О себе узнаем сами
Самооценка школьниками показателей своего здоровья позволяет получить более объективную картину состояния человека и активизировать интерес у учащихся к здоровому образу жизни
Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья
(Заполняется самостоятельно. Для младших школьников возможно проставление баллов во время проведения беседы.)
Инструкция: на вопросы 1–10 варианты ответа – да или нет.
1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.
2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.
3. У меня есть привычка сутулиться.
4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
7. Я питаюсь нерегулярно, «кое-как».
8. Нередко я читаю при плохом освещении лежа.
9. Я беспечно, беззаботно отношусь к своему здоровью.
10. Бывает, я курю.
Внимание! Далее надо выбрать один из вариантов ответа на вопрос.
11. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?
12. Помогают ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?
13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?
а) Безразличие;
б) заинтересованность;
в) усталость, утомление;
г) сосредоточенность;
д) волнение, беспокойство;
е) что-то другое.
14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?
а) Заботятся о моем здоровье;
б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;
в) подают хороший пример;
г) подают плохой пример;
д) учат, как беречь здоровье;
е) им безразлично мое здоровье.
15. Как вся обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твое здоровье?
а) Не оказывает заметного влияния;
б) плохо влияет;
в) хорошо влияет;
г) затрудняюсь ответить.
Обработка результатов. По вопросам 1–10 по одному баллу начисляется за ответ «нет». По вопросам 11–12 один балл начисляется за ответ б. По вопросу 13 один балл начисляется за ответы а, в, д. По вопросу 14 один балл начисляется за ответы б, г, е. По вопросу 15 один балл за б, г.
Интерпретация результатов. Благополучный результат при итоговой сумме – не более 6 баллов. «Зона риска» – при наборе более 12 баллов.
Анкета напряженности
Может быть использована для оценки уровня напряженности учащихся старших классов. Школьникам раздают листы с вопросами, а ответы они записывают на ответном бланке. Вопросы могут быть зачитаны вслух проводящим анкетирование психологом (но не учителем этого класса).
Инструкция: возможны три варианта ответов на каждый вопрос: да, нет, не знаю.
1. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности.
2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
3. Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.
4. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед экзаменом, если не уверен в своих силах.
5. Я захожу в аудиторию, где принимают экзамен, в числе первых и не задумываюсь над выбором билета.
6. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса.
7. Насмешки одноклассников не портят мое настроение.
8. Во время экзаменов я сплю спокойно, во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы.
9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно.
10. Мне легко организовать свой рабочий день; я всегда успеваю сделать то, что запланировал.
11. Мне с трудом удается сосредоточить внимание на уроке.
12. Отступление преподавателя от основной темы занятий сильно отвлекает меня.
13. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
14. Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны.
15. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно опускаю руки.
16. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.
17. Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя.
18. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
19. Меня беспокоит мое положение в классе.
20. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости.
21. Я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня.
22. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом, собеседованием,
экзаменом.
23. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
24. Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией.
25. Возможные неудачи в учебе тревожат меня.
26. Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться.
27. Мое состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.
28. Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом жалею об этом.
29. Микроклимат в классе очень влияет на мое состояние.
30. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.
Обработка результатов: суммируются в баллах (по одному баллу) число ответов нет на вопросы 1–10 и число ответов да на вопросы 11–30, затем приплюсовывается половина баллов от числа ответов не знаю.
Интерпретация: до 12 баллов – относительное благополучие; 12–19 баллов – зона риска, необходимы дополнительные исследования, желательна консультация специалиста; 20 и более баллов – неблагополучие (повышенный уровень напряженности), необходима консультация специалиста.
Влияние школьных ситуаций на состояние тревожности
Методика самооценки (по Кондашу) используется для учащихся 7-го и более старших классов.
Инструкция: оцени каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:
0 – ситуация не волнует; 1 – ситуация слабо волнует; 2 – ситуация достаточно волнует; 3 – ситуация очень волнует.
1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором школы.
3. Учитель решает, кого спросить.
