Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
консультация на тему
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabota_o_zdorove_nevozmozhna_bez_postoyannoy_svyazi_s_semey.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей»
Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
Благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности. Общепризнанно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение современных средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Так, некоторые авторы отмечают, что многие родители в силу неопытности, несерьезности подхода к соблюдению правил гигиены, а часто из-за низкой культуры и небрежного отношения к здоровью ребенка не выполняют даже элементарных гигиенических правил. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все… «.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ). Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Наряду с сохранением физического здоровья особое внимание следует уделять компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой, прогулки
• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
• Бережное отношение к окружающей среде, к природе
• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
• Формирование понятия «не вреди себе сам»
Дети дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном отношении к своему здоровью.
Семье нужна поддержка и сопровождение в вопросах формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Идея становления опыта работы по теме «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» возникла в результате многолетних наблюдений за отношением родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОУ. Отмечались пассивность родителей в вопросах воспитания детей, нежелание присутствовать на совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование с родителями о здоровом образе жизни показали, что у родителей наших воспитанников уровень знаний в области формирования здорового образа жизни – не высок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку требуется медицинская или психологическая помощь.
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей
Формировать у детей представления о своем теле; о правилах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Обеспечить дошкольника необходимыми знаниями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Расширить и разнообразить взаимодействие ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ.
Направления и методы формирования здорового образа жизни:
• настрой на здоровый образ жизни (занятия, беседы, д\игры)
• достаточная двигательная активность (занятия, прогулки, п\игры)
• правильное питание (занятия, беседы)
• четкий режим дня (соблюдение в детском саду и дома)
• отказ от вредных привычек в семье (консультации, беседы с родителями)
• выполнение гигиенических требований (соблюдение дома и в ДОУ)
• умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении (занятия, беседы)
• активный отдых (прогулки, походы, игры)
3. Консультации – оказание помощи родителям через консультации;
4. Родительские собрания;
7. Благодарственное письмо
9. Совместные праздники и развлечения;
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия.
2. Принцип согласованности действий.
3. Принцип самовоспитания и самообучения.
4. Принцип ненавязчивости.
•сформированные знания детей об основах ЗОЖ
•повышение физической подготовленности детей
•создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников по формированию основ ЗОЖ
•повышение количества посещений родителями праздников, развлечений
Критерии (экспресс-анализ и оценка детской деятельности под редакцией О. А. Сафоновой)
Высокий уровень: Ребенок правильно и четко отвечает на вопросы взрослого. Любознателен, делает свои выводы о поведении в различных ситуациях.
Средний уровень: Ребенок любознателен; испытывает затруднения, отвечая на вопрос взрослого; принимает помощь сверстников.
Низкий уровень: Ребенок пассивен; отвечает на вопросы одним словом или молчит.
усвоение знаний о ЗОЖ;
формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи.
Вопросы для собеседования по выявлению знаний детей о ЗОЖ
Вопросы для собеседования в средней группе.
1. Скажи, пожалуйста, что надо делать, чтобы быть здоровым?
2. Назови мне предметы личной гигиены.
3. Какие бывают продукты питания? Назови полезные и вредные продукты питания.
4. Расскажи, как ты проводишь свой день в садике, дома. Как надо правильно проводить свой день?
5. Как надо вести себя с незнакомыми людьми?
6. Назови опасные для жизни предметы.
Вопросы для собеседования в старшей группе.
1. Скажи мне, пожалуйста, что нужно делать, чтобы быть здоровым?
2. Расскажи о своем организме и как ты его оберегаешь.
3. Скажи, что происходит с тобой, когда ты болеешь? Кто и как может тебе помочь?
4. Назови мне опасные ситуации, которые могут произойти с людьми. Что надо делать?
5. Как должен питаться человек, чтобы быть здоровым? Назови полезные и вредные продукты питания.
6. Где следует играть детям на прогулке? Расскажи про светофор, для чего он нужен?
Вопросы для собеседования в подготовительной группе.
1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?
2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему? А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?
3. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье? Какие полезные привычки ты знаешь? Какие есть у тебя?
