Меню

Определение здоровья предложенное всемирной организацией здравоохранения воз ответ

Определение здоровья

«По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946г.). Опубликовано много исследований с критикой или коррекцией этих представлений существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определениях, что такое здоровье… «Девять ступеней к здоровью», статья «Как обычно понимают здоровье?» с. 22-23 (Москва Бином, 1997г.)…

… В 1984 году рабочая группа ВОЗ обсуждая «Концепции и принципы обеспечения здоровья», составила итоговый документ, в котором уже дана новая концепция здоровья как: «степени способности индивида или группы с одной стороны реализовывать свои стремления и удовлетворять потребности, с другой – изменять или кооперироваться со средой. Здоровье поэтому рассматривается как ресурс каждодневной жизни, а не цель жизни.»

«По определению, принятому в 1948 г. Всемирной организа­цией здравоохранения, здоровье — это состояние полного телес­ного, душевного и социального благополучия, а не только от­сутствие болезней и повреждений.

В последние годы (девяностые) Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР предложено более конкретное определение здоровья. «Здоровье — отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблаго­приятным воздействиям и достаточная способность адаптиро­ваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды» [Сердюковская Г.Н., 1979]. Были предложены для детей 5 групп здоровья, но по существу только 1-я группа характеризовала здоровых, а 2—5-я группы говорили о болезни. Это доказывает, что развитие отечественной педиатрической науки было направлено, главным образом, на изучение различных заболе­ваний и сейчас учение о многих, сложнейших проблемах пато­логии детского возраста, о заболеваниях, иногда исключитель­но редких, не определяющих общего уровня здоровья детского населения, ушло далеко вперед и мы знаем о каждом детском заболевании существенно больше, чем о здоровом ребенке в целом.»

(Детская спортивная медицина под редакцией С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева –М.: медицина. – 1991.-560с.)

«Здоровье следует рассматривать как процесс адаптации к социальной и внеш­ней среде. Это возможность адаптировать­ся в изменяющейся внешней среде, при­спосабливаться к росту и старению, к ле­чению при нарушениях, к страданиям и мирному ожиданию смерти» (Illich. I., 1977).

«Здоровье, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — это состояние полного физиче­ского, душевного и социального благопо­лучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Не следует пу­тать понятия «здоровье индивидуума» и «здоровье населения».

Здоровье индивидуума (человека) — это динамический процесс приспособле­ния к окружающей среде.

Анализируя здоровье индивидуума и его изменчивость под влиянием внешней среды и физического воспитания надо смотреть на адаптацию организма, его вы­носливость и его реакции.

Критериями оценки здоровья могут явиться: 1) уровень физической работо­способности и морфологического разви­тия на данном этапе; 2) наличие хрониче­ских заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность; 3) социальное благополучие, воз­можность приспосабливаться к меняю­щимся условиям жизни и сохранение оп­ределенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней сре­ды, реакции организма на воздействие внешней среды.

Следует отметить, что сильный внеш­ний раздражитель для детренированной клетки (организма) вводит ее в патологи­ческий режим, то есть в болезнь, а для тренированной — это нормальная интен­сивная работа. Какую клетку (или орган) мы считаем больной? Клетка больна, если она не справляется со своими функция­ми — осуществлять движение, выделять гормоны, продуцировать нервные им­пульсы и т.д.

Одной из возможных причин возник­новения патологии клетки (органа или функциональной системы) является детренированность (гиподинамия). Если клетка периодически не получала доста­точных нагрузок, она детренируется и на нормальный раздражитель дает понижен­ную реакцию. Если раздражитель превы­шает предел достигнутой тренированно­сти, клетка вступает в патологический ре­жим, при котором химические реакции идут не до конца, и в ней накапливаются продукты распада.

Еще одна причина — недостаточное (плохое) питание. В крови не хватает энергетических или строительных мате­риалов (аминокислот, витаминов, микро­элементов, кислорода и пр.), и нарушается микроциркуляция (циркуляция крови).

