Здоровье и болезнь
На социальном уровне функционирования человека норма и патология выступают в качестве состояний здоровья и болезни. В науке существует два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный. Негативное определение здоровья рассматривает последнее как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология — синоним болезни. Однако понятия нормы и патологии более широкие, чем понятия здоровья и болезни. Норма и патология всегда континуальны. они охватывают целое множество взаимопереходящих состояний. Здоровье и болезнь выступают как дискретные, четко очерченные в своих границах состояния. Они связаны не с объективно регистрируемым отклонением от нормы, а с субъективным состоянием хорошего или плохого самочувствия. оказывающим влияние на выполнение нами повседневных функций в виде деятельности, общении и поведении.
Характеристика общего самочувствия оказывается центральным звеном разграничения здоровья и болезни. Здоровый человек — это тот, кто благополучно себя чувствует и поэтому может выполнять повседневные социальные функции. Больной человек — это тот, кто имеет плохое самочувствие и поэтому не может выполнять повседневные социальные функции. При этом действительное наличие или отсутствие различных отклонений от нормы на биологическом уровне существования зачастую не является определяющим для отнесения себя к здоровым или больным. Например, люди, употребившие алкоголь на вечеринке, имеют отклонения от «нормальных» параметров психического функционирования (находятся в так называемом «измененном состоянии сознания»), однако, они не являются больными до тех пор, пока у них не нарушается выполнение социальных функций. Получается, что понятие здоровья шире, чем понятие нормы, а понятие болезни по содержанию отличается от понятия патологии. Это обстоятельство привело исследователей к поиску позитивных концепций здоровья.
Позитивное определение здоровья не сводит последнее к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.
Источник
Формулирование проблем пациента.
Тема 3.7.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО УХОДА
План
Формулирование проблем пациента.
2. Дифференциация понятия «проблема пациента» и других понятий.
Классификация проблем пациента.
4. Установление очерёдности решения проблем пациента.
Определение целей сестринского вмешательства.
Планирование объема сестринских вмешательств.
Оценка результатов и коррекция ухода.
Заполнение документации.
Сестринский процесс – это научный метод организации и исполнения профессионального, тщательно продуманного сестринского ухода.
Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов.
1) Сбор информации о состоянии здоровья пациента
2) Сестринская диагностика или постановка сестринских проблем
5) Оценка эффективности представленного ухода и коррекция ухода в случае необходимости
Формулирование проблем пациента.
Понятие сестринского диагноза, или сестринской проблемы, впервые появилось в Америке в середине 50-х годов, официально признано и законодательно закреплено в 1973 году. В настоящее время перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает 114 единиц.
Установление проблем пациента (сестринский диагноз) – это описание существующей или потенциальной ответной реакции пациента на проблему со здоровьем. Диагноз основывается на анализе данных, получаемых в результате сестринского обследования.
Медсестра не изобретает свои диагнозы, их перечень дается в специальной справочной литературе, но каждый такой диагноз медсестра должна по возможности связать с конкретным пациентом.
Например: тревога, связанная с развитием осложнений болезни; боязнь операции.
Итак: медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние.
Обычно сестринский диагноз ставится при поступлении больного в стационар опытной высококвалифицированной сестрой. Во время обоснования диагноза учитываются физические, психические и интеллектуальные данные пациента.
Классификация сестринских диагнозов.
В ее основу положены нарушения основных процессов жизнедеятельности организма, «уже имеющиеся или возможные в будущем». Это диагнозы, связанные с нарушением процессов:
— движения (снижение двигательной активности, нарушение координации движения и т.д.);
— дыхания (затруднение дыхания, кашель продуктивный и непродуктивный, удушье и т.д.);
— кровообращения (отеки, аритмия и т.д.);
— питания (питание, значительно превышающее потребности организма, ухудшение питания в связи с нарушением вкусовых ощущений, анорексии и т.д.);
— пищеварения (нарушение глотания, тошнота, рвота, запор и т.д.);
— мочевыделения (задержка мочи острая и хроническая, недержание мочи, отсутствие мочи и т.д.);
— всех видов гомеостаза (гипертермия, гипотермия, обезвоживание, снижение иммунитета и т.д.);
— поведения (отказ от приема лекарств, социальная самоизоляция, суицид и т.д.);
— восприятия и ощущения (нарушение слуха, вкуса, зрения, боль и т.д.);
— внимания (произвольного, непроизвольного);
— памяти (гипомнезия, амнезия, гипермнезия);
— мышления (снижение интеллекта, нарушение пространственной ориентации);
— изменения в эмоциональной и чувствительной сферах (страх, беспокойство, апатия, эйфория, одиночество и т.д.);
— изменение гигиенических потребностей (недостаток гигиенических знаний и навыков, дефицит заботы о своем здоровье, проблемы с медицинским обслуживанием и т.д.
Примеры диагнозов, одобренных ассоциацией.
( Северо – Американской Ассоциацией Диагностики Медицинских Сестер).
1. Недостаточное питание, несоответствующее потребностям организма.
2. Излишнее питание, превышающее потребности организма.
3. Изменение защитных функций.
