Меню

Определение уровня здоровья учащихся

Определение состояния здоровья школьников

Просмотр содержимого документа
«Определение состояния здоровья школьников»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Показатели здоровья школьников являются на сегодняшний день актуальной проблемой современного общества. Но мало об этом говорить и писать, следует, наконец, начинать что-то делать. Именно поэтому мы решили опробовать некоторые приемы из системы доктора В.Ф.Базарного на практике в обычной средней школе. Гипотеза нашего исследования такова: если нет возможности работать по данной здороровьесберегающей системе официально, поскольку она не включена в программу работы школы, то можно использовать отдельные элементы программы и приемы оздоровления детей в отдельно взятом классе у конкретного учителя.

Для проверки данного утверждения мы провели специальное исследование на базе 3 класса, в Прогимназии №15, г. Дербент Р. Дагестан. Испытуемыми явились ученики этого класса в количестве 24 человек. Данные исследования получены с помощью комплекса методов: наблюдений, бесед с учителями, анкетирования, анализа данных о состояния здоровья школьников.

При проведении анализа состояния здоровья детей, мы взяли за основу три наиболее легко определяемых параметра: состояние осанки у школьников, определение остроты зрения и определение показателей гибкости позвоночного столба.

Определяя нарушения осанки, проверяли высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки. Асимметрию лопаток легко определить с помощью сантиметровой ленты, измерив

«треугольник» на ребенке, стоящем в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: между шестым шейным позвонком и нижним углом правой лопатки; между нижними углами лопаток.

При физиологически нормальной осанке или осанке, исправленной при помощи физических упражнений, данные первого измерения равны данным второго.

Ассиметрия нижних углов лопаток свидетельствует о сколиотической

осанке. Показатели измерений оказались неутешительными: у всех учеников класса в большей или меньшей степени начинает развиваться искривление позвоночника, причем на правую сторону, поскольку при неправильной посадке во время письма, ребенок опирается на рабочую руку — ту, которой он пишет.

Остроту зрения, за неимением специальных таблиц, определяли по методу «зрительных горизонтов», взятой из системы Базарного. Он заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждому ученику определяют свою зрительную рабочую дистанцию. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого используется касса букв и слогов. Например, ученик увидел глазами букву, размером 1 см с расстояния 6 м., следовательно, его рабочее место должно находиться на том же расстоянии от классной доски.

Гибкость позвоночного столба измеряется по степени наклона туловища вперед при несогнутых в коленях ногах испытуемого. Для этого он становится на гимнастическую скамейку и наклоняет туловище вперед до возможного предела, оставляя колени несогнутыми. Определение показателя гибкости производится путем измерения расстояния от края скамейки между ступней ног до кончика среднего пальца руки с помощью сантиметровой ленты или установленной линейки с показателями в сантиметрах.

Если испытуемый при наклоне вперед не может дотянуться до поверхности скамейки, то величина гибкости обозначается знаком «=», если опускает руки ниже верхней плоскости скамейки — знаком «+».

Полученный материал послужил отправной точкой для использования на уроках в классе приемов здоровьесохраняющих технологий.

Обеспечить ребенка знаниями, умениями и навыками, сохранив и приумножив его здоровье, можно только в условиях серьезной заинтересованности учителя.

Мы провели анкетирование среди учителей начальных классов, чтобы выяснить, насколько валеологична их работа с учениками.

Возраст учителей составил промежуток от 30 до 55 лет. Педагогический стаж — от 11 до 32 лет. При анализе ответов на вопросы анкеты выяснялся уровень валеологических знаний у преподавателей. Знания учителей о влиянии факторов среды на организм проверялись по следующим параметрам: влияние на детей шума (41% считает, что это нормальная рабочая обстановка, 59% — что шум способствует быстрому утомлению); цветового оформления кабинета (в том же процентном соотношении предпочтения разделились на светло-желтые или спокойно-зеленые цвета); влажной уборки в кабинете (единодушное мнение о необходимости ее каждый день); и присутствии в помещении живых комнатных цветов (создают благоприятную экологическую обстановку 100% — ное мнение). 41% учителей считают, что освещенность в кабинете должна быть строго по санитарным нормам, 59% — что чем больше света, тем лучше. 100% учителей проветривают помещения после каждого урока, впрочем, этот ответ подвергается большому сомнению. Ученик должен сидеть прямо, чтобы не было нарушения осанки — 100%-ное единогласие. Рассаживают детей, учитывая состояние слуха и зрения учеников лишь 66% учителей. Физкультминутки проводят 75% учителей, а 25% «знают, что это необходимо, но забывают проводить». 50% учителей считают, что накричать на учеников — это недопустимо, 41%признаются, что «иногда нервы не выдерживают», а 9% считают это одним из педагогических приемов воздействия на учащихся (!).

