии со временем появляется кольцо красного цвета.
Источник
Качественные реакции на витамины
Данная работа содержит ряд опытов для обнаружения витаминов В6, А, С. Она поможет учащимся ознакомиться с некоторыми свойствами и особенностями структуры некоторых витаминов. Проделав предложенные химические реакции, можно предложить учащимся проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Просмотр содержимого документа
«Качественные реакции на витамины»
КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА ВИТАМИНЫ
1.В сухую чистую пробирку прилить 1 мл витамина В6
2. Добавить несколько капель FeCl3
Появляется кроваво-красное окрашивание.
Образуется комплексная соль типа фенолята железа красного цвета.
Опыт №2. Витамин А (ретинол)
Качественные реакции на витамин А основаны на образовании окрашенных соединений сложной структуры.
1.В сухую чистую пробирку прилить 5 капель витамина А (можно взять рыбий жир)
2. Добавить 1 каплю концентрированной H2SO4
Образуется темно-сиреневое окрашивание.
В присутствии концентрированной серной кислоты ретинол обезвоживается с образованием цветных продуктов реакции.
1.В сухую чистую пробирку прилить 3 капли витамина А (можно взять рыбий жир)
2. Добавить 5-10 капель насыщенного раствора FeSO4 (пригот-ного на ледяной уксусной кислоте)
3. Добавить 1 каплю концентрированной H2SO4
Появляется голубое окрашивание, постепенно переходящее в розово-красное.
При взаимодействии ретинола с FeSО4 в кислой среде образуется соединение розово-красного цвета. Каротины дают в этой реакции зеленоватое окрашивание.
Опыт №3. Витамин С (аскорбиновая кислота)
Все качественные реакции на аскорбиновую кислоту основаны на ее способности легко вступать в окислительно-восстановительные реакции. Окисляясь, аскорбиновая кислота превращается в дегидроаскорбиновую, восстанавливая различные соединения.
1.В сухую чистую пробирку прилить 1 мл раствора витамина С
2. Добавить несколько капель лакмуса
Появляется красноватое окрашивание.
Так как это кислота, то индикатор изменяет цвет в кислой среде.
1.В сухую чистую пробирку прилить 1 мл витамина С
2. Добавить 5 капель K3[Fe(CN)6 ] и 3 капли FeCl3
Появляется сине-зеленое окрашивание.
Аскорбиновая кислота восстанавливает ионы железа.
1.В сухую чистую пробирку прилить 1 мл витамина С
2. Добавить 5 капель K4[Fe(CN)6 ] и 3 капли FeCl3
Появляется сине-зеленое окрашивание.
Аскорбиновая кислота восстанавливает ионы железа.
1.В сухую чистую пробирку прилить 1 мл витамина С
2. Добавить 5 капель KCNS и 3 капли FeCl3
Появляется кроваво-красное окрашивание.
Аскорбиновая кислота восстанавливает ионы железа.
1.В сухую чистую пробирку прилить 1 мл витамина С
2. Добавить 3 капли AgNO3
Выпадает осадок в виде металлического серебра.
Аскорбиновая кислота восстанавливает серебро.
1.В сухую чистую пробирку прилить 1 мл витамина С
2. Добавить 5 капель KCNS и 5 капель CuSO4
Образуется зеленоватое окрашивание, а при встряхивании на дне оседает металлическая медь.
Аскорбиновая кислота восстанавливает медь.
1.В химическом стаканчике приготовить раствор йода коричневого цвета
2. Добавить аскорбиновую кислоту (измельченную сухую таблетку аскорбинки)
Происходит обесцвечивание раствора.
Раствор йода обесцвечивается вследствие восстановления молекулярного йода с образованием йодистоводородной кислоты.
Источник
Химические опыты с витаминами
Исследовательская работа «Где содержится витамин С»
Светлана Жукова
Исследовательская работа «Где содержится витамин С»
Исследовательская работа на тему:
«Где содержится витамин С»
Аскорбиновая кислота (витамин С) играет в организме человека огромную роль. Она необходима для нормального развития соединительной ткани, процессов регенерации и заживления, устойчивости к различным видам стресса, укрепление иммунной системы и поддержания процессов кроветворения. Считается, что витамин С – злейший враг всех болезней, но в организме человека это жизненно важное вещество не синтезируется. Поэтому человек должен получать аскорбиновую кислоту с пищей.