5. Дефицит гигиенических навыков и санитарных условий.
6. Хроническая боль.
7. Хронический запор.
9. Сердечная недостаточность.
11. Нехватка жидкости.
12. Излишний объем жидкости.
13. Высокий риск удушья.
14. Высокий риск повреждения кожных покровов.
15. Синдром гипертермии.
16. Синдром пониженного газообмена.
17. Синдром пониженной физической активности.
18. Синдром недостатка знаний.
19. Синдром общей слабости.
20. Измененные семейные отношения.
21. Измененная модель сексуального поведения.
22. Измененная тканевая перфузия (указать тип- церебральная, кардиолегочная, почечная, желудочно- кишечная, периферическая )
23. Хроническое пониженное чувство собственного достоинства.
24. Дефицит желания следить за собой.
25. Дефицит заботы о своем питании.
26. Высокий риск синдрома неправильного применения лекарств.
27. Высокий риск травмы.
28. Высокий риск отравления.
29. Чувство отчаяния, безысходности.
30. Неэффективное очищение дыхательных путей.
31. Бессмысленный отказ от приема лекарств.
32. Сниженная индивидуальная способность к адаптации и преодолению стрессовых ситуаций.
33. Неэффективное исполнение программы лечения.
34. Несоблюдение режима приема лекарственных средств.
35. Расстройство памяти в отношении своей личности.
36. Сенсорные изменения- слуховые, вкусовые, мышечно — суставные, обонятельные, осязательные, зрительные.
37. Социальная самоизоляция.
38. Задержка мочи.
39. Нарушение мочеиспускания.
2. Дифференциация понятия «проблема пациента» и других понятий.
Сестринский диагноз – клинические суждения сестры, в которых дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь или на свое состояние. Эта реакция может быть физиологической, психологической, социальной. Т.о. сестринский диагноз охватывает все сферы жизни пациента и может меняться несколько раз.
Задача сестринской диагностики – это разработка индивидуального плана ухода за больным с тем, чтобы пациент и его семья смогли адаптироваться к изменениям, возникшим из- за болезни.
Врачебный диагноз – определение заболевания, основанное на специальной оценке физических признаков, истории заболевания диагностических тестов. Задачей врачебной диагностики является назначение лечения.
Сестринский диагноз следует отличать от врачебного.
1. Врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский нацелен на выявление реакций организма в связи с болезнью.
2. Врачебный диагноз может оставаться неизменным в течении всей жизни, а сестринский может меняться каждый день или даже в течении дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.
3. Врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, сестринский — сестринские вмешательства в пределах ее компетенции и практики.
4. Врачебный диагноз, как правило, связан с возникшими пато- физиологическими изменениями в организме, сестринский часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоровья.
Источник
Классификация проблем пациента
По характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние различают сестринские проблемы пациента:
Физиологически, например, недержание мочи.
Психологические, например, дефицит общении.
Духовные – проблемы высшего порядка, связанные представлениями человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поиска и смысла жизни и смерти.
Социальные – конфликтная ситуация в семье, финансовые проблемы.
В зависимости от времени проявления проблемы пациента делят на настоящие и потенциальные:
Настоящие – проблемы, которые имеют место в данный момент, здесь и сейчас – например, у пациента резко повысилась температура.
Потенциальные – вероятные, возможные в будущем проблемы здоровья, возникновение которых, может быть предотвращено усилиями медицинских работников. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента.
Сестринские проблемы пациента так же могут быть:
Субъективные – определяет сам пациент на основании своего самочувствия, своих ощущений.
Объективные – требуют использования специальных медицинских знаний: риск развития наркотической зависимости.
Возможные области (направления) выявления проблем пациента:
1. Проблемы, связанные с нарушением удовлетворения универсальных потребностей человека. Некоторые примеры: • пациент не понимает необходимости пить больше жидкости; • пациенту трудно дышать из-за сильного насморка. 2. Проблемы, связанные с процессом лечения и ухода. Некоторые примеры: • пациент принимает лекарства нерегулярно и неправильно отказывается принимать лекарства; • не умеет ухаживать самостоятельно за постоянным мочевым катетером; • пациент не понимает необходимости соблюдения постельного режима. 3. Эмоциональные проблемы пациента, проблемы поведения и проблемы в сфере отношений. Некоторые примеры: • пациент не справляется с семейными проблемами; • чувство усталости и напряжения у членов семьи из-за необходимости постоянного трудоемкого ухода за одним из ее членов. 4. Потенциальные проблемы (диагнозы-риски). Некоторые примеры: • риск аспирации рвотных масс; • риск развития обезвоживания. 5. Проблемы, связанные с наличием факторов риска в образе жизни пациента. Некоторые примеры: • не знает о принципах рационального питания; • не понимает необходимости регулярного проветривания помещения. 6. Проблемы, связанные с жизненными циклами человека (рождение, смерть, стадии развития). Некоторые примеры: • ночной страх, страх темноты у ребенка; • мать не умеет правильно ухаживать за пупочной ранкой.