Читайте также:  Презентации бережем свое здоровье для дошкольников

Далее мы провели опрос учителей и выяснили, что на практике имеет место как объяснительно-иллюстративный, так и деятельностный подход к обучению. 86% учителей осознают эффективность и здоровьесберегающий потенциал деятельностной модели и понимают, насколько важна активизация интереса к обучению посредством собственного опыта ребенка, но работают с детьми в объяснительно-иллюстративном режиме. На долю уроков с репродуктивными методами обучения приходится более 70% учебного времени. Преобладание в их практике таких уроков, иногда называемых традиционными, педагоги объясняют следующими причинами:

65% указывают на недостаток времени;

20 % ссылаются на отсутствие поддержки со стороны руководства школы;

16% говорят, что сменить привычную для них модель обучения не позволяет состояние здоровья;

13% разочаровались в результате, столкнувшись с неудачами;

43% ответили, что им ничто не мешает работать в деятельностной модели обучения, однако работать продолжают по традиционной системе.

Мы полагаем, что факторы, препятствующие инновационной педагогической деятельности, носят как объективный, так и субъективный характер, причем субъективные, психологические моменты играют решающую роль.

Профессиональные стереотипы, установки, штампы, эталоны, прочно утвердившиеся в сознании, мешают учителю изменить свои профессиональные позиции. Мы решили проверить, действительно ли так сложно осуществить переход к организации здоровьесберегающего пространства на уроке, хотя бы в некоторой степени, как об этом думают учителя.

Источник

Научно-исследовательская работа «Оценка состояния здоровья школьников»

специалист в области арт-терапии

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Хилково

муниципального района Красноярский Самарской области

областной научной конференции

обучающихся образовательных организаций

в самарской области

2016/2017 учебный год

Секция «Естественные науки»

Предметное отделение: Медицина

Тема: Оценка состояния здоровья школьников.

Выполнила: Алгазеева Айнура Мукатовна,

Царьков Сергей Иванович, учитель физической культуры высшей квалификационной категории

Хилково 2017 год.

К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. В последнее десятилетие в РФ сохраняются и появляются новые негативные тенденции в формировании общественного здоровья. Важнейшей из них является ухудшение физического развития и состояния здоровья детей и подростков. Более того, современное общество, где накопился огромный груз хронической патологии, привело к тому, что абсолютно здоровых детей в школе почти нет. Уже в 1 классе большинство из них, относится ко второй группе здоровья. По данным официальной статистики МЗ РФ общая заболеваемость детей за последние 5 лет возросла на 16%, подростков на 18%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз, практически здоровыми школу заканчивают лишь 2-5% подростков.

Читайте также:  С днем рождения желаю тебе сибирского здоровья кавказского долголетия

В наше время нет универсального критерия оценки здоровья, поэтому в своей работе мы попытались найти наиболее простые и доступные способы определения здоровья (экспресс — диагностические методы оценки здоровья), которые значительно расширяют диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья. Их преимущество – это ускоренная диагностика, основанная на нормативном подходе к оценке здоровья. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Проблема сохранения здоровья школьников особенно актуальна сегодня. Среди учеников школы распространены заболевания дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, многие имеют хронические заболевания пищеварительной, сердечнососудистой и других систем.

Целью своей работы мы определили изучение наиболее доступных способов (экспресс — диагностических методов) оценки состояния здоровья, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.

Объект исследования – состояние здоровья школьника, предмет исследования : наиболее доступные способы определения состояния здоровья.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач :

1. Проанализировать состояние здоровья учащихся ГБОУ СОШ с. Хилково.

2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения соблюдения правил здорового образа жизни.

