Душевное здоровье
Душевно здоровый человек — это тот, кто живет по любви, разуму и вере, кто уважает жизнь — как собственную, так и своего ближнего.
Эрих Фромм
Каждый третий житель планеты страдает от той или иной формы психического заболевания. Подумайте о ваших двух лучших друзьях. Если они в порядке, то это должно быть вы.
Джордж Карлин
Я давно заметил, что душевное здоровье в нашем быстро меняющемся мире — уникальная редкость. Что огромному большинству чужды адекватность, полная самоотдача, развитие творческого начала, постижение внутренней и внешней реальности внутри и вне себя, чувство тождественности, основанное на ощущении себя субъектом и носителем собственных сил и способностей. Что многие пребывают в состоянии сна разума, непробужденности, инфантилизма, даже зомбированности.
В книге «Здоровое общество» Эрих Фромм, чья мысль вынесена в эпиграф, писал, что цель жизни — прожить ее с полной отдачей, родиться в полном смысле слова, полностью пробудиться. Освободиться от инфантильных претензий и поверить в свои реальные, хотя и ограниченные силы; быть в состоянии понять, что каждый из нас — наиважнейшая часть Вселенной. Быть способным любить жизнь и вместе с тем без ужаса принимать смерть; переносить неопределенность в важнейших вопросах, которые ставит перед человеком жизнь, и вместе с тем быть уверенным в своих мыслях и чувствах, насколько они действительно собственные. Уметь оставаться наедине с собой и в то же время быть единым целым с любимым человеком, с каждым собратом на этой земле, со всем живым; следовать голосу своей совести, зовущему нас к самим себе, но не потворствовать себе в самобичевании.
Душевное здоровье — это активность, зрелость, гармоничность, осознанность, ответственность, ориентация на саморазвитие, позитивность внутреннего мира, устремленность к высоким целям, индивидуальность или автономность, адекватность социокультурным требованиям и природному окружению, наличие смыслообразующих жизненных целей, целеустремленность, творческая активность, самоактуализация, целостность личности, высокая самооценка, психологическое благополучие. Я поставил активность на первое место, потому что, по Уильяму Джемсу, она составляет «самый центр, самое ядро нашего «Я».
Душевное здоровье — внутреннее состояние личности, когда душа открыта людям и миру, бодра и радостна, не страдает болью и не болеет враждой. Это хорошее настроение, бодрость и энергия, интерес к жизни, позитивность и доброжелательность. Душевно здоровый человек живет в высоком эмоциональном тоне, ему нравится разумный уровень жизненного напряжения, а жизненный и душевный мир для него — прекрасный и любимый.
Увы, даже адекватное восприятие реальности или психологическое благополучие — большая редкость. Чуть ли не каждодневно мы сталкиваемся с неадекватными мировыми лидерами, живущими в мирах, отягощенных жуткими химерами и демонами больного сознания. Слишком часто странами и народами руководят незрелые, неадекватные и ограниченные люди, неспособные к реалистическому восприятию объектов, людей и ситуаций.
Американский психолог, аналитик и разработчик теории черт личности Гордон Оллпорт высказал мнение, что здоровье личности напрямую связано с ее зрелостью. Он определял зрелую личность как личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать людей и себя. Понятие «зрелая личность» подразумевает аутентичность, толерантность, ясное представление о целях своей жизни как уникального человеческого существа и соответствующих обязанностях.
Согласно идеям основателя гуманистической психологии Абрахама Маслоу, душевно здоровый человек — это тот, кто реализовал глубинную человеческую потребность в самоактуализации. Это предполагает адекватное и эффективное восприятие реальности; открытость опыту; целостность личности; автономность, независимость; креативность; либеральность и демократичность. Важнейшей характеристикой самоактуализирующихся людей А.Маслоу считает вовлеченность в какое-то дело, являющееся для них очень ценным, составляющим их призвание. Окружающая культура, как правило, менее здорова, чем здоровая личность.
Автор модели рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии Альберт Эллис выдвинул следующие критерии душевного здоровья: ответственность; активность; уникальность; социальный интерес; самоуправление; высокая толерантность к фрустрации; гибкость; принятие неопределенности; преданность творческим занятиям; научное мышление; принятие себя; рискованность; отсроченный гедонизм; антиутопизм; ответственность.