Проверить наличие аскорбиновой кислоты в продуктах, которые мы часто употребляем в пищу.
Объект исследования:
Пищевые продукты: овощи, соки, фрукты.
Метод исследования: наблюдения, эксперименты.
Гипотеза: Не все продукты богаты содержанием витамина С, поэтому для укрепления иммунитета человека необходимо употреблять в пищу те продукты питания, которые содержат много витамина С.
1. Экспериментальным путем установить содержится ли витамин С в овощах, соках и фруктах.
2. Выявить самый богатый витамином С : овощ, сок и фрукт.
3. Составить таблицы и предоставить фотографии, отражающие проведенные опыты.
4. Сделать выводы о содержании аскорбиновой кислоты в различных пищевых продуктах, которые входят в наш повседневный рацион.
Организм «не умеет» самостоятельно синтезировать витамины или же производит их слишком мало и потому должен получать их в готовом виде вместе с пищей.
Витамин С обладает мощным противовоспалительным действием, положительно влияет на кожные покровы, способствует укреплению кровеносных сосудов, способствует восстановлению повреждённых тканей. Главная функция витамина С — это укрепление иммунной системы.
Аскорбиновая кислота образуется почти во всех растениях и животных. Наиболее богаты аскорбиновой кислотой плоды киви, шиповника, красного перца, цитрусовых, чёрной смородины, лук, томаты, листовые овощи (например, салат и капуста).
Методика проведения исследования.
Приготовить вытяжку из разных продуктов: для этого растереть мякоть с речным песком в ступке и залить водой. Через 10 мин смесь отфильтровать и провести серию опытов.
Вначале сделать контрольный опыт с чистой аскорбиновой кислотой (купленной в аптеке) для того, чтобы сравнивать интенсивность окраски растворов. Обесцвечивание раствора индикаторов (раствора йода) указывает на присутствие аскорбиновой кислоты. ….
Если окраска только бледнеет, то кислоты в данном продукте мало. Если окраска не меняется, то аскорбиновой кислоты в данном продукте питания или очень мало, или совсем нет.
Ход эксперимента:
Определение содержания витамина С в овощах.
1. Взять овощи: чеснок, лук, капуста, картофель, морковь.
2. Приготовить вытяжки их этих продуктов.
3. Готовые вытяжки овощей налить в пронумерованные пробирки.
4. Провести эксперимент на наличие содержания витамина С.
Экспериментальным путем было установлено:
В пробирке №1 (чеснок)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается
В пробирке №2 (лук)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается
В пробирке №3 (капуста)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается
В пробирке №4 (картофель)— окраска раствора индикатора (йода) бледнеет
В пробирке №5 (морковь)— окраска не меняется.
Вывод: окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается в пробирках№1,№2,№3 — значит в чесноке, луке и капусте содержится витамин С, окраска раствора индикатора (йода) бледнеет в пробирке №4- значит в картофеле незначительное количество витамина С, в пробирке №5 окрашивание отсутствует- значит морковь витамин С не содержит.
Сравнить в каком овоще наибольшее содержание витамина С.
1. Приготовленные вытяжки овощей налить в пронумерованные пробирки.
2. Подсчитать сколько капель раствора йода уйдет для получения синей неисчезающей окраски.
3. Сравнить количество капель йода в каждой пробирке.
Экспериментальным путем было установлено:
В пробирке №1 (чеснок) – неисчезающая окраска появилась после 7 капель йода.
В пробирке №2 (лук) – неисчезающая окраска появилась после 10 капель йода.
В пробирке №3 (капуста) – неисчезающая окраска появилась после 6 капель йода.
Значит, в пробирке №2 с луком содержится больше витамина С, так как ушло наибольшее количество капель йода на окисление аскорбиновой кислоты.
Определение содержания витамина С в соках.
1. Взять соки: апельсиновый, яблочный, томатный.
2. Разлить соки в пронумерованные пробирки.
3. Провести эксперимент на наличие содержания витамина С.
Экспериментальным путем было установлено:
В пробирке №1 (яблочный сок)— обесцвечивание окраски раствора индикатора (йода) не произошло.
В пробирке №2 (томатный сок)— окраска раствора индикатора (йода) бледнеет.
В пробирке №3 (апельсиновый сок)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается.
