Меню

Определение уровня здоровья вайнеру

Дневник здоровья школьника

Невозможно приохотить ребенка к здоровому образу жизни, если не заинтересовать его и если он сам в конце концов не будет принимать участие в этом процессе. Работая с дневником здоровья, школьник сможет понять задачи, которые стоят перед ним, и станет относиться к своему здоровью совершенно осознанно

Основные показатели

Здоровье – это состояние полного благополучия организма, которое позволяет человеку жить счастливой жизнью и достигать поставленных целей, соответствующих его возможностям.
Основными показателями здоровья являются:

1. Стремление и умение поддерживать и укреплять собственное здоровье и строить свое поведение без ущерба для здоровья и благополучия других людей.

2. Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, для чего должны нормально работать все органы и системы организма.

3. Уверенность в себе, умение контролировать и управлять своими поступками, чувствами и мыслями.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это повседневная жизнедеятельность, соответствующая наследственным особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

Основными условиями построения ЗОЖ являются:

1. Настрой на здоровый образ жизни.

2. Достаточная двигательная активность.

3. Умение регулировать свое психическое состояние.

4. Правильное питание.

5. Закаливание и тренировка иммунитета.

6. Четкий режим жизни.

8. Выполнение гигиенических требований.

9. Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

10. Отказ от вредных привычек.

11. Потребность больше узнать о своем организме, о средствах и методах поддержания и обеспечения своего здоровья.

Чтобы разработать такой образ жизни, каждому человеку надо как можно точнее определить свои индивидуально-типологические черты. Для этого следует возможно точнее заполнить приведенную ниже форму 1.
Там, где могут возникнуть затруднения, можно обратиться к учителю физкультуры, школьному психологу, родителям.

Карта индивидуального развития

Пол ________________________________________
Возраст (дата рождения)_____________________
Количество членов семьи _____________________
Жилищные условия __________________________
Перенесенные заболевания ___________________
Перенесенные травмы ________________________
Имеющийся диагноз _________________________

Физическое развитие

Для оценки состояния здоровья учитывается значительное число показателей состояния человека и его образа жизни, что позволяет определить уровень здоровья. Благодаря ему можно:
– найти в организме человека самую слабую систему, которая ограничивает его уровень здоровья, и разработать программу образа жизни, помогающую укреплению ослабленной системы;
– контролировать успешность воплощения в жизнь этой программы и в случае необходимости вносить в нее нужные изменения.

Оценку уровня здоровья проводят по показателям физического развития, физической подготовленности (по двигательным качествам – силе, быстроте, выносливости, ловкости и гибкости), по состоянию иммунитета и образу жизни в настоящее время. Все эти данные вносят в специальную таблицу (на с. 20) и каждый из показателей оценивают в баллах, что позволяет сделать вывод о сильных и слабых сторонах здоровья данного человека и наметить меры для улучшения показателей.
Для того чтобы лучше выполнить задание, можно воспользоваться следующими рекомендациями. Чтобы измерить у себя частоту сердечных сокращений, необходимо кончиками 2-, 3-го и 4-го пальцев (указательный, средний и безымянный) нащупать пульс в одном из мест, где артерии расположены прямо под кожей. Лучше всего пульс прощупывается на внутренней стороне предплечья возле запястья (ближе к большому пальцу), на височной или сонной артерии (на шее). А можно подсчитать частоту сердечных сокращений, просто приложив пальцы чуть слева от грудины (в промежутке между 4-м и 5-м ребрами), где хорошо прощупывается сердечный толчок.
Чтобы получить правильные данные, которые потом можно будет сравнить между собой, пульс всегда надо измерять в спокойном состоянии и в одной и той же позе (лежа или сидя).
Более того, желательно подсчитывать пульс в одно и то же время суток (лучше всего утром после пробуждения).
Артериальное давление. Для его измерения требуются специальное оборудование и определенные навыки, поэтому этот показатель необходимо взять в медицинском кабинете школы.
Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. – это показатель, который характеризует способность кровообращения нормализоваться после физических нагрузок. Его выполняют вместе с преподавателем физкультуры.
Жизненный показатель отражает состояние дыхательной системы человека. Чтобы его определить, необходимо знать массу тела и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ определяют в медицинском кабинете. Полученную величину ЖЕЛ (в мл) необходимо разделить на массу тела (в кг).
Динамометрию кисти (силу мышц – сгибателей пальцев) можно определить специальным динамометром в медицинском кабинете. Там же помогут уточнить и тип осанки.
Соответствие массы тела росту. Для оценки этого показателя массу тела в килограммах делят на квадрат роста в метрах.
Двигательные качества школьника (показатели: бег 30 м с ходу и на выносливость) обычно определяют на занятиях физической культурой, поэтому свои результаты можно уточнить у преподавателя физкультуры. Не страшно, если какие-либо тесты отличаются от приведенных в таблице, – важно лишь, чтобы они были неизменными в течение всего времени обучения.
Показатели, которые характеризуют эффективность работы иммунной системы организма (закаливание, количество простудных заболеваний в год), отражают устойчивость организма человека к простудным и другим заболеваниям. Количество же хронических заболеваний отражает состояние здоровья ученика.