Так или иначе, душевно здоровой личности чужды неадекватность, жесткость, недоговороспособность, агрессивность, воинственность.
Американский психоаналитик и психолог, Карен Хорни, акцентировавшая значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности, попыталась найти признаки душевного здоровья или нездоровья, универсальные для разных культур. Она предложила три признака, свидетельствующие об утрате душевного здоровья: отсутствие гибкости в реакции на конкретные обстоятельства; разрыв между потенциальными возможностями человека и их использованием; наличие внутренней тревоги и механизмов психологической защиты.
Основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг описал два пути обретения душевного здоровья — индивидуация и традиция. Первый присущ развитым либерально-демократическим обществам, второй — обществам, в котором преобладает групповая жизнь и неразвитое самосознание каждого. Поскольку путь индивидуации сложен и противоречив, многие люди выбирают путь подчинения конвенциям и стереотипам. Второй путь несет потенциальную опасность как для внутреннего мира человека, так и для его способности к адаптации. Хуже того, он типичен для авторитарных и тоталитарных режимов, при которых душевное здоровье напоминает мимикрию, приспособленчество, утрату собственного «Я», его растворение в «Мы».
Я убежден в том, что сохранение душевного здоровья в условиях современного общества — не мимикрия или подчинение, но активное, самостоятельное и творческое решение задач, направленных на достижение значимых целей. Именно способность человека решать такие задачи, продуктивно преодолевать критические жизненные события является условием сохранения и укрепления душевного здоровья. А для продуктивной деятельности по преобразованию внешней реальности требуются развитые ментальные процессы, прежде всего духовные и интеллектуальные, а также соответствующие им знания, умения и навыки.
Почему роль душевного здоровья возрастает по мере развития человечества? К сожалению, рост информации, социальный динамизм, плохая адаптированность к изменениям повсеместно приводят к ухудшению психического здоровья и к неадекватным ответам на жизненные вызовы. Эксперты констатируют значительное психическое неблагополучие не только в авторитарных, но и в продвинутых странах, еще — кризисность сознания, утрату веры и смысла жизни. Однако, гораздо страшнее — утрата адекватности, потеря связей с реальностью. Поражая лидеров государств, пришедших к власти путем многократно описанного мною противоестественного отбора, они органически не способны справиться с огромным бременем государственных задач и поэтому уходят в разрушительный внутренний мир и теряют контроль не только над собственной психикой, но и над процессами, происходящими в государстве. Не уважают жизнь — как собственного народа, так и соседей.
Источник
Статьи
Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач-клиницист любого профиля, общаясь с больным, неизбежно оказывает на него психотерапевтическое воздействие.
Что такое психокоррекция? Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена? Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками. Некоторые методы ПК работы со взрослыми.
Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из наиболее актуальных проблем современной педиатрии и неврологии, поскольку количество больных с ЧМТ в мире ежегодно увеличивается на 2%, из них 1,5 млн. погибает и 2,5 млн. становится инвалидами [1,2,3]. Распространенность ЧМТ в Европе составляет 150–300 (в среднем 235) на 100 000 населения, в США 200-610 на 100 тысяч, в России – 630 на 100 000 населения
Сон — это жизненно необходимое, периодически наступающее особое состояние организма, занимающее ежедневно у человека около трети времени, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных воздействий внешнего мира, сновидениями, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями
В настоящее время в РФ проживает более 166 тысяч детей-инвалидов с нарушениями психических функций (включая умственную отсталость, речевые расстройства, другие психологические расстройства), что составляет 32,8% от общего количества детей-инвалидов, определяя высокую социальную значимость данной проблемы.
Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся внезапным (в течение минут, реже – часов) появлением очаговой неврологической симптоматики (двигательных, речевых, чувствительных, координаторных, зрительных и др. нарушений) и/или общемозговых нарушений (изменения сознания, головная боль, рвота и др.), которые сохраняются более 24 часов или приводят к смерти больного в более короткий промежуток времени вследствие причины цереброваскулярного происхождения [1,2,3]. Заболеваемость инсультом у детей составляет, в среднем, 2-3 на 100 тыс. в год, при этом 40% всех случаев приходится на возраст до года [4,5,6,7].
