Определение здоровья с позиции гомоцентрического подхода
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Тем не менее, изучение феномена здоровья позволяет сформулировать ряд аксиоматических положений:
— в абсолютном смысле здоровья не существует; абсолютное здоровье — идеал;
— каждый человек здоров условно, ибо ни один человек не бывает вполне здоровым на протяжении всей жизни;
— каждый человек может быть здоров лишь в определенных условиях, поскольку есть подходящие и не подходящие жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного человека, могут быть совершенно неподходящими для другого.
При всей важности понятия здоровья его однозначное определение до сих пор остается проблематичным. Число попыток решить эту задачу значительно, но решение, которое устроило бы всех, пока не найдено. Очевидно, причина кроется в том, что данная категория обладает сложной интегративной природой и требует комплексных научных исследований.
Самостоятельным вопросом проблемы здоровья является классификация и анализ уже предложенных определений. В этой связи привлекает внимание работа П.И. Калью [4], в которой представлено около 80 дефиниций здоровья, предложенных представителями разных научных школ и направлений. Собранный П.И. Калью перечень является далеко не полным, но даже он поражает многообразием трактовок и разнородностью признаков, использованных при выявлении сущностных характеристик данного понятия.
Опираясь на выводы, сделанные П.И. Калью, мы обозначили те определения здоровья, которые доминируют:
1) нормальная функция организма на всех уровнях его организации (от генетических до организменных структур); нормальное протекание физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
2) динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3) способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
4) способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
5) отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
6) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил.
Изучение сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, показывает, что все определения можно представить несколькими моделями:
— медицинская модель — предполагает такое определение, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья (отсутствие болезней и их симптомов);
— биомедицинская модель — рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья;
— биосоциальная модель — в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, рассматриваемые в единстве, но при этом последним отдается предпочтение;
— ценностно-социальная модель — здоровье рассматривается как ценность, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей, участие в труде и социальной жизни.
Заметим, что в определении понятия здоровья в одном случае акцентируется внимание на его состоянии, в другом — здоровье рассматривается как динамический процесс, в третьем — причастность здоровья к какой-то одной категории не абсолютизируется. В этой связи наиболее приемлемым можно признать определение здоровья, даваемое В.П.Казначеевым [3]. Ученый считает, что здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
В ХХ в. одной из характерных черт научного познания стало системное мышление. Большое влияние на становление системной теории оказали труды не только философов, но и психологов — Б.Г.Ананьева, М.Я.Басова, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева и др. Среди авторских точек зрения на идею системности в рассмотрении человека особой конструктивностью отличается позиция Б.Ф.Ломова, согласно которой человек — это сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных уровнях функционирования — биологическом, психологическом и социальном. На каждом из них здоровье человека имеет особенности своего проявления. На биологическом уровне под здоровьем понимается динамическое равновесие всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды (У.Кэннон, А.А.Маркосян, Н.И.Пирогов, Г.Спенсер, А.Тхакер и др.). Представления о сущности здоровья на психологическом уровне пока еще далеки от желаемой ясности, однако на данном уровне вопросы здоровья так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое (Б.В.Зейгарник, С.С.Корсаков, А.Ф.Лазурский, Б.Перэ, Л.Л.Рохлин и др.). Переход от психологического к социальному уровню довольно условен. По мнению Б.Ф.Ломова [5], психологические свойства личности вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существует. Иначе говоря, человек предстает на этом уровне прежде всего как существо общественное и, соответственно, здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Разумеется, на психическое здоровье оказывают влияние разнообразные социальные связи. При этом последствия воздействий могут иметь как негативный, так и позитивный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы.
Понимание природы воздействия разнообразных факторов на состояние здоровья и болезни на вышеуказанных уровнях представляет собой непростую задачу. Но еще более сложным является раскрытие взаимосвязи этих уровней, что особенно важно с позиции системного подхода.
Человеческий организм — сложнейшая система, состоящая из огромного числа образующих ее компонентов и форм связей между ними. В таких условиях вероятность отклонения от нормы в функционировании присущих организму механизмов различной природы вполне реальная. При этом эти отклонения могут носить преходящий характер либо протекать не столь интенсивно, чтобы можно было говорить о выраженном и опасном развитии болезнетворного процесса. За счет внутренних ресурсов, адаптационных и компенсаторных возможностей организма появляющиеся в нем патологические изменения могут не достигать критического значения, и потому не скажутся на его работоспособности. В таком случае принято говорить о практически здоровом человеке. Однако отсутствие объективных признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о безболезненном состоянии организма.
