Определить коэффициент здоровья пример
Задание 1. Определить коэффициент здоровья (КЗ) по модифицированной формуле Р.М. Баевского.
Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские, ростомер.
Ход выполнения работы.
Измерить рост, массу тела, частоту сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление в покое.
Определить коэффициент здоровья (КЗ) по формуле:
где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,
САД — систолическое артериальное давление,
ДАД — диастолическое артериальное давление,
В — возраст в годах,
М — масса тела в кг,
П — пол (мужской — 1, женский — 2),
Оценить функциональное состояние системы кровообращения (табл. 1):
КЗ | Степень адаптации системы кровообращения |
1 | Оптимальная |
2 | Удовлетворительная |
3 | Неполная |
4 | Кратковременная |
5 | Недостаточная |
Задание 2. Оценка группы здоровья.
Ход выполнения работы . Определить группу для детей, характеристики которых приведены как примеры, используя схему распределения по группам здоровья.
Ребенок 7 лет — физическое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту. За последний год перенес одно острое респираторное заболевание. При проведении функциональных проб кардиореспираторной системы функциональное состояние определено как удовлетворительное. Хроническая патология отсутствует.
Ребенок 10 лет — имеет дефицит массы тела. Перенес за последний год 4 острых респираторных заболевания, после последнего держался длительно субфибрилитет, отмечался тревожный сон и сниженный аппетит. При проведении ортопробы выявлен повышенный расход функциональных резервов организма. Хроническая патология отсутствует.
Ребенок 12 лет — имеет избыток массы тела I степени. За последний год перенес 3 острых респираторных заболевания, одну гнойную ангину. При проведении ортопробы отмечаются признаки истощения функциональных резервов. Имеет место аномалия развития правой почки, хронический пиелонефрит, который обострялся в течение года дважды.
Источник
Оценка состояния здоровья (коэффициент здоровья)
По данным отечественных и зарубежных авторов до 30-50% старших дошкольников имеют срыв адаптации в виде нейровегетативных, психоневрологических нарушений, учащения респираторных заболеваний. Несостоятельность адаптационных процессов в детском возрасте служит ранним признаком и причиной патологии в последующие возрастные периоды.
Оценка АП позволяет выделить группу детей с разным уровнем здоровья и определить потенциальную способность организма адаптироваться к режиму дня и физическим нагрузкам. Помогает выявить величину и направленность изменения здоровья, физической тренированности при динамическом наблюдении, определить характер рекомендаций и необходимых мероприятий.
Согласно концепции P.M. Баевского (1997), диагностика здоровья должна базироваться на оценке адаптационно — приспособительной деятельности организма. В качестве критерия адаптационных возможностей детей с различными показателями функционального состояния основных систем и органов, резистентности и реактивности организма определяется коэффициент здоровья (КЗ), который вычисляется по формуле:
где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,
САД — систолическое артериальное давление,
ДАД — диастолическое артериальное давление,
В — возраст в годах,
М — масса тела в кг,
П — пол (мужской — 1, женский — 2),
Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские,
ростомер. Ход выполнения работы: измерить рост, массу тела, частоту
сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление в покое.
На основе данного подхода P.M. Баевский разработал классификацию функциональных состояний (или уровней адаптивных возможностей),
обозначенных как адаптационный потенциал (АП).
Классификация включает 10 градаций, ее упрощенный вариант состоит из
следующих 4 градаций:
1. Состояние удовлетворительнойадаптации организма к условиям окружающей среды при высоких или достаточных функциональных
2. Состояние напряжения адаптационных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов;
3. Неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды при сниженных функциональных возможностях организма;
4. Срыв адаптации, сопровождающийся резким снижением функциональных возможностей организма.
В зависимости от значения коэффициента здоровья ребенок может быть отнесен к одной из 4-х групп по степени адаптации; чем выше условный балл, тем выше вероятность развития патологических состояний.
Чтобы распределить обследуемых по классу функциональных
состояний, используется следующая шкала: удовлетворительная адаптация
пороговые значения АП не более 2.1 балла; напряжение механизмов
адаптации — 2.11 — 3.2 балла; неудовлетворительная адаптация — 3.21 — 4.3
балла; срыв адаптации — не менее 4.31 балла (Дормешкина С.Г., 2011).