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание, возникающее в результате поражения головного мозга в перинатальном периоде, или вследствие аномалии его развития, и характеризующееся нарушениями двигательных и статокинетических функций, а также психо-речевыми и сенсорными расстройствами, не прогрессирующее, отчасти поддающееся функциональной компенсации и коррекци. Распространенность ДЦП в России составляет: 1,6-6 на 1000 доношенных детей, 9-40 на 1000 недоношенных
Магнитотерапия широко применяется в медицине. Магнитное поле обладает противовоспалительным действием, уменьшает отек тканей, способствует более быстрому заживлению ран, повышает устойчивость к вредным воздействиям на организм (радиации, химиотерапии).
Первые психотропные средства были созданы в середине 20 века, в 1952 году. Тогда врачи отметили эффективность аминазина при лечении страха, возбуждения, эмоциональной напряженности. С тех пор было синтезировано и изучено большое количество его аналогов, каждый из которых имеет свои особенности и сферу применения.
Все знают, что «бессонница» — это нарушение сна. Но важно понимать, что сон у человека может нарушаться при совершенно различных, или даже диаметрально противоположенных состояниях.
Сексуальная жизнь во многом определяет качество жизни человека. Распространенность эректильной дисфункции (ЭД) среди мужчин всех возрастов составляет 15–17%, у мужчин старше 45 лет достигает 40%, прогрессируя с возрастом и охватывая 75–80% к 80 годам.
Сексуальную функцию и ее расстройства принято оценивать с позиций воздействия повреждающих факторов на каждую из составляющих полового акта. У мужчин эти составляющие условно разделяются: 1) на половое влечение (либидо), 2) сексуальную возбудимость, 3) эрекцию, 4) эякуляцию, 5) оргазм. Выпадение всех указанных функций встречается крайне редко и в современной терминологии обозначается как импотенция. Сегодня термин «импотенция» в случае длительной (более 6 мес) неспособности мужчины «достигать и поддерживать эрекцию» заменен на более благозвучный и менее обидный — «эректильная дисфункция», «сексуальная дисфункция».
Кардинальным отличием современной методики ЭСТ является использование современной анальгезии и физиологично действующих кортокоимпульсных аппаратов (конвульсаторов). Эти характерные особенности модифицированной ЭСТ, сделав методику гораздо более безопасной и эффективной, обеспечили ей признание во всем мире как адекватного инструмента в терапевтическом арсенале психиатрии, наркологии и неврологии.
В наше время термин «депрессия» вышел далеко за рамки профессиональных кругов и пустился в свободное плавание, подменяя собой и грусть, и разочарование, и отчаяние, и боль потери, и усталость, и еще великое множество состояний, свойственных здоровому человеку.
Что должно послужить сигналом для обращения к психиатру? Как помочь близкому?
Не будем описывать все многообразные жизненные явления, вызывающие ту или иную психическую реакцию или состояние. Давайте углубимся в химию процесса. Рассмотрим, что создает наше настроение и обуславливает поведение изнутри. Что такое нейромедиаторы, и как они работают.
Несмотря на то, что средство не новое, оно остается уникальным для решения целого ряда терапевтических задач в мировой психиатрии.
Серотониновый синдром — последствие неверного выбора лекарств, впервые описан в 1960 году.
Лечение цветоритмом эффективно в пограничной терапии. Четыре цвета — красный, желтый, синий и зеленый — различное действие, разные сферы применения.
Элекстростимуляция головного мозга (транскраниальная элекстростимуляция)
ТМС (транскраниальная магнитная стимуляция) существенно влияет на работу синапсов в головном мозге и улучшает функционирование нервных клеток.
Негативные кардиоваскулярные эффекты психотропных препаратов встречаются в 75 % случаев их применения, особенно опасно улинение интервала QT
Тест Равена предназначен для изучения логичности мышления. Его относят к «культрно-независимым» невербальным тестам.
Электроэнцефалография (как наука) — это раздел клинической нейрофизиологии, изучающей закономерности возникновения, распределения по коре и взаимодействия электрической активности головного мозга. Электроэнцефалография (как методика) — техника регистрации электроэнцефалограммы.
Шизофрения — это не стиль жизни, не способ общения с окружающим миром, не исключительный взгляд на действительность, не особенность характера, не дурное воспитание. Шизофрения — это заболевание.