4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.
5. Выполнение контрольной работы.
6. Учитель называет оценки за контрольную работу.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Сдача экзамена.
9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
10. Ответ у доски.
11. Непонимание объяснений учителя.
12. Неожиданный вопрос учителя.
13. Не получается домашнее задание.
14. Принятие важного, ответственного решения.
Оценка результата: до 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20–30 баллов – средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности. (При сумме менее 6 баллов достоверность результата сомнительна).
Важна не только оценка, полученная школьником, но и динамика показателей (за год, два и т.д.).
А эти тесты проводят специалисты.
Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения
Инструкция: постарайтесь дать оценку учащемуся по приведенным позициям по 4-балльной шкале:
0 – признак не выражен (отсутствует);
1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 – признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 – признак явно выражен или проявляется постоянно.
1. Много читает.
2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.
3. Больше часа (полчаса для младших школьников) в день проводит за компьютером.
4. Больше двух часов (1 час для младших школьников) в день проводит у телевизора.
5. Читает, пишет, уткнувшись носом в текст.
6. У родителей плохое зрение (носят очки).
7. Неправильно питается (недостаток витамина А).
8. Имеется тенденция к повышенному артериальному и/или внутричерепному давлению.
9. Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за утомлением глаз.
10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности.
Интерпретация результатов: благополучный показатель – до 10 баллов; при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен к группе риска.
Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза, нарушений осанки
Инструкция: постарайтесь дать оценку учащемуся по приведенным позициям по 4-балльной шкале:
0 – признак не выражен (отсутствует);
1 – признак слабо выражен или проявляется изредка;
2 – признак умеренно выражен или проявляется периодически;
3 – признак явно выражен или проявляется постоянно.
1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.
2. Носит сумки, портфель в одной руке.
3. Имеет привычку сутулиться.
4. Ведет неправильный образ жизни, проявляет недостаточную двигательную активность.
5. Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
6. Занимается тяжелой атлетикой.
7. Неправильно, нерегулярно питается.
8. Астеническое, диспропорциональное телосложение.
9. Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.
10. Выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.
Интерпретация результатов: благополучный показатель – до 10 баллов; при показателе более 20 баллов учащийся должен быть отнесен к группе риска.
Шкала тревожности Сирса
Уровень тревожности наряду с оценкой напряженности – важный показатель психологического здоровья и степени воздействия внутришкольных факторов. Оценку школьника по данной шкале в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика психолог.
Инструкция: оцените каждую позицию по 3-балльной шкале:
0 – признак отсутствует;
1 – признак слабо выражен;
2 – признак достаточно выражен;
3 – признак резко выражен.
1. Обычно напряжен, скован.
2. Часто грызет ногти.
3. Легко пугается.
4. Плаксив.
5. Ко всему очень чувствителен.
6. Часто бывает агрессивным.
7. Обидчив.
8. Нетерпелив, не может ждать.
9. Легко краснеет или бледнеет.
10. Сосредоточивается с трудом.
11. Суетлив.
12. Потеют руки.
13. При неожиданном задании с трудом включается в работу.
14. С трудом регулирует громкость голоса при ответе.
Оценка результата: до 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20–30 баллов – средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности. (При сумме менее 6 баллов достоверность результата сомнительна.)
Источник
Самооценка состояния здоровья
(Анкета В. П. Войтенко)
Анкета состоит из 28 вопросов, на 27 из них предусмотрены ответы «да—нет», последний вопрос требует конкретного ответа из двух предложенных.
