I группа
К I-ой категории относятся лица, не имеющие каких-либо хронических заболеваний, а также факторов риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Результаты лабораторных обследований данной группы лиц находятся в пределах нормальных показателей. Как нетрудно догадаться, данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия.
По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.
II группа
В данную категорию входят лица, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения. Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).
Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых.
К II группе здоровья относятся граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний
- при высоком или очень высоком абсолютном сердечно-сосудистом риске,
- а также граждане, у которых выявлено ожирение и (или) гиперхолестеринемия с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, и (или) лица,
- курящие более 20 сигарет в день,
- и (или) лица с выявленным риском пагубного потребления алкоголя и (или) риском потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).
Граждане со II группой здоровья с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, за исключением пациентов с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, которые подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом.
Гражданам со II группой здоровья при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции выявленных факторов риска.
III группа (а и б)
К группе III а относятся лица, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи. Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма. Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни.
К категории III б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.
Граждане с III а и III б группами здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Группы здоровья для детей
Группы здоровья, выделяемые по итогам диспансеризации детского населения, значительно отличаются от аналогичных у взрослых. В первую очередь стоит сказать о том, что для классификации детей существует целых 5 категорий (в отличие от 3 у взрослых).
Такое количество связано с повышенной уязвимостью детского организма перед различными заболеваниями, из-за чего их диспансеризация требует большего внимания и тщательности, что в результате приводит к получению значительного количества информации для классификации на категории.
1 группа
К данной категории относят физически и психически здоровых малышей, обладающих высокой сопротивляемостью организма болезням. Они тоже могут иногда болеть, но в момент осмотра какие-либо патологии у них отсутствуют. Фактически, в 1-ую группу входят дети, которые совсем не болеют, но на практике таких детей встречается очень мало.
2 группа
Данная категория включает в себя детей, не страдающих хроническими заболеваниями, но обладающих при этом пониженным иммунитетом. Такие малыши могут несколько раз в год перенести острые инфекции, но не более того. Обычно их разделяют на несколько подгрупп по типу риска. Например, в категорию «А» входят дети с проблемной наследственностью, а в «Б» включены малыши, подверженные риску развития хронических заболеваний.
3 группа
К 3-ей категории относят детей, имеющих какое-либо хроническое заболевание. Однако пациентов данной категории отличает тот факт, что такая болезнь протекает в состоянии компенсации. Это значит, что, несмотря на наличие патологии, ребенок не сталкивается с тяжелыми последствиями либо обострениями болезни и может вести нормальный образ жизни.
4 группа
Данная категория здоровья обозначает детей с хроническими недугами в стадии субкомпенсации. В этом состоянии уже наблюдаются значительные ухудшения самочувствия, нарушение работы некоторых органов и сниженная сопротивляемость организма. Таким детям зачастую нужно постоянное лечение и реабилитация, при этом их заболевания чаще всего выражены в какой-то физической неполноценности, а нервно-психическое развитие находится в состоянии нормы.
5 группа
К данной категории относятся дети с серьезными хроническими болезнями в состоянии декомпенсации. Это дети-инвалиды с тяжелыми проблемами в развитии либо сниженными функциональными возможностями. Стоит отметить, что заболевания этой группы не всегда являются врожденными. Абсолютно здоровый ребенок после перенесенной болезни, операции или травмы может получить 5 группу. Такие дети практически всегда требуют постоянного надзора и помощи.
Заключение
Таким образом, группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, как взрослого, так и ребенка.
Учитывая осмотры узких специалистов, группу здоровья определяет педиатр или терапевт, который в свою очередь осуществляет комплексную оценку состояния организма человека.
Источник
Оценка состояния здоровья
Данная работа посвящена изучению методик, помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.
Выбранная тема является актуальной, глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что понимается под здоровьем? В каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить?
Автор постарался собрать теоретический материал о здоровье, его видах, признаках. Автору удалось найти и изучить литературу о методах, позволяющих оценить состояние здоровья, и провести диагностику состояния здоровья членов своей семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_sostoyaniya_zdorovya_kostyleva_a._7a_1.docx | 430.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
город Дзержинск, Нижегородская область
IX городская научно-практическая конференция
Оценка состояния здоровья
Автор работы: Костылева Александра
Дмитриевна, ученица 7 «А» класса
Руководитель: Дубровина Наталья Викторовна,
учитель биологии высшей категории
Введение _______________________________________________ 3
Обзор литературы ________________________________________ 5
Методика проведения исследования _________________________ 7
Результаты исследований и их обсуждение __________________ 10
Выводы и рекомендации _________________________________ 14
Литература _____________________________________________ 15
Приложение _____________________________________________ 16
Если ты достаточно разумен, то
стоит позаботиться о своем здоровье,
ибо здоровье — это не все, но без здоровья
Глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. К таковым можно отнести:
- ухудшение экологической ситуации, истощение ресурсов и ухудшение их качества;
- демографический взрыв и перенаселение в ряде развивающихся стран;
- недостаток продовольствия и его низкое качестве, голод и недоедание;
- урбанизация и растущий уровень факторов стресса.
Глобальная проблема состояния здоровья сегодня конкретизируется по ряду следующих аспектов :
- высокая детская смертность и небольшая продолжительность жизни (до 60 лет);
- высокая детская смертность от недоедания и болезней, которые могут быть предотвращены;
- растущая динамика смертности от так называемых «болезней цивилизации» (сердечно-сосудистые заболевания, хронические заболевания легких и т.д.) и заболеваний с неинфекционной этиологией (рак, диабет и т.д.): более 36 млн человек ежегодно;
- зависимость смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, признанной самой частой причиной смертности людей за Земле, от уровня доходов населения: свыше 80% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний приходится на страны со средним и низким уровнем дохода на душу населения;
- растущая смертность от инфекционных заболеваний;
- быстрое распространение СПИДа;
- высокая смертность от эпидемии инфекционных заболеваний;
- увеличение числа психических заболеваний (например, шизофрении);
- рост числа суицидов (особенно, в развитых странах и странах с переходной экономикой);
- появление новых смертоносных инфекций (лихорадка Эбола, MERS, короновирус).
