Современная подходы к оздоровлению детей. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях. Опыт работы «Школы здоровья»
“Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто”.
Сохранение здоровья школьников – особая проблема, которая давно вышла из ряда только медицинских и сегодня обрела педагогическое и социальное значение. Необходимость первоочередного решения данной проблемы очевидна.
В Законе “Об образовании” сказано “Образовательное учреждение создает условие, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”
Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков муниципального образования г. Ноябрьска, находясь в дидактическом поиске с 1996 года, прошла путь от построения оптимального учебно-воспитательного процесса, способствующего демократизации и гуманизации образования до реализации идеи формирования максимального развития личности ребенка, его социализации исходя из возможностей, способностей и здоровья, через дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения и воспитания.
Главная особенность нашей школы сегодня – это курс на сохранение, укрепление, восстановление здоровья школьников и здоровьесбережение в учебно-воспитательном процессе.
В школе функционируют 4 взаимосвязанных процесса:
- Обучение;
- Воспитание;
- Социализация;
- Оздоровление.
За годы работы по реализации Программы “Школа здоровья” сложилась определенная система оздоровления учащихся через:
- Реабилитационную службу;
- Физкультурно-оздоровительную службу;
- Социально-психологическую службу;
- Работу школьной ПМПК;
- Логопедический пункт;
- Внедрение в практику учебно-воспитательного процесса здоровьесберегающих технологий;
- Соблюдение санитарно-гигиенических требований к условиям обучения и воспитания.
Практика нашей работы показала, что особую тревогу в условиях обучения, по интенсивным программам представляют психосоциальные перегрузки при низкой физической активности и нерационального питания. При этом интенсификация образовательных программ увеличивает учебную нагрузку без должного учета индивидуальных особенностей и способностей обучающихся, что усугубляет ухудшение здоровья школьников и снижает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Школьная медицинская служба ориентирована на профилактические мероприятия и на борьбу с болезнями.
Учебная часть и психолого-педагогическая служба планирует свою работу, рассчитывая на психофизиологические возможности здорового человека.
А, кроме того, в преподавании каждой учебной дисциплины следует исходить из того, что во всей учебно-воспитательной работе основным субъектом является ученик, а главной ценностью в системе ценностных ориентаций учителя должно быть здоровье человека.
Мы уверены, реализация этих концепций возможна лишь на основе грамотности по здоровьесбережению всех участников образовательного процесса. На принципах здоровьесбережения мы строим интеграцию учебных программ, режимы учебных занятий, отдых учащихся.
На современном этапе определена цель работы школы в данном направлении: Повышение эффективности деятельности школы как единой образовательной системы путем создания школьного здоровьесберегающего пространства (создание мотивации и условий для формирования, сохранения, укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности посредством приведения учебного процесса в соответствии с физиологическими возможностями учащихся).
Под здоровьесберегающим пространством мы понимаем
- Формирование культуры здороовьесбережения образовательного учреждения и субъектов образования (педагогов, родителей, учащихся).
- Способствование активизации жизненных сил субъектов образования на самостоятельное создание ими традиций здорового образа жизни.
- Здоровьесбеегающее обучение и просвещение учащихся и педагогов через максимально возможную интеграцию с учебно-воспитательным процессом.
- Ведение здоровьесберегающей составляющей мониторинга школы.
- Анализ эффективности физического воспитания учащихся с оценкой их физической подготовленности, умений и навыков по гигиеническому и физкультурному самообслуживанию.
Задачами устранения вышеизложенного негатива в школе основными составляющими технологии формирования здорового образа жизни являются:
- развитие мотивации в потребности здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса;
- обеспечение учебно-воспитательного процесса психолого-здоровьесберегающим сопровождением;
- организация рациональной деятельности активности учащихся в урочное время;
- пропаганда знаний в области здоровьесбережения (для всех участников образовательного процесса);
- контроль за состоянием физического воспитания учащихся;
- проведение консультаций, включая и врачебно-профессиональный;
- проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности учащихся к обучению, контроль за ходом их адаптации к учреждению образования и проведение медико-педагогической коррекции (совместно с мед.персоналом);
- проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль за их исполнением в школе.
Моделируя учебный план на 2007-2008 учебный год мы старались учесть внедрение данного алгоритма.