Анкета самооценки состояния здоровья
№ | Вопросы | Да | Нет |
1 | Беспокоит ли вас головная боль? | ||
2 | Можно ли сказать, что вы легко просыпаетесь от любого звука? | ||
3 | Беспокоят ли вас боли в области сердца? | ||
4 | Считаете ли вы, что у вас ухудшилось зрение? | ||
5 | Считаете ли вы, что у вас ухудшился слух? | ||
6 | Стараетесь ли вы пить только кипяченую воду? | ||
7 | Беспокоят ли пас боли в суставах? | ||
8 | Влияет ли на ваше самочувствие перемена погоды? | ||
9 | Бывают ли у вас периоды, когда из-за волнения вы теряете сон? | ||
10 | Беспокоят ли вас запоры? | ||
11 | Беспокоит ли вас боль в области правого подреберья? | ||
12 | Бывают ли у вас головокружения? | ||
13 | Стало ли вам труднее сосредоточиваться, чем в прошлые годы? | ||
14 | Беспокоят ли пас ослабление памяти, забывчивость? | ||
15 | Ошушаете ли вы в различных областях жжение, покалывание, «ползание мурашек»? | ||
16 | Беспокоит ли вас шум пли звон в ушах? | ||
17 | Держите ли вы для себя в домашней аптечке валидол, нитроглицерин, сердечные капли? | ||
18 | Бывают ли у вас отеки на ногах? | ||
19 | Пришлось ли вам отказаться от некоторых блюд? | ||
20 | Бывает ли у вас одышка при быстрой ходьбе? | ||
21 | Беспокоит ли вас боль в области поясницы? | ||
22 | Приходится ли вам использовать в лечебных целях минеральную воду? | ||
23 | Можно ли сказать, что вы стали легко плакать? | ||
24 | Бываете ли вы на пляже? | ||
25 | Считаете ли вы, что вы сейчас так же работоспособны, как прежде? | ||
26 | Бывают ли у вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостно возбужденными, счастливыми? | ||
27 | Много ли вы курите? | ||
28 | Как вы оцениваете свое состояние здоровья: РЕЗУЛЬТАТ Подсчитайте число неблагоприятных ответов на 27 вопросов. Прибавьте 1, если на последний вопрос дан ответ «плохое». Итоговая оценка отражает количественную самооценку здоровья: Источник Тест: Самооценка состояния здоровья (автор В.П. Войтенко).На 27 вопросов предусмотрены ответы «да — нет», последний вопрос требует не только выбора ответа из предложенных, но и его конкретизации. Ход выполнения работы. Для самооценки состояния здоровья используются данные анкетирования: подсчитывается число неблагоприятных для испытуемых ответов на 27 вопросов, в дальнейшем прибавляется 1, если на последний вопрос дан ответ «плохое». Итоговая оценка отражает количественную самооценку здоровья — 0 — при «идеальном» и 28 — при «очень плохом» самочувствии 1.Беспокоит ли Вас головная боль? 2 Можно ли сказать, что Вы легко просыпаетесь от любого 3 Беспокоят ли Вас боли в области сердца? 4 Считаете ли Вы, что у Вас ухудшилось зрение? 5 Считаете ли Вы, что у Вас ухудшился слух? 6 Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду? 7 Беспокоят ли Вас боли в суставах? 8 Влияет ли на Ваше самочувствие перемена погоды? 9 Бывают ли у Вас периоды, когда из-за волнения Вы теряете сон? 10 Беспокоят ли Вас запоры? 11 Беспокоит ли Вас боль в области правого подреберья? 12 Бывают ли у Вас головокружения? 13 Стало ли Вам труднее сосредоточиваться, чем в прошлые годы? 14 Беспокоят ли Вас ослабление памяти, забывчивость? 15 Ощущаете ли Вы в различных областях жжение, покалывание, «ползание мурашек»? 16 Беспокоит ли Вас шум или звон в ушах? 17 Держите ли Вы для себя в домашней аптечке валидол, нитроглицерин,сердечные капли? 18 Бывают ли у Вас отеки на ногах? 19 Пришлось ли вам отказаться от некоторых блюд? 20 Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе? 21 Беспокоит ли Вас боль в области поясницы? 22 Приходится ли Вам использовать в лечебных целях минеральную 23 Можно ли сказать, что Вы стали легко плакать? 24 Бываете ли вы на отдыхе (пляж,каток,и.т.д.)? 25 Считаете ли Вы, что Вы сейчас так же работоспособны, 26Бывают ли у Вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостно возбужденным, счастливым? 27 Много ли Вы курите? 