Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике на тему
В данном материале представлен опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с диагнозом детский церебральный паралич.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ Детский сад№45
Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья .
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждаются в создании специальных условий для получения образования.
Специальные условия — это необходимые для получения детьми с ОВЗ реабилитационных услуг, приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.
Рождение ребёнка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребёнок — инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Дети с ограничениями в здоровье страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании.
Социализация и интеграция детей и подростков с ОВЗ на настоящий момент становится приоритетной задачей современного российского общества.
На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остаётся недостаточной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства.
Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде.
Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии.
Инклюзивное образование даёт возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объёме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям в своём обществе.
Но необходимо отметить, что с процессом включения таких детей в массовые образовательные учреждения связано много сложностей.
Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции располагают детские сады комбинированного вида, имеющие, как обычные, так и специализированные (компенсирующие или коррекционные) дошкольные группы. Наше дошкольное учреждение располагает такими условиями.
В детском саду функционируют 12 групп: 8 групп – общеобразовательной направленности и 4 группы компенсирующей. Из них 2 группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и 2 группы для детей со сложными дефектами.
Всего детский сад посещают 233 ребёнка. Из них 14 человек – группы со сложными дефектами и 15 человек – группы ОПД.
Возраст детей специализированных групп от3 до 8 лет.
Из 29 детей, посещающих специализированные группы, самостоятельно (без помощи) передвигаются 4 ребятишек. Пытаются ходить самостоятельно, но нужен постоянный контроль и подстраховка взрослых 8 детей, с помощью ходунков и за руку передвигаются 5 детей. 12 детей колясочников.
У всех деток проблемы с интеллектом: 18 детей с ЗПР, 11 детей с умственной отсталостью.
26 детей специализированных групп имеют статус инвалида.
Основным диагнозом группы для детей со сложными дефектами является ДЦП.
По состоянию интеллекта дети с ДЦП представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у остальных наблюдается значительное недоразвитие интеллекта.
Большинство детей отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности, безучастии, безразличии.
Для таких детей характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Повышенная эмоциональная возбудимость у них может сочетаться с плаксивостью, капризностью. Незрелость, которая проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. В результате это приводит к формированию у таких детей иждивенческой установки, неспособности и нежеланию к самостоятельной практической деятельности, трудностям социальной адаптации.
Этап дошкольного детства — время вхождения детей с ДЦП в первую общественную образовательную систему дошкольного воспитания и обучения.
В нашем учреждении на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с ОВЗ. Под необходимостью создания этих направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Одним из таких направлений развития системы специального обучения и воспитания можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы общеобразовательных учреждений.
Цели, которые мы поставили перед собой:
— вовлечение детей с ОВЗ, как в образовательную, так и в социальную среду ;
— формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ.
Детям инвалидам не нужна жалость, им нужна дружба и помощь.
К ещё одной проблеме интегративного обучения относится толерантное отношение родителей здоровых детей к «особым» детям. Проблема заключается в мировоззрении данной категории родителей, которые считают, что их ребёнок, находясь рядом с детьми с особыми потребностями, приобретает негативный жизненный опыт, который в дальнейшем ему не пригодится.
В целях повышения педагогической компетенции родителей и помощи семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество проводим «Психологическую гостиную», где родители учатся эффективным способам взаимодействия с ребёнком, получают новые знания, усваивают методы совместной деятельности, которые можно будет использовать в домашних условиях. Так же родители находят себе единомышленников, в результате решают свои проблемы коллективно и грамотно.
В ДОУ проводилось анкетирование родителей общеобразовательных групп, с целью дать оценку их отношения к детям с ОВЗ. Опрашиваемым предлагалось высказать своё отношение к детям с ОВЗ: о наличии опыта общения в повседневной жизни с такими детьми, из каких источников родители получают информацию о детях с ОВЗ. Также анкетирование позволило узнать, готовы ли родители к тому, чтобы ребёнок с ОВЗ находился в группе с детьми общеобразовательных групп, готовы ли они оказывать помощь детям с проблемами в развитии.
При подведении итогов опроса выявлено, что наибольшая часть опрашиваемых положительно относится к детям с ОВЗ. На вопрос об опыте общения с такими детьми, и насколько часто встречаются в повседневной жизни , большинство ответило об отсутствии подобного опыта и редком сталкивании с ними в жизни. Информированность о детях с ОВЗ — одно из необходимых условий успешной социальной интеграции последних. В качестве основного источника информации большинство родителей называют средства массовой информации, такие как телевидение, газеты, журналы и интернет. Меньше всего узнают о таких детях из популярной и научной литературы, от педагогов и воспитателей.
Результаты анкетирования показали, что большинство участников опроса очень лояльно относятся к детям с ОВЗ, считают неправильным их нахождение только в специализированных учреждениях, готовы принимать участие в процессе их интеграции в обществе, оказывать помощь на повседневной основе. Но также они считают, что в обществе недостаточно уделяется внимания подобным детям, необходимо больше информированности нашего общества, больше мероприятий со стороны государственных и общественных структур по интеграции детей с ОВЗ и улучшения их положения в социуме.
