Определить свой уровень здоровья по э н вайнеру
Э.Н. Вайнер, Е.В. Волынская
Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Предлагаемый «Учебный практикум» является логическим продолжением и приложением к учебнику Э.Н. Вайнера «Валеология» – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с. «Учебный практикум» ставит основной целью закрепление теоретических знаний в области валеологии и освоение практических основ деятельности учителя, которые помогли бы ему в создании валеологической среды в образовательном учреждении. Структура и содержание пособия рассчитаны на студентов педагогических вузов и учителей образовательных учреждений.
«Практикум» должен помочь студентам и учителям в реализации в образовательном учреждении следующих задач, связанных с формированием и обеспечением здоровья учащихся и воспитанников:
– Создание у детей устойчивой жизненной мотивации на здоровую жизнедеятельность и воспитание валеологической культуры;
– Обучение детей основам здорового образа жизни;
– Создание здоровьесберегающей образовательной среды;
– Ознакомление с простейшими методами индивидуально-типологической диагностики учащихся и использования этих данных в образовательном процессе;
– Знакомство с методами валеологического анализа образовательного процесса, педагогических технологий и путей межпредметной интеграции в области валеологического образования;
– Ознакомление с организацией и содержанием воспитательной работы и работы с родителями в области формирования и обеспечения здоровья детей;
– Формирование валеологической культуры и обеспечение здоровья учителя.
Структурно «Практикум» построен таким образом, чтобы помочь учителю определиться в содержании его работы по формированию и обеспечению здоровья учащихся и воспитанников во всем многообразии его учебно-воспитательной деятельности. Вот почему он включает разделы, представляющие основные аспекты деятельности учителя в этом направлении. Каждый такой раздел содержит вводный теоретический материал, отражающий основные методологические предпосылки здоровья и показывающий роль и место соответствующего вида деятельности учителя в формировании и обеспечении здоровья учащихся, воспитанников и самого учителя. В свою очередь, каждой работе предпосылается информация о значении для учителя освоения соответствующего вида деятельности в организации им тех условий образовательной среды, которые не только свели бы к минимуму ее неблагоприятное влияние на здоровье детей, но и обеспечили бы формирование у них культуры здоровья.
Все виды работ в «Учебном практикуме» подразделяются на семинарские занятия, лабораторные и практические работы.
Семинарские занятия ставят основной целью освоение основных методологических понятий соответствующего раздела валеологии, их творческое осмысление. Они, как правило, включают перечень вопросов и заданий, составляющих суть понятий данного раздела и предполагающих осознание учителем значения этого раздела в организации и содержании его работы в оздоровительной деятельности. Предполагается, что при подготовке к семинарским занятиям учащийся использует теоретический материал, содержащийся в учебнике Э.Н. Вайнера «Валеология».
Лабораторные работы ставят целью вооружить учителя методами и средствами изучения определенных критериев оценки условий и состояний, определяющих здоровую жизнедеятельность (например, гигиенических условий класса, состояния работоспособности и др.).
Практические работы предполагают приобретение учителем навыков построения различных режимов здоровой жизнедеятельности или их аспектов (например, режима питания, двигательной активности, дня и недели и пр.).
Каждый раздел пособия содержит список рекомендуемой учебно-методической и специальной литературы, которая может помочь в самообразовании и повышении квалификации учителя в вопросах формирования и обеспечения здоровья человека, определения роли и места учителя в создании валеологически обоснованной образовательной среды.
1. ВВЕДЕНИЕ В ВАЛЕОЛОГИЮ
1.1. Основные положения валеологии
1.2. Анализ здоровья населения России
1.3. Динамика заболеваемости в регионе (на примере Центрального Черноземья)
Изложены основные положения валеологии и рассматриваются состояние и причины ухудшающегося положения со здоровьем в целом в Российской Федерации и в соответствующем регионе в частности.
Материал поможет учителю в подготовке и проведении теоретических занятий с учащимися по формированию осознанного отношения к проблеме.
Теоретические аспекты темы – в учебнике Э.Н. Вайнера «Валеология», Раздел 1. Валеология – учение о здоровье и здоровом образе жизни, стр. 6 – 36.