По мнению специалистов, около 80% всех заболеваний берет начало в психической дисгармонии [1]. Абсолютно здоровые, совершенно свободные от каких-либо психических нарушений люди составляют сегодня не более 35% населения. Поэтому содействие человеку в достижении гармонии психического и телесного здоровья — одна из главных задач психологии здоровья. В то же время следует иметь в виду, что не все нарушения, связанные с психологическим уровнем, могут квалифицироваться как наступление болезни. У психически здоровых лиц следует различать те или иные предболезненные состояния, которые могут проявляться как дезадаптации. В таком состоянии вероятность заболевания повышается, но это вовсе не означает, что предболезнь следует отождествлять с самой болезнью. Скорее, это одна из степеней здоровья, и потому прямое отождествление ее с болезнью недопустимо.
Проведенные к настоящему времени исследования показали, что свойства личности являются важнейшим фактором, влияющим на здоровье. В психологии под личностью чаще всего понимается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность, а значит, здорова. Иначе говоря, здоровая личность психически устойчива.
Б.С. Братусь [2] предлагает рассматривать психическое здоровье не как однородное образование, а как имеющее сложное уровневое строение. По его мнению, высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, то есть уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Второй уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Третий уровень — уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней нейрофизиологической организации аспектов психической деятельности. Как считает автор, каждый из названных уровней, имея свои критерии протекания, должен иметь и особые закономерности этого протекания. Так, первый уровень обусловлен биологическими характеристиками, а второй и третий — социальными условиями.
Рассматривая личность как биосоциальный организм, А.Ф.Лазурский подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию.
Дж. Энгель предложил биопсихосоциальную модель, основанную на системном подходе к функционированию индивида не только на биологическом, но и личностно-психологическом уровне, где реализуются социальные связи с людьми, входящими в непосредственное социальное окружение.
Если здоровье рассматривать через призму жизнедеятельности человека, то болезнь, как правило, угрожает лицам со следующими личностно-психологическими особенностями:
— решительным, активным, но при этом чрезвычайно честолюбивым, чрезмерно и напряженно работающим, отличающимся повышенным чувством ответственности, долга, высоко требовательным к себе лицам;
— педантичным, прямолинейным, бескомпромиссным, болезненно реагирующим на оценку себя со стороны окружающих;
— предрасположенным к «застреванию» на отрицательных эмоциях, самобичеванию, скрытым, подавляющим эмоции;
— трудно приспосабливающимся к быстро изменяющимся условиям жизни, нестойким в отношении неприятностей, неудач, агрессии со стороны других, крайне ранимым, тревожным и мнительным.
Таким образом, понятие здоровья тесно связано с индивидуально-психологическими характеристиками человека.
А.Адлер, один из основателей холистической (целостной) системы индивидуальной психологии, рассматривал здорового человека как интегративную целостность в рамках социальной системы. Целостность, по А.Адлеру, это единство индивидуального стиля жизни, социального интереса и направленности поведения к цели. Психологический рост — это движение от центрированности на себе и целях личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития. Путь к здоровью — это конструктивное стремление к совершенству и сильное общественное чувство.
Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека. Оно составляет главную, относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов труда и общего благополучия человека.
- Ананьев В.А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания.- СПб., 1996.
- Братусь Б.С. Психология личности.- М., 2000.-С. 398-400.
- Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека.- М., 1983.
- Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация.- М., 1988.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.,1984.
Источник
Различные подходы к определению понятия «здоровья».
Существует 6 основных подходов к определению «здоровья»: 1. Традиционный. Здоровье – отсутствие болезни, нормальное физическое состояние, т. е. состояние целостности и свободы от физических и психологических заболеваний или болезней. 2. Биологический подход. Здоровье – как нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальное течение физиологических и биохимических процессов способствует индивидуальному выживанию и воспроизводству. Здоровье – функциональное состояние организма, обеспечивающая продолжительность жизни, физической и умственной работоспособности, хорошее самочувствие, воспроизводство здорового потомства. 3. Собирательный подход: социальные и биологические компоненты. Здоровье – это динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды. Здоровье – это состояние динамического равновесия внутри каждой из следующей подсистем: орган, организм, личность, соц.группа и общество. 4. Социальный подход. Здоровье как способность к полноценному выполнению основных социальных функций. Здоровье – жизнерадостное и охотное выполнение социальных обязательств, которое жизнь возлагает на человека. 5. Адаптационный подход. Здоровье как способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в среде. Здоровье – это взаимосвязь индивида с социальной ситуацией через факторы успешной или не успешной адаптации. 6. Данный подход определен Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Здоровье – полное физическое, психическое и психологическое, социальное, духовное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма, их единство, саморегуляции, гармоничное взаиморазвитие всех органов и систем. Здоровье – универсальный феномен, включающий математические и духовные аспекты.
