Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.
Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.
[1], [2], [3], [4]
Основные группы здоровья детей
В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
- 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
- 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
- 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
- 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.
Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.
Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:
- особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
- социального анамнеза);
- физическое развитие;
- нервно-психическое развитие;
- уровень резистентности;
- функциональное состояние организма;
- аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.
Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.
Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).
- 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
- 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
- 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
- о 0,9 и выше — отягощённость высокая.
Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.
- Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
- токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
- угроза выкидыша;
- экстрагенитальные заболевания у матери;
- о профессиональные вредности у родителей;
- отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
- хирургические вмешательства;
- вирусные заболевания во время беременности;
- посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
- Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
- характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
- пособие в родах;
- оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
- оценка по шкале Апгар;
- крик ребёнка;
- диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
- срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
- срок вакцинации БЦЖ;
- время отпадения пуповины;
- состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
- состояние матери при выписке из родильного дома.
- Поздний неонатальный период:
- родовая травма;
- асфиксия;
- недоношенность;
- гемолитическая болезнь новорождённого;
- острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
- поздний перевод на искусственное вскармливание;
- пограничные состояния и их длительность.
- Постнатальный период:
- повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
- наличие анемии;
- расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
- наличие диатезов.
Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.
Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.
- полнота семьи;
- возраст родителей;
- образование и профессия родителей;
- психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
- наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность семьи;
- санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.
Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.
Источник
Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей
Тема № 2. Здоровье и физическое развитие ребенка (2 ч.)
План занятия:
1.Определение понятия «здоровье»
2.Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей
3.Группы здоровья
4.Профилактический контроль состояния здоровья детей
5.Особенности адаптации детей к условиям детского учреждения
6.Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение
Определение понятия «здоровье».
По определению ВОЗ, здоровье– это физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней.Факторы, влияющие на здоровье: физические, биологические, химические, механические. На рост и развитие детского организма, состояние его здоровьявлияют социально-экономические и бытовые условия, отягощенная наследственность и т.д. При чрезмерных воздействиях их на организм – снижается его резистентность (сопротивляемость), что приводит к развитию патологических процессов, т.е. нарушению функции органа или его структуры.
Природные, социальные факторы среды затрагивают различные уровни биологической системы (клеточный, тканевый, органный, системный). Чем ниже уровень разрушения, тем сложнее, как правило, поставить диагноз. Под влиянием практически любых воздействий в большей или в меньшей степени происходят изменения внутренней среды, и все реакции организма (адаптационно-компенсаторные) направлены на сохранение или выравнивание ее параметров. Организм либо приспосабливается (адаптируется) к изменившимся условиям, либо компенсирует (восполняет) частично или полностью утраченную функцию.
Адаптационная и компенсаторная функции осуществляются благодаря пластичности структур организма; отдельные клетки или органы берут на себя дополнительные функции, утраченные или ослабленные в результате действия повреждающего фактора. Если агрессивность фактора чрезмерно велика или продолжительна, напряжение адаптационно-компенсаторных механизмов достигает предельного уровня и может произойти их срыв, сопровождающийся развитием патологии. Следовательно, заболевание возникает в случае сильного повреждающего воздействия или ослабления адаптационно-компенсаторных механизмов организма. А в раннем детском и дошкольном возрасте эти механизмы еще недостаточно совершенны и во многом зависят от санитарно-гигиенического окружения ребенка, правильного ухода, питания и др. факторов.
Соматическое здоровье отражает состояние органов и систем организма. Основой его является генотип организма, реализуемый фенотипически в зависимости от возрастных потребностей и факторов среды.
Физическое здоровье характеризуется степенью совершенства саморегуляции функций, гармонией физиологических процессов, высоким уровнем роста, развития организма и его способностью адаптироваться в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Психическое здоровье – зависит от состояния головного мозга и выражается уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств и адекватными поведенческими реакциями.
По данным ВОЗ уровень здоровья лишь на 20% зависит от наследственных факторов. Доля влияния средовых биологических и социальных факторов на здоровье человека составляет 18–22%. Незначительная часть (8–10%) показателей здоровья определяется деятельностью медицинских учреждений. В наибольшей степени качественное и количественное проявление здоровья обусловлено образом жизни человека. Следовательно, здоровье – это результат гармонического единства врожденных и приобретенных биологических и социальных качеств, а болезнь – нарушение этой гармонии.
Физическое развитие. Методы определения и оценки физического развития детей
Под физическим развитиемпонимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма: рост, вес, окружность грудной клетки, емкость легких, мышечная сила рук и т. д. Физическое развитие непосредственно связано с состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной и других систем. В свою очередь от уровня физического развития зависит устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям среды, сопротивляемость болезням. Таким образом, физическое развитие и здоровье ребенка взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Определяют уровень физического развития и степень его гармоничности с помощью методов антропометрических исследований.