Для того чтобы создать условия для лучшей социализации детей с ОВЗ в рамках нашего сада мы начали использовать точечную инклюзию.
Точечная инклюзия — когда ребёнок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
Мы проводим следующие мероприятия, на которых дети с ОВЗ (группы для детей со сложными дефектами и группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) совмещаются с детьми общеобразовательных групп:
— взаимное посещение занятий ;
— совместные театрализованные досуги.
В процессе проведения совместных досугов происходит взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
— упражнения для социально-эмоционального развития детей
— репетиции и разыгрывание сказок.
На таких занятиях обогащается эмоциональный опыт детей, развивается эмоциональная сфера, стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевают свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными. Повышается уровень самооценки. У детей появляется уверенность в себе, своих силах и своих возможностях.
Начали использовать технологию педагогических кругов «Круг приветствие».
История возникновения педагогического круга, как педагогической технологии в работе с детьми встречается в работах выдающегося итальянского учёного, философа, педагога и психолога [Марии Монтессори (1870-1952)].
Круг используется как организационный момент в начале дня.
«Круг», согласно учению [Марии Монтессори], помогает ребёнку в проявлении своей индивидуальности, так как является формой открытого общения, создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию взаимоотношениям, облегчает взаимопонимание.
Виды «Педагогических кругов» :
Мы проводим «Утренний Круг Приветствие» с группами детей со сложными дефектами и группами для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата совместно с детьми общеобразовательных групп. Проводится в утреннее время, когда дети уже собрались в детском саду.
Целью проведения данного мероприятия является желание помочь детям адаптироваться к социуму.
В кругу решаются следующие задачи:
— Формируется эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком.
— Начинается процесс социализации ребёнка, его адаптации к окружающему миру.
— В общении со сверстниками ребёнок усваивает правила поведения, развивается его эмоциональная и волевая сфера.
— Для расторможенных детей круг становится опорой для организации своего поведения.
— Детей с низким уровнем активности это занятие стимулирует к участию в общем действии.
-активизации зрительного и слухового внимания ;
-стимуляции сенсорного развития ;
-стимуляции тактильного взаимодействия ребёнка с другими ;
-развитию способности к переключению внимания.
В результате таких мероприятий происходит принятие детей друг другом.
Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья получают дополнительную возможность для социализации, которая поможет им в дальнейшем войти в общественную жизнь.
- Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- СПб., 2001.
- Зигле Л.А., Ефимова Н.М, Малинина Н.Ю., Михайлова В. Педагогический круг: методические рекомендации. – СПб., 2011.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии – СПб., 2003.
- Микшина Е.П., Зигле Л.А. Технологии инклюзивного образования в дошкольных учреждениях: рекомендации для руководителей дошкольных учреждений. – СПб., 2011.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывющими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. – Москва, 2000.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации. – СПб., 2009.
Источник
Социализация детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы).
статья
В статье представлены особенности социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_detey_s_ovz_v_usloviyah_obshcheobrazovatelnoy_shkoly.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
(из опыта работы)
Папышкина Ирина Анатольевна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа», с.Покровск
Козельского района Калужской области
Одной из важнейших задач для любого общества является воспитание и социализация подрастающего поколения, его подготовка к самостоятельной жизни и труду.
Социализация (от лат. socialis — общественный), — процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
В отличие от нормально развивающихся сверстников ребенок с ограниченными возможностями здоровья не способен в полном объеме понять смысл человеческих отношений и включиться в них, поскольку в его арсенале отсутствуют средства и способы построения отношений с окружающим его миром. Зачастую проблемы таких детей состоят в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Согласно современным взглядам социальная реабилитация справедливо предполагает предоставление всем людям с ОВЗ равных возможностей полноценного участия во всех сферах жизни и видах социальной активности.
Коллектив нашей школы работает с детьми, имеющими нарушения в интеллектуальной сфере. Нами накоплен опыт коррекционной работы, воспитания и обучения школьников с нарушением интеллекта. Сформированные знания, умения и навыки являются основой для успешной социализации таких детей. Однако не менее важно развивать у них коммуникативные навыки, способность сопереживать, управлять своим поведением и планировать свою деятельность.
В нашем образовательном учреждении в соответствии с законом «Об образовании в РФ» созданы условия для полноценной социализации детей с ОВЗ. Разрабатывая направления работы по социализации, мы опираемся на опыт различных педагогов и обеспечиваем ученикам и воспитанникам:
– получение соответствующего уровня образования;
– развитие духовных и физических способностей ребёнка;
– установление максимально комфортного контакта с внешним миром;
– поддержку, повышение и постоянное восстановление эмоционального и психологического благополучия, а также физического здоровья;
– создание условий, позволяющих обеспечить полноценное участие в общественной и культурной жизни.
Эта работа ведется педагогами при поддержке со стороны родителей, а также специалистов различных центров по реабилитации и психолого-социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый специалист составляет рабочую программу, которая отражает общие особенности ребёнка и направлена на формирование базовых знаний и компетенций. Индивидуальный образовательный маршрут – второй обязательный документ педагога — позволяет более гибко строить работу с ребенком и учитывает его личностные особенности и возможности, его потенциал.