Среди причин глобальной проблемы здоровья и продолжительности жизни людей на планете, помимо уже названных выше, стоит отметить:
- недоступность национальных систем здравоохранения для 1 млрд жителей Земли;
- низкий уровень развития медицины и фармацевтики в развивающихся странах;
- проблемы в сфере социально-экономических факторов и условий, определяющих жизненный уровень и состояние здоровья людей (условия жизни, труда и быта; реальная заработная плата; продолжительность рабочего дня; степень интенсивности труда; степень занятости; уровень и характер питания; жилищные условия; состояние и доступность медицинских услуг);
- высокие цены на лекарственные препараты и лечение в ряде стран;
- коммерческая, а не гуманистическая ориентация фармацевтических компаний;
- слабая социальная политика и политика в области здравоохранения в ряде стран;
- табакокурение, алкоголизм и наркомания;
- ожирение в результате питания дешевыми высококалорийными продуктами (фаст-фуд) и влияния вредных пищевых добавок (ингредиенты с индексом «Е»);
- распространение гиподинамии [2].
Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что такое здоровье? Как определить, в каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить.
Цель работы: изучение методик помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.
- Исследовать теоретический материал: понятие «здоровье», виды здоровья; компоненты состояния здоровья; критерии и признаки здоровья; методы, позволяющие оценить состояние здоровья.
- Провести диагностику состояния членов своей семьи по методикам:
- Оценка состояния здоровья с использованием различных подходов (по формуле Р.М. Баевского);
- Самооценка состояния (тест Л.Х. Гаркави и соавторы);
- Самооценка состояния здоровья (по В.П. Войтенко);
- Качество нашей жизни (тест);
- Экспресс – оценка здоровья с помощью психологического теста.
- Сделать вывод по полученным данным о состоянии здоровья моей семьи.
Здоро́вье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ) [3].
Здоровье — это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде [4].
Здоровье также определяется как:
— динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.
— конкретное, качественно специфическое состояние человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.
По В.П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь [5].
Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.И. Брехман,1987) [1].
Основные виды Здоровья:
1. Физическое здоровье.
Естественное состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех органов.
2. Нравственное здоровье.
Определяется моральными принципами. Отличительными чертами морального здоровья человека являются: отношение к труду, отказ от вредных привычек (курение, наркотики, алкоголь), которые противоречат нормальному образу жизни.
3. Психологическое здоровье.
Зависит от состояния головного мозга.. Характеризуется уровнем и качеством внимания, памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитие волевых качеств, умением здраво оценивать разные жизненные ситуации ( как сложные, так и простые), и в критических ситуациях.
Психическое здоровье человека составляет основу его социальной деятельности и жизнедеятельности организма. Как утверждают ученые, физическое здоровье и психическое состояние неразрывны и взаимосвязаны.
О состоянии психического здоровья можно судить по двум признакам: первый – отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений (неврозов), причиной которых обычно являются длительные отрицательные эмоции, а также психологические стрессы, возникающие либо в ситуациях угрозы, опасности, обиды, либо в связи с информационной перегрузкой; второй – наличие резервов психических возможностей, благодаря которым
человек может преодолеть неожиданные стрессы, возникающие в экстремальных ситуациях.
Здесь определяющим фактором является, то насколько мы уверены в себе, как мы определили свой жизненный путь, как мы можем ответить на простые вопросы: Цель в жизни? Во что мы верим? Что хотим в своей жизни?
5.Социальное здоровье — это как мы ведем себя в обществе.
Это умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях, уметь контролировать эмоции, не поддаваться на провокации.
Перепады настроения, депрессии, или всплески эйфории от каких-то приятных моментов в жизни, пессимизм — все это оказывает влияние на наше здоровье [6].
Состояние здоровья оценивается по его основным компонентам: соматическому (физическому) и социально — психологическому.
Соматический компонент подразумевает совершенство регуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию
к окружающей среде.
Социально — психологический компонент определяет состояние психической сферы человека, систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (В.Л. Казначеев, 1996).
Главные критерии здоровья : сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма.
Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья):
1. Уровень и гармоничность физического развития.
2. Функциональное состояние организма, резервные возможности
основных физиологических систем.
3. Уровень неспецифической резистентности иммунологической защиты.
4. Уровень морально — волевых и ценностно-мотивационных установок.
5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития.
6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья). Организм может находиться в одном из нескольких состояний: здоровье, состояние предболезни, болезнь [1].
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследование проводилось в январе 2020 года. Объектом исследования стал сам автор данной работы и его семья.
1. Оценивание состояния здоровья с использованием различных подходов . Определение коэффициента здоровья (КЗ) по модифицированной формуле Р.М. Баевского [1].
Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские,
Методом измерения определяем рост, массу тела, частоту сердечных сокращений,
систолическое и диастолическое давление в покое, определяем коэффициент здоровья (КЗ) по формуле:
КЗ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009М + 0,004П –
где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,
САД — систолическое артериальное давление,
ДАД — диастолическое артериальное давление,
В — возраст в годах,
М — масса тела в кг,
П — пол (мужской — 1, женский — 2),
Полученные данные сравниваем с данными таблицей 1, делаем вывод.
Оценка функционального состояния системы кровообращения
Источник