В результате по сумме баллов можно сделать вывод:

Уровень здоровья ________________ баллов.
Самая слабая система__________________баллов.
Что надо изменить в своем образе жизни ______________ _____________________________

Читайте также:  С днем рождения любви тепла удачи здоровья

Теперь появляется возможность получить свою собственную оздоровительную программу, но разрабатывать ее следует только вместе с валеологом, учителем физкультуры, врачом и другими специалистами. Желательно, чтобы в разработке оздоровительной программы принимали участие и родители – ведь они самые заинтересованные в здоровье ребенка люди, и от них во многом зависит создание здоровой среды и ЗОЖ в семье.
Спустя некоторое время (например, через полгода) при повторном обследовании можно установить, есть ли результат от предпринятых усилий. Если ответ положительный, то следует продолжать выполнять разработанную программу образа жизни; если нет, то в эту программу необходимо внести определенные изменения (разумеется, после консультации у специалиста). И так шаг за шагом можно добиться, что слабое звено в организме, как и уровень здоровья в целом, будет постепенно укрепляться.

Экспресс-оценка уровня здоровья школьников
в возрасте 7–16 лет (абсолютные данные и баллы)

Источник

Определение уровня физического состояния индивидуума

Актуальным аспектом современной медицины является ее профилактическая направленность, предупреждение заболеваний путем воздействия на факторы риска. Одним из ведущих факторов риска в развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы, принявшим масштаб эпидемии, является гиподинамия, наблюдающаяся более чем у 1/3 мужского взрослого населения и более чем у 40% женщин в нашей стране. Поэтому рекомендации по повышению уровня двигательной активности являются официально утвержденными и обязательными для практикующего врача при лечении болезней сердечно-сосудистой системы и их профилактике.

Определение двигательного режима — врачебное назначение, должно проводиться индивидуально с учетом уровня физического состояния (УФС) пациента, так как назначение неадекватной физической нагрузки может отрицательно сказаться на его здоровье: привести к ухудшению течения основного заболевания или к появлению симптомов перетренированности. Недостаточная же физическая активность не даст должного тренирующего, лечебного и профилактического эффекта. В связи с этим актуальным является вопрос определения УФС для обоснования и назначения оптимального двигательного режима (ОДР).

Читайте также:  Актуальность темы здоровья для детей

Имеется значительное количество различных методов оценки уровня физического состояния. Практика показала, что в ряде случаев при оценке уровня физического состояния одного пациента различными способами, результаты могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Это затрудняет работу врача, делает необъективными его рекомендации в отношении назначения ОДР. Особенно ярко эта тенденция прослеживается при заполнении «Врачебно-контрольной карты физкультурника и спортсмена» — УФ № 061У, в которой определен перечень обязательных исследований. Исходя из вышеизложенного была определена цель и задачи исследования.

Определить, какой из методов оценки уровня физического состояния пациента, предложенный в УФ № 061У наиболее объективно отражает состояние пациента и может быть выбран как приоритетный при рекомендации оптимального двигательного режима.

Задачи:

  • Определить уровень физического состояния в группе здоровых людей с применением различных методов оценки;
  • Определить уровень физической работоспособности индивидуумов в обследуемой группе;
  • Методом математического анализа установить сопоставимость значений УФС, найденных различными методиками;
  • Определить, какой метод оценки уровня физического состояния наиболее достоверно отражает уровень работоспособности у здоровых людей.

Материалы и методы.

Для достижения поставленной цели было обследовано 108 человек — 1-2 медицинской группы, в возрасте 22-26 лет, в том числе 36 мужчин и 72 женщины, что составило соответственно 33,3% и 66,7%. Исследования проводились с сентября по май в первую половину дня с 9.00 до 12.00 часов. У обследуемых проводился сбор медицинского и спортивного анамнеза, стоматоскопическое и физикальное исследование, определение уровня физического состояния, проведение функционального тестирования. Полученные результаты обрабатывались с применением компьютерных программ Excel, Statistica. Определение достоверности (р) различий абсолютных показателей, результатов корреляционного анализа проводилось при помощи критерия Стьюдента (t), относительных — по критерию Фишера (F).

Определение уровня физического состояния проводилось следующими способами:

1. Определение уровня физического состояния по Е.А. Пироговой:

ЧСС — частота сердечных сокращений, уд. в. мин. в покое;
АД ср. — артериальное давление среднее в покое, мм рт. ст. Находится по формуле:


АДд
— артериальное давление диастолическое, мм рт. ст.;
АДс — артериальное давление систолическое, мм рт. ст.;
В — возраст в годах;
МТ — масса тела, кг;
Рост — рост, см;

Полученное цифровое значение оценивается по таблице с градацией на 5 уровней: 0,255-0,375 — «низкий», 0,255-0,375 — «ниже среднего», 0,376-0,525 — «средний», 0,526-0,675 — «выше среднего», 0,826 и более — «высокий».