Через всю нашу работу красной нитью проходит идея социализации детей. Темы для изучения подобраны таким образом, чтобы дать детям как можно больше знаний и представлений об окружающем, научить себя адекватно вести и комфортно чувствовать в этом мире. Например, изучая тему «Растения», дети не только овладевают знаниями о них, но и учатся правильно вести себя на природе, относиться к ней бережно, узнают, какие опасности могут их подстерегать в лесу или парке (ядовитые ягоды, грибы, травы). В изучении темы «Транспорт» большое внимание уделяется правилам поведения в транспорте и на дороге. Значимой для дальнейшей социализации детей является и тема «Профессии», при изучении которой дети не только знакомятся с основными профессиями, но и строят планы на будущее, «примеряют на себя» ту или иную профессию. В дальнейшем эта работа перерастает в полноценную профориентацию.
Важную роль для социализации ребенка играет развитие навыков коммуникации. Их развитием занимаются учителя во всех видах деятельности. Мы считаем необходимым сформировать потребность в общении, отсутствие страха перед вербализацией, умение выражать свои мысли с помощью речевых средств. На занятиях ведется планомерная работа по структурированию лексического материала, грамматическому оформлению речи и связности высказываний. Дети учатся подбирать нужное слово для более точной передачи своих мыслей и устанавливать разнообразные смысловые связи между словами, что позволяет не чувствовать себя отторгнутыми и непонятыми, дает возможность по мере сил участвовать в общественной и культурной жизни как внутри учреждения, так и вне его стен.
В начальной школе особая роль в социализации наших воспитанников принадлежит игровой деятельности. Как отмечал С.Т. Шацкий, «в игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни».
Специально подобранные сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Поликлиника», «Школа» и др.) способствуют выбору социальной роли, эффективному развитию речи и включению детей в коллективную деятельность.
Планомерная и целенаправленная коррекционная работа приводит к хорошим результатам: большинство детей не только получают определенный набор знаний, умеют их применять на практике, но и не испытывают стресса в ситуации учения, могут регулировать свое поведение, адекватно общаются со взрослыми и сверстниками.
Как ранее отмечалось, необходимым аспектом социализации является развитие духовных способностей ребенка. Занятия музыкой, изобразительным искусством, танцами гармонизируют личность ребенка, делают его более восприимчивым к прекрасному, вызывают эмоциональный отклик, учат видеть прекрасное в обыденном. Дети занимаются в театральной студии и танцуют в хореографическом кружке. У нас проводится большое количество праздничных и досуговых мероприятий, в которых участвуют дети с ОВЗ.
Поскольку наша школа находится в сельской местности и не все родители имеют возможность приобщить своих детей к миру искусства, мы приглашаем артистов цирка и театра в наше учреждение. На таких мероприятиях дети с ОВЗ не только знакомятся с достижениями культуры, но и учатся вести себя в обществе, усваивают морально-этические нормы.
Все это способствует установлению комфортного контакта с внешним миром, создает ребенку с ограниченными возможностями здоровья оптимальный режим общения, который обеспечивает в значительной мере его правильную социализацию, воспитывает необходимые навыки обращения с окружающими, формирует коллективные отношения.
Не менее важно для социализации детей с ОВЗ их психологическое и эмоциональное благополучие. Опыт педагогов позволяет учитывать особенности каждого ребенка, чувствовать его настроение, эмоциональное состояние, с пониманием относиться к его потребностям и желаниям. Своей любовью и заботой мы готовы окружить своих учеников, сделать их пребывание в стенах нашего учреждения максимально комфортным. Р.Д.Тригер отмечает: «Перед учителем, воспитателем и другими специалистами стоит трудная, но вполне осуществимая задача: возродить у ребенка утерянную веру в свои возможности, пробудить желание учиться. Только соответствующая эмоциональная атмосфера и определенный стиль отношений с ребенком могут способствовать коррекции его познавательной деятельности, развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также благоприятному формированию его личности».
Большое внимание в нашем учреждении уделяется физическому здоровью и развитию детей. Зачастую наши воспитанники моторно неловки, болезненны, астеничны, утомляемы, что сказывается на процессе обучения. Поэтому важным аспектом работы является закаливание, соблюдение режима дня, привитие навыков здорового образа жизни. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет нам снизить заболеваемость, увеличивает выносливость и работоспособность детей. Также дети имеют возможность заниматься в спортивных секциях, работающих на базе нашей школы.
Подводя итоги, можно отметить, что при комплексном и согласованном использовании различных методов и приемов работы педагогов и других специалистов можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем овладеть доступными профессиями, самостоятельно трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны. Формирование и развитие социального потенциала детей с ограниченными возможностями, их активное участие в жизни общества могли бы способствовать повышению толерантности и дальнейшему развитию самого общества.
1. Большая Советская Энциклопедия, том 24, книга 1. — М.: Советская Энциклопедия, 1976. – 608с.
2. Никитин В. А. Начала социальной педагогики : учеб. пособие. – М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 1999. –66с.
3. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192с: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
4. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1980. – 304с.
Источник