ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему
Практически в каждой школе учатся дети, которые испытывают трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития, сенсорными дефектами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения ,с нарушениями речи ,с нарушениями аутического спектра. Все они нуждаются в особой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность. Современный учитель должен понимать безусловную приоритетность педагогического сопровождения детей с ОВЗ со стороны компетентного специалиста; быть готовым к своевременному выявлению трудностей у такого ребенка; уметь организовать разнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.
Нельзя всех оценивать одинаково; успех у каждого свой. Важно найти тот положительный момент в деятельности ребенка, который может быть оценен выше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_dlya_detey_s_ovz.vystuplenie_yangirovoy_b.n.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС для детей с ОВЗ
Выступление на педсовете учителя нач.кл.Янгировой Б.Н.
Практически в каждой школе учатся дети, которые испытывают трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития, сенсорными дефектами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения ,с нарушениями речи ,с нарушениями аутического спектра. Все они нуждаются в особой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность. Современный учитель должен понимать безусловную приоритетность педагогического сопровождения детей с ОВЗ со стороны компетентного специалиста; быть готовым к своевременному выявлению трудностей у такого ребенка; уметь организовать разнообразные виды помощи обучающимся с учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.
Нельзя всех оценивать одинаково; успех у каждого свой. Важно найти тот положительный момент в деятельности ребенка, который может быть оценен выше.
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон «Об образовании в РФ», в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
С 1 сентября 2016 года введен «Федеральный государственный стандарт начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Стандарт специального образования необходим, поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы.
И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка — создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. Пришло время каждому педагогу разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому.
В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий.
Обучение детей с ОВЗ должно иметь коррекционную направленность. Коррекционная работа достигается использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
— формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
— обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;
— побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
— установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
— использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
— разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
— использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Элементы содержания коррекционной работы направлены на формирование социально-адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями реального мира.
При проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:
а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;
б) обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых и самостоятельных работ;
в) дать возможность обучающимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть
потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;
г) создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.
При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:
- Принцип развития динамичности – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.
- Принцип продуктивной обработки информации – педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.
- Принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и речь.
- Принцип мотивации к учению — задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.
Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых. Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.
Критический анализ своей педагогической деятельности, отбор приемлемых, современных методов и приёмов обучения, изучение специальной и коррекционной педагогики – это то, без чего не обойтись сегодня современному учителю в условиях инклюзивного образования.
Источник
Основное о ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья
Основное о Федеральном государственном стандарте (ФГОС) для детей с ОВЗ
Нормативную базу разработки ФГОС составляет:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Ф3).
Цель введения ФГОС:
— введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;
— оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;
— развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».
Варианты специального стандарта образования:
Существуют четыре основных варианта специального стандарта образования, отвечающие особым образовательным потребностям всех детей с ОВЗ.
Первый вариант специального стандарта
Ребенок получает цензовое образование, сопоставляемое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованны в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Обязательное условие — систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка.
Второй вариант специального стандарта
Организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использование полученных знаний в реальных условиях.
Третий вариант специального стандарта
Не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его «академический» компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка.
Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации (АООП ОО) обучающимися составляют 12 лет.
Четвертый вариант специального стандарта
(индивидуально определяемый уровень итогового результата школьного образования)
Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограждении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции
Определение варианта основной образовательной программы для обучающегося с умственной отсталостью осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учебный план (Вариант 1)
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям
ФГОС, является обязательным и представлено коррекционно-разивающими занятиями (логопедические и психокоррекционные занятия) и ритмикой.
Результаты освоения программы
Два вида результатов:
личностные и предметные
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, которые включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения (минимальный и достаточный уровень усвоения). Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Организация обучения
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 35 минут. При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май — по 4 урока по 40 минут каждый);
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5дней. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1-м классе — 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Четвертый вариант специального стандарта
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или
глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которых не позволяет им освоить АООП (вариант 3), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении получает образование по варианту 4 адаптированной основной образовательной программы, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
АООП (вариант 4) обучающихся с умственной отсталостью направлена на овладение общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Организация обучения
Наполняемость класса детей с ТМНР не должна превышать пяти человек. Возможно объединение классов (по два), в этом случае, за счет увеличения количества персонала (не менее 4-х педагогов на 10 обучающихся).
Содержание образования
Учитывается потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка. (Например, предметы: «Общение», «Самообслуживание»; курсы по альтернативной коммуникации, сенсорному развитию, формированию предметных действий, и др.)
Учебный план
Примерный учебный план организации, реализующей
адаптированную основную образовательную программу, включает три части: I – восемь образовательных областей, представленных одиннадцатью учебными предметами, II — пять коррекционных курсов, III — внеурочную деятельность и максимально допустимую недельную нагрузку.
С учетом примерного учебного плана организация, реализующая адаптированную основную образовательную программу образования обучающихся по варианту 4, составляет индивидуальный учебный план для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов, коррекционных курсов и объем учебной нагрузки.
Продолжительность образования по варианту 4
Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с ТМНР по основной образовательной программе происходит в течение 11 лет, как правило, в возрастной период от 7 до 18 лет. Процесс образования может происходить, как в классах с 1 по 11 (по одному году обучения в каждом), так и в разновозрастных классах, рассчитанных на 3 года обучения. В последнем случае обучающийся проходит 4 ступени обучения: I ступень — от 7 до 9 лет (включительно), II ступень — от 10 до 12 лет (включительно), III ступень – от 13 до 15 лет (включительно), IV ступень — от 16 до 18 лет. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс, со ступени на ступень является его возраст. Выпуск происходит в конце учебного года, в котором обучающийся достиг 18-ти летнего возраста. Сроки освоения АООП ОО (вариант 4) составляют 12 лет (I — IV ступени обучения).
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и дома.
Организация обучения
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель
проводит урок либо для всего класса, либо для группы учащихся, либо для
одного ученика (индивидуально). Урок длится, как правило, от 30 до 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по
предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся
считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2-3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса). Установленное количество часов занятий по предметам для различных возрастных групп отражает потребность в них «среднего» ученика». Часы по некоторым предметам увеличиваются по мере взросления детей, расширения их знаний, опыта (окружающий социальный мир, домоводство, труд), по другим сокращаются по этой же причине (человек, самообслуживание).
Коррекционные курсы реализуются, как правило, в индивидуальной
и групповой форме. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия зависит от психофизического состояния ребенка (от 10 до 30 минут).
Стандарт должен гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, характера и тяжести нарушения психологического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.
Источник