Значит, в пробирке №1 (яблочный сок)— витамина С нет в пробирке №2 (томатный сок) содержание витамина С не значительное, в пробирке №3 (апельсиновый сок) содержится витамин С,
Сравнить где больше содержится витамина С: в свежевыжатом или купленном соке.
1. Приготовить свежевыжатый сок.
2. В пронумерованные пробирки налить магазинный и свежевыжатый соки.
3. Сравнить количество капель йода в каждой пробирке.
Экспериментальным путем было установлено:
В пробирке №4 (купленный апельсиновый сок)— неисчезающая окраска появилась после 7 капель йода.
В пробирке №5 (свежевыжатый апельсиновый сок)— неисчезающая окраска появилась после 15 капель йода.
Значит, в пробирке №5 (свежевыжатый апельсиновый сок) содержится больше витамина С, так как ушло наибольшее количество капель йода на окисление аскорбиновой кислоты.
3. Эксперименты с фруктами:
Определение содержания витамина С в фруктах.
1. Взять фрукты: апельсин, банан, лимон, яблоко, грушу.
2. Приготовить вытяжки их этих продуктов.
3. Готовые вытяжки фруктов налить в пронумерованные пробирки.
4. Провести эксперимент на наличие содержания витамина С.
Экспериментальным путем было установлено:
В пробирке №1 (апельсин)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается.
В пробирке №2 (банан)— обесцвечивание окраски раствора индикатора (йода) не произошло.
В пробирке №3 (лимон)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается.
В пробирке №4 (яблоко)— обесцвечивание окраски раствора индикатора (йода) не произошло.
В пробирке №5 (груша)— обесцвечивание окраски раствора индикатора (йода) не произошло.
Значит, в пробирке №1 (апельсин) и №3 (лимон) содержится витамин С, в пробирке №2 (банан, №4 (яблоко, №5 (груша) содержание витамина С не обнаружено.
Сравнить в каком фрукте наибольшее содержание витамина С.
1. Приготовленные вытяжки фруктов налить в пронумерованные пробирки.
2. Подсчитать сколько капель раствора йода уйдет для получения синей неисчезающей окраски.
3. Сравнить количество капель йода в каждой пробирке.
Экспериментальным путем было установлено:
В пробирке № 1 (апельсин)— неисчезающая окраска появилась после 7 капель йода.
В пробирке №2 (лимон)— неисчезающая окраска появилась после 15 капель йода.
Значит, в пробирке №2 (лимон) содержится больше витамина С, так как ушло наибольшее количество капель йода на окисление аскорбиновой кислоты.
Экспериментально мы изучили, где содержится аскорбиновая кислота и доказали выдвинутую нами гипотезу, что витамин С содержится не во всех продуктах.
Самым богатым содержанием витамина С из овощей обладает лук…
Свежевыжатые соки богаче витамином С, чем соки купленные в магазине…
Из фруктов самым богатым- считается лимон, в нем содержится самое большое количество витамина С.
Лимон обладает целым рядом свойств: тонизирующим, антисептическим, бактерицидным, общеукрепляющим, восстанавливающим, отбеливающим, ароматизирующим. Ни одно растение не может соперничать по своим целебным свойствам и волшебной силе с лимоном.
Попробуйте начинать день с чашки тёплой воды с лимонным соком, т. к. он бодрит и повышает иммунитет. Запах лимона способен повысить работоспособность, снизить сонливость. Подружитесь с лимоном, доверяйте его волшебной силе и будете здоровы.
Аскорбиновая кислота играет фундаментальную биохимическую и физиологическую роль. Она не синтезируется в организме человека и поступает только с пищей. Поэтому мы считаем, что необходимо ежедневно потреблять продукты, богатые витамином С.
Исследовательская работа «Баба-яга: добро или зло?» Отдел образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома Липнишковский детский сад-средняя школа БАБА ЯГА: ДОБРО ИЛИ ЗЛО?.
Исследовательская работа «Мои знаменитые земляки» Муниципальное общеобразовательное учреждение Инзенская начальная общеобразовательная школа Ульяновской области ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
Исследовательская работа «Сказка ложь, да в ней намек!» 1. Здравствуйте уважаемые члены жюри! Я, Шевцова Екатерина 2 Воспитанница подготовительной группы, детского сада № 27 «Радуга»с. Хороль.
Исследовательская работа «По дороге с облаками» Исследовательская работа По дороге с облаками Исполнитель: Фармагей Антон Николаевич Руководитель: Бабичева Елена Леонидовна МАДОУ «Волшебница»,.