1.1. Основные положения валеологии
Идея здоровья в последние десятилетия приобрела особую актуальность в связи с тем, что качество здоровья испытывает неуклонную тенденцию к ухудшению. При этом все в большей степени становится понятным, что идти «от обратного», от болезни к обеспечению здоровья, как пока это делается в нашей стране, и неправильно, и пагубно. Трудность, однако, заключается в том, что методологии здоровья пока не существует. В этом нет ничего удивительного, так как до самого недавнего времени не существовало самой науки о здоровье.
Российский ученый И.И. Брехман (1990) одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (от лат. valeo – здоровье, быть здоровым и греч. logos – учение, наука).
1. Валеология есть межнаучное направление о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования, сохранения и укрепления в конкретных условиях жизнедеятельности.
2. Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывают всеобщие для данного контингента рекомендации.
Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов сущности. Это очень важное обстоятельство, так как именно здоровый и находящийся в переходном к болезни состоянии организма человека оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока его состояние не перейдет в патологию. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска организмом, валеология использует функциональные резервы человека для сохранения здоровья преимущественно через приобщение его к здоровому образу жизни.
Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка индивидуального здоровья успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и определения соответствующих корректив образа жизни.
Источник
Определение уровня физического здоровья
Определение уровня физического здоровья можно провести методами, используемыми в практике физического воспитания. Рассмотрим два из них: интегральная оценка адаптивного потенциала системы кровообращения (АПСК) и методикуопределения уровня физического здоровья по трем основным критериям, характеризующим здоровье.
Из многочисленного количества показателей и тестов, предлагаемых для оценки уровня здоровья, наиболее приемлемым для практического использования представляется индекс функциональных изменений (ИФИ) системы кровообращения, или интегральная оценка адаптивного потенциала системы кровообращения. ИФИ рассчитывается без проведения нагрузочных тестов, при этом позволяет дать количественную оценку уровня здоровья.
Интегральная оценка адаптивного потенциала системы кровообращения рассчитывается по формуле:
где ЧСС — пульс (уд/мин),
СД и ДД — систолическое и диастолическое давление (мм. рт. ст.),
В — возраст, полных лет,
Мm — масса тела (кг),
В норме величина ИФИ находится в пределах от 1,5 до 4,5 условных баллов и обратно пропорциональна адаптационному потенциалу, т. е. чем выше адаптационные возможности системы кровообращения, тем меньше значение ИФИ.
По величине ИФИ производится оценка функционального состояния с выделением четырех групп (таблица 4.1).
Т а б л и ц а 4.1 — Оценка АПСК по величине ИФИ (по Р. М. Баевскому, 1979 г.)
Группа | Величина ИФИ (условные баллы) | Функциональное состояние |
Первая Удовлетворительная адаптация | Ниже 2,5 баллов | Лица с достаточными функциональными возможностями системы кровообращения. Категория здоровых людей |
Вторая Напряжение механизмов адаптации | 2,5—3 балла | Лица с функциональным напряжением механизмов регуляции кровообращения. Категория практически здоровых людей с низкой вероятностью наличия скрытых заболеваний |
Третья Неудовлетворительная адаптация | 3—3,49 балла | Лица со сниженными функциональными возможностями системы кровообращения, с недостаточными приспособительными реакциями организма. Категория людей, у которых имеются скрытые, недиагностированные заболевания. Нуждаются в дополнительном обследовании |
Четвёртая Срыв адаптации | 3,5 балла и выше | Лица с резким снижением функциональных возможностей системы кровообращения, с явлениями срыва адаптационных механизмов организма. Категория больных людей |
Дляопределения уровня физического здоровья по трем основным критериям на первом этапе необходимо определить степень своей физической подготовленности по результату 12-минутного теста К.Купера и данных таблицы 4.2.
Т а б л и ц а 4.2 — 12-минутный тест (по К. Куперу), для возрастной группы 20—29 лет
Степень физической подготовленности | Дистанция, км | |
юноши | девушки | |
Очень плохая | 1,95 | 1,55 |
Плохая | 1,95 —— 2,10 | 1,55 —— 1,80 |
Удовлетворительная | 2,10 —— 2,40 | 1,80 —— 1,90 |
Хорошая | 2,40—2,60 | 1,90 —— 2,10 |
Отличная | 2,60 —— 2,80 | 2,15—— 2,30 |
Превосходная | 2,80 | 2,30 |
На следующем этапе провидится количественная оценка своего здоровья по трем критериям, представленным в таблице 4.3.
