Укрепление здоровья детей раннего возраста
Юлия Волгина
Укрепление здоровья детей раннего возраста
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей, ведь от состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем.
Как известно, дети раннего возраста больше всего предрасположены к частой заболеваемости, именно поэтому направление по оздоровлению и укреплению здоровья детей является в нашей группе приоритетным.
Оздоровление детей проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, включающей в себя работу по оздоровлению детей через игры-занятия, игры, режимные моменты. В групповой комнате для детей обустроен физкультурный уголок. Пособия, которые в нем есть (мячи, кегли, скакалки, обручи и др. , стимулируют активное движение детей, способствуют закреплению двигательных умений. Ежедневно по графику включается бактерицидная лампа.
Каждое утро начинается с утренней гимнастики. В комплекс включаю разные виды ходьбы, бега, прыжки, подскоки на месте и с продвижением, общеразвивающие, танцевальные движения. Также ежедневно проводятся пальчиковая, артикуляционная и зрительная гимнастики, физкультминутки и динамические паузы во время занятий, а также по мере утомляемости детей. Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, ведь правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это подвижные, легковозбудимые дети. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей.
Одним из основных средств физического воспитания являются подвижные и спортивные игры. Игры провожу увлекательные, эмоциональные, побуждающие детей к физическим усилиям. Во время подвижных игр обязательно провожу индивидуальную работу с малоподвижными детьми. Подвижные игры проводятся регулярно не только на занятиях, но и во время прогулки в прогулочной веранде, где дети имеют возможность в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Дети учатся двигаться, ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, ползать, лазать, играть с мячом, выполнять упражнения в равновесии, строевые упражнения.
После прогулки начинается подготовка к обеду. В воспитании здоровогоребенка большую роль играет правильная организация питания: на столах правильная и красивая сервировка, спокойная обстановка в группе. Для детей с плохим аппетитом использую положительный пример сверстников, поощрение.
Перед сном дети умываются, а затем раздеваются в групповой комнате, где температура воздуха выше, чем в спальне на 2-3 градуса и переходят в маечках и трусиках в спальню по «дорожкам здоровья«. Спят дети в хорошо проветренной спальне.
После сна провожу гимнастику пробуждения (потягивающие упражнения, поглаживание) и снова ходьба по «дорожкам здоровья«, заканчивающаяся босохождением по ковру. Оздоровительная гимнастика после дневного сна помогает детям полностью проснуться и зарядиться энергией на оставшуюся половину дня.
Но нужно помнить, что здоровье ребенка зависит не только от физического, но и от психоэмоционального состояния. В этом хорошо помогают упражнения на поверхности воды и песка, связанные с тактильно – кинестетической чувствительностью, снятием эмоционального напряжения. Дети выполняют их с большим удовольствием. Также эффективен прием «перевоплощение» в знакомые детям образы (собачка, мышка и др., игры-инсценировки по любимым сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», игры на звукоподражание.
В заключение хочу отметить, что на улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.
Источник
Оптимизация двигательной активности детей раннего возраста в системе здоровьесберегающих технологий
анастасия ермакова
Оптимизация двигательной активности детей раннего возраста в системе здоровьесберегающих технологий
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Тема: «Оптимизация двигательной активности детей раннего возраста в системе здоровье сберегающих технологий»
Актуальность темы: В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям в сфере образования.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. п., улучшается деятельность сердечно сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.
Но в жизни мы сталкиваемся с проблемой, с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни. Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т. д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такие явления, как гиподинамия, двигательное «голодание», наблюдаются как в семье, так и в дошкольных учреждениях. Двигательная активность – один из важнейших компонентов здорового режима жизни человека, в основе которого разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья, систематическое использование средств физической культуры и спорта. Я как педагог обязана обратить на это особое внимание и уже с младшей группы развивать двигательную активность детей в различных направлениях. По этому,моя тема самообразования звучит так: «Оптимизация двигательной активности детей раннего возраста в системе здоровье сберегающих технологий»
Но на сегодняшний день, эту проблему решить можно, с помощью здоровье сберегающих технологий, которые включают в себя занятия направленные на сохранение и стимулирования здоровья детей.
Главная цель моей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье.
Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:
— охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
— формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;
— повышение эффективности к процессу обучения за счет средств здоровье сберегающих технологий.