Школа I ступени представлена следующими системами образования:
- учебные программы традиционной системы обучения;
- программы развивающего обучения “Школа-2100”;
- коррекционно — развивающее обучение – специальные (коррекционные) классы 7 вида;
- программы класса “охраны зрения”.
С целью реализации программы “Школа здоровья” и укрепление здоровья учащихся часы вариативной части даются на изучение третьего часа физической культуры по программе В.Н. Ляха, А.А. Зданевича .
Для учащихся начальной школы введены дополнительно уроки физической культуры. В зимний период ребята обучаются катанию на коньках. Крытый каток школе предоставляет спортивно-оздоровительный комплекс “Факел”. В осенне-весенний период с учащимися ведутся подвижные игры на воздухе.
В параллели 2, 4-х классов ведется курс “Основы ЗОЖ”, под редакцией профессора Касаткина. Данная программа рекомендована МО РФ. Цель данного курса – формирование у учащихся норм и навыков здорового образа жизни.
Структуру учебного плана школ 2 и 3 ступени составляют:
- учебные планы общеобразовательных классов.
- учебные планы классов с углубленным изучением иностранных языков.
- учебные планы классов охраны зрения.
- учебный план спортивного класса.
- учебный план профильных классов.
При 100% сохранении Федерального компонента Учебный план школы предусматривает – введение третьего часа физической культуры в параллелях всех классов с 5 по 11 классы согласно приказа №593 от 18.09.2002 года Департамента образования Администрации ЯНАО г. Салехард.
Исключение составляют классы “охраны зрения” и классы с углублённым изучением иностранного языка.
Но в классах охраны зрения в целях предупреждения нарушения в физическом развитии и двигательной подготовленности слабовидящих детей введен факультативный курс Лечебной физической культуры из расчета 2 часа в неделю.
В 2007-2008 учебном году в школе продолжает функционировать спортивный класс- 11в. Деятельность спортивного класса регламентируется локальными актами школы. Отсутствие дополнительных часов физической культуры в вариативной части учебного плана средней школы компенсируется специализацией учебно-тренировочного процесса на базе школы олимпийского резерва г. Ноябрьска.
Определение спортивного профиля показывает введение в вариативную часть учебного плана элективного курса для классов спортивного профиля:
- основы физиологии спорта, биомеханики, возрастной физиологии и гигиены введены по 1 часу в целях формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Формирование мышления на здоровый образ жизни осуществляется через преподавание факультативного курса “Основы здорового образа жизни” в параллелях 5-9 классов из расчета 1 час недельной учебной нагрузки.
С целью успешной социализации и развития коммуникативной компетенции старшеклассников в области закономерностей человеческих взаимоотношений преподается факультативный курс “Психология общения” (11Б, В, Г классах из расчета 1 час недельной учебной нагрузки).
Введение данных курсов в Учебный план школы, способствует реализации основного направления программы ориентации участников образовательного процесса на здоровый образ жизни.
С целью создания положительного эмоционального фона, как условия, способствующего повышению работоспособности ребенка, раскрытию его резервов творческих возможностей, моральному удовлетворению и личностному гармоническому самовыражению и саморазвитию. В учебном процессе коллектив школы использует в обучении различные инновационные технологии и основные их идеи:
- технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
- личностно-ориентированного обучения;
- технологию развивающего обучения;
- технологию уровневой дифференциации обучения.
91 (76,88%)педагогов применяют в педагогической деятельности элементы современных технологий.
Отбором для практического применения новых педагогических технологий в школе занимается Методический совет.
Нами выбран следующий алгоритм педагогической технологии:
- Обеспечивать эмоционально-целостное отношение к содержанию и процессу обучения.
- Предусматривать индивидуальный темп работы (исключение необходимости в сдерживании темпа продвижения одних и понукания других).
- Формировать гуманистическую направленность личности, в ее потребностно-мотивационной сферы.
- Культивировать творческое отношение к деятельности.
- Формировать адекватную самооценку личности своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
Наряду с учебными формами здоровьесберегающего образования в школе действует Научное общество учащихся, деятельность которого способствует формированию научного понимания здорового образа жизни, привлекает учеников к исследовательской работе, глубокому познанию своего организма, собственного “Я”, поиску эффективных путей конструирования своего здоровья и образа жизни.
Итогом работы НОУ является ежегодная научно-практическая конференция “Юность. Наука. Культура”.