Измерение длины тела у детей до трех лет производится в положении лежа с помощью горизонтального ростомера (если ребенок не умещается на стандартном ростомере, можно использовать любую горизонтальную поверхность с прибитой к ней сантиметровой лентой). Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка. После трех лет используется вертикальный ростомер со скользящей планкой, который позволяет измерить рост стоя и сидя. Измерение окружностей, диаметров и поперечников у детей производится в положении лежа (за исключением окружности головы, которая измеряется у ребенка в вертикальном положении с того момента, когда он хорошо держит голову).
Массу тела детей до двух лет определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. Если ребенок умеет сидеть, его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на их узкой части. С двухлетнего возраста измерение массы тела производится на обычных медицинских весах.
Функциональные показатели (емкость легких, мышечная сила рук) можно измерить только у старших дошкольников с помощью специальных приспособлений.
Рост. Если в первые три года жизни скорость роста каждый год неравномерна, то после трех лет отмечается тенденция в равномерности увеличения длины, вплоть до первого физиологического вытяжения (до 4–5 лет у мальчиков, до 6 лет у девочек), происходящего за счет эндокринных сдвигов в организме.
Приблизительно рост ребенка можно вычислить по формулам:
100 см – 8 (4 – n) для детей младше четырех лет,
100 см + 6 (n – 4) – для детей старше четырех лет, где n – число лет ребенка, а 100 см – примерный рост четырехлетнего ребенка.
Исходя из этой формулы, примерный рост трехлетнего ребенка приблизительно равняется 92 см, пятилетнего – 106 см, шестилетнего – 112 см.
Вес (масса тела). Масса тела ребенка ежегодно увеличивается неравномерно от 1,0–1,3 кг в три года до 2,2–2,5 кг в шесть–семь лет.
Приблизительно массу тела ребенка можно вычислить по формуле:
10,5 кг + 2n, где n – возраст малыша, 10,5 кг – примерный вес годовалого ребенка.
Исходя из этой формулы, в три года ребенок должен весить около 16,5 кг, в четыре – 18,5 кг, в пять лет – 20,5 кг, в шесть лет – 22,5 кг.
Окружность головы. Этот показатель можно определить по формуле:
50 см – 1 (n) для ребенка младше пяти лет и 50 см + 0,6 (n) – для ребенка старше пяти лет, где n – возраст ребенка, а 50 см – окружность головы пятилетнего ребенка.
Таким образом, примерная окружность головы у малыша в четыре года составляет в среднем 49 см, в три – лишь 49 см, а в шесть лет – уже 50,6 см.
Окружность грудной клетки. Нормативы грудной клетки отражает формула:
63 см – 1,5(10 – n), где n – возраст ребенка, а 63 см – средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см, у четырехлетнего – уже 54 см, в пять лет она составляет 55,5 см, в шесть лет – 57 см.
У детей от трех ло шести лет значительно быстрее происходит рост конечностей, чем туловища. Приблизительно к шести–семи годам обычно длина тела малыша увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук– почти в 2,5 раза, а длина ног – в 3 раза и более. Это все приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз. И ребенок может двигаться теперь увереннее и быстрее, чем мог раньше.
Полученные показатели физического развития ребенка – чаще всего рост и вес оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах. Такие таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности. В нашей стране наряду с методом средних норм и сигмалъных (стандартных) отклонений (таблицы параметрического типа) широко используются таблицы непараметрического типа – центилъные. Центильные таблицы в отличие от сигмальных не требуют дополнительных расчетов, легки и удобны в обращении. С их помощью можно определить соответствие показателей массы тела достигнутому росту и степень их отклонения. В таблицах с использованием центильного метода оценки за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного возраста и пола – в интервале от 25-го до 75-го центиля. Каждый измерительный признак (длина, масса тела, окружность грудной клетки) должен быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы. В зависимости от того, где расположен «коридор», можно дать оценку и принять решение о необходимости дополнительных исследований:
· область «очень низких» величин (до 3-го центиля). Ребенок должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследоваться у специалистов: эндокринолога, невропатолога и др.;
· область «низких» величин (от 3-го до 10-го центиля). Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития;
· область величин «ниже среднего» (от 10-го до 25-го центиля);
· область величин «выше среднего» (от 75-го до 90-го центиля);
· область «высоких» величин (от 90-го до 97-го центиля);
· область «очень высоких» величин (выше 97-го центиля). Вероятность болезненной природы таких изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование у врача и обследование.
Наиболее оптимальный уровень физического развития характеризуется расположением всех показателей от 25-го до 75-го центиля, преимущественно в рамках одного коридора.
Используются следующие варианты оценки физического развития:
1. Нормальное физическое развитие – при значениях массы тела и окружности груди в пределах от 25-го до 75-го центиля по отношению к длине (при любых вариантах длины, кроме низкого роста).
2.Дефицит массы тела I степени – от 3-го до 10-го центиля или II степени – до 3-го центиля (при любых вариантах длины).
3. Избыток массы тела I степени – от 90-го до 100 центиля или II степени – от 90-го до 97-го центиля (при любых вариантах длины).
4. Низкий рост (с указанием соответствия массы).