4. Представь, что девочка потерялась на улице. Что ей надо делать? Представь, что кому-то из твоих знакомых стало плохо. Что надо сделать?
5. Расскажи, как спорт помогает быть здоровым. Кого в вашей семье можно назвать здоровым, почему?
6. Назови мне правила ухода за своим телом.
Результаты работы с родителями по формированию здорового жизни детей я прослеживаю по итогам анкет.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность я веду по трем направлениям:
2. Наглядно — информационное
1 направление — Познавательное — обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
2 направление — Наглядно — информационное:
3 направление — Досуговое
Работа с детьми.
•в форме проведения минуток здоровья
•во время физкультурных занятий
•при реализации проектов
•в совместных мероприятиях с родителями
Результативность деятельности формирования у дошкольников здорового образа жизни путем взаимодействия детского сада и семьи имеет положительную динамику. Это прослеживается:
в повышении уровня знаний детей об основах ЗОЖ
в положительной динамике уровня физической подготовленности
в повышении ответственного отношения родителей к проблемам ЗОЖ
в повышении количества посещений родителями совместных мероприятий
Источник
Опыт семейного воспитания «ЗОЖ или здоровый образ жизни»
проект (младшая группа) на тему
Опыт семейного воспитания семьи Мольковых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
представление опыта семейного воспитания по здоровому образу жизни | 331.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт семейного воспитания на тему
Свой дар – здоровье – нужно беречь и всеми доступными средствами укреплять его с раннего детства.
Здравствуйте! Рады приветствовать Вас!
Мы – дружная, ведущая здоровый образ жизни семья Мольковых: папа Кирилл, мама Оксана и дочка Ариша (3,5 года).
Сейчас мы хотели бы обратить Ваше внимание на такую тему как здоровый образ жизни. Все слышали такое словосочетание и даже наверняка знают, что под ним подразумевается, и также многие, как мы надеемся, следуют его принципам. Мы – не исключение, поэтому хотели бы здесь поделиться своим опытом, как мы сами, родители, ведем здоровый образ жизни и как приучаем к этому своего ребёнка.
Здоровый образ жизни является основой для гармоничного развития ребенка, причем, чем в более раннем возрасте человеку начинают прививаться здоровые привычки и порядки, тем более эффективным становится воспитание здорового образа жизни.
Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека.
Компоненты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста практически идентичны таковым для образа жизни любого другого возраста, однако, естественно, существуют определенные нюансы, характерные именно для возраста 2-7 лет.
Ведение здорового образа жизни поможет детям своевременно и гармонично развиваться и сохранить здоровье. Если Вы желаете своему ребёнку расти сильным и здоровым, то следует прислушаться к следующим правилам, которые помогут малышу вести здоровый образ жизни.
Придерживаясь этих простых рекомендаций, можно избавиться от многих проблем, касающихся здоровья, поэтому в своей повседневной жизни мы стараемся максимально им следовать.
Основные факторы здорового образа жизни детей
Много свежести и воздуха!
Нужно как можно дольше бывать на свежем воздухе. В любую погоду максимальное количество времени нужно уделять прогулкам на улице. Гулять лучше по озеленённым паркам и скверам, избегая загазованных улиц. Это, пожалуй, самое простое, легкодоступное и легко осуществимое занятие по поддержанию здоровья – ведь все дети в любом возрасте любят гулять на улице, а для младенца это фактически единственное, что ему пока доступно. Поэтому с самого рождения Ариши мы старались каждый день подолгу гулять и в дождь, и в холод. Спала она всегда на свежем воздухе: или в коляске, пока гуляли, или, если не получалось выйти на улицу, на лоджии с открытыми окнами. А летом мы проводили на улице весь день: гуляли, играли, спали, даже перекусывали, приходя домой только пообедать.
С того момента, как Ариша начала ходить в сад, времени на прогулки поубавилось, но тем не менее мы всегда вечером после сада находим хотя бы часок, чтобы провести его на улице.
Жизнь в движении!
Двигательную активность ребёнка можно рассмотреть с двух позиций: во-первых, это обычная активность ребёнка во время прогулки, а во-вторых, это занятия разными видами спорта.
Двигательная активность во время прогулки обеспечивается разными способами. На детской площадке ребёнок может бегать, прыгать, залезать на горки и турники, тем более что современные детские уличные комплексы позволяют играючи тренировать ловкость, силу, выносливость, координацию. Нередко летом на улицах устанавливают батутные комплексы, на которых дети с удовольствием прыгают. Зимой же самым весёлым увлечением является катание с горок на санках, ватрушке, ледянке. Катание с горки в любом случае не оставляет никого равнодушным и дарит огромное количество радости, смеха и хорошее настроение на долгое время. В двигательной активности на улице есть большой плюс – это нахождение на свежем воздухе, о важности чего говорилось выше. Ариша – обычный ребёнок, который с удовольствием бегает на детской площадке и особенно любит батут, а зимой ей нравится кататься с горок.
Спорт – это источник крепкого здоровья и правильного развития ребёнка, ведь занятия положительно влияют как на его физическое, так и на эмоциональное состояние. Спорт также является неотъемлемой частью здорового образа жизни детей.
Важно правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка, ведь то, чем он занимается, должно быть интересно и полезно. К примеру, занятия танцами и гимнастикой развивают все группы мышц, координацию, гибкость, растяжку. Катание на коньках улучшает сопротивляемость организма и хорошо подойдёт для детей с заболеваниями бронхов и лёгких. Занятия водным видом спорта развивают дыхательную систему, укрепляют нервную систему и закаляют ребёнка. Лыжный спорт подойдёт детям, которые часто простужаются, ведь он развивает силу, координацию и выносливость, улучшает работу сердца и сосудов, тренируют все группы мышц. Боевые искусства научат постоять за себя, закалят характер и сделают ребёнка психологически сильнее.
Если говорить о нашей семье, то мы все любим спорт и прививаем эту любовь Арише. Особенно стоит упомянуть зимние виды спорта. Зима – время чудес и отличного отдыха, долгожданная для многих любителей активного отдыха и ведения здорового образа жизни пора. Так сложилось, что именно в этот период случается большое количество праздников, и у нас появляется много свободного времени, которое мы стараемся провести интересно, с пользой для здоровья. В числе прочих увлечений у нас являются катание на коньках и лыжах.
Катание на коньках является одним из самых увлекательных занятий в зимний период. Этим делом можно конечно заняться и летом в ледовой арене, но этот вариант никак не сравнить с катанием зимой на открытой площадке под зимним небом.
Это занятие является максимально зимним. На лыжах можно кататься в примитивных условиях, то есть по заснеженной дороге или за городом. Но также в наше время существует большое количество специализированных мест с хорошо уложенными трассами, где каждый желающий может получить максимальное удовлетворение.
Свободное время с пользой!
В настоящее время дети отдают предпочтение занятиям, которые направлены на укрепление здоровья, развитие хороших физических способностей, тренировке спортивной фигуры и придание мышцам тела ярко выраженной рельефности. Все эти мероприятия ассоциируются с ведением здорового образа жизни и направлены непосредственно на сохранение и преумножение показателей здоровья человека. Развитие получили такие направления, как художественная и спортивная гимнастика, занятия танцами. В данном виде занятий существует очень высокая концентрация движений, они направлены исключительно на тренировку физических возможностей ребёнка, их развитие и закрепление. С трёх лет Ариша начала заниматься танцами и художественной гимнастикой.
Закаляйся, если хочешь быть здоров!
Закаливание и контрастная терапия – процедуры для здорового образа жизни.
Закаливание является ещё одной широкой ступенью на пути к здоровью нашего организма. Его нельзя разделить с контрастной терапией, поскольку без контрастной температуры воды, воздуха, солнца, хождения босиком по горячей земле, песку или холодной воде и снегу невозможно правильно закалить наше тело и дух. Закаливание является универсальным средством для оздоровления, не требующее каких-то особых вложений и доступное всем.
Для чего же нужно закаливать организм? Закаливание необходимо для того, чтобы организм легко адаптировался к температурным изменениям окружающей среды и не снижал свои иммунные силы во время эпидемий. Закаливание положительно влияет на работу всех внутренних органов, сердечно-сосудистой и нервной системы, повышает сопротивляемость кожи ребёнка к инфекциям. Обливания, обтирания и душ – самые распространённые виды закаливания в домашних условиях.
Купание в открытых водоёмах, сочетающееся с хождением по тёплому песку и камешкам – также полезный вид закаливания. А в тёплый солнечный день можно просто поплескаться в тазике с водой, поиграть с игрушками и корабликами. Наиболее безопасный вид закаливания – это закаливание воздухом, принятие воздушных ванн, которые так рекомендуют врачи младенцам.
Аришу мы также приучаем к закаливающим процедурам, к тому же некоторые из них очень ею любимы – как приятно поплавать летом в речке или поплескаться в надувном бассейне!
Правильное питание — залог здоровья
В современном обществе все большее внимание начинает уделяться здоровому образу жизни. Благодаря такой жизненной позиции, люди поддерживают и сохраняют свое здоровье, тонус и отличное ежедневное настроение. Здоровый образ жизни подразумевает не только занятия спортом, полный отказ от вредных пагубных привычек, но и правильное, здоровое питание. Именно оно является главным связующим звеном между организмом человека и линией жизненной позиции, которой человек придерживается. Каждый должен знать основные принципы формирования здорового рациона питания, чтобы сохранять свое здоровье и активную жизненную позицию.
Питание — это основной фактор, который помогает организму поддерживать физические силы, является основой жизни.
Каждый должен знать, что правильное питание позволяет человеку расти и развиваться правильным образом.
Питание ребёнка должно быть сбалансированным и разнообразным и ежедневно включать в себя все продукты «пищевой пирамиды». Только так можно удовлетворить потребности организма в нужном количестве углеводов, белков, жиров, витаминов и микроэлементов. Ещё один важный аспект правильного питания ребёнка – это его режим: кушать надо примерно в одно и то же время, не допуская перерывов в приёмах пищи более 4 часов.
Семья – это пространство любви
И напоследок хотим поделиться, пожалуй, главным принципом здорового образа жизни, о котором порой не знают, не считают его относящимся к ЗОЖ, а к какой-то совсем другой сфере… Это СЕМЬЯ – отношения внутри нее, общие радости и переживания, совместная деятельность.
Царящая в семье психологическая атмосфера влияет не только на эмоциональное состояние, но и на здоровье ребёнка в целом. Отрицательные эмоции, которые постоянно переживает ребёнок, обязательно приведут его стрессу, а затем – к болезням. Наука психосоматика нам убедительно доказывает, что основными причинами многих заболеваний являются многочисленные стрессы, неурядицы в семье и переутомление. И наоборот, счастливый смех и радостные эмоции оказывают положительное воздействие на гормональный фон организма и укрепляют иммунитет человека. Нужно окружить ребёнка любовью, одобрением и пониманием, ведь они как солнечный свет и воздух требуются для здоровья маленького человечка. Как говорится, здоровый дух в здоровом теле. И наоборот: здоровое тело обеспечит здоровый дух. Укрепляйте дух Вашего малыша добрыми словами, ласками, заботой, уютом и теплом.
Ведите здоровый образ жизни, чаще смейтесь, смешите своего ребёнка и веселитесь всей семьёй!
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья –
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать:
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться –
На зарядку становиться !
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня-лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни не осуществляется по частям и только лишь на основе знаний о нем, а носит целостный характер. Процесс формирования валеологических качеств дошкольников должен осуще.
Хочу поделиться своим опытом работы с детьми. В работе очень подробно олписывается важность ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Конспект родительского собрания.Семейное воспитание и здоровый образ жизни.
Конспект родительского собрания «Семейное воспитание и здоровый образ жизни»- беседа о том, насколько важно детское здоровье, нужно ли его укреплять и какими способами.
Конспект родительского собрания «Семейное воспитание и здоровый образ жизни".
Источник