Пробы с задержкой дыхания (проба Штанге)
Пробы с задержкой дыхания позволяют оценить состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем и свидетельствуют о степени напряжения регуляторно-приспособительных механизмов.
Измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха. При этом рот должен быть закрыт и нос зажат пальцами. Здоровые люди задерживают дыхание в среднем на 40-50 с; спортсмены высокой квалификации — до 5 мин, а спортсменки- от 1,5 до 2,5 мин.
С улучшением физичeской подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расцениваете (с учетом других показателей), как улучшение подготовленности (тренированности) спортсмена.
Проба Генчи
После неглубокого вдоха сделать выдох и задержать дыхание. У здоровых людей время задержки дыхания составляет 25-30 с. Спортсмены способны задержать дыхание на 60-90 с. При хроническом утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.
Значения проб Штанге и Генчи увеличивается, если вести наблюдения постоянно, в динамике.
Одним из показателей оптимальной двигательной активности младших школьников можно считать индекс физического развития. Индексы это численные соотношения между отдельными парами или даже несколькими антропометрическими признаками. В настоящее время известно много индексов и коэффициентов, которые используются для оценки гармоничности телосложения.
Индекс массы тела Кетле II применяется для оценки гармоничности телосложения детей младшего школьного возраста.
Вычисляется индекс Кетле по следующей формуле:
ИМТ = Масса / (рост)2,
где: масса тела измеряется в кг, рост — в метрах.
В таблице 3 приведены индексы гармоничности телосложения:
-при 17 усл. единиц телосложение считается нормальным,
-при 17 — избыточным.
Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы к дозированной
физической нагрузке (индекс Руфье).
Сначала у испытуемого измеряется пульс (ЧСС) в спокойном положении сидя около 10 минут. После этого под удары метронома испытуемый выполняет 20 глубоких приседаний за 30 сек с вытянутыми вперед руками. Затем он садится на стул; фиксируется значение пульса за первые 10 сек (ЧСС) и последние 10 сек (ЧСС) первой минуты восстановительного периода. Индекс Руфье рассчитывается по следующей формуле: (44 (Р1+Р2+РЗ) — 200) /10
Источник
Показатели здоровья населения: формулы и примеры
В работе практического врача, врача поликлиники и особенно организатора здравоохранения приходится часто иметь дело с вычислением различных показателей, характеризующих здоровье населения, заболеваемость, рождаемость, смертность, различные показатели работы медицинских кадров и т. д.
Если учесть, что при этом приходится иметь дело с большими цифрами, станет понятной необходимость оптимизации труда медицинских работников, занимающихся этими расчетами (см. Ю.И. Иванов, О.Н. Погорелюк Статистическая обработка результатов медико-биологических исследований, М.: Медицина, 1990).
Вычисление процентов
Наиболее часто врачу приходится рассчитывать процентное содержание того или иного явления от общей совокупности. Расчеты проводятся по формуле:
(1)
где K — необходимый показатель, a — количество случаев, которые необходимо выразить в процентах; b — общее количество случаев, принимаемое за 100%.
Расчеты промилле
В практике врача — организатора здравоохранения нередко приходится рассчитывать количество тех или иных признаков от общей совокупности их в пересчете на 1000. Выражают такие показатели в промилле. Общая формула для их расчетов:
(2)
где K — рассчитываемый показатель; a — число явлений, встречающихся в данной среде; b — общая численность среды.
Расчет коэффициентов распространения отдельных болезней или классов болезней среди всего населения или отдельных его групп
Этот показатель обычно рассчитывают на 10 000 населения. Поэтому расчет проводят по формуле:
(3)
где K — искомый показатель; a — число случаев заболевания; b — средняя численность населения.
Расчет годового показателя смертности с учетом причины смерти
Этот показатель обычно рассчитывают на 100 000 населения по формуле:
(4)
где K -годовой показатель смертности; a — число умерших от данной причины среди населения данной территории; b — среднегодовая численность населения на данной территории.
По этой же формуле рассчитывают коэффициент распространения редко встречающихся заболеваний.
Расчет показателя детской смертности
В случаях больших различий в рождаемости в двух смежных годах расчет показателя детской смертности проводят по формуле:
(5)
где K — показатель детской смертности; a — число умерших детей в возрасте до 1 года в данном году; b — количество родившихся в данном году; c — количество родившихся в предыдущем году.
