Определите понятие здоровье нормальное психосоматическое состояние человека
Основы здорового образа жизни студента
1. ЗДОРОВЬЕ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой. Как отмечает А.Г. Сухарев (Здоровье и физ. воспитание детей и подростков,1991 г., с.34), среди современной молодежи можно выделить две взаимно противоположные группы: одна резко ограничивает свою двигательную активность и игнорирует средства физического воспитания, а другая одержима большими спортивными результатами и стремлением использовать для этого максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки. Это не способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию человека и готовности к разнообразной деятельности. Поэтому необходимо творческое осмысление теоретических и практических основ существующей системы физического воспитания с учетом необходимости укрепления здоровья молодежи.
В ХIХ веке немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения». Формирование здорового образа жизни у молодежи имеет исключительное значение. Молодые люди составляют до 30% населения земного шара. В молодости (16-29 лет) закладывается основа трудовых, нравственных позиций, а также здоровья человека.
Что же такое здоровье?
Известно также определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которым
По мнению Г.А.Апанасенко (2001) феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью:
В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И. и Давиденко Д.Н., 1998):
В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются: для соматического и физического здоровья — я могу; для психического здоровья — я хочу; для нравственного здоровья — я должен.
Источник
4.Определение и критерии здоровья по воз. Психологическая характеристика понятий «соматическое здоровье», «болезнь», «больной».
Здоровье — это состояние полного физического, душевного, сексуального и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественном процессу старения, а также отсутствие болезней и физических дефектов.
Критерии здоровья: — уровень и гармоничность физического развития; — уровень нервно-психического развития; — уровень функционирования и резервные возможности основных физиологических систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.); — уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма. Это показатели сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям среды обитания и возможности адаптации его к меняющимся условиям среды; — наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития; — уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Соматическое здоровье отражает текущее состояние органов и систем органов человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей, степень адаптации к различным факторам внешней среды.
Болезнь — состояние организма, характеризующееся повреждением органов и тканей в результате действия патогенных факторов, развертыванием защитных реакций, направленных на ликвидацию повреждений; обычно сопровождается ограничением приспособляемости организма к условиям окружающей среды и снижением или потерей трудоспособности.
Больной человек – это страдающий человек, которого характеризуют: нарушение физического, душевного и социального благополучия; расстройство биосоциальной адаптации; ощущение зависимости от болезни; внутренняя стесненность, несвобода.
5. Основные направления практической деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, экспертиза (перечислить и описать их виды), психологическая коррекция, реабилитация больных.
Задача клин.психолога: участие в установлении многомерного диагноза пациентам. Специфика клинико-психологической диагностики – синдромальность (выделение и качественное описание синдрома, прогностичность).
В этой работе клинический психолог является одним из субъектов совместной деятельности со специалистами других профилей.
А) Врачебно-трудовая экспертиза (Медико-социальная экспертиза)
Цель экспертизы: определение потребностей человека в мерах социальной защиты и реабилитации, при оценке ограничений жизнедеятельности, обусловленных стойкими расстройствами функций организма.
Цель психолога: определение психо-эмоционального состояния человека, и социальных условий, в которых он находится. Психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике.
Б) Военно-врачебная экспертиза
Цель: установление/исключение прежде всего психических заболеваний, наличие которых несовместимо с военной службой. Два обстоятельства придают своеобразие психологическому исследованию при проведении этого вида экспертизы: аггравация или диссимуляция.
Цель:определение психического развития и его аномалий, степени и структуры различных видов дизонтогенеза. Клинический психолог при проведении медико-педагогической экспертизы рассматривает причины неуспеваемости ребенка. Важнейшим является вопрос о степени и структуре психического снижения при выявлении дизонтогенеза, ответ, на который, позволяет указать на потенциальные возможности ребенка, соответствие этих возможностей требованиям массовой школы или целесообразности направления его в санаторную, вспомогательную школу, специализированное училище.
Г) Судебно-психиатрическая экспертиза
Основная задача судебно-психиатрической экспертизы — определить вменяемость человека.
Судебно — психиатрическая экспертиза, помимо вопроса о вменяемости, может решать и другие вопросы: каков уровень психического развития человека, соответствует ли умственный возраст — паспортному; в каком аффективном состоянии человек находился в момент совершения преступления; не было ли чрезмерного аффекта, который человек не мог контролировать; можно ли доверять показаниям свидетелей; оценка состояния суицидента перед актом самоубийства на основании имеющихся фактов.
Психологическая коррекция — это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели.
Она же – социально-трудовая адаптация, восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека на оптимальном уровне после болезни.
Семинар №2. 1. Понятие внутренней картины болезни Р.А. Лурия. Модели ВКБ (Николаева В. В.). Аллопластическая и аутопластическая картина болезни (К. Гольдшейдер). Динамика ВКБ как показатель кризиса развития личности в условиях болезни.
По Лурии, внутренняя картина болезни — субъективное отношение к заболеванию, заключается в интеллектуальной интерпретации диагноза заболевания, когнитивной оценке его тяжести и прогноза и в формировании на этой основе эмоционального и поведенческого паттерна. ВКБ находится в зависимости от личности больного, его культурного уровня, социальной среды и воспитания.