В своей работе с детьми, я использую следующие технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая и утренняя, а так же технологии эстетической направленности.
На первом месте по развитию двигательной активности, мною используются, конечно же, подвижные игры, это обязательный вид деятельности для детей, давно доказанный многими известными педагогами факт, положительного влияния на ребенка. Поскольку в таких играх ребенок активно двигается, учится реагировать на сигналы и выполнять различные действия, все это активизирует детей, побуждает в игре развиваться, тем самы0м ребенок сам того не замечая становится крепче физически развитей выносливей. Основной вид деятельности детей игра, по этому, именно с помощью игры воспитателями, решаются такие важные задачи, направленные на развитие двигательной активности детей. Это такие игры, например «ловишки» «кот и мыши» «ворона и воробушки» «лиса и гуси». Помогают мне в поддержание интереса к игре, различные атрибуты это и маски и шапочки и медальки с изображением персонажа.
Динамические паузы используются мной повсеместно, с целью профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Детям раннего возраста это необходимо, поскольку внимание еще рассеяно и утомляемость повышена. Ребенок не может, что то выполнять длительное время, в силу своих возрастных особенностей, а такие паузы позволяют ребенка разрядить сконцентрировать внимание на педагога и самое главное снять напряжение.
Утренняя гимнастика это правило номер один, обязательный элемент утреннего режимного момента, дети приходят в детский сад еще с утра вялые и не проснувшиеся, а на зарядке ребенок разминается, улучшается обмен веществ и появляется хорошее настроение. Гимнастика проходит под веселым музыкальным сопровождением, специально отобранных песен и мелодий. А дети очень любят музыку, и она дает положительный толчок на выполнение разных движений, моя практика показала, что под музыкальное сопровождение дети охотней поднимаются на зарядку и веселей выполняют ее.
И, конечно же, пальчиковая гимнастика это особенно полезный вид деятельности, поскольку не только активизирует детей на выполнение различных движений, но и развивает речь, память, умение имитировать и выполнять по показу. Дети очень любят выполнять такую гимнастику с педагогом и без его руководства, в самостоятельной деятельности сами производят упражнения из пальчиковой гимнастики.
В работе с родителями я даю консультации, для того чтобы было понимание о важности движения в раннем возрасте, такие как «Польза подвижных игр на свежем воздухе», «ребенок и гимнастика», «игры дома и на улице» и так далее.
Таким образом, очень важно, что каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, и используется мной в комплексе. Здоровье сберегающая деятельность в итоге, формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Мною была проведена диагностика двигательной активности на начало и конец года, диагностика показала положительную динамику комплексного подхода к этой проблеме.
Аналитическая справка Анкетирование родителей проходило 17 сентября 2013 года, в нём приняло участие 9 родителей. Цель анкетирования – сбор информации для получения.
Примерная аналитическая справка Аналитическая справка По результатам диагностики уровня развития речи детей логопедической группы МБДОУ №207 «Солнышко». Анализ диагностики.
Источник
Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста
Елена Неклюдова
Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста
«Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста»
Здоровье ребенка — превыше всего…
и наша задача сохранить его.
Воспитать ребенка здоровым — значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Задачи здоровьесбегающих технологии:
• Создавать условия для своевременного и полноценного физического и психического развития.
• Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
• Создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
• Закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
• Пропагандировать здоровый образ жизни.
Для сохранения и улучшения здоровья детей, мы используем следующие виды современных здоровьесберегающих технологий:
• Физкультурно-оздоровительные.
Медико-профuлактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством мед. персонала ДОУ.Туда входит:
• мониторинг здоровья дошкольников (лист здоровья);
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;
•организация профилактических мероприятий в детском саду: вакцинация от гриппа.
• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты).
Чтобы противостоять различным вирусам и инфекциям, мы предлагаем родителем повысить иммунитета у детей, рекомендуем в детский рацион включать свежие овощи и фрукты. И так как маленькие дети часто отказывается от здоровой и полезной пищи, мы предлагаем родителям из гарнира, котлеток и овощей сооружать настоящие картины-аппликации, потому что такая креативная еда поднимет детям настроение и вызовет у них желание быстрее покушать.
В целях снижения заболеваемости детей мы проводим следующие профилактические работы: группу постоянно проветриваем, включаем кварц, в зимний период времени смазываем полость носа мазью виферон. В рацион питания включаем лук, чеснок, дети носят чесночный бусы.
