Из опыта работы об использовании здоровьесберегающих технологий
Светлана Гончарова
Из опыта работы об использовании здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10%. 60% составляют дети с отклонениями в физическом развитии. Поэтому разработка новых приёмов и методов физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста представляется одним из наиболее актуальных направлений современной педагогики.
В своей работе я использую разработанную в МБДОУ программу «Мозаика здоровья. Цель программы: профилактическая и оздоровительная работа с детьми в дошкольном учреждении, через здоровьесберегающие технологии. Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи программы:
— Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы,
— Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
– Обеспечить диагностику состояния и развития детей с учетом мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм человека.
Так же я использую элементы из программы О. Н. Арсеневской «Система оздоровительной работы в детском саду». Подбираю такие игровые ситуации, которые способствуют формированию у детей двигательных качеств, как гибкость, ловкость, силу, выносливость, быстроту. Используя программу О. Н. Арсеневской, образовательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Для зрительной гимнастики в группе изготовила офтальмотренажер по сказке «Репка». Предлагаю детям глазками найти знакомые персонажи сказки (вверх, вниз, вправо, влево). При работе офтальмотренажером в группе решаю следующие коррекционно-развивающие задачи:
У детей развиваются глазодвигательные навыки при перемещении глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т. д.).
Развивается периферическое зрение, расширяется боковой обзор: способность видеть то, что ребят окружает.
Развивается зрительное сходство и различие размера, форме и цвете предметов.
И самое главное: снимается зрительное напряжение, укрепляется и сохраняется зрение детей.
Такую гимнастику провожу с детьми несколько раз в день.
После сна провожу пробуждающую игровую гимнастику («Мы проснулись, потянулись», «Веселые ручки, резвые ножки», «Вот как солнышко встает», «Спал цветок и вдруг проснулся»).
Закаливающие процедуры: «Ходьба босиком по ребристой дорожке», «Умывание прохладной водой», «Ходьба босиком по массажному коврику», «Полоскание полости рта водой комнатной температуры».
Во время проведения НОД и в режимных моментах провожу пальчиковые игры «Сел на ветку снегирек», «У нас босые ножки», «Вышли мыши», «Дождик, дождик веселей», «Улитка, улитка».
Обязательно во время проведения НОД провожу физкультминутки: «Мишка ходит», «Птички летают», «Ветер качает деревья». Так же провожу дыхательную гимнастику: «Подуем на султанчик», «Остудим кукле чай», «Надуем шарик».
Прогулки в холодное время провожу на прогулочной веранде, где много двигательных игрушек: батут, качели, горки, велосипеды, машины, сухой бассейн.
В свободное время и на физкультурных занятиях использую дорожки со следками, массажные мячики, игры с фитболами, различные тренажеры.
В родительский уголок мною помещены информационные статьи о пользе дыхательной гимнастики и подборка специальных игр и упражнений для домашнего использования.
При постоянном использовании здоровьесберегающих технологий в учебную и повседневную деятельность я пришла к выводу, что систематическое использование дыхательной, зрительной гимнастики, пальчиковых и логоритмических игр положительно сказывается на укреплении здоровья детей, их хорошем эмоциональном состоянии. С удовольствием буду применять здоровьесберегающие технологии в дальнейшей работе с детьми.
Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.
Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у ребятишек формируется осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности.
В своей практике использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Дыхательные упражнения;
3. Физкультминутки, динамические паузы;
4. Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.
Схема применений здоровьесберегающих технологий в режимные моменты:
1. Утренняя гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика (во время организованной деятельности — 3 мин)
3. Физкультминутки (7 мин)
4. Дыхательные упражнения (3 мин)
5. Фонопедические упражнения, самомассаж, игры-гимнастики для глаз (2 мин)
6. Музыкотерапия (3мин)
7. Закаливающие процедуры (5-8 мин)
План работы по здоровому образу жизни
№ Формы работы Название Время проведения
1 Доклад на «Обзор октябрь
педсовете предлагаемых методик
2 «Физкультминутки Каждый день
3 Беседа «Физиологически Ноябрь
для родителей правильное
4 Занятие «Откуда октябрь
в 1 младшей берутся
5 Папка «Игры-забавы, сентябрь
6 Рекомендации «Организация январь
воспитателям работы по формированию
7 «Организация февраль
8 Слайды «Пальчиковые март
9 Спортивные апрель
Воспитатель Гончарова С. А.
«Детский сад № 1» п. Палатка Романова Е. Н.
«Использование здоровьесберегающих технологий в певческой деятельности дошкольников», обобщение опыта. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №251» Использование здоровьесберегающих технологий в.
Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада Введение Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.
Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (из опыта работы воспитателя) Из опыта работы воспитателя Белоконевой Л. Н. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов. Состояние.
Описание опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ» МБДОУ «Курманаевский д/сад №2 «Солнышко» воспитатель: Дерзова И. В. Описание опыта работы по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.
Опыт работы «Комплексный подход в развитии мелкой моторики руки детей с учетом здоровьесберегающих технологий» Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной.
Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий воспитателя Гладковой Анны Сергеевны Сегодня уделяется большое внимание.
Отчет об использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.
Перспективный план (из опыта работы «Формирование ЗОЖ у детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий») Сентябрь Тема: «Береги здоровье с детства» Задачи: — Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. — Дать сведения.
Источник
Опыт работы по здоровьесбережению
Ушкова Людмила
Опыт работы по здоровьесбережению
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.Их можно выделить в три подгруппы:
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
Здоровье человека — важнейшее условие гармонического развития личности.
Здоровье- это бесценный дар, который преподносит человеку природа.
Древняя китайская мудрость гласит: «Заниматься своим здоровьем нужно не за 3 дня до смерти, а за 3 года до начала болезни».
Здоровье- это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого.
«Жизнь долга, если она полна».
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами,как Закон РФ «Об образовании»(ст. 51, «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»,а так же Указа Президента России «Об утверждении основных направлений государственной политики по улучшению здоровья населения РФ», «Об утверждении основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в РФ» и другие.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов.
В связи с этим в МДОУ «Детский сад № 10 общеразвивающего вида» организована работа по укреплению здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Для эффективного осуществления физкультурно-оздоровительной работы здесь есть прекрасно оборудованный физкультурный зал, пособия, оборудование и инвентарь в группах, фито-бар.
За время существования детского сада сложились определенные традиции в сфере оздоровительной деятельности: они проводятся с использованием нетрадиционных физкультурных занятий, утренней гимнастики, оздоровительного бега, дыхательной и зрительной гимнастки, физкультминуток, динамических часов, массажа (общего и местного, аромотерапии, фитотерапии.
За это время мною были проведены различные оздоровительные мероприятия, цель которых- сохранение и укрепление здоровья детей.
В. А. Сухомлинский (высказывание)
Задачи здоровьесбережения.
Утро в детском саду начинается с зарядки.
Зарядка улучшает работоспособность, аппетит, сон, общее самочувствие ребенка.
Гимнастика после сна.
Она обеспечивает постепенно переход от состояния покоя к рабочему состоянию.
Физкультминутки на всех занятиях.
Развивает мелкую моторику рук,делает ребенка белее успешным на занятиях лепкой, рисованием, конструированием и аппликацией.
Пальчиковая гимнастика с маленькими детьми очень хорошо влияет на развитие речи ребенка — если регулярно делать такую гимнастику, говорить ребенок начнет раньше и яснее.
Гимнастика для глаз.