Стандарты физического развития могут использоваться как для индивидуальной оценки развития ребенка, так и для оценки физического развития всего детского коллектива. Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов или одного и того же коллектива в динамике позволяет косвенно судить об условиях жизни детей.
Существенным показателем развития является уровень биологической зрелости детского организма (биологический возраст). Каждому человеку присущ свой собственный темп развития. Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания, т.е. иметь различный биологический возраст. Он отражается в сроках прорезывания молочных зубов и смене их на постоянные, формировании ядер окостенения в хрящевой ткани скелета, сроках полового созревания, некоторых особенностях психофизического развития. В раннем и дошкольном возрасте наиболее достоверным показателем биологического возраста является так называемый костный возраст – сроки появления ядер окостенения. По соотношению антропометрических данных (показателей веса и роста) и уровня биологической зрелости различают гармоничный и дисгармоничный тип развития. Существенное отставание биологического возраста от календарного приводит, как правило, к нарушению адаптации ребенка к возрастным требованиям, предъявляемым ему окружающей средой.
Другие показатели здоровья врач оценивает по опросу родителей, осмотру ребенка, данным лабораторных исследований (анализов). По показаниям могут быть проведены дополнительные исследования (рентгенологическое, ультразвуковое и др.). Полученные данные соотносятся с данными осмотра врачами-специалистами.
Группы здоровья
По совокупности критериев (показателей), определенных во время профилактического осмотра, врач дает комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья.
Понятие группы здоровья отражает общий «уровень здоровья» ребенка, который оценивается по отсутствию или наличию отклонений в здоровье и хронических заболеваний, а также по степени их тяжести. В соответствии с изложенными ниже критериями выделяют 5 групп здоровья детей.
Первая группаобъединяет здоровых детей, не имеющих отклонений по всем критериям, не болевших или редко болевших за период наблюдения (1–3 раза в год), а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины и др.),не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.
Вторую группусоставляют дети с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, часто (4 раза в год и более) болеющие острыми заболеваниями, т.е. дети с риском возникновения у них хронической патологии.
К этой группе относятся дети, имеющие следующие нарушения в здоровье:
• рахит, дефицит или избыток массы тела I и II степени;
• дефекты осанки, уплощение стоп;
• функциональные изменения сердечно-сосудистой системы;
• гипертрофия аденоидов I и II степени или миндалин II степени, искривление носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторные заболевания бронхитами или пневмонией;
• частые острые заболевания, в том числе простудные (больше 4 раз в год);
• кариес, нарушение прикуса, не требующие немедленной коррекции;
• отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание нервно-психического развития, косноязычие;
• дисфункция желудочно-кишечного тракта – периодические боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.;
• миопия слабой степени, дальнозоркость средней степени;
• вираж туберкулиновой пробы.
Третья группа объединяет детей с хроническими болезнями или врожденной патологией в состоянии компенсации,т.е. с редкими и нетяжелыми обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, а также с функциональными отклонениями только в одной системе или органе.
Четвертая группавключает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации,которое определяется функциональными отклонениями не только больного органа или системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным восстановительным периодом после острых заболеваний.
Пятая группа – дети с тяжелыми хроническими болезнями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. относящиеся к категории инвалидности.
При включении детей в II–V группы не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья; достаточно – по одному из них. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.
В зависимости от изменения уровня состояния здоровья по тому или иному признаку (или их сочетанию) врач в процессе наблюдения может изменить группу здоровья ребенка. При появлении у ребенка одновременно нескольких функциональных отклонений в состоянии здоровья или в случае наличия у него факторов риска (увеличение частоты заболеваний, уменьшение массы тела) группа здоровья его не меняется, отмечается внутригрупповое ухудшение. Такой ребенок требует более тщательного и частого наблюдения, специального оздоровления.
Распределение детей на группы по уровню здоровья служит важным критерием для организации наблюдения за ними, оздоровления и лечения(назначение рекомендаций по режиму, питанию, физвоспитанию, массажу, закаливанию, воспитательным подходам, профилактическим прививкам, диспансеризации, лабораторным исследованиям, необходимой лекарственной терапии).
Детей I группы здоровья осматривают в сроки, установленные для каждого возраста; им назначают только профилактические и оздоровительно-воспитательные воздействия.
Для детей II группы здоровья сроки обследований устанавливаются чаще в зависимости от характера отклонений. Они нуждаются в назначении специальных оздоровительных и лечебных мероприятий, щадящем режиме дня, индивидуальном питании, физическом воспитании и закаливании, а при необходимости – в лечении. Некоторые дети II группы нуждаются в систематическом наблюдении у невропатолога, эндокринолога и др. с целью своевременного выявления возможных отклонений в зависимости от фактора риска.
Дети III, IV и V групп наблюдаются врачом-педиатром и врачами-специалистами в сроки, установленные для диспансеризации больных, находящихся на диспансерном учете. Они нуждаются в постоянном лечении, проведении специальных оздоровительных мероприятий, в изменении режима дня, питания, физического воспитания, закаливания. Часто этим детям необходимо лечение в стационаре и санатории.
Источник