С целью совершенствования оптимизации двигательного режима и повышению двигательной активности, мы разработали физкультурно-оздоровительные технологии, которая включает в себе разнообразные формы двигательной активности, которые вы можете прочитать на слайде.
Каждое утро мы проводим утреннюю гимнастику, которая вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. В группе имеется картотека утренней гимнастики, комплексы меняем через каждые две недели.
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Пальчиковую гимнастику проводим несколько раз в день, во время ННОД и в любое свободное время.
Чтобы снимать умственное и эмоциональное напряжение, во время ННОД, по мере утомляемости детей используем физминутки с длительностью 1- 2 минуты.
Дыхательная система детей несовершенна: дыхательные пути узкие, а слизистая оболочка очень нежная, поэтому во время ННОД и в различных формах физкультурно-оздоровительной работы проводим дыхательную гимнастику, которая способствует укреплению дыхательных мышц грудной клетки, формирует правильное дыхание. Мы учим детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий).Для этого мы используем игры на развитие речевого дыхания: «Футбол» «Чья птичка дальше улетит!». «Шторм в стакане» «Катись, карандаш!» «Весёлые человечки с султанчиками», «Чудливый ветродуй» и т. д. В группе имеется картотека игр для развития речевого дыхания.
Для психического здоровья детей необходима сбалансирование положительных и отрицательных эмоций, поэтому во время перевозбуждения детей и перед сном и используем релаксацию. Включаем спокойную классическую музыку, звуки природы
Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, они имеют особое значение в воспитании здорового ребенка. 2 раза в неделю в спортивном зале инструктором физического воспитания проводятся физкультурные занятия в соответствии с программой.
1 раз в неделю наши дети посещают бассейн. Во время плавания мышцы активно работают. Кроме того, вода оказывает массажный эффект на все тело, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию. В водной среде отсутствуют статические нагрузки на мускулатуру скелета, минимизируются нагрузки и на позвоночный столб. Плаванье способствует равномерному распределению напряженности мышечного каркаса, что самым положительным образом сказывается на формировании правильной осанки.
Ежедневно на прогулке проводим подвижные и спортивные игры, в групповой комнате – игры малой степени подвижности. Мы используем игры на бег, прыжки, метание, ориентировка в пространстве. Такие игры способствуют укреплению многих систем организма (сердечной, дыхательной, опорно — двигательной, развитию двигательной активности. В группеимеется картотеки подвижных игр на развитие основных видов движения: бег, прыжки, метание, ориентировку в пространстве.
Ежедневно после дневного сна, проводим гимнастику пробуждения с длительностью 3- 5 мин.Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.
СЛАЙД 17 Одно из основных направлений в оздоровлении детей является закаливание. С этой целью в летнее время года дети спят в маячках, при открытой форточке, во время сна в групповой комнате проводим сквозное проветривание, снижая температуру до 18С.
Для профилактики плоскостопия проводим босохождение по разным видам дорожек. Дети с удовольствием ходят по ним после дневного сна. Дорожки прекрасно массажирует ступни малышей, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
На ладонях рук располагаются системы высокоактивные точки соответствующие всем органам и участкам тела. Регулярное воздействие на биологически активные точки рук и стоп способствует активации защитных функций организма. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека. Су-Джок терапия мы проводим с массажными мячами, бигудями, которые находятся в свободном доступе, что дает возможность детям самостоятельно выполнять упражнения, без вмешательства педагога.
В группе имеется картотека игр с массажными мячами.
По работе с родителями используем анкетирование, беседы, консультации, буклеты, папки – передвижки, информационные листы с комплексами упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики.
Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых в виде открытого мероприятия с родителями.В этом году мы провели 2 досуга: «Петрушка в гостях у ребят», «Папа, мама, я – спортивная семья». Такие мероприятия устанавливают эмоционально-тактильный контакт родителей с детьми в процессе физического воспитания.
Вывод: Таким образом, комплексное осуществление профилактических и оздоровительных мероприятий позволила нам уменьшить число заболеваний по сравнению с начало года. Количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком в среднем составляет 3 — 7 дней. Были дети, которые в течение года не болели ни разу. У детей отмечается положительный эмоциональный тонус, улучшилось взаимопонимание, общение, повысилась концентрация внимания во время занятий и игр.
Источник