Есть такая русская поговорка: «Береги честь смолоду». То же самое можно сказать и о зрении. Каким бы прекрасным оно ни было от природы, рано или поздно время берет свое — даже у тех, кто никогда не знал проблем со зрением в молодости, с возрастом развивается дальнозоркость. А вообще, согласно статистике, каждый третий человек на планете страдает тем или иным нарушением зрения. К сожалению, большинство людей недооценивают силу гимнастики, думая, будто она всего лишь помогает снять усталость, но не улучшает зрения. Это не совсем верное представление. Во-первых, для того, чтобы достичь какого-то положительного эффекта, нужно потратить много времени, причем занятия должны быть ежедневными и регулярными. Позанимавшись пару недель, вряд ли можно добиться ощутимого улучшения. В строении наших глаз присутствуют мышцы, ослабление которых и приводит к ухудшению зрения. Но эти мышцы нужно, грубо говоря, накачать, а это длительный процесс. Во-вторых, гимнастика обязательно должна проходить в комплексе с другими мерами по укреплению зрения — это, в первую очередь, богатая витаминами пища, щадящий режим для глаз, полноценный сон, гимнастика для глаз-упражнения. Их нужно не менее двух раз в день и желательно в одно и то же время. Лучше всего делать это утром, пока глаза еще не устали, и вечером, когда им нужно помочь расслабиться. Для утренней гимнастики выбираю тот комплекс упражнений, который направлен на укрепление глазных мышц и улучшение зрения, а для вечерней зарядки потребуются упражнения на снятие усталости. Каждый комплекс упражнений должен длиться не меньше пяти минут — лучше два подхода по пять минут с перерывом в две-три минуты.
Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти,
Только глазками смотри.
Вверх и вниз, и вправо-влево
Ай — да Заинька умелый.
Дыхательная гимнастика очень полезна для детей. Она повышает иммунитет ребенка, улучшает обменные процессы, повышает тонус организма, обогащает кровь кислородом, снимает переутомление.
Делаем такие упражнения- «Свеча», «Ветерок».Сдуваем вату, бумагу, мыльные пузыри, дуем на предметы, подвешенные на нить.
Массаж БАТ (биологически-активных точек).
Массаж стоп, хождение босиком- важное закаливающее средство, поскольку охлаждение ног дает рефлекторную реакцию спазма сосудов кожи, носоглотки, почек и чаще всего бывает причиной возникновения простудных заболеваний.
Ходьба по «тропе здоровья» также является профилактикой плоскостопия.
Очень полезен массаж ушных раковин, т. к. на ушных раковинах имеются нервные окончания связанные со всеми внутренними органами.
«Ушки, ушки- греем ушки»— растирание мочек, упражнение «вилочка», «сережки»— потягивание с силой вниз обе мочки ушей.
В своей работе использую Аромотерапию.
Всем известно, что запахи лечат. Например, лук и чеснок- выделяют фитонциды, которые убивают микробов. Вдыхаем пары чеснока в целях профилактики гриппа и ОРЗ.
В последние годы возрос интерес к Фитотеропии.
Появились научные подтверждения, доказывающие целесообразность древнего метода лечения.
Заслуживает внимание использование фитотерапии при профилактике острых заболеваний, гриппа, ОРВИ.
В нашем детском саду лекарственные растения применяют как водные экстракты- фиточаи, которые в зависимости от характера сырья и свойств активных веществ готовят в виде настоев и отваров (настои шиповника, смородины, ромашки, малины).
Большую работу провожу с родителями.Оформляю стенды на тему: «Мы за здоровый образ жизни», «Советы доктора Айболита». Предлагаю консультации в виде папок-передвижек- «Все о здоровье», «Фитотерапия»,
«Хочешь быть здоровым- закаляйся».
Провела родительское собрание на тему: «Здоровьесбережение детей в ДОУ». Перед собранием родителям было предложено заполнить на эту тему анкеты. И более интересующие вопросы раскрыла на собрании.
Так же родителям дети показали мини-спектакль «День здоровья»
Организовываю с родителями совместные прогулки на природу, к реке, на лыжах; вечера-досуги, спортивные праздники, чаепитие в фито-баре.
Провожу беседы с родителями, в которых они делятся своим опытом по оздоровлению детей. И даю со своей стороны советы в тех вопросах, в которых родители сомневаются.
Совместная работа воспитателя и медицинского работника, при непосредственном участии родителей, позволяет сформировать комплекс мер, направленных на предупреждение простудных заболеваний детей, сохранение и укрепление здоровья детей.
Здоровый ребенок-это не чудо, а следствие, результат умелой, кропотливой совместной работы ДОУ и родителей.
Источник