На протяжении многих лет свою деятельность осуществляет информационно-просветительский центр “Здоровый мир”, основным аспектом деятельности которого является пропаганда здорового образа жизни, через распространение информации, идей, художественных ценностей, данных о последних достижениях науки в указанной области.
Информационно-просветительский центр “Здоровый мир” объединяет учащихся разновозрастных групп.
В рамках воспитательной технологии ЗОЖ в школе действуют системообразующие центры:
- школьный театр “Перекрёсток” деятельность, которого вполне можно охарактеризовать как театральную педагогику. Отчетливо понимая, что театр – искусство коллективное и синтетическое, обладающие огромным воспитательным потенциалом, где каждый ребенок может реализовать свои, быть может, невостребованные ранее особенности, раскрытые по новому, снять многие комплексы и почувствовать себя уверенным;
- школьный пресс-центр “Шик” — это объединение юниоров всех классов;
- детское объединение “Воробей” — главное направление — воспитание лидерских качеств, подготовка вожатых для работы с младшими школьниками.
Ежемесячно проводятся:
- классные часы с привитием здорового образа жизни,
- беседы о вредных привычках, о профилактике различных заболеваний;
- Дни здоровья.
В текущем учебном году в различных кружках, секциях, клубах школы и города занимаются 70,3% учащихся. По 14 видам спорта занимаются 35,1% учеников. Художественно – эстетическое направление выбрали 26,7%.
За последние три года наблюдается положительная динамика роста детей вовлеченных во внеклассную и досуговую деятельность.
Очевидно, что освоение школьниками знаний, умений и навыков по здоровьесбережению невозможно каким бы полным оно не было в рамках школы без помощи родителей, без их активного участия в этом процессе.
Нами в этом направлении проводится просветительская работа через постоянно действующий родительский лекторий “Здоровый образ жизни – залог успеха”.
Реабилитационная служба нашей школы включает в свой состав:
- Медицинский блок;
- Социально-психологическую службу;
- Логопедическую службу;
- Спортивно-оздоровительную службу.
- Медицинский блок оказывает следующие виды лечения и оздоровления:
- Физиотерапевтические процедуры (электрофорез, гальванизация, ультразвук, УВЧ, дарсонвализация, магнитотерапия, ингаляции, КУФ, общее УФО, диадинамерия, массаж);
- Водолечение (душ Шарко, Шотландский душ, циркулярный душ, восходящий душ, подводный душ-массаж);
- Лечебная физкультура;
- Светолечение;
- Теплолечение
- Ароматерапия;
- Биологическая обратная связь (офтольмологическая, опорно-двигательная, психоэмоциональной коррекции, логотерапевтичкский);
- Стоматологическая помощь;
- Витаминизация.
Описание работы реабилитационной службы (Приложение 3)
Ромен Роллан когда-то сказал, что здоровье — так же заразительно, как болезнь. Мы хорошо знаем, как стремительно распространяются, превращаясь в эпидемию, всяческие недуги. А вот науку распространения здоровья, здорового образа жизни наше общество начало только осваивать и сегодня образовательные учреждения города Ноябрьска делают в этом направлении уверенные шаги.
Источник
Из опыта работы по программе «Школа здоровья»
специалист в области арт-терапии
Из опыта работы по воспитательной программе «Школа здоровья»
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам»
Здоровье — это достояние каждого человека и общества в целом, это одна из главных ценностей жизни. В настоящее время актуальной проблемой современного общества становится формирование здорового образа жизни.
Методики констатируют значительное ухудшение состояния здоровья у детей и подростков. Наблюдается изменение показателей физического развития.
Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывает, что в большинстве случаев дети воспитывались в неблагополучных семьях, условия которых создали прямую угрозу для их жизни и здоровья. Жизненный опыт, который дети получают в таких семьях, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю и не соблюдению гигиенических норм, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иногда педагогические приемы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда.
Поэтому работа по формированию навыков ЗОЖ подвигла меня на создание программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников — это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня, двигательной активности, соблюдение правил безопасности, питания, правил личной гигиены.