28 Как Вы оцениваете свое состояние здоровья: хорошее (0),удовлетворительное (0), плохое (1), очень плохое (1)? Подсчитывается число неблагоприятных для анкетируемого ответов (+)на первые 27 вопросов (на вопрос №28 если на последний вопрос дан ответ «плохо» или «очень плохо», то прибавляется 1 балл,как указано в вариантах ответа) Итоговая оценка дает количественную самооценку здоровья, равную 0 — при «идеальном самочувствии (С.)» 1 — 6 — «хорошем С.», 11-12 — «удовлетворительном С.», 19 — 28 при «очень плохом С. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ: Качество вашей жизни (тест) (Most Commented Posts в адаптации Дармешкиной) Его концепция проста: поддержание в хорошем состоянии своего физического, психологического и социального самочувствия обходится гораздо дешевле, чем восстановление уже нарушенного равновесия. Данный тест является средством самооценки своего режима труда и отдыха. Его результаты могут служить основой для последующего составления жизненного плана, направленного на повышение качества жизни с точки зрения управления собственным здоровьем — физическим, психическим и социальным. Инструкция Оцените каждый пункт по пятибалльной системе: 5 — ОТЛИЧНО, 4 — ХОРОШО, 3 — УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, 2 — ПЛОХО, 1 — ОЧЕНЬ ПЛОХО. I. Физическое состояние 1. Я ежегодно прохожу медицинское обследование и действую в жизни так, чтобы здоровье не ухудшилось. (Я добиваюсь регулярного медицинского осмотра, чтобы быть в курсе относительно состояния здоровья.) 2. Я стараюсь контролировать свою питательную диету с тем, чтобы избежать накопления излишнего веса. (Хорошо сбалансированная диета имеет низкое содержание жира, протеина, холестерина и калорий, то есть содержит больше фруктов, овощей, меньше мясных и молочных продуктов.) 3. Я ежедневно делаю физическую зарядку и пытаюсь обеспечивать сбалансированность в режиме физической нагрузки. (Идеальная ситуация — это когда физическая активность органически встраивается в распорядок дня и становится элементом жизненного стиля.) 4. Я стремлюсь иметь полноценный здоровый сон и тем самым поддерживать высокую работоспособность. (Необходимое количество часов сна относительно, но обычно рекомендуется спать 6 — 8 часов.) 5. Я избегаю перегрузки организма чрезмерной работой, злоупотреблением алкоголем, табаком, кофеином. (Поддержание здорового организма требует усилий по предотвращению поведения, ослабляющего его.) 6. Я мысленно проецирую образ здорового организма и делаю все возможное, чтобы этот образ воплотить на практике. (Это относится к внешнему виду в целом — от одежды и гигиены до языка тела и его физического развития.) Общее количество баллов по разделу: II. Психологическое состояние 1. Я стараюсь чутко реагировать на все новые источники пополнения своих знаний. (Расширение знаний может происходить как неформальным путем, например, через чтение специальной литературы, так и формальным — через продолжение образования.) 2. Я стремлюсь быть открытым для новых идей и их творческого использования. (Это предполагает пытливо-познавательное отношение к действительности и прислушивание к мнению других.) 3. Я культивирую в себе позитивное восприятие жизни и уверенность в своих силах. (Это выражается в практическом оптимизме и чувстве удовлетворенности собой, в эффективной борьбе с депрессией, чувством незащищенности или собственной неполноценности.) 4. Я ценю свою независимость и в то же время не избегаю отношений взаимной зависимости. (Не смотря на стремление к независимости, я могу сотрудничать с другими, но без превращения сотрудничества в чрезмерную зависимость от людей, ситуаций или обстоятельств.) 5. Я способен расслабляться и «восстанавливаться» различными путями. (Подразумевается использование активного отдыха, выражающегося в смене занятий, разнообразной деятельности.) 