Дети 2-3 лет боятся чего-то конкретного (животных, чудища, живущего в шкафу, темноты). В 4 года страхи начинают терять свою конретность и становятся более «смысловыми» (страх воды, высоты).
Источник
Духовное здоровье человека
Содержание понятия «здоровье». Исторические аспекты понятия «духовного здоровья» и его составляющие. Критерии духовного здоровья, его определяющие признаки. Факторы, способствующие духовному оздоровлению, инструменты. Всемирный день психического здоровья.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.05.2016 |
Размер файла | 21,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Духовное здоровье человека
психический духовный здоровье
Одной из серьезных проблем современного общества является проблема духовного здоровья человека. Внимание, уделяемое этой проблеме, тем не менее, отнюдь не гарантирует ее успешного решения, поскольку мало признавать, что общество в целом и индивиды, его составляющие, нуждаются в духовном оздоровлении. Необходимо, по меньшей мере, разработать комплекс мер, способствующих этому процессу. Но прежде, чем это произойдет, следует сформулировать суть проблемы и выявить факторы, влияющие на ее решение. Только после этого можно будет наметить пути, ведущие к успеху. Однако трудности начинаются уже на этапе формулирования.
Интересно отметить, что необходимость заботы о духовном здоровье человека и общества не вызывает сомнений даже у идейных антиподов. Возможно, корень проблемы именно здесь: все «доктора» ставят собственные, иногда взаимоисключающие «диагнозы».
В рамках данной работы попытаемся выявить факторы, влияющие на состояние духовного здоровья человека, а также оптимальные, на наш взгляд, пути решения проблемы оздоровления человека, а следовательно, и общества.
Для этого нам придется затронуть историю вопроса, и ознакомиться с наиболее распространенными точками зрения на него.
Глава 1. Содержание понятия
Психическое здоровье (духовное или душевное, иногда — ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.
Духовное здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. Существует несколько видов оздоровительной практики, и каждый человек, ознакомившись с ними, сможет понять, какой практики ему придерживаться. К ним относят:
1. П. К. Иванов определяет себя как язычника, не имеющего никакого отношения, например, к христианству. Его оздоровительные практики — это закаливание, вегетарианство, энергия природы;
2. Шри Матаджи определяет себя как представителя сахаджа йоги. Его оздоровительные практики — это медитация, раскрытие сахасрары и принятие тех энергий, которые ему пошлет Шри Матаджи;
3. Если человек считает себя православным, тогда его идеалом является Христос. Физическое здоровье его исходит из нравственной жизни. Тело для такого человека— храм, храм для души. Для него естественна любовь к телу-храму (тогда как в йоге, например, тело — тюрьма для души). Его оздоровительные практики исходят из того, чтобы в первую очередь не повредить душе, во вторую — соблюсти здоровым и красивым храм. Разумеется, красота храма не строится в ущерб тому, кто в ней живет, а наоборот.
Как видите, идеал у сознательного и последовательного человека определяет и линию поведения в формировании здоровья. Здесь очень важно отметить один принципиальный момент: в зависимости от того, какую точку зрения выберет человек, будет определяться его духовное здоровье. Особенно это касается «нашего» человека.
Исторические аспекты понятия «духовного здоровья»
Известно, что система моральных ценностей любого общества во многом обусловлена уровнем его развития, особенностями менталитета его индивидов, религиозными воззрениями и пр. Тем не менее, существуют и некие объективные ценности, которые имеют значение в любом обществе, на любом этапе его развития. По крайней мере, понятия, называющие эти ценности звучат одинаково или сходно. Проблемы начинаются, когда требуется раскрыть их содержание и объем. Провозглашение какого-либо понятия моральным критерием, а следовательно, критерием духовного здоровья отнюдь не гарантирует действительное его наличие. Трудно найти в жизни человечества эпоху, когда признаком духовного здоровья личности не считалось бы уважение к старшим, верность долгу, патриотизм, милосердие к ближнему. Однако все эти понятия наполнялись достаточно различным содержанием, иногда даже казуистически.
Например, инквизиция приговаривала еретиков к сожжению на костре исключительно «из милосердия»: ведь святые отцы не имели морального права проливать кровь ближнего, следовательно, плаха и топор исключались.