Исследовательская работа «Стражи времени» Саратовская область г. Аткарск МДОУ Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» Исследовательская работа «Стражи времени» Воспитанник.
Исследовательская работа «Загадки воздушных шаров» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН. Исследовательская.
Исследовательская работа «Вредна ли пыль?» Моя мама очень любит чистоту, она часто наводит порядок в квартире. Почему – то, как только мама начинает протирать пыль, я начинаю чихать.
Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.
Научно-исследовательская работа «Уход за черепахой» (1 слайд)Здравствуйте! Меня зовут Батраченко Артём. Мне 6 лет. Я посещаю Каменский детский сад, подготовительную группу. Сегодня я хотел.
Экспериментально-исследовательская работа в ДОУ «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю» К. А. Тимирязев Дошкольники – прирожденные исследователи.
Обнаружение витаминов . Анализ лекарственных препаратов.
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
определение витамина А, В, С в продуктах питания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Классный час на тему : « Обнаружение витаминов». « Анализ лекарственных препаратов»
- Определение витамина А в подсолнечном масле.
- Определение витамина С в яблочном соке.
- Определение витамина Д в рыбьем жире, курином желтке.
- Анализ лекарств. препаратов, производных салициловой кислоты
Цель работы: Вспомнить из курса 10 класса общее представление о витаминах, повторить классификацию витаминов. На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека. Дать понятие о авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Оборудование и реактивы: коллекция витаминных препаратов , аскорбиновая кислота, рыбий жир, FeCl 3- 1%, крахмальный клейстер, 5% р-р йода, раствор брома, этанол, р-р щелочи ( Na OH).
Тип урока: Внеклассное мероприятие (обобщение и повторение курса 10 класса.)
Метод урока : рассказ- беседа , исследовательская работа
Знать: Классификацию витаминов, основные формулы водо- и жирорастворимых витаминов витаминов, понятие о авитаминозе и гиповитаминозе.
Уметь: Определять содержание витамина А в подсолнечном масле,
Определять содержание витамина С в соке яблок, витамина Д в рыбьем жире, проводить анализ лекарственных препаратов.
Определение витамина А в подсолнечном масле
Для выполнения работы необходимо взять несколько сортов растительного масла.
Выберите главного химика и дайте название команде.
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавте 2-3 капли 1 % — ного раствора Fe CL3 ( хлорид железа – 3 ). При наличии витамина А появится ярко – зеленое окрашивание.
Витамин А ( ретинол ) суточная потребность 0,5- 2,5 мг.
При его недостатке ухудшается зрение, замедляется рост молодого организма, особенно костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительной системы.
Определение витамина С в яблочном соке
Для выполнения работы вам необходимо взять несколько сортов яблочного сока и яблоко.
Выберите главного химика и даите название команде .
Налейте в пробирку 2 мл сока и добавте воды 8 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера ( 1 г крахмала на стакан воды.) Далее по каплям добавляйте 5 % — ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Техника определения основана на том , что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая капля окрасит раствор в синий цвет.
Витамин С( аскорбиновая кислота). Суточная потребность 50- 100 мг. Участвует в окислительно- восстановительных реакциях, повышает сопротивляемость организма.
Он единственный связан с белковым обменом. Мало аскорбиновой кислоты- нужно много белка. Напротив ,при хорошей обеспеченности аскорбиновой кислотой можно обойтись минимальным количеством белка. Для предупреждения С- авитаминоза требуется 20 мг в сутки. Чтобы бороться с витаминной недостаточностью, необходимо повысить содержание свежих овощей и фруктв в пищевом рационе.
(шиповник -1200 мг, смородина -200 мг).
Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.
Для выполнения работы вам необходимо взять рыбий жир и куриный желток.
Выберите главного химика и дайте название команде.
В пробирку с 1 мл рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома при наличии витамина D появляется зеленовато- голубое окрашивание.
Витамин D ( кальциферол). Суточная потребность 2,5- 10 мкг. Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализация костей , зубов. Отсутствие приводит к развитию рахита у детей и размягчению костей ( остеопороз) у взрослых. Кальциферол содержится в рыбьем жире-125 мкг, печени трески- 100 мкг говяжей печени 2, 5 мкг. Витамин D почти не разрушается при кулинарной обработке.
Анализ лекарственных препаратов , производных салициловой кислоты .
Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин, салол.
Выберите главного химика и дайте название группе.
- Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается?
- Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки дот полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.
- Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавте по 2-3 мл разбавленного раствора Na OH. Изменилась ли растворимость веществ?
- Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавте несколько капель раствора хлорида железа. Что наблюдается? Запишите записи в лабораторный журнал.
Определение витамина А в подсолнечном масле
Растительное масло, 1%- раствор Fe Cl 3
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавте 2-3 капли 1 % — ного раствора Fe CL3 ( хлорид железа – 3 ).
В домашнем растительном масле появляется зеленое окрашивание .
В масле торговой марки « Подсолнышко « зеленого окрашивания не наблюдается.
В масле торговой марки « Олейна» наблюдается окрашивание раствора.
Необходимо употреблять в пищу , и полезнее масла под торговой маркой « Олейна « и домашнее.
Сок торговой марки « Приве», и «Джей севен», крахмальный клейстер, 5% раствор йода
Налейте в пробирку 2 мл сока и добавте воды 8 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера ( 1 г крахмала на стакан воды.) Далее по каплям добавляйте 5 % — ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с.
В соке торговой маркой « Джей севен « не наблюдается изменение окраски раствора .
В соке торговой марки « Привет « наблюдается интенсивное изменение окраски раствора.
В соке « Привет « наибольшее содержание витамина С, а « Джей севен « незначительное количество .
Рыбий жир, куриное яйцо, раствор брома.
В пробирку с 1 мл рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома при наличии витамина D появляется зеленовато- голубое окрашивание.
Наблюдали зеленовато-голубое окрашивание раствора.
Куриное яйцо содержит витамин Д, что свидетельствует о качественном и полезном продукте.
Здраствуйте ,ребята ! Сегодня наше внеклассное мероприятие мы посвятим повторению изученного в 10 классе, а именно витаминам и лекарственным препаратам. Вы выступите в роли лаборанта, аналитика, химика и проанализируете содержание витаминов в различных продуктах. Сделаете выводы из проделанных опытов.
Для этого у вас на предметных столиках находятся все необходимые реактивы и продукты. Сейчас вы разделитесь на группы по 4 человека. Каждой группе необходимо придумать название. Выбрать главного химика. Провести эксперимент по определению содержания витамина ( у каждого свой ) и изложить наблюдаемые явления и выводы. Но прежде чем приступим к выполнению анализа даваите вспомним: что такое витамины ?
Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.
Как делят витамины по растворимости в воде и жирах? Водорастворимые и жирорастворимые.
Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов описываются лекарственные средства растительного происхождения ( касторовое масло). Великий древнегреческий врач Гиппократ искал причины болезней уже не в злых духах, а в окружающей среде, климате , образе жизни и питании. Молодцы ! Теперь приступаем к выполнению работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья про витаминные и минеральные препараты.
Целью данной работы является исследовать химические свойства, на примере содержания аскорбиновой кислоты, различных экстрактов растений в процессе их хранения.
Цели мастер-класса:- познакомить участников мастер – класса с путями интеграции химических и валеологических знаний в системе школьного химического образования-показать возможность создания и ре.
Статья «Современные лекарственные препараты на основе азотсодержащих соединений» рассчитана для учеников химико-биологических классов, медицинских лицеев, может быть использована для внеклассного меро.
Конспект внеклассного мероприятия в 11 классе на тему: «Лекарственные препараты».
В разработке описана методика проведения лабораторного химического анализа по установлению подлинности некоторых лекарственных препаратов, основанного на проведении качественного анализа.
Рассматриваются вопросы влияния БАД на жизнедеятельность человека.
Витамин C
Определите, сколько в соке витамина C!
Сделайте этот эксперимент дома
Этот эксперимент входит в набор Химия напитков, как и томатный сок. Подпишитесь и получите всё, что понадобится для проведения этого эксперимента дома.
Безопасность
- Не допускайте попадания химических реагентов в глаза или рот.
- Не допускайте к месту проведения экспериментов людей без защитных очков, а также маленьких детей и животных.
- Храните экспериментальный набор в месте, недоступном для детей младше 12 лет.
- Помойте или очистите всё оборудование и оснастку после использования.
- Убедитесь, что все контейнеры с реагентами плотно закрыты и хранятся по правилам после использования.
- Убедитесь, что все одноразовые контейнеры правильно утилизированы.
