Решить ситуационную задачу по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков.
П р и м е р: Мальчик 7 лет, данные онтогенеза без особенностей, рост 131см, масса тела 27кг, окружность грудной клетки 61см, ЖЕЛ 1700мл, мышечная сила правой кисти – 14кг, мышечная сила левой кисти – 12кг, за год длина тела увеличилась на 5см, число постоянных зубов – 9.
При углубленном медицинском обследовании поставлен диагноз: хронический бронхит. За последний год было два обострения заболевания и мальчик три раза перенес ОРВИ.
При выполнении функциональной пробы с дозированной физической нагрузкой (20 глубоких приседаний за 30 сек) максимальное АД повысилось на 40мм рт.ст., минимальное АД снизилось на 20мм. рт. ст. Частота пульса была выше исходной на 60%, дыхание участилось на 5 в минуту. Время возвращения указанных показателей к исходным величинам – 5 минут.
Решение: Комплексная оценка состояния здоровья ребенка включает 3 этапа:
I – Исследование состояния здоровья по определенным критериям:
1-й критерий: оценку особенностей онтогенеза производят согласно схеме (Приложение 3): генеалогический анамнез не отягощен; биологический анамнез благоприятный; социальный анамнез благоприятный.
Заключение: отклонений в онтогенезе не обнаружено.
2-й критерий: оценку физического развития проводят по комплексной методике (см. п.2Г)
Заключение: физическое развитие обследуемого ребенка соответствует возрасту, гармоничное.
3-й критерий: степень резистентности организма определяется частотой или длительностью заболеваний (часто болеющие – дети, болеющие 4 и более раз в год; длительно болеющие – дети, болеющие более 25 дней по одному заболеванию).
Мальчик болел 5 раз (>4 ).
Заключение: резистентность организма снижена.
4-й критерий: функциональное состояние основных систем организма оценивают по таблице (Приложение 4)
Заключение: реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку допустимая.
5-й критерий: наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития, в зависимости от характера или степени выраженности предопределяет группу здоровья (Приложение 5).
У мальчика имеется диагноз: хронический бронхит, что определяет ему III группу здоровья.
II – Заключение с определением группы здоровья.
Проанализировав критерии, определяющие и характеризующие состояние здоровья, выносится заключение с определением группы здоровья согласно схеме комплексной оценки состояния здоровья (табл.10).
В приведенном примере:1критерий – 1гр; 2 критерий– 1гр; 3 критерий– 2гр; 4 критерий – 2гр;5 критерий – 3 гр.
Мальчик относится к III группе здоровья. Основание: наличие хронического заболевания.
III – Разработка рекомендаций в зависимости от группы здоровья.
Все рекомендации делятся на:
Дети, отнесенные к I группе здоровья, нуждаются в назначении профилактических рекомендаций:
1. Оптимизация режима дня.
2. Рационализация питания.
3. Рекомендации по физическому воспитанию (комплекс массажа, гимнастики, физических упражнений, определение группы закаливания).
5. Воспитательные воздействия.
Детям, отнесенным ко II группе здоровья, на фоне индивидуальных профилактических мероприятий назначаются специальные оздоровительные мероприятия (профилактика пограничных состояний, диспансеризация по индивидуальному плану, лабораторные исследования).
Дети, отнесенные к III и IV группе здоровья, находятся на диспансерном учете и наблюдаются педиатрами и врачами-специалистами. Больные дети нуждаются в индивидуальных профилактических мероприятиях (щадящий режим дня, диетическое или лечебное питание, физические нагрузки, закаливающие процедуры), специальных оздоровительных и лечебных мероприятиях в соответствии со степенью компенсации патологического процесса
Источник
ОЦЕНКА УРОВНЯ (ГРУППЫ) ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
ОЦЕНКА УРОВНЯ (ГРУППЫ) ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Ребёнок 2-х лет. На профилактическом приёме. Жалоб не предъявляет; по данным: ФР – гипосомия, дефицит массы Iстепени; НПР– II группа развития, Iстепень; уровень гемоглобина – 85г/л; в анамнезе атопический дерматит в стадии ремиссии. Определите уровень (группу) здоровья.