3. Изучить, проанализировать и выбрать оптимальные способы (экспресс – диагностические методы) оценки здоровья учащихся.

4. Определить состояние здоровья учащихся посредством выбранных способов оценки.

5. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.

Основу гипотезы составило следующее предположение: знание основ здорового образа жизни и умение оценить состояние своего здоровья формирует здоровую личность, способствует стремлению сохранить и укрепить свое здоровье.

В процессе исследования были использованы следующие приемы и методы : опрос (анкетирование), анализ (статистическая обработка данных), работа с источниками информации, практическая работа, наблюдения; поисковый метод с использованием научной и учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет; практический метод выполнения вычислений; анализ полученных в ходе исследования данных.

Ожидаемые результаты: овладение учащимися экспресс – диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.

Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс — диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся по медицинским показаниям.

На втором этапе исследования провели анкетирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования.

На третьем этапе оформили результаты исследования.

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье отдельного индивида и общества в целом, имеют следующее соотношение: 50 % и более – здоровье обусловлено образом жизни; на 20-25 % — состоянием внешней среды; на 20 % — генетическими факторами; на 8-10 % — состоянием здравоохранения.

Читайте также:  Плакаты с конкурса здоровья

Как видно из вышесказанного, основная роль в поддержании здоровья отводится здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепления здоровья и творческого долголетия. Потому необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки укрепления здоровья, чтобы они стали неотъемлемой сущностью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.

Выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:

1. Гиподинамия (недостаток движения);

2. Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);

3. Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);

Формирование здоровья должно стать одной из важнейших целей каждого человека. В школе необходимо заложить фундамент здоровья каждого ученика и для этого научить его создавать внутренние резервы жизнедеятельности, жизнеспособности, накапливать и разумно расходовать их независимо от состояния окружающей среды. Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом. Овладение экспресс — диагностическими методами позволяет достаточно объективно оценить состояние своего здоровья.

Вывод: я узнала, что существует несколько определений понятия «здоровье», а так же о том, что общее здоровье складывается из нескольких компонентов и формируется под действием внешних и внутренних факторов.

Мониторинг состояния здоровья учащихся.

Мониторинг здоровья учащихся — это целенаправленная целостная, организованная программа отслеживания, измерения отдельных (комплексных) показателей на уровне системы деятельности школы по организации здоровьесберегающего пространства, по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Задачи, которые мы решаем в ходе мониторинговых исследований, следующие:

Проведение сравнительного анализа по годам, что позволит отследить динамику здоровья учащихся;

Обучение анализу полученных результатов;

Использование ИКТ с целью формирования базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования дальнейшего развития школы, корректировки её здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности;

Выявление факторов, влияющих на здоровье учащихся.

Объяснив важность здоровья для успешной деятельности в социуме, мы провели мониторинг состояния здоровья учащихся исследуемой группы – 6 класс.

Мониторинг состояния здоровья учащихся 6 класса ГБОУ СОШ с. Хилково

(по группам здоровья) 2015/16 г.

Мониторинг состояния здоровья (по группам здоровья) позволяет сделать вывод, что 45% учащихся — практически здоровые дети. Это учащиеся, относящиеся к первой медицинской группе. Остальные 63% учащихся, относящихся ко 2 и 3 медицинской группе, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Для оценки состояния здоровья из всего многообразия существующих диагностических методов мы выбрали наиболее простые в использовании, не требующие специальной медицинской подготовки и много времени.

В начале исследования с учащимися было проведено анкетирование ( приложение № 1 ) с целью выяснения насколько учащиеся класса придерживаются здорового образа жизни. Как видно из ответов ребят, в классе никто не курит; не употребляют спиртные напитки; режим дня соблюдают лишь 21% учащихся, закаляются – 17%. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что не все учащиеся данного класса придерживаются здорового образа жизни, что не способствует сохранению и укреплению здоровья.

Затем была проведена оценка состояния здоровья с помощью экспресс – диагностических методов и анализ полученных результатов. Из 24 учащихся 20 прошли метод экспресс-оценки, 4 были освобождены по состоянию здоровья (т.е. тестирование не проходили или проходили частично).

Массо-ростовой показатель (индекс Кетле)

Массово ростовой индекс Кетле 2 = , который характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения

Источник

Adblock
detector