«При рыцарях не было концлагерей! И душегубок не было!» — восклицал А.И. Солженицын. Бесспорно, это так. Но были публичные казни, весьма мучительные, и служащие при этом развлечению толпы.
Каждая эпоха предоставляла немало возможностей для проявления того, что следует называть признаками духовного нездоровья человека. Но философы и богословы, поэты и художники мечтали об обратном.
К сожалению, эти мечты практически не привели к реальным результатам: к оздоровлению общества в целом.
Духовное здоровье человека не относятся к нулевым понятиям, обозначаемые ими предметы существуют в реальной действительности, даже если содержание этих понятий корректируется эпохой, определенным историческим периодом, в котором исследуется проблема духовного здоровья.
Глава 2. Духовное здоровье и его составляющие
Критерии духовного здоровья
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:
· осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
· чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
· критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
· соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
· способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
· способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
От чего зависит духовное здоровье
· умения строить свои взаимоотношения с другими людьми;
· способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.
Факторы, способствующие духовному оздоровлению
Как и в случае с болезнями тела, духовное здоровье все-таки легче сберечь, чем вернуть. Профилактика имеет здесь такое же колоссальное значение, может быть, тем большее, чем труднее лечить пороки нравственные, нежели обычные заболевания.
Сбережение здоровья предполагает определенное самоограничение. То же можно сказать и о духовном здоровье: чтобы говорить о его наличии, следует обозначить границы, за пределами которых начинается патология.
Следовательно, о вседозволенности не может быть и речи. Индивид свободен только до тех пор, пока он не ограничивает свободу других и не мешает их самовыражению, которое в свою очередь ограничено теми же рамками.
Итак, духовная свобода — такое же необходимое условие для духовного здоровья, как и гигиена для физического — начинается с умения себя ограничить. Подобные ограничения можно отчасти регулировать правовым путем, как это и происходит на практике, однако человеческие взаимоотношения слишком сложны для прямолинейности правового регулирования. Нормы морали призваны справляться с этим лучше, нежели нормы юридические.
Но требования соблюдения этих норм по-разному обеспечены. Исполнения моральных норм не обеспечено силой государственного принуждения.
Тогда главенствующим фактором становится общественное мнение. Обосновать действие этого фактора можно таким образом: общественное мнение есть абстракция, поскольку общество в целом не дает оценку определенных проступков. Но эту оценку дают близкие люди. «А друг или любимая — это не абстракция. Как лгать или кривить душой перед ними?»
Если в обществе существует определенная «аксиологическая система, принятая если не всеми его членами, то большинством. Иначе неизбежна оценка поступков своих людей по одной шкале, а посторонних — по другой», что, собственно, мы и наблюдаем зачастую на практике.
Выработка этой единой шкалы зависит от функционирования СМИ, от работы образовательных и культурных учреждений, от рекомендаций ученых, психологов и социологов. Немалую роль в этом должна играть религия, как проверенный веками институт морального воздействия.
Проблема духовного здоровья человека — это проблема будущего все страны.
Инструменты духовного здоровья
Среди множества инструментов, которые обеспечивают духовное развитие личности, можно выделить основные и второстепенные. Мы будем говорить о них в порядке их важности от самых главных к необязательным. Самым главным из них является, конечно, любовь. Она является основной движущей силой человека всегда и везде. Немаловажным инструментом стало и чтение духовной литературы и различных источников мудрости в области познания человека. С помощью медитаций можно достичь единения и гармонии трех составляющих тел человека: ментального, эмоционального и физического. Синтезировать чувства человека помогает пение: чакровое или мантр. Успокоение приносит чтение молитв, а духовные практики различного характера помогают повысить культуру мышления, контролировать эмоции и достичь гармонии микро- и макрокосма. Использование целительных практик помогает использовать и аккумулировать в себе жизненную энергию из внешних источников. Действенным инструментом является тантра. Это умение передавать чувства и любовь во всем единстве всех противоположностей. Духовному развитию помогает, естественно, и разного рода творческие занятия: музыкой, живописью, писательством и т.д. Не стоит сбрасывать со счетов и гармоничную музыку, которая настраивает человека на нужный лад, помогая раскрыться и выразить все эмоции. Таким образом, она оказывает лечебное действие. Оно заметно усиливается, если во время прослушивания музыки предаться танцам. Также очень важно следовать зову души во всех сферах жизни человека. Тогда это позволяет почувствовать себя творцом собственной судьбы. Это, конечно же, не все инструменты, которые приводят духовное развитие личности в действие, но во многом оказывают на этот процесс положительное влияние.