Пожалуйста, проведите оценку уровня (группы) здоровья у ребенка, комментируя свои действия и ответьте последовательно на поставленные вопросы.
1. Определение понятия здоровья.
2. Значимость оценки уровня здоровья у детей в эпикризные сроки.
3. Основные критерии (6) комплексной оценки состояния здоровья и развития детей.
4. Группы (уровни) здоровья детей.
5. Анализ физического развития (ФР) по ситуационной задаче.
6. Анализ нервно-психического развития (НПР) по ситуационной задаче.
7. Наличие отклонений в состоянии здоровья ребёнка по ситуационной задаче.
8. Заключение по уровню здоровья (группы) у данного ребёнка.
ОЦЕНКА УРОВНЯ (ГРУППЫ) ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Инструкция для экзаменатора
Пожалуйста, прочтите внимательно инструкции для студента ВОП.
Приветствуйте студента, и предложите выбрать ему/ей письменные инструкции:
Оснащение станции: ситуационные задачи, таблица с нормативами основных показателей (анализаторов и линий) психометрии в эпикризных сроках детей раннего возраста, таблица количественной оценки НПР для определения уровня (группы развития) НПР, центильные таблицы по основным критериям ФР, вспомогательная таблица для определения гармоничности и таблица для определения групп здоровья.
1. Определение понятия ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние физического, духовного, социального благополучия, отсутствие болезни и повреждений, уравновешенность (адаптированность)с окружающей средой.
2. Значимость оценки уровня здоровья детей в эпикризные сроки – Динамичное наблюдение с целью сохранения здоровья, его высокого уровня, направленных на профилактику, раннее, активное выявление заболеваний и своевременная коррекция выявленных отклонений у детей. Изучение и устранение причин, способствующих возникновению и распространению заболеваний.
3. Основные критерии комплексной оценки состояния здоровья и развития детей и уровни их здоровья (6): 1 — Анамнез, 2 — ФР и степень его гармоничности, 3 — НПР и степень его гармоничности, 4 — Резистентность и реактивность организма, 5 — Функциональное состояние органов и систем, 6 — наличие врождённых пороков развития, длительно текущей и хронической патологии.
4. Группы (уровни) здоровья
I-ая группа – абсолютно здоровые дети (с нормальным развитием и уровнем функций, по всем
6 основным критериям нет отклонений).
II-я группа – практически здоровые дети, имеющие функциональные и некоторые
морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и
III-я группа – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с
сохраненными функциональными возможностями организма; субкомпенсации,
со сниженными функциональными возможностями; декомпенсации, со
значительно сниженными функциональными возможностями организма.
5. Анализ ФР по ситуационной задаче — гипосомия, дефицит массы Iст. – по данным показателям ребёнок находится во II группе здоровья
6. Анализ НПР по ситуационной задаче – II группа развития,1ст – т.е. ребёнок по 1 показателю отстаёт на 1 эпикризный срок, относится ко II группе здоровья.
7. Наличие отклонений в состоянии здоровья ребёнка — уровень гемоглобина – 85г/л, то есть имеет место анемия IIст. – длительно текущее заболевание и в анамнезе также атопический дерматит в стадии ремиссии. По данным заболеваниям ребёнок должен наблюдаться в III группе здоровья.
8. Заключение по уровню здоровья (группы) у данного ребёнка – III-ая группа. В целом по имеющимся отклонениям в ФР, НПР и соматическим патологиям ребёнок должен наблюдаться в III-ей группе здоровья (ставим по максимальной группе).
ОЦЕНКА УРОВНЯ (ГРУППЫ) ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Оцените, пожалуйста, каждый критерий соответствующим баллом
№ п/п | Критерии шагов | 0-0,1 | 0,2-0,3 | 0,4-0,5 |
Определение понятия ЗДОРОВЬЕ – это естественное состояние физического, духовного, социального благополучия, отсутствие болезни и повреждений, уравновешенность (адаптированность) с окружающей средой. | ||||
Значимость оценки уровня здоровья детей в эпикризные сроки – Динамичное наблюдение с целью сохранения здоровья, его высокого уровня, направленных на профилактику, раннее, активное выявление заболеваний и своевременная коррекция выявленных отклонений у детей. Изучение и устранение причин, способствующих возникновению и распространению заболеваний. | ||||
Основные критерии комплексной оценки состояния здоровья и развития детей и уровни их здоровья (6): 1 — Анамнез, 2 – ФР (физическое развитие) и степень его гармоничности, 3 – НПР (нервно-психическое развитие) и степень его гармоничности, 4 — Резистентность и реактивность организма, 5 — Функциональное состояние органов и систем, 6 — наличие врождённых пороков развития, длительно текущей и хронической патологии. | ||||
Группы (уровни) здоровья I-ая группа – абсолютно здоровые дети (с нормальным развитием и уровнем функций, по всем 6 основным критериям нет отклонений). II-я группа – практически здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. III-я группа – дети, имеющие хронические заболевания в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма; субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями; декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. | ||||
Анализ ФР по ситуационной задаче — гипосомия, дефицит массы Iст. – по данным показателям ребёнок во II группе здоровья. | ||||
Анализ НПР по ситуационной задаче – II группа развития,1ст – т.е. по 1 показателю отстаёт на 1 эпикризный срок. — во II группе здоровья | ||||
Наличие отклонений в состоянии здоровья ребёнка — уровень гемоглобина – 85г/л, то есть имеет место анемия IIст. – длительно текущее заболевание и в анамнезе также атопический дерматит в стадии ремиссии. По данным заболеваниям ребёнок должен наблюдаться в III группе здоровья | ||||
Заключение по уровню здоровья (группы) у данного ребёнка – В целом по имеющимся отклонениям в ФР, НПР и соматическим патологиям ребёнок должен наблюдаться в III-ей группе здоровья (ставим по максимальной группе). | ||||
Итого |
Максимальный балл – 4,0
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент оценки | Процентное содержание оценки | Оценка по традиционной системе |
А | 3,84- 4,0 | 95-100 | «Отлично» |
А- | 3,51-3,83 | 90-94 | |
В+ | 3,17-3,50 | 85-89 | «Хорошо» |
В | 2,84-3,16 | 80-84 | |
В- | 2,51-2,83 | 75-79 | |
С+ | 2,17-2,50 | 70-74 | «Удовлетворительно» |
С | 1,84-2,16 | 65-69 | |
С- | 1,51-1.83 | 60-64 | |
D+ | 1,17-1,50 | 55-59 | |
D | 1,0-1,16 | 50-54 | |
F | 0-0,99 | 0-49 | «Неудовлетворительно» |
Оценка___________ Подпись экзаменатора _______________
Примечание: Эпикризый срок у детей с 1 до 2-х годиков жизни равен 3 месяцам.
Источник
Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 декабря 2003 г. N 621
О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:
1.1. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей (Приложение N 1).
1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (Приложение N 2).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ИНСТРУКЦИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:
— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
— уровень функционального состояния основных систем организма;
— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.
Все дети, независимо от того к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно врачом-педиатром.
Дети, отнесенные к III — V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей — отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.
Приказом Минздрава России
от 30 декабря 2003 г. N 621
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ
ОТ 3 ДО 17 ЛЕТ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ)
Примечание: в настоящую схему включены не все функциональные нарушения и хронические заболевания, встречающиеся в детском (в том числе подростковом) возрасте. В данный перечень вошли наиболее часто диагностируемые нарушения здоровья и развития.
Судебная практика и законодательство — Приказ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» (вместе с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей»)
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Источник