Структура ВКБ по В.В.Николаевой:
Чувственный (сенситивный) уровень — комплекс субъективных болезненных ощущений (боль, зуд, тошнота, головокружение и др.). Субъективные ощущения динамичны и могут быть связаны с положением тела, приемом пищи, физ. нагрузкой и т.д.
Эмоциональный уровень — эмоциональные реакции на вызванные болезнью ощущения и на последние болезни в жизни человека. Эмоциональное переживание болезненных ощущений, болезни в целом во многом зависит от остроты, продолжительности и характера субъективных проявлений.
Интеллектуальный уровень — знания о болезни и ее рациональная оценка, глубина остроты, тяжести, последствий заболевания. Этот уровень зависит от общей культуры пациента и его интеллекта. Мотивационный уровень — возникновение новых мотивов и перестройки преморбидной мотивационной структуры и восстановлению здоровья (отношение пациента к своему заболеванию и восстановлению здоровья).
Аллопластическая и аутопластическая картина болезни (К.Гольдштейн):
Аллопластическая картина болезни — объективные признаки болезни, вызванные ею функциональные и органические изменения; темп болезни, ее динамика, прогноз, эффективность терапии.
Аутопластическая картина болезни — создается самим больным на основе совокупности его ощущений, представлений и переживаний, связанных с его физическим состоянием. Аутопластическая картина болезни зависит от сознания (осознания) заболевания.
Динамика ВКБ как показатель кризиса развития личности в условиях болезни
ВКБ как “продукт” собственной внутренней творческой активности субъекта формируется в своих более или менее развернутых формах при любом соматическом страдании. Каждый человек, имея хотя бы и ограниченный опыт соматической болезни, может наблюдать ее формирование у самого себя: “прислушивание” к неприятным локальным ощущениям (боли, давления, “жжения” и др.), попытка разобраться в источнике этих ощущений, соотнести их с имеющимся собственным опытом и сведениями, полученными от других людей, медицинского персонала, специальной литературы, средств массовой информации. Человеку свойственно в этих условиях стремление понять, насколько угрожает его жизни и здоровью то или иное неприятное ощущение или состояние организма, а также стремление предпринять некоторые активные попытки избавления от страдания. Таким образом, обширная зона психической активности сразу же фокусируется на страдании.
Оригинальная теоретическая модель становления ВКБ предложена в работах Г.А.Ариной и А.Ш.Тхостова. Авторы предлагают рассматривать процесс формирования ВКБ как особую форму познавательной деятельности (соматоперцепции), “обладающей собственным содержанием и специфичностью, но, тем не менее, подчиняющейся общепсихологическим закономерностям формирования, развития и функционирования”.
ВКБ относится к числу немногих психических новообразований периода взрослости, в отношении которого исследователь получает возможность проследить все фазы формирования, проанализировать условия, влияющие на его становление. ВКБ позволяет в значительной степени эксплицировать весь сложный процесс самопознания заболевшего человека, вычленить те средства, которые использует человек для осуществления этого познавательного процесса. В то же время, в особенности на начальных стадиях формирования, ВКБ открывает возможность понимания особых способов, приемов преодоления, овладения собственным поведением, используемых человеком в сложной жизненной ситуации. Тем самым анализ ВКБ открывает возможность проникновения в компенсаторный потенциал личности. Открывающийся через динамику формирования ВКБ процесс изменения мотивационной (смысловой) сферы личности может быть прослежен в ходе специально организованного исследования. Основными показателеми, позволяющими зафиксировать мотивационную динамику, являются качество и динамика эмоционального состояния, его вклад в содержание ВКБ. Можно, следовательно, сказать, что появление (или смена) эмоциональной составляющей ВКБ есть всегда сигнал о возможной личностной перестройке.
Источник
Состояние здоровья отдельного человека и норма
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Российский государственный профессионально-педагогический социальный институт
Кафедра социальной работы
Контрольная работа по дисциплине
«Адаптивная физическая культура»
«Состояние здоровья отдельного человека и норма»
Девятых Олеся Сергеевна
студентка группы ЗСР-213 С
Проверил: Хозяинова Т. К.
1. Определение понятий «здоровье», «норма»
2. Содержание и критерии здоровья
3. Основные виды подходов к категории здоровья
Проблема здоровья в наше время очень актуальна, ведь действительно здоровых людей на свете очень мало, даже дети не редко имеют целый «букет заболеваний», а что уж говорить о взрослых людях. Поэтому так необходимо чтобы каждый человек сам охранял свое здоровье, не перекладывая эту обязанность на окружающих.
Главной задачей моей контрольной работы было рассказать, какие основные подходы можно использовать для поддержания, сохранения и восстановления здоровья людей, имеющих разные категории здоровья.
1. Определение понятий «здоровье», «норма»
Здоровье – это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».
Норма – это совершенно определенная система показателей состояния организма человека: его строения, структуры, функций, которые находятся в заданных пределах и отражают самочувствие человека как хорошее [3, с.6].