Глава 3. Всемирный день психического (духовного) здоровья
Всемирный день психического здоровья — памятная дата, 10 октября. Отмечается ежегодно с 1992 года. Установлен по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой.
День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.
В 2007 году 10—11 октября в ООН прошёл также «День психологии» — несколько мероприятий, приуроченных к Всемирному дню психического здоровья. В мероприятиях участвовали Американская психологическая ассоциация (APA), Международная ассоциация аналитической психологии (IAAP) и другие. Целью Дня психологии был обмен мнениями между психологами, дипломатами, студентами.
C 2008 года в России проходит ежегодный конкурс «За подвижничество в области душевного здоровья». Конкурс призван привлечь внимание общественных непрофессиональных и профессиональных организаций к повышению психиатрического образования населения, к актуальным проблемам отечественной психиатрии, к укреплению психического здоровья населения, к привлечению внимания общественности, СМИ и властных структур к проблемам душевнобольных.
В заключение следует напомнить об историческом факте, иллюстрирующем всю важность понятия «духовное здоровье человека» для общественного прогресса. За все время нахождения у власти Гитлера, несмотря на заметные достижения в технической области, в Германии не было создано ни одного произведения искусства, чья жизнь оказалась бы дольше, нежели это правление. Да и технические новшества касались в основном вооружения, что не помешало гитлеровцам потерпеть сокрушительное поражение.
Почему же так произошло и «чудо-оружие» не реализовало свои потенциальные возможности? Только ли техническая оснащенность антигитлеровской коалиции стала решающим фактором победы?
Надо полагать, что никакие технические достижения не смогут заменить человеку то, ради чего он эти достижения использует и совершенствует — человечность. Человечность как синоним духовного здоровья.
1.Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. М., Проспект, 2001 г.
2.Гуревич П.С., Философия культуры, М., Аспект Пресс, 1994 г.
3.Канке В.А., Основы философии, Логос, 2003 г.
4.Лихачев Д.С., Я живу с ощущением расставания, интервью, Комсомольская правда, 05.03.96 г.
5.Лосев А.Ф., Дерзание духа, М., Политиздат, 1988 г.
6.Мень А., Быть христианином, М., Проспект, 1994 г.
7.Проблема человека в западной философии, М., Прогресс, 1988 г.
8.Спиркин А.Г., Философия, М., Гардарика, 2003 г.
9.Столович Л.Н., Красота. Добро. Истина, М., Республика, 1994 г.
10.Хрестоматия по культуре речи, сост. Граудина Л.К., М., ИНФРА-М, 2002 г.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие и основные функции духовного производства, которое включает духовное общение, формирование духовных начал, проявление духовных потребностей. Институциональная структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви). Роль идеологии.
контрольная работа [31,4 K], добавлен 23.12.2010
Сущность понятия «человек» в философии, его осмысление в ходе эволюции цивилизации. Образы человека как воплощение духовного опыта человечества. Развитие понятия о соотношении биологического и социального в человеке в различные исторические эпохи.
реферат [11,5 K], добавлен 13.06.2012
Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.
реферат [24,1 K], добавлен 26.07.2010
Исследование духовного мира человека. Изучение сознания как одной из форм проявления души и компонента духовного мира социума. Память как способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Связь самосознания с феноменом рефлексии.
реферат [15,3 K], добавлен 29.10.2014
Антропология и ХХ век. Человек и общество. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Духовность. Человеческое бытие. Творчество. Исследование человека в единстве многообразных сторон его сущности.
реферат [27,4 K], добавлен 02.03.2002
Сущность человека, проявляющая себя посредством способности творить, созидать, создавать. Настоящее существование человека, возможное лишь при творческом воссоздании им реальности. Факторы и понятия, лежащие в основе философского способа мышления.
статья [19,7 K], добавлен 17.05.2015
Развитие техники и изменение отношения человека к природе. Ответственность человека перед обществом, другими людьми, самим собой. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями. Ответствен ли человек за свое здоровье.
контрольная работа [21,4 K], добавлен 02.03.2017
Источник