Т а б л и ц а 4. 3 — Критерии здоровья и их оценка
Критерии | Количественная оценка здоровья в баллах |
Вес | Идеально |
Превышение более 5 ——25% | |
Превышение более 25% | |
Тест Купера | Отлично или хорошо, тренируется систематически |
Удовлетворительно, тренируется систематически | |
Неудовлетворительно | |
Работоспособность и заболеваемость | Человек активен, работоспособен (профессионально), нет нарушений сна, редко болеет, устойчив к холоду |
Работоспособность удовлетворительная, периодически болеет (средняя частота), устойчивость к холоду умеренная | |
Работоспособность плохая, часто болеет, к холоду неустойчив |
Определить степень своего здоровья можно по количеству баллов набранных в результате количественной оценки. Если в результате тестов набираются не более одного балла, человек относится к первой степени здоровья и ему рекомендуется поддерживать собственное здоровье на прежнем уровне. Если набираются не более трех баллов, определяется вторая степень здоровья с необходимой консультацией специалиста; более трех баллов — третья степень с рекомендацией углубленного медицинского обследования и получения соответствующих рекомендаций.
Существует отчётливая зависимость между приведенными критериями здоровья и продолжительностью жизни, а в частности, активной деятельности. Следует отметить, что все люди, прожившие более 90 лет, имели по указанной классификации первую степень здоровья [2007, с. 193].
Оценка физического развития и физической
Подготовленности
Физическое развитие выступает ведущим фактором, определяющим гармоничное развитие человека, поэтому при проведении самоконтроля важно владеть методами его оценки.
Оценка физического развития основывается на измерении морфологических параметров, антропометрических показателей, функциональных показателей и двигательных способностей человека. С помощью наружного осмотра можно определить тип телосложения, осанку, состояние опорно-двигательного аппарата; форма и объем грудной клетки, свидетельствующие о здоровье органов респираторной системы; изменение формы стопы, обусловленное опущением ее сводов, т. е. степень плоскостопия.
Дополняют данные наружного осмотра антропометрические измерения: рост (длину тела), вес, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, динамометрия, спирометрия. По антропометрическим данным можно сделать оценку физического развития методом индексов.
Еще один способ оценки физического состояния — использование нонограмм.На рисунке 4.1 показана нонограмма определения жизненной емкости легких в зависимости от роста, возраста и пола. Соединив точки, обозначающие возраст и рост линией, получим место пересечения, которое означает должную для данного возраста жизненную емкость легких.
Р и с у н о к 4.1 — Нонограмма для определения должной жизненной емкости легких в зависимости от пола, возраста и роста (по Сорисону)
Для оценки физической подготовленности применяют тестирование — принятие контрольных нормативов. Для комплексной оценки физической подготовленности (уровня развития физических качеств) студентов в РБ применяют вариант, в котором при постоянном количестве тестов оценивают изменения по каждому из тестов, характеризующему отдельные стороны подготовленности. Как правило, эти тесты прошли испытание на валидность и могут быть рекомендованы для контроля уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Тестирование студентов основного и подготовительного отделений проводится по шести тестам программы с помощью контрольных упражнений представленных в таблице 4.4.
Т а б л и ц а 4.4 — Тесты для определения уровня ОФП
Тесты для определения уровня ОФП | Двигательные способности |
Прыжок в длину с места | Скоростно-силовые способности |
Наклон вперед из положения, сидя ноги врозь | Гибкость |
Подтягивание в висе на перекладине (юноши) Поднимание туловища из положения, лежа на спине (девушки) | Силовые способности |
Челночный бег 4 х 9 м | Координационные способности |
Бег 30 м с низкого старта | Скоростные способности |
Бег 1500 м (девушки), 3000 м (юноши) | Общая выносливость |
Далее определяют уровень физической подготовленности (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) по каждому тесту (таблица 4.5).
Т а б л и ц а 4.5 — Оценка уровня физической подготовленности
Уровень физической подготовленности | Соответствие 10-бальной шкале |
Низкий | 0 — 2 |
Ниже среднего | 3 — 4 |
Средний | 5 — 6 |
Выше среднего | 7 — 8 |
Высокий | 9 — 10 |
Данные тестирования уровня физической подготовленности в период обучения в вузе позволяет проследить 4-летнюю динамику двигательных способностей каждого студента, и используются для индивидуализации и коррекции содержания образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура».
Источник