Программа «Школа здоровья» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Срок реализации 3 года, занятия проводятся один раз в неделю, по длительности составляют от 30 до 45 минут. В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, получение ими удовольствия от познания нового -программа разбита на четыре блока:
1 блок. Уроки – забота
2 блок. Уроки самопознания
3 блок. Уроки осторожности
4 блок. Уроки доктора Айболита
на протяжении каждого года реализации применяется принцип чередования и взаимопроникновения тем всех четырёх блоков. Эффективность занятий по программе в значительной степени зависит от разнообразия средств и методов работы. На своих занятиях я использую видео и музыкальные записи, технические средства, занимательные беседы, рассказ, обсуждение а также разнообразие форм работы – практическое занятие, ролевая игра, викторина, конкурс рисунков, экскурсия, игры на свежем воздухе, видеоуроки, просмотр мультипликационных фильмов, походы, КВН, праздник.
Каждое занятие построено с использованием смены видов деятельности: умственной и двигательной активности. Так как возраст участников программы младший школьный, занятия строю в игровой форме. Применение игровых технологий на занятиях в комплексе с другими методами и приемами, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение материала, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой занятия, увидеть индивидуальность детей.
Двухлетний опыт работы по данному направлению даёт возможность сделать выводы по эффективности используемых на занятиях методов:
Лекция (5% усвоения) – наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации. Но лекция ставит воспитанников в позицию пассивных слушателей, что приводит к потере интереса к теме занятия и отвлечению.
Чтение (10% усвоения) – более активный способ предоставления информации, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации.
Использование аудиовизуальных средств (20% усвоения) – хороший способ для эмоционального переживания информации.
Использование наглядных пособий (30% усвоения) – помогает воспитанникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием, обонянием. На своих занятиях использую: плакаты, рисунки, буклеты, раздаточный материал.
Обсуждения в группах (50% усвоения) – позволяют участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями, ощущениями в рамках определённой темы. «Мозговые штурмы» ценны тем, что активизируют мыслительную деятельность их участников, дают возможность высказаться каждому и выслушать мнения других.
Обучение на практике (70% усвоения) – это игры, проигрывание ситуаций, практические занятия.
Для отслеживания результативности программы, использую диагностические методики: мониторинг заболеваемости, роста, веса, сопровождающийся сравнением показателей в начале и конце учебного года – самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться; книга рекордов «Школы здоровья»; мониторинг «Нравственного здоровья» — определяется процентной долей детей с высоким уровнем воспитанности и сформированными позитивными жизненными ценностями ; анкетирование и тестирование по изученным направлениям.
К организации и проведению определённых занятий привлекаю специалистов детского дома: медицинского работника, инструктора по физической культуре, психолога.
Программа рассчитана на 3 года, каждый год включает теоретические и практические занятия; общее колличество часов за год – 36. В конце каждого года провожу итоговое занятие, на котором дети демонстрируют знания и умения, приобретённые за год.
Результатом работы по программе «Школа здоровья» можно считать:
получение детьми базовых знаний, умение применять их на практике, развитие способностей адаптироваться к новым условиям, принимать самостоятельное решение заботиться о своем здоровье.
Оценку уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате реализации программы, определила с помощью тестирования, анкетирования, диагностирования, наблюдений и т.д.
В ходе выполнения программы воспитанники усвоили:
— основные термины и правила здорового образа жизни;
— факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, правила закаливания организма;
— основные правила безопасного поведения дома, в школе, на улице;
— правила поведения в опасных ситуациях;
— правила экологически грамотного поведения в природе;
— значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;
— предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил; — правила здорового питания, культуру приёма пищи;
— меры профилактики и укрепления осанки;
— основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощение. Научились: — соблюдать свой режим дня;
— выполнять правила личной гигиены;
— выполнять гимнастику для глаз,
упражнения для профилактики нарушения осанки, дыхательную гимнастику;
— выполнять правила безопасного поведения на улице, дома, в школе;
— бережно относиться к природному окружению;
— выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми;
— правильно оценивать собственные поступки и корректировать свои действия.
В заключении мне хотелось бы сказать, что в течение жизни на здоровье человека воздействуют следующие основные факторы:
образ жизни – 50%
окружающая среда — 20%
развитие системы здравоохранения- 10%.
Выраженная в процентах степень воздействия этих факторов на здоровье показывает, что избранный человеком образ жизни может изменить состояние его здоровья на 50%.
Моя главная цель педагогической деятельности по программе «Школа здоровья» —воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение воспитанников к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
Разумеется, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному воспитателю. Однако, если каждый из нас, педагогов, задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, дети — наше будущее. И своё выступление мне хотелось бы закончить хорошими словами древневосточной мудрости:
«Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение многих лет давать ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда».
Источник