Следующая причина — нарушение гормональной регуляции со стороны эн­докринной системы, накопление метабо­литов, микробных токсинов и др., кото­рые тормозят действие ферментов.

Кроме того, причиной могут стать пря­мые повреждения клеток (генов) из-за ра­диации, отравлений и др. Это самая тяже­лая патология.

Изменение внешней среды также ме­няет функцию клетки (органа, функциональной системы). Клетки многоклеточ­ного организма составляют органы (функ­циональные системы) пищеварения, раз­множения, движения, восприятия раздра­жений, регулирования и пр.

Особое внимание следует уделить ор­ганам регуляции (ЦНС), которые в про­цессе эволюции получили дальнейшее развитие, усовершенствование.

Условно можно выделить первую регу­лирующую систему (I PC) — кровеносную систему, кровь и лимфу; вторая регули­рующая система (II PC) — эндокринные железы; третья (III PC) — вегетативная нервная система; четвертая (IV PC) носит название анимальной нервной системы и отвечает главным образом за связи орга­низма с внешней средой. В IV PC пред­ставлены также «датчики» — рецепторы кожи, мышц, суставов и, в меньшей степе­ни, внутренних органов, доставляющих в сознание информацию о теле.

Читайте также:  Караченцов состояние его здоровья

В функциональном отношении все ре­гулирующие системы (PC) связаны между собой прямыми и обратными связями.

Следует отметить, что всякая схема живых организмов условна. Анатомиче­ски органы четко отделены, физиологиче­ски же они участвуют в совершенно раз­ных функциях.

Патология — это то, что происходит в органе (или организме), когда функция подсистемы серьезно нарушена.

Важным фактором в возникновении болезней является психика. Значение нервного фактора в возник­новении болезней к концу XX в. резко возросло, особенно в больших городах и у лю­дей, занимающихся умственным трудом. Поэтому есть все основания рассматри­вать «систему напряжения» как важней­шую по своему влиянию на здоровье и бо­лезни.

Болезнь организма — это взаимодейст­вие функций органов, которые сами меня­ются во времени, так как болезни свойст­венна динамика, нестабильность.

Первая фаза болезни характеризуется углублением изменений в клетках и орга­нах, снижением характеристик, так что обычные нагрузки (физические и психи­ческие) становятся слишком большими и ведут к нарастанию болезни.

В возникновении болезней виновата не сама по себе «система напряжения», а только ее «перетренировка» в результате интенсивной и чаще неприятной деятель­ности без должного отдыха.

Мышцы и система газообмена объеди­нены, так как они детренируются вместе из-за отсутствия достаточных нагрузок. В системе «питание» вред приносят два фак­тора: переедание и недоедание. В терморегуляции — отсутствие закалива­ния. Система соединительной ткани и им­мунитета не имеет прямой связи с психи­кой и поражается вторично: стрелки со знаком (-) идут к ней от всех других четы­рех систем.

В ряде болезней с левой стороны пере­числены поражения почти всех внутрен­них органов, которые названы инфекционно-аллергическими. Это означает, что в основе их лежит не только внешняя ин­фекция, но главным образом — не соот­ветствующая ей реакция иммунной систе­мы и соединительной ткани. В качестве «дополнительного входа» для органов, зависящих от физической работы, служит детренированность (это касается сердца, легких, суставов, мышц), а для других (пе­чени и в меньшей степени почек) — не­правильное (нерациональное) питание. Инфекция присутствует во всех этих бо­лезнях, и если у большинства людей они не развиваются, то лишь благодаря пра­вильному функционированию защитной системы.

Факторами риска склероза явля­ются повышение холестерина, связанное с избыточным и неправильным питанием, гипертония, которая, видимо, вызвана стрессами, курением и гиподинамией (детренированностью).