Вместе с тем вышеприведенная формула используется очень часто, но она не совсем точна, так как из умерших в этом году не обязательно 1/3 родилась в прошлом году. Поэтому для учета точного соотношения правильнее применять другую формулу, после упрощения имеющую вид:
(6)
где a — умерло детей в возрасте до 1 года в этом году; b — из них родились в прошлом году; c — из них родились в этом году; d — всего родилось детей в прошлом году; e — всего родилось детей в этом году.
Вычисление процента смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности
Для нахождения этого показателя сначала вычисляют показатель детской смертности (см. формулу 5), затем рассчитывают смертность детей первого месяца жизни. Зная показатели, можно рассчитать процент смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности. После объединения всех этих формул получается, что процент смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности можно найти по формуле:
(7)
где K — процент смертности детей первого месяца жизни по отношению ко всей детской смертности; a — количество умерших детей в возрасте до 1 мес.; b — количество родившихся в этом году; c — количество родившихся в предыдущем году; d — количество умерших детей в возрасте до 1 года.
Вычисление коэффициента перинатальной смертности
Коэффициент перинатальной смертности вычисляют по формуле:
(8)
где K — коэффициент перинатальной смертности; a — число родившихся мертвыми; b — число умерших в первую неделю жизни; c — общее число родившихся (живыми и мертвыми).
Вычисление показателей постнеонатальной смертности
Под постнеонатальной смертностью понимают смертность детей в возрасте старше 1 мес до 1 года и вычисляют ее по формуле:
(9)
где K — искомый показатель; a -число детей, умерших в возрасте от 28 дней до 1 года; b — число родившихся детей; c — число умерших в первые 28 дней жизни.
Вычисление показателя смертности детей старше 1 года
Этот показатель принято рассчитывать по формуле:
(10)
где K — искомый показатель; a — общее число умерших; b — число умерших в возрасте до 1 года; c — общая численность населения; d — общее число родившихся.
Расчет средней годовой нагрузки за 1 ч работы участкового педиатра
Этот показатель рассчитывают по формуле:
(11)
где K — показатель годовой нагрузки за 1 ч; a -общее число посещений участковых педиатров; b — число участковых педиатров; c — число дней работы в году; d — число часов работы в день.
Вычисление общего процента ошибок в определении срока родов
Частоту ошибок в определении сроков родов, своевременности предоставления дородового отпуска определяют по формуле:
(12)
где K — процент ошибок в определении срока родов; a — число женщин, родивших на 15 дней и более раньше установленного консультацией срока; b — число женщин, родивших позже установленного срока на 15 дней и более; c — число родивших женщин, имевших дородовой отпуск.
Вычисление показателя частоты окончания беременности родами
Этот показатель рассчитывают по формуле:
(13)
где K — изучаемый показатель; a — число женщин, у которых беременность закончилась родами; b — число женщин, у которых беременность закончилась абортами.
Вычисление показателя частоты осложнений в родах
Этот показатель рассчитывают по формуле:
(14)
где K -показатель частоты осложнений в родах в процентах; a — число родильниц, имевших осложнения в родах; b — число принятых родов; c — число поступивших женщин, родивших вне родильного отделения.
Расчет потребности населения в амбулаторно-поликлиническом обслуживании
Этот показатель можно рассчитать по формуле:
(15)
где K — потребность в поликлинической помощи (число посещений к врачу на 1000 населения); a — заболеваемость (обращаемость на 1000 населения); b — коэффициент повторности посещений с лечебной целью на одно заболевание по данной специальности; c — число диспансерных посещений в связи с заболеваемостью; d — число посещений по профилактическому обслуживанию.
Расчет потребности населения в стационарной помощи
Этот показатель в целом и по отдельным специальностям рассчитывают по формуле:
(16)
где K — потребное количество среднегодовых коек на 1000 населения; a — уровень обращаемости на 1000 населения; b — процент госпитализации или процент отбора на койку из числа обратившихся; c — средняя продолжительность пребывания больного на койке; d — среднегодовая занятость койки.
Вычисление коэффициента естественного прироста населения
Этот показатель вычисляют по формуле:
(17)
где K — коэффициент естественного прироста населения; a — число родившихся; b — число умерших; c — среднегодовая численность населения.
Источник