Психологическое здоровье как основа успешной жизнедеятельности дошкольника
Анна Ерохина
Психологическое здоровье как основа успешной жизнедеятельности дошкольника
[u]«…Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом» Хухлаева О. В. [/u]
Современные исследования показывают, что наличие у человека качеств психологического здоровья зачастую становится более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье. Поэтому вопрос о необходимости поддержании и формировании психологического здоровья детей дошкольного возраста стоит достаточно остро.
Современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми ребенок не всегда может справиться самостоятельно, и ввиду своей беспомощности, поэтому практически все дети требуют той или иной психологической поддержки. Через взрослых, ребенок постигает мир, от него зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы.
Если говорить о взрослом человеке, то портрет психологически здорового человека,выглядит следующим образом: спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающего себя и окружающий мир человек не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой.
Ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония»,выражающаяся в гармонии между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Специфика психологического здоровья дошкольников проявляется в иных проявлениях. Условно состояние психологического здоровьяребенка можно разделить на три уровня:
К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному – относятся дети в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность.
К низкому уровню — дезадаптивному – можно отнести детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям.
Разрушающееся воздействие на психологическое здоровье оказывает ряд факторов, которые можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. Так в детском саду психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Проведенные исследования показали, что в случае, когда педагог не замечает направленных к нему обращений детей, это может, с одной стороны, привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Для поддержания психологического здоровьядетей педагоги должны в своем взаимодействии с ребенком осуществить ряд задач:
1) Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
2) Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
3) Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Для осуществления профилактических мер по формирования психологическогонеблагополучия в развитии ребенка педагогам рекомендовано:
• Создавать в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
• Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
• Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
• Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям.
• В ходе обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей.
• Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.
• Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
• Учить детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
• При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
• Создавать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Консультация для родителей дошкольника «Как сохранить и укрепить психологическое здоровье детей» Для начала давайте определим, что же такое Психологическое здоровье? Это основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и.
Консультация для родителей «Психологическое здоровье дошкольника» В наше современное, насыщенное инновациями время мы – родители, порой не успеваем за всеми понятиями, что касается сохранения здоровья наших.
Круглый стол для родителей «Психологическое здоровье детей» «Психологическое здоровье детей» (совместно с воспитателем группы) Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей, формирование.
Круглый стол с родителями «Психологическое здоровье воспитанников» .
Психологическое здоровье детей Как цель и критерий успешной работы ДОУ Здоровье человека всегда было, есть и будет одним из основных ценностей, которые характеризуют развитость цивилизации. В современной ситуации.
Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ В современных условиях развития общества проблема психологического здоровья детей является актуальной, как никогда ранее. Социальные перемены,.
Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» Дошкольное детство — возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, К. Бюлер,.
Тренинг для родителей второй младшей группы «Психологическое здоровье дошкольника» Цель: донести до родителей второй младшей группы информацию о сохранении и укреплении психологического здоровья младших дошкольников. Оборудование:.
Тренинг. Психологическое здоровье педагогов. Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния,.
Здоровье воспитанника и воспитателя-основа успешной совместной деятельности (фотоотчёт) Добрый день. Представляю вашему вниманию краткосрочный проект по здоровьесбережению: «Здоровье воспитанника и воспитателя — основа успешной.
Источник
Семинар «Психологическое здоровье детей в ДОУ»
Ольга Бажанова
Семинар «Психологическое здоровье детей в ДОУ»
Цель: систематизировать знание педагогов о психическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны психологического здоровья детей.
Давайте с вами вспомним, что такое здоровье?
«Здоровье – это состояние полного физического, психологического, социального благополучия».
Какая наука изучает психологическое здоровье? (Психология.)
Психология – это наука о душе. Значит, психологическое здоровье – душевное здоровье.
Оно включает в себя нормальное эмоциональное поведение, поведенческое и социальное самочувствие. Пословица говорит, что в здоровом теле живет здоровый дух. Мы видим, что физическое и психическое, а так же социальное здоровье взаимосвязаны между собой.
Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребенка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.
Цель практической работы с детьми – это психическое здоровье ребенка, а личное развитие – условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано, как с соматическими заболеваниями, или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка и связанными с социальными условиями.
Признаки психического здоровья:
• способность справляется с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;
• чувство уверенности и доверия;
• формы проявления эмоций и поведения соответствуют и вероятным чувствам ребенка;
• достаточный диапазон чувств.
Психологический аспект психического здоровьяпредполагает внимание:
•к внутреннему миру ребенка: в его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;
• обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.
Ребенок – дошкольник приходит в детский сад, и мы продолжаем его развитие, используя программы по дошкольному образованию. Принципы положенные в основу программы, способствуют укреплению и сохранению физического, психического и социального здоровья детей. Назовите его принципы.
(Уважение к свободе и достоинству каждого ребенка, как маленького, но полноправного человека;
создание условий для развития его индивидуальности;
обеспечение атмосферы психологического комфорта в группе;
учет психологических особенностей детей, при отборе содержания и методов обучения и воспитания;
обеспечение качественной подготовки к школе;
наличие свободного педагогического пространства для проявления личности и индивидуальности воспитателей).
Вопросы по теории:
1. Чем характеризуется год «большого скачка»?
К основным изменениям, которые должны произойти в 2 –3 года относятся следующие:
• интенсивное развитие речи;
• начало осознания самого себя.
2. Почему происходит «кризис трех лет» и его симптомы?
Ребенок начинает приобретать свое «Я» и становится независимым от взрослых, окружения.
Негативизм – стремление все сделать, наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.
Упрямство – он проверяет может ли он что-то потребовать и выполнят ли его просьбу.
Строптивость – направлена против норм поведения, установленных взрослым.
Своеволие – все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых.
Протест бунт – ребенок находится в состоянии войны с окружающими, проявляет негатив к игрушкам.
Деспотизм или ревность – проявление своей власти над окружающими взрослыми, ревность же – к детям.
3. Характерная особенность детей 4 – го года жизни.
Это их стремление к самостоятельности.
4. Назовите важнейшее условие полноценного развития ребенка.
Хорошее отношение с воспитателем.
5. Перечислите новые возможности детей средней группы.
У детей появились способности к целеполаганию, отношение к продукту своих целенаправленных действий и способность на основе достигнутых целей ставить новые цели.
6. Какое новообразование появляется у пятилетнего ребенка?
Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится, не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
7. Что означает психологическая подготовка а школе?
Она включает в себя:
• формирование определенного отношения к учебе в школе, как к серьёзной, социально значимой деятельности, т. е. мотивацию учения;
• обеспечение определенного уровня интеллектуального развития;
• развитие эмоционально – волевой сферы.
8. Как вы понимаете 3 «П» В. А. Петровского?
Понимание ребенка – смотрю на мир глазами ребенка.
Принятие ребенка – я тебя люблю такого, какой ты есть
Признание ребенка – ты мой партнер, включаю тебя в свою взрослую жизнь.
9. Перечислите признаки психомоторногонеблагополучия во внешних проявлениях ребенка:
Сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность;
• позы – застывшие, скованные и однообразные;
• движения – бесцельные, непродуктивные при высокой эффективности или психомоторная заторможенность;
• жестикуляция и мимика – вялые, бедные, маловыразительные, гримасничанье или неподвижность лица;
• речь невнятная, невыразительная, не монотонная, возможно заикание.
10. Как проявляются социальные навыки ребенка?
Осознает себя, как личность, отделяет себя от взрослого, как бы снова открывает для себя мир людей, своё место в этом мире, как самостоятельная личность.
11. Как ребенок постигает социальный мир?
Впитывает поведение взрослых и подражает им. Легко верит. Следует наглядному примеру.
Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья.
1. Поддерживать у ребенка положительную самооценку.
Не бывает плохих детей, бывают не адекватные поступки. Каждый ребенок талантлив, надо лишь вовремя заметить этот талант и дать ему проявится.
2. Содействовать эмоциональному благополучию.
В хорошем эмоциональном состоянии, человек успешно преодолевает различные препятствия.
3. Помочь ребенку осознавать свои эмоции.
Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции,через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него».
4. Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими.
Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях стоит обратиться к психологу.
5. Помочь ребенку управлять своим временем, поведением. Давать ребенку право выбора, чем ему занимается, научить его планировать свое время.
Конспект родительского собрания «Психологическое здоровье ребенка в наших руках!» Конспект родительского собрания «Психологическое здоровье ребенка в наших руках!» Форма проведения: мастер-класс с элементами тренинга.
Психологическое здоровье участников образовательного процесса «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» СЛАЙД Последние годы характеризуются повышением внимания общества к проблемам.
Семинар-практикум для педагогов «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Солдатенко Н. Д., педагог-психолог СЕМИНАР.
Консультация «Психологическое здоровье обучающихся начальной школы» Психологическое здоровье обучающихся начальной школы. Здоровье человека, а значит и ребенка – это физическое, душевное и социальное благополучие.
Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» рабочего поселка Сосновоборск Родительское.
Семинар для родителей «Здоровье и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Семинар для родителей «Здоровье и здоровьесберегающие технологии в доу» Старший воспитатель: Буравихина М. В. Уважаемые родители, здравствуйте.
Семинар-практикум для педагогов «Здоровье — богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» Семинар — практикум: » Здоровье — богатство, его сохраним и к этому дару детей приобщим» «Здоровье — это полное физическое, психическое.
Влияние развития музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое здоровье детей дошкольного возраста Работая с детьми, я увидела, что детям очень нравится двигаться под музыку. Поэтому я всегда подбирала весёлые детские современные песенки.
Здоровье детей — здоровье нации! Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровье детей — здоровье нации!. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение.
Источник