- Используйте только оборудование и реактивы, поставляемые в наборе или рекомендуемые текущими инструкциями.
- Если вы использовали контейнер для еды или посуду для проведения экспериментов, немедленно выбросьте их. Они больше не пригодны для хранения пищи.
- В случае попадания реагентов в глаза тщательно промойте глаза водой, при необходимости держа глаз открытым. Немедленно обратитесь к врачу.
- В случае проглатывания промойте рот водой, выпейте немного чистой воды. Не вызывайте рвоту. Немедленно обратитесь к врачу.
- В случае вдыхания реагентов выведите пострадавшего на свежий воздух.
- В случае контакта с кожей или ожогов промывайте поврежденную зону большим количеством воды в течение 10 минут или дольше.
- В случае сомнений немедленно обратитесь к врачу. Возьмите с собой химический реагент и контейнер от него.
- В случае травм всегда обращайтесь к врачу.
- Неправильное использование химических реагентов может вызвать травму и нанести вред здоровью. Проводите только указанные в инструкции эксперименты.
- Данный набор опытов предназначен только для детей 12 лет и старше.
- Способности детей существенно различаются даже внутри возрастной группы. Поэтому родители, проводящие эксперименты вместе с детьми, должны по своему усмотрению решить, какие опыты подходят для их детей и будут безопасны для них.
- Родители должны обсудить правила безопасности с ребенком или детьми перед началом проведения экспериментов. Особое внимание следует уделить безопасному обращению с кислотами, щелочами и горючими жидкостями.
- Перед началом экспериментов очистите место проведения опытов от предметов, которые могут вам помешать. Следует избегать хранения пищевых продуктов рядом с местом проведения опытов. Место проведения опытов должно хорошо вентилироваться и находиться близко к водопроводному крану или другому источнику воды. Для проведения экспериментов потребуется устойчивый стол.
- Вещества в одноразовой упаковке должны быть использованы полностью или утилизированы после проведения одного эксперимента, т.е. после открытия упаковки.
Часто задаваемые вопросы
Как рассчитать содержание витамина С в соке?
Для тех, кому не терпится узнать ответ, сразу приведём формулу:
В 100 мл сока содержится 3.3мг *(количество капель)=X мг витамина С.
Если же вам стало интересно, откуда появилось число «3.3», ниже приведены расчёты. Они будут непростыми. Готовы? Поехали!
Концентрация раствора йода составляет 0.05 моль на литр. В одном миллилитре содержится 0.05/1000= 0.00005 моль йода. 1 мл вмещает примерно 33 капли. Значит, в 1 капле содержится 0.00005/33=0.0000015 моль или 0.0015 ммоль йода.
Йод реагирует с витамином С (аскорбиновой кислотой) в соотношении 1:1, т.е. одна капля йода реагирует с 0.0015 ммоль кислоты. Молярная масса кислоты =176 г/моль. Отсюда масса аскорбиновой кислоты = 0.0015 ммоль*176 г/моль =0.27мг.
Обычно содержание питательных веществ в продуктах приводится на 100 мл объёма. Объём пробы составляет 8 мл, т.е. полученное нами число надо умножить на 100/8=12.5. Получается 0.27мг*12.5=3.3мг.
Итоговая формула: в 100 мл сока содержится 3.3мг *(количество капель)=X мг витамина С.
Пипетка забилась натёртым картофелем, и я не могу набрать раствор.
Промойте пипетку под проточной водой и удалите засор. Когда будете отбирать раствор снова, немного наклоните стакан, чтобы избежать повторного всасывания картофеля. Если в пипетку всё же попали маленькие частички – ничего страшного, проведению опыта это не навредит.
Для чего мы готовили второй образец?
При титровании раствора очень важно иметь под рукой исходный образец, с которым анализируемая проба будет сравниваться после добавления каждой капли. Дело в том, что при монотонной работе глаз быстро теряет чувствительность к изменениям цвета – другими словами, «замыливается». Чтобы не упустить «конечную точку титрования», после каждой добавленной капли йода перемешивайте содержимое стаканчика и сравнивайте его по цвету с раствором в пробирке (исходным образцом). Когда раствор в стаканчике станет грязно-зелёным, запишите количество добавленных капель.
Что делать, если цвет сока резко поменялся, и я не успел посчитать точное количество капель?