Образец решения задач
Пациент К. 70 лет находится в неврологическом отделении с тяжелым нарушением мозгового кровообращения. У него отсутствуют движения в левой руке и ноге, отмечается непроизвольное выделение мочи, не может сам одеться и раздеться, умыться. Год назад пациент потерял жену, живет с сыном, невесткой и внуком. Сын и внук очень внимательны к нему, ежедневно навещают его; сам пациент обеспокоен возвращением домой, потому что не знает, как семья отреагирует на необходимость постоянного ухода за ним. Пациент лежит в постели, отвернувшись к стене, страдает бессонницей.
Объективно: состояние средней тяжести. Положение в постели вынужденное. Отсутствуют движения в левой руке и ноге. Сознание ясное. Пульс 86 ударов в мин, ритмичный, удовлетворительного наполнения, не напряжен; Ад 145/90 мм рт. ст.; ЧДД 20 в мин, мочится под себя, стул 1 раз в 2 суток, оформленный.
Страдает удовлетворение потребностей: выделять, двигаться, быть здоровым, одеваться, раздеваться, быть чистым, избегать опасности, общаться, работать.
Эталон решения проблем пациента.
Обычная способность самоухода
Способность самоухода в данный момент
Выявленная проблема пациента: проблема здоровья.
Последний месяц Недержание мочи
Недержание мочи сохраняется
Нарушение комфортного состояния: недержание мочи. связанное с основным заболеванием
Самостоя-тельно справлялся с активностью повседневной жизни
Отсутствуют движения в левой руке и ноге, самостоятельно не может передвигаться по палате, туалет осуществляется в постели
Риск падений и травм. Риск развития пролежней
Проблем со сном не было
Плохо спит, страдает бессонницей
Плохо спит в связи с основным заболеванием
Личная гигиена, смена одежды
Не испытывал затруднений, обслуживал себя сам
Не может самостоятельно одеться и раздеться, умыться, почистить зубы
Не справляется с мероприятиями личной гигиены из-за отсутствия движений в руке и ноге
Обычная способность самоухода
Способность самоухода в данный момент
Сестринский диагноз: проблема здоровья
Знает о неблагоприятном прогнозе
Находится в тревожном состоянии, обеспокоен возвращением домой
Не справляется с беспокойством, вызванным необходимостью постороннего ухода
Имеет сына и внука
Пациент обеспокоен тем, как семья отреагирует на необходимость постоянного ухода за ним
Испытывает необходимость постороннего ухода в связи с тяжелым заболеванием
Проблемы пациента. Настоящие: 1. нарушение комфортного состояния — недержание мочи, связанное с основным заболеванием; 2. дефицит самоухода, связанный с пониженной физической подвижностью; 3. беспокойство, связанное с необходимостью постороннего ухода; 4. плохо спит в связи с основным заболеванием.
Потенциальные: 1. высокий риск нарушения целостности кожных покровов — пролежни, мацерация кожи паховой области; 2. необходимость в уходе после выписки из больницы; 3. возможная конфликтная ситуация в семье; 4. социальная изоляция; 5. запор, связанный с нарушением двигательного режима; 6. высокий риск дыхательных расстройств;
7. риск падений и травм. Приоритетная сестринская проблема — недержание мочи, связанное с основным заболеванием.
Краткосрочная цель: а) к концу недели пациент осознает, что при соответствующем уходе это тягостное явление уменьшится или пройдет; Долгосрочная цель: Пациент будет психологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки. План ухода.
1. М/с обеспечит изоляцию пациента. 2. М/с будет беседовать с пациентом о его проблемах ежедневно по 10 мин. З. М/с обеспечит ограничение приема жидкости во второй половине дня. 4. М/с обеспечит постоянное пользование мочеприемником. 5. М/с обеспечит ежедневную дезинфекцию мочеприемник и обработку его раствором калия перманганата или 0,5% раствором осветленной хлорной извести для уничтожение аммиачного запаха. 6. М/с будет следить за гигиеной постели: матрац будет, обтянут клеенкой, постельное и нательное белье меняете после каждого случая мочеиспускания в кровать. 7. М/с обеспечит гигиену кожи паховой области (частые подмывания, обработка вазелином или детским кремом). 8. М/с обеспечит частое проветривание помещения, использовании памперсов. 9. М/с обучит родственников пациента особенностям домашнего ухода.
Зависимые вмешательства: • выполнять назначения врача. Независимые вмешательства: • м/с обеспечит изоляцию пациента;
• ежедневно по 10 мин. м/с будет беседовать с пациентом его проблеме; • м/с обеспечит ограничение приема жидкости во второй половине дня; • м/с обеспечит постоянное пользование мочеприемника • м/с ежедневно будет производить дезинфекцию мочеприемника; • м/с будет следить за чистотой и сухостью постельного белья; • м/с обеспечит частое проветривание помещения; • м/с обучит родственников пациента особенностям домашнего ухода. Взаимозависимое вмешательства: • обеспечить консультацию уролога.
Оценка достижения целей и качества ухода: Краткосрочная и долгосрочная цели достигнуты — пациент к концу недели отметил, что это тягостное явление прошло и не стало создавать дискомфорт для окружающих; пациент подготовлен к моменту выписки к жизни семье.
Источник