2. Содержание и критерии здоровья
Все стороны человеческой жизни — производственно-трудовая, социально-экономическая, политическая, семейно-бытовая, духовная, оздоровительная, учебная – в конечном счете, определяются уровнем здоровья.
1. На 49 – 53 % состояние здоровья организма человека зависит от образа жизни: вредные условия труда, плохое материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.
2. На 18 – 22 % от генетики человека: предрасположенность к наследственным болезням.
3. На 17 – 20 % от состояния внешней среды, природно-климатичеких условий: загрязнение воздуха, воды и почвы канцерогенами и другими веществами, резкая смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения.
4. На 8 – 10 % от здравоохранения и медицинской активности: неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.
В настоящее время при рассмотрении здоровья наиболее широкое распространение получил функциональный подход, его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущее ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.
В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаются на функции того или иного органа и системы. Поэтому качественные и количественные характеристики как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др.
Происхождение болезни имеет два источника: состояние человеческого организма и внешние причины, на него воздействующие. Следовательно, для предупреждения болезней – повышения жизнеустойчивости организма есть два способа: или удаление внешних причин, или оздоровление, укрепление организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать эти внешние причины. Первый способ мало надежен, поскольку человеку, живущему в обществе, практически невозможно устранить все внешние факторы болезни.
Второй способ более результативен. Он заключается в том, чтобы по мере возможности избегать поводов, провоцирующих болезни, и в то же время закалять свой организм, приучить его приспосабливаться к внешним влияниям, чтобы снизить чувствительность к действию неблагоприятных факторов. Поэтому способность к адаптации – один из важнейших критериев здоровья.
3. Основные виды подходов к категории здоровья
Существуют следующие группы здоровья и категории лиц к ним относящиеся:
I группа – люди, не имеющие отклонений в состоянии здоровья;
II группа – здоровые люди с некоторыми физиологическими отклонениями;
III группа – люди, имеющие длительно текущие хронические заболевания, при сохранении функциональных возможностей организма;
IV группа — люди, имеющие длительно текущие хронические заболевания в состоянии субъкомпенсации;
V группа – тяжелые больные, инвалиды I (нетрудоспособные) и II (временно нетрудоспособные) группы.
Для каждой из этих групп существуют определенные виды подхода к категории здоровья.
Что касается первых двух групп (да и вообще всех пяти групп), то для сохранения здоровья необходимо, на мой взгляд, придерживаться правил здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены [3, с. 10].
Здоровый образ жизни включает в себя:
1. Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
2. Рациональное питание обеспечивает рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
3. Оптимальный двигательный режим. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиление профилактики неблагоприятных возрастных изменений.
4. Гигиена сна. Сон – это эффективный способ снятия умственного и физического напряжения, он устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Во время сна происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма.
5. Соблюдение личной гигиены – гигиена тела, полости рта, гигиена одежды и обуви. Необходимо помнить, что чистота – залог здоровья!
6. Закаливание – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.
7. Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Для категории лиц, относящейся к III, IV и V группам, необходимо не только соблюдение здорового образа жизни, но и занятие лечебно-физической культурой.
Лечебно-физическая культура – это применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью.
Роль ЛФК заключается в следующем:
1. Противодействует отрицательному влиянию последствий постельного режима.
2. Способствует восстановлению нарушенных функций.
3. Улучшает адаптацию организма больного к физическим нагрузкам бытового и трудового характера.
4. Способствует профессиональной реабилитации больных.
Категориям лиц, имеющих V группу здоровья, просто необходимо заниматься и адаптивной физической культурой, целью которой является коррекция имеющегося дефекта, выработка необходимых компенсаций, профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом.
Адаптивная физическая культура – это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способа совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов [1, с. 31].
Исходя из потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, можно выделить следующие виды адаптивной физической культуры:
1. Адаптивное физическое воспитание – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.
В процессе этих занятий у людей с отклонениями в состоянии здоровья формируются комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых сенсорно-перцептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основные возможности различных органов и систем; развиваются, сохраняются и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-двигательные характеристики.
2. Адаптивный спорт — вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации.
При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивный спорт является практически единственной возможностью удовлетворения одной из главных потребностей человека – потребности в самоактуализации, поскольку другие виды деятельности оказываются недоступными.
3. Адаптивная двигательная реакция — вид адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.
Содержание адаптивной двигательной реакции направлено на активизацию, поддержание или восстановлении физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности, на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие.
4. Адаптивная физическая реабилитация — вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность индивида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций.
Основная цель адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций индивидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие средства.
Адаптивная физическая культура в целом и все ее виды призваны с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохраненные функции, остаточное здоровье, природные ресурсы и духовные силы, максимально реализовать возможности организма и личности для полноценной жизни, самопроявления и творчества, социальной активности и интеграции в общество здоровых людей.
Необходимо помнить, что какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья и поэтому с раннего детства необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены. А при возникновении каких-либо отклонений в состоянии здоровья необходимо с ними бороться, используя не только различные медицинские препараты, но и занятия физической культурой.
1. Евсеева С. П. Теория и организация физической культуры. М., 2005.
2. Ильинична В. И. Физическая культура студента. М., 2003.
3. Макаров В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М., 2001.
Источник