Следует помнить, что переедание, фи­зическая детренированность, психиче­ские перенапряжения (стрессы) и отсутст­вие закаливания являются главными при­чинами болезней.» [Валеология профессор В.И.Дубровский Москва, 1999г.]

Источник

Здоровье

Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие [1] .

Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.

На 2011 год в сфере психологии здоровья изучается преимущественно поведение, связанное со здоровьем — виды, факторы, способы изменения [2] .

Содержание

Определения здоровья

По уставу ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» [3] . Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия „здоровье“ и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» [4] рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие [5] :

  1. Здоровье — нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству
  2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой
  3. Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций
  4. Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений
  5. Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды

Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:

  • Медицинская модель — для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов
  • Биомедицинская модель — отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений
  • Биосоциальная модель — включаются рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам
  • Ценностно-социальная модель — здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ.
Читайте также:  Черные точки от чего здоровье

Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях

  • Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
  • Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
  • Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
  • Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом; определяется как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное». Методы профилактики общественного здоровья — внедрение образовательных программ, разработкп политики, обслуживания, а также проведение научных исследований [6] . С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Большое положительное воздействие государственных программ в области здравоохранения широко признаётся. Отчасти в результате политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира. Например, подсчитано, что средняя продолжительность жизни американцев увеличилась с 1900 г. на 30 лет [7] , а во всём мире — на шесть лет [8] .

Показатели здоровья

Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др.

Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:

  • отчисление валового национального продукта на здравоохранение.
  • доступность первичной медико-санитарной помощи.
  • уровень иммунизации населения.
  • степень обследования беременных квалифицированным персоналом.
  • состояние питания детей.
  • уровень детской смертности.
  • средняя продолжительность предстоящей жизни.
  • гигиеническая грамотность населения.

Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека

  • Частота сердечных сокращений — 60—90 в минуту [источник не указан 1310 дней]
  • Артериальное давление — в пределах 140/90 мм рт. ст.
  • Частота дыхательных движений — 16—18 в минуту [источник не указан 1310 дней]
  • Температура тела — до 37 °C (в подмышечной впадине)

С точки зрения здоровья можно определить два уровня артериального давления:

  1. оптимальное: САД менее 120, ДАД менее 80 мм.рт.ст.
  2. нормальное: САД 120—129, ДАД 84 мм.рт.ст..

САД — систолическое артериальное давление. ДАД — диастолическое артериальное давление [9] [10] .

Критерии общественного здоровья

  • Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.
  • Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.
  • Первичная инвалидность.
  • Показатели физического развития.
  • Показатели психического здоровья.

Все критерии нужно оценивать в динамике. Важным критерием оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю неболевших на момент исследования (например, в течение года).

Факторы здоровья

В психологии здоровья выделяется три группы факторов, влияющих на здоровье: независимые (предшествующие), передающие и мотиваторы [11] .

  • Независимые: корелляции со здоровьем и болезнью наиболее сильны
    • Факторы, предрасполагающие к здоровью или болезни
      • Поведенческие паттерны; факторы поведения типа A (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность, мышечное напряжение, убыстренный тип деятельности; высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний) и B (противоположный стиль)
      • Поддерживающие диспозиции (напр., оптимизм и пессимизм)
      • Эмоциональные паттерны (напр., алекситимия)
    • Когнитивные факторы — представления о здоровье и болезни, о норме, установки, ценности, самооценка здоровья и т. п.
    • Факторы социальной среды — социальная поддержка, семья, профессиональное окружение
    • Демографические факторы — фактор пола, индивидуальные копинг-стратегии, этнические группы, социальные классы
  • Передающие факторы
    • Совладание с разноуровневыми проблемами
    • Употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые расстройства)
    • Виды поведения, способствующие здоровью (выбор экологической среды, физическая активность)
    • Соблюдение правил здорового образа жизни
  • Мотиваторы
    • Стрессоры
    • Существование в болезни (процессы адаптации к острым эпизодам болезни).

Факторы физического здоровья [12] :

  • Уровень физического развития
  • Уровень физподготовки
  • Уровень функциональной готовности к выполнению нагрузок
  • Уровень мобилизации адаптационных резервов и способность к такой мобилизации, обеспечивающие приспособление к различным факторам среды обитания.
Читайте также:  Как поинтересоваться здоровьем девушки

При исследовании различий в здоровье мужчин и женщин Всемирная организация здравоохранения рекомендует использовать не биологические критерии, а гендерные, так как именно они наилучшим образом объясняют существующие различия. В процессе социализации поощряется отказ от самосохранительного поведения у мужчин, реализация рискогенного поведения, направленного на больший заработок; женщин ориентируют на сохранение здоровья как будущих матерей, однако при акценте на такое проявление здоровья, как внешняя привлекательность, вместо здорового функционирования могут возникать характерные женские нарушения — как правило, пищевые расстройства [13] .

Разница в продолжательности жизни мужчин и женщин зависит от страны проживания; в Европе она достаточна, а в ряде стран Азии и Африки практически отсутствует, что в первую очередь связано с женской смертностью от обрезания половых органов, осложнений беременности, родов и плохо сделанных абортов [13] .

Показано, что врачи предоставляют женщинам менее полную информацию об их заболевании, нежели мужчинам [13] .

К факторам здоровья относятся доходы и социальный статус, социальные сети поддержки, образование и грамотность, занятость / условия работы, социальная среда, физическая среда, личный опыт и навыки сохранения здоровья, здоровое развитие ребенка, уровень развития биологии и генетики, медицинские услуги, гендер, культура [14] [15] [16] .

Душевное здоровье

Душевное здоровье — способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения [17] . Понятие душевного здоровья, euthumia («благое состояние духа») описывается Демокритом, образ человека, достигшего внутренней гармонии, описан в диалогах Платона, касающихся жизни и смерти Сократа [18] . Источником душевных страданий в работах различных исследований часто называется культура (это характерно для Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Карен Хорни, Эриха Фромма) [19] . Виктор Франкл называет важнейшим фактором душевного здоровья наличие у человека системы ценностей [20] .

В связи с гендерным подходом к здравоохранению было разработано несколько моделей психического здоровья [13] :

  • Нормативная, использующая двойной стандарт психического здоровья (для мужчин и для женщин)
  • Андроцентрическая, в которой принят мужской стандарт психического здоровья
  • Андрогинная, предполагающая единый стандарт психического здоровья и одинаковое отношение к клиентам вне зависимости от пола
  • Ненормативная (согласно модели Сандры Бем [21] ), основанная на тех качествах. что не ассоциируются исключительно с мужскими или женскими

Здоровый образ жизни

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума [22] .

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций [23] , для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности [24] .

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [25] .

Здравоохранение

Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья [26] .

Здравоохранение может составлять значительную часть экономики страны. В 2008 году отрасль здравоохранения потребляла в среднем 9,0 процента от валового внутреннего продукта (ВВП) в наиболее развитых странах ОЭСР [27] .

Здравоохранение традиционно считается важным фактором в обеспечении общего здоровья и благополучия людей во всем мире. Примером тому является мировая ликвидация оспы в 1980 году, объявленная ​​ВОЗ первой болезнью в человеческой истории, полностью устранённой преднамеренным вмешательством здравоохранения [28] .

Всемирная организация здравоохранения

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, англ. World Health Organization, WHO ) — специальное учреждение Организации Объединённых Наций, состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира. Она была основана в 1948 году со штаб-квартирой в Женеве в Швейцарии.

В специализированную группу ООН кроме ВОЗ входят ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (фонд помощи детям). В состав ВОЗ принимаются государства-члены ООН, хотя в соответствии с Уставом, возможен приём и не входящих в ООН стран.

Валеология

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья» [29] , претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. Некоторыми специалистами причисляется к альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям [30] .

Источник

Adblock
detector