6. Я способен переживать весь набор человеческих эмоций. (Имеется в виду выражение человеческих эмоций от бурной радости до глубокой печали без подавления, но в то же время сбалансированность и контроль в их проявлении.) Общее количество баллов по разделу: III. Философско-духовное состояние 1. У меня положительные направления и устойчивые ценности в жизни. (Иначе говоря, имеется стремление достигнуть заявленных жизненных целей и наиболее важных жизненных приоритетов.) 2. Я способен прогнозировать свой жизненный путь и четко представляю целевую направленность своих действий. (Речь идет не только о материальной, но и духовной стороне жизни.) 3. Я развиваю свои таланты в интеллектуальных и культурных областях. (Это подразумевает стремление к разностороннему развитию личности путем занятий интеллектуальной деятельностью, искусством, музыкой и т.п.) 4. У меня живой интерес к жизни, и я с энтузиазмом отношусь к познанию ее многообразия и богатства. (Это предполагает практику жизнеутверждающих отношений и действий.) 5. Я ищу смысл своей жизни и соответствующие ему взаимоотношения в обществе. (Если деятельность определяется поставленными целями, то взаимоотношения формируются заинтересованностью.) 6. Я посвящаю достаточно времени размышлениям и созерцанию. (То есть уделяется достаточно времени на то, чтобы размышлять, медитировать, молиться, заниматься йогой, наслаждаться природой и ее красотами.) Общее количество баллов по разделу: IV. Социальное состояние 1. Я дорожу отношениями в семье, с друзьями, дорожу социальными контактами. (Избегается социальная изолированность, поддерживаются контакты с другими.) 2. Я поддерживаю тесные связи с профессиональными и деловыми кругами. (Поддерживаются личные и электронные связи по обмену информацией и знаниями.) 3. Я способен на большую дружбу и тесную близость с людьми. (Речь идет о способности находиться в близких личностных отношениях с людьми.) 4. Я внимателен к проблемам других, уважаю их интересы, терпим к их мнениям и недостаткам. (Способность поставить себя на место другого без особых усилий.) 5. Я стараюсь быть полезным и великодушным с другими. (Готовность оказать помощь другим, быть лояльным по отношению к ним.) 6. Я обладаю способностью убеждать людей и разрешать конфликты. (Способность быть сдержанным, идти на компромисс, проявлять волю в аргументированном убеждении других.) Общее количество баллов по разделу: V. Жизненный стиль 1. Я стремлюсь к ровному течению жизни без эксцессов. (Способность избегать отрицательного влияния различных обстоятельств в течение жизни.) 2. Я чутко прислушиваюсь к сигналам моего организма с тем, чтобы своевременно принимать меры по сохранению здоровья. (Улавливаются симптомы переутомления, болезни и предпринимаются меры по корректировке нездоровой ситуации.) 3. Я стремлюсь развивать рациональные и здоровые привычки. (Стремление привить себе привычки, повышающие качество жизни (такие как аккуратность, оптимизм, обязательность, открытость, доброжелательность), а также привычки умеренного питания, наблюдения за весом, ежедневной физзарядки.) 4. Я эффективно борюсь со стрессом, перенапряжением и стараюсь не нервничать. (Предпринимаются меры по снятию нервного перенапряжения: сауна, короткий дневной сон, игры, а также дыхательные упражнения, музыка, танцы.) 5. Я пытаюсь вести такой образ жизни, который сводит к минимуму возникновение стрессовых ситуаций. (Чуткое реагирование на симптомы стрессовых ситуаций и принятие контрдействий по их разрешению.) 6. Я обычно советуюсь с профессионалами, коллегами или друзьями, когда трудно справиться одному. (Осознание своих ограничений и практичность в использовании помощи других.) Общее количество баллов по разделу: ИТОГО БАЛЛОВ ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ: Интерпретация результатов 100 — 150 баллов — превосходное качество жизни. 50 — 99 баллов — среднее качество – пространство для самосовершенствования. 1 — 49 баллов — низкое качество жизни служит основой коренных изменений в образе жизни ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ— процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни. Источник ➤ Adblockdetector |