Приготовьте новую пробу: возьмите чистую пробирку и отмерьте ей цитрусовый сок. Перелейте его в новый стаканчик. Продолжайте опыт с шага 7. На этот раз тщательно перемешивайте содержимое стаканчика после каждой добавленной капли и не забывайте сравнивать цвет исследуемого раствора с образцом в пробирке.
Другие эксперименты
Пошаговая инструкция
Измельчите на тёрке сырой очищенный картофель. Переложите в стеклянный стакан получившееся «пюре» до нижней отметки «50».
Наберите в стакан холодной воды до нижней отметки «50».
Наполните пробирку цитрусовым соком.
Перелейте сок из пробирки в пластиковый стаканчик.
Приготовьте образец для сравнения: снова наполните пробирку цитрусовым соком.
Закройте пробирку крышкой.
Отмерьте пипеткой 1 мл жидкости из стеклянного стакана.
Вылейте содержимое пипетки в пластиковый стаканчик с соком.
Добавьте в стаканчик 1 каплю 0.05М раствора йода.
Перемешайте смесь, покачивая стакан.
Сравните содержимое стаканчика и пробирки: если после добавления раствора йода I2 цвет жидкостей остался одинаковым, повторяйте шаги 9–11. Внимательно считайте, сколько раз вы добавляли йодный раствор!
Когда цвет раствора в стаканчике изменится на грязно-зелёный, запишите число добавленных капель I2 и завершите эксперимент.
Утилизация
Утилизируйте твёрдые отходы эксперимента вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте её водой.
Что произошло
Как определить содержание витамина С в соке?
Постарайтесь предельно внимательно посчитать количество капель, понадобившихся для изменения цвета раствора. После этого полученное число нужно умножить на 3,3 (этот множитель был вычислен нами специально для этого опыта и подходит для расчетов только при строгом следовании инструкции к эксперименту). Так вы и определите количество миллиграммов витамина C в 100 мл сока.
Проведённый эксперимент является непростым. Это – самое настоящее количественное определение вещества методом титрования. Смысл титрования состоит в том, что реагент известной концентрации (в нашем случае это раствор йода) по каплям добавляется к реагенту неизвестной концентрации (витамин C в соке) до прекращения химической реакции. Чтобы определить момент прекращения реакции, в раствор анализируемого вещества очень часто добавляют индикатор, изменяющий цвет в этой точке (мы использовали крахмал из картофеля).
Специально для того чтобы провести точный расчет концентрации витамина С, мы произвели все необходимые вычисления. Мы учли количество йода в каждой добавляемой капле, объем пробы сока и то, что одна молекула йода реагирует с одной молекулой аскорбиновой кислоты. В результате и было получено магическое число «3,3», на которое мы рекомендуем умножить количество «потраченных» капель йода и определить таким образом точное количество витамина С в соке.
Вы можете получить это число самостоятельно. Концентрация I2 указана на баночке с раствором (0,05 М, т.е. 0,05 моль йода в 1 литре, т.е. 1 000 мл раствора). Молярная масса витамина С равна 176 г/моль. Будем считать, что весь витамин С полностью прореагировал с йодом, причем на каждую молекулу йода по реакции расходуется одна молекула аскорбиновой кислоты (витамина С). Объем капли мы считаем равным 0,03 мл (значит, 1 мл – это целых 33 капель!). Присылайте свои расчеты на адрес support@melscience.com – мы с удовольствием их обсудим! Не забудьте указать в теме сообщения: «#витаминС». Успехов!
Зачем в эксперименте использовать картофель?
В картофеле содержится большое количество крахмала. Благодаря этому он не только питателен и сладковат на вкус в вареном виде, но и может стать участником нашего опыта!
Крахмал способен реагировать с йодом I2, который мы по каплям добавляем в сок. При этом образуется окрашенное в темно-синий цвет соединение. Вы можете это легко проверить, капнув раствор йода на сырой картофель: на коричневом «йодном» фоне практически сразу появятся темно-синие, почти черные пятна.
В эксперименте нам нужно точно определить, когда в растворе окажется свободный молекулярный йод I2. Он там может появиться, только когда закончится весь витамин C (он же – аскорбиновая кислота). Ведь йод достаточно быстро взаимодействует с витамином С, и после этого его уже нельзя будет обнаружить с помощью крахмала.
Но это взаимодействие (между йодом и аскорбиновой кислотой) происходит не мгновенно. Поэтому мы можем наблюдать изменение цвета при добавлении каждой капли йода. Однако йод образует с крахмалом достаточно неустойчивое соединение –клатрат, или соединение включения.
Объяснить это явление можно довольно просто. Крахмал – это достаточно большая молекула со сложной пространственной структурой. Она длинная и гибкая. Цепочки атомов переплетаются в молекуле крахмала, примерно как наушники запутываются в кармане. Когда таких переплетений становится много, они формируют канальцы и полости, в которые йод проникает подобно тому, как мы с вами можем пролезть сквозь ветки и кустарники на небольшую полянку в лесу. Там йод может оставаться достаточно долго. Однако, если предложить йоду более интересную альтернативу (например, реакцию с витамином С), он незамедлительно выберет именно ее.
В итоге йоду несложно покинуть такой «канал» ради того, чтобы вступить во взаимодействие с витамином С, и тогда синяя окраска вновь исчезает.
Для чего мы добавляем к соку йод?
Наверняка вы слышали, что в цитрусовом соке содержится витамин C – аскорбиновая кислота C6H8O6. Она является антиоксидантом, а это означает, что при попадании в организм окислителей аскорбиновая кислота принимает на себя их удар первой. В том числе и поэтому цитрусовые соки весьма полезны, если их пить в разумных количествах.
Йод I2 – тоже окислитель, а значит, аскорбиновая кислота может вступить с ним в реакцию. Это и происходит в нашем случае!
В цитрусовом соке при добавлении йода витамин C окисляется (то есть отдает свои электроны йоду):
Или же (с точки зрения йода):
Что же такое антиоксиданты? Это самые разные природные химические вещества, совершенно не похожие друг на друга по строению. Но зато у них есть общие отличительные свойства.
• Во-первых, они находятся в тканях тех или иных живых организмов (синтезируются внутри растений, животных и человека или же поступают в организм вместе с пищей).
• Во-вторых – участвуют в различных химических процессах, протекающих в ходе жизнедеятельности.
• В-третьих – легко вступают во взаимодействие с опасными для организма агрессивными окислителями, поступающими извне или образующимися в ходе естественных процессов.
Собственно, именно из-за свойства легко окисляться, принимая первый удар на себя, эти соединения и называются антиоксидантами (буквально: против окислителей). Самыми агрессивными и опасными окислителями в организме человека являются вещества, называемые свободными радикалами. В норме они образуются в процессе клеточного дыхания, а также под действием солнечного света. К нейтрализации таких опасных продуктов жизнедеятельности организм всегда готов. Но, помимо «штатных» свободных радикалов, в организм часто попадают чужеродные токсичные вещества, в ходе нейтрализации которых образуются «непредусмотренные» агрессивные радикалы. Витамин С и другие антиоксиданты способствуют «обезоруживанию» этих веществ.
Какие же вещества, помимо аскорбиновой кислоты, обладают антиоксидантными свойствами? Это некоторые витамины, например, токоферол (витамин Е), бета-каротин (витамин А) и близкие к нему по строению каротиноиды, содержащиеся в оранжевых и красных плодах. Близким родственником каротиноидов является и ликопин, придающий красный цвет помидорам и арбузам – он также обладает антиоксидантной активностью. Пигменты, окрашивающие цветки, плоды и листья некоторых растений в сиреневый, розовый, фиолетовый и синий цвета – антоцианы – также относятся к антиокислительным агентам. Для получения нужного количества антиоксидантов из пищи не стоит игнорировать овощи, зелень, ягоды и фрукты – старайтесь употреблять их в достаточных количествах.
Кстати, вместе с MEL Chemistry вы сможете ознакомиться с химическими свойствами таких антиоксидантов как «Антоцианы» и «Ликопин».
Подходят ли для эксперимента какие-то другие соки, кроме цитрусовых?
В этом опыте вам отлично подойдут апельсиновый, грейпфрутовый и лимонный соки. Но может быть, и какие-то другие? Конечно! Главное – чтобы в этом соке было достаточно витамина С и был хорошо виден синий цвет – сигнал того, что витамин С внутри закончился. Например, неплохо подходят персиковый или абрикосовый соки.
Чем следует руководствоваться при выборе сока (напитка) для эксперимента? Это вы сможете узнать в разделе «Развитие эксперимента».
Подпишитесь на наборы MEL Chemistry и проведите эти опыты у себя дома!
Источник