Определение «здоровья» кафедры здоровья ЮФУ:
Здоровье – единство трех составляющих. Во – первых, внутренней гармонии и согласованности личности, во – вторых, социальной адаптированности и социальной зрелости, в – третьих, всестороннего развития своего творческого и духовного потенциала. Возрастная периодизация в развития разных составляющих здоровья. Это условно. С рождения до 3 лет закладывается физическое здоровье, с 3 до 7 – психическое и психологическое, с 7 до 12 – социальное, с 12 и старше – духовное.
Медицинский и валеологический подходы к понятиям «здоровье» и «оздоровление».
Несмотря на огромные успехи медицины, позволяющие победить заболевания, развитие медицины привело к нарушению баланса микроорганизма. Современный человек гибнет и страдает от психосоматических болезней, т.е. болезнь обусловлена неспособностью адаптироваться к стрессам в современной жизни. Ученые доказали, что человек умирает не от болезни, а от снижения жизнеспособности. Болезни взаимосвязаны механическим устранением одной болезни без повышения жизнеспособности органов приводит к появлению новой болезни. Т.о. стратегия оздоровления предполагает не борьбу с болезнями, а повышение жизнеспособности органов, что требует индивидуального подхода к каждому человеку и обучения его здорового образа жизни. Современный человек слепо доверяет медицине, избегая собственных усилий и ответственности за свое здоровье. Особенности медицинского подхода: 1. Медицина не способна дать целостного представления о человеке, она выделяется из биологии и разделяется на несколько дисциплин. 2. Медицина использует фармакологические препараты, отличающиеся консервативностью и игнорируя психические и духовные аспекты выздоровления. 3. Уровень развития современной медицины соответствует уровню развития чел. – техноген. Эпохи. 4. Медицина ориентирована на борьбу с болезнями, а не на формировании здоровья. Медицине, как социальному институту необходим больной, а не здоровый человек. Использование фармакологических препаратов вызывают зависимость, потому что снижает саморегуляцию организма.
Сущ. 2 основные стратегии заб. о здоровье: 1. Формирование и развитие сохранение всего позитивного. 2. Устранение всего негативного, т. е. путь борьбы.
Альтернативным традиционному подходу является валеологический подход. Валеология – наука о здоровье здорового человека. Автор ее И. Брехман, изучал адаптогены, пришел к мысли переориентирования человека борьбы с болезнями на заботу о здоровье. Валеология сформирована на стыке медицины, биологии, экологии, истины, социологии и психологии. В отличии от медицины валеология не лечит болезнь, а обучает человека быть здоровым, т.о. в задачи валеологии входят обучение человека пониманию самого себя, а также исследование различных способов саморегуляции и организации здоровья на всех уровнях психического, физического, социального, духовного. Валеология предлагает взять человеку ответственность за свое здоровье в свои руки и научиться подходить к нему и оздоравливаться активно, сознательно и творчески. В соответствии с валеологией только осознанный подход к себе и своему здоровью позволяет управлять здоровьем, а не просто снимать симптомы и быть объектом медицины. Валеология в отличии от медицины использует целостный и системный подход к человеку, использует не фармакологические, а естественные способы оздоровления, учитывая все уровни здоровья, а не только биологические. Методологические основания валеологии: 1. Валеология рассматривает здоровье как самостоятельную категорию, которая может быть количественно и качественно охарактеризована и показателями которой можно управлять. 2. Между здоровьем и болезнью существуют переходные состояния, при этом состоянии является общей категорией, а болезнь ее частный случай. 3. Валеология исповедует интегративный или целостный подход к человеку, который позволяет учить здоровье, а не лечить болезнь. Методы воздействия не медикаментозные, а естественные.
Источник