2. Оценка уровня физического (соматического) здоровья по Г.Л. Апанасенко:

Проводится комплексная оценка уровня физического здоровья по специальным таблицам с подсчетом общего количества баллов. Принимаются во внимание масса тела, рост, жизненная емкость легких, результаты динамометрии, ЧСС покоя, АДс, время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек, (в сек).

Полученное цифровое значение оценивается по таблице с градацией на 5 уровней: ≤ 4 — «низкий», 5-9 — «ниже среднего», 10-13 — «средний», 14-16 — «выше среднего», 17-21 — «высокий».

3. Оценка уровня физического состояния по С.А. Душанину с соавт.:

Проводится комплексная оценка уровня физического состояния с помощью специального опросника со специальной системой подсчета баллов. Принимаются во внимание возраст, вес, уровень артериального давления и ЧСС в покое, восстановление пульса после 20 приседаний за 40 сек, употребление алкоголя и курение, количество регулярных аэробных тренировок в неделю.

Полученное цифровое значение оценивается с градацией на 6 уровней: менее 20 баллов — «очень плохое», 20-50 балов — «плохое», 51-105 баллов — «неудовлетворительное», 106-160 баллов — «удовлетворительное», 161 — 300 баллов — «хорошее», более 300 баллов — «очень хорошее».

4. Определение физической работоспособности проводилось при помощи пробы Руффье:

(30 приседаний в течение 45 с) с расчетом индекса Руффье — Диксона (ИРД, усл. ед.) по формуле:

Уровень физической работоспособности по ИРД оценивается как: «хороший» от 0 до 2,9 усл.ед.; «средний» от 3,0 до 5,9 усл. ед.; «удовлетворительный» от 6,0 до 8,0 усл.ед.; «плохой» — выше 8 усл. ед.

Гипотеза исследования.

Как видно из представленных формул, определение уровня физического состояния в основном базируется на математических расчетах, где в качестве исходных значений используются морфометрические показатели и физиологические параметры, измеренные в состоянии покоя. В ряде случаев во внимание принимается восстанавливаемость пульса после незначительной физической нагрузки (20 приседаний), а в методе С.А. Душанина с соавт. оценивается так же спортивный анамнез — наличие регулярных аэробных нагрузок. В то же время известно, что ведущим показателем функционального состояния организма и объективным критерием здоровья является уровень общей физической работоспособности (ФР).

Физическая работоспособность — понятие комплексное. Складывается из многих факторов: телосложения, антропометрических показателей, мощности, емкости и эффективности механизмов энергопродукции аэробным и анаэробным путем, силы и выносливости мышц, нервно-мышечной координации, состояния опорно-двигательного аппарата, состояния эндокринной системы, психического статуса, мотивации и др. и определяется путем функционального тестирования.

Было выдвинуто предположение, что за наиболее объективный метод определения уровня физического состояния должен быть принят тот, результаты которого в цифровом выражении наиболее значимо коррелируют с результатами определения уровня физической работоспособности.

Результаты определения уровня физического состояния по различным методикам представлены в табл. 1.

Как видно из представленной таблицы, количественное распределение обследуемых по уровням физического состояния значительно различается при применении различных методик определения физического состояния, как у женщин, так и у мужчин.
Так, при применении методики Апанасенко большинство женщин имеет УФС низкий и ниже среднего — 72,5%. Женщин с высоким уровнем не выявлено.
А при определении уровня физического состояния по Пирогову большинство женщин имеют высокий уровень; количество женщин с низким уровнем достоверно уменьшается в 7,8 раза, имеющих УФС ниже среднего — более, чем в 31 раз. Та же тенденция — у мужчин: при определении УФС по Пироговой в 10,3 раза увеличивается количество мужчин с высоким и выше среднего УФС, в 6,2 раза снижается количество мужчин с низким УФС и в 1,6 раза — с УФС ниже среднего по сравнению с результатами определения состояния по методике Апанасенко, р А В

Примечание: н — низкий, н. ср. — ниже среднего, ср — средний, в ср — выше среднего, в — высокий уровень; оч пл — очень плохое, пл -плохое, неуд — неудовлетворительное, уд — удовлетворительное, хор — хорошее, оч хор — очень хорошее состояние.

Проведенный корреляционный анализ подтвердил отсутствие значимых корреляционных связей между числовыми значениями результатов определения УФС по различным методикам, кроме наличия корреляции между УФС по Апанасенко и Душанину в группе некурящих без разделения на половые подгруппы, r = 0,45, р Здоровый интерес


    Не надо бояться и терпеть боль!

Источник

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector