Меню

Определение коэффициента здоровья по формуле р м баевского

Определение коэффициента здоровья по формуле р м баевского

Задание 1. Определить коэффициент здоровья (КЗ) по модифицированной формуле Р.М. Баевского.

Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские, ростомер.

Ход выполнения работы.

Измерить рост, массу тела, частоту сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление в покое.

Определить коэффициент здоровья (КЗ) по формуле:

где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,

САД — систолическое артериальное давление,

ДАД — диастолическое артериальное давление,

В — возраст в годах,

М — масса тела в кг,

П — пол (мужской — 1, женский — 2),

Оценить функциональное состояние системы кровообращения (табл. 1):

КЗ Степень адаптации системы кровообращения
1 Оптимальная
2 Удовлетворительная
3 Неполная
4 Кратковременная
5 Недостаточная

Задание 2. Оценка группы здоровья.

Ход выполнения работы . Определить группу для детей, характеристики которых приведены как примеры, используя схему распределения по группам здоровья.

Ребенок 7 лет — физическое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту. За последний год перенес одно острое респираторное заболевание. При проведении функциональных проб кардиореспираторной системы функциональное состояние определено как удовлетворительное. Хроническая патология отсутствует.

Ребенок 10 лет — имеет дефицит массы тела. Перенес за последний год 4 острых респираторных заболевания, после последнего держался длительно субфибрилитет, отмечался тревожный сон и сниженный аппетит. При проведении ортопробы выявлен повышенный расход функциональных резервов организма. Хроническая патология отсутствует.

Ребенок 12 лет — имеет избыток массы тела I степени. За последний год перенес 3 острых респираторных заболевания, одну гнойную ангину. При проведении ортопробы отмечаются признаки истощения функциональных резервов. Имеет место аномалия развития правой почки, хронический пиелонефрит, который обострялся в течение года дважды.

Источник

Оценка состояния здоровья (коэффициент здоровья)

По данным отечественных и зарубежных авторов до 30-50% старших дошкольников имеют срыв адаптации в виде нейровегетативных, психоневрологических нарушений, учащения респираторных заболеваний. Несостоятельность адаптационных процессов в детском возрасте служит ранним признаком и причиной патологии в последующие возрастные периоды.

Оценка АП позволяет выделить группу детей с разным уровнем здоровья и определить потенциальную способность организма адаптироваться к режиму дня и физическим нагрузкам. Помогает выявить величину и направленность изменения здоровья, физической тренированности при динамическом наблюдении, определить характер рекомендаций и необходимых мероприятий.

Согласно концепции P.M. Баевского (1997), диагностика здоровья должна базироваться на оценке адаптационно — приспособительной деятельности организма. В качестве критерия адаптационных возможностей детей с различными показателями функционального состояния основных систем и органов, резистентности и реактивности организма определяется коэффициент здоровья (КЗ), который вычисляется по формуле:

где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,

САД — систолическое артериальное давление,

ДАД — диастолическое артериальное давление,

В — возраст в годах,

М — масса тела в кг,

П — пол (мужской — 1, женский — 2),

Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские,

ростомер. Ход выполнения работы: измерить рост, массу тела, частоту

сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление в покое.

На основе данного подхода P.M. Баевский разработал классификацию функциональных состояний (или уровней адаптивных возможностей),

обозначенных как адаптационный потенциал (АП).

Классификация включает 10 градаций, ее упрощенный вариант состоит из

Читайте также:  Зож репродуктивное здоровье конспект

следующих 4 градаций:

1. Состояние удовлетворительнойадаптации организма к условиям окружающей среды при высоких или достаточных функциональных

2. Состояние напряжения адаптационных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов;

3. Неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды при сниженных функциональных возможностях организма;

4. Срыв адаптации, сопровождающийся резким снижением функциональных возможностей организма.

В зависимости от значения коэффициента здоровья ребенок может быть отнесен к одной из 4-х групп по степени адаптации; чем выше условный балл, тем выше вероятность развития патологических состояний.

Чтобы распределить обследуемых по классу функциональных

состояний, используется следующая шкала: удовлетворительная адаптация

пороговые значения АП не более 2.1 балла; напряжение механизмов

адаптации — 2.11 — 3.2 балла; неудовлетворительная адаптация — 3.21 4.3

балла; срыв адаптации — не менее 4.31 балла (Дормешкина С.Г., 2011).

Пробы с задержкой дыхания (проба Штанге)

Пробы с задержкой дыхания позволяют оценить состояние сердечно-­сосудистой и дыхательной систем и свидетельствуют о степени напряжения регуляторно-приспособительных механизмов.

Измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха. При этом рот должен быть закрыт и нос зажат пальцами. Здоровые люди задерживают дыхание в среднем на 40-50 с; спортсмены высокой квалификации — до 5 мин, а спортсменки- от 1,5 до 2,5 мин.

С улучшением физичeской подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расцениваете (с учетом других показателей), как улучшение подготовленности (тренированности) спортсмена.

Проба Генчи

После неглубокого вдоха сделать выдох и задержать дыхание. У здоровых людей время задержки дыхания составляет 25-30 с. Спортсмены способны задержать дыхание на 60-90 с. При хроническом утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.

Значения проб Штанге и Генчи увеличивается, если вести наблюдения постоянно, в динамике.

Одним из показателей оптимальной двигательной активности младших школьников можно считать индекс физического развития. Индексы это численные соотношения между отдельными парами или даже несколькими антропометрическими признаками. В настоящее время известно много индексов и коэффициентов, которые используются для оценки гармоничности телосложения.

Индекс массы тела Кетле II применяется для оценки гармоничности телосложения детей младшего школьного возраста.

Вычисляется индекс Кетле по следующей формуле:

ИМТ = Масса / (рост)2,

где: масса тела измеряется в кг, рост — в метрах.

В таблице 3 приведены индексы гармоничности телосложения:

-при 17 усл. единиц телосложение считается нормальным,

-при 17 — избыточным.

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы к дозированной

физической нагрузке (индекс Руфье).

Сначала у испытуемого измеряется пульс (ЧСС) в спокойном положении сидя около 10 минут. После этого под удары метронома испытуемый выполняет 20 глубоких приседаний за 30 сек с вытянутыми вперед руками. Затем он садится на стул; фиксируется значение пульса за первые 10 сек (ЧСС) и последние 10 сек (ЧСС) первой минуты восстановительного периода. Индекс Руфье рассчитывается по следующей формуле: (44 (Р1+Р2+РЗ) — 200) /10

Источник

Расчет индекса адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы (Р.М.Баевский и соавт., 1987 г.)

Распознавание функциональных состояний на основе анализа данных о вегетативном и миокардиально-гемодинамическом гомеостазе требует определенного опыта и знаний в области физиологии и клиники. Для того чтобы этот опыт смог стать достоянием широкого круга врачей, был разработан ряд формул, позволяющих вычислять адаптационный потенциал системы кровообращения по заданному набору показателей с помощью уравнений множественной регрессии. Одна из наиболее простых формул, обеспечивающая 71,8%-ную точность распознавания (по сравнению с экспертными оценками), основана на использовании наиболее простых и общедоступных методов исследования – измерения частоты пульса и уровня артериального давления, роста и массы тела:

где АП – адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах;

ЧП – частота пульса в уд. в мин.;

САД – систолическое артериальное давление в мм.рт.ст.;

ДАД – диастолическое артериальное давление в мм.рт.ст.;

МТ – масса тела в кг.;

В – возраст в годах.

По значения АП возможно определить функциональное состояние пациента.

· АП ниже 2,60 – удовлетворительная адаптация системы кровообращения;

· АП 2,60-3,09 – напряжение механизмов адаптации;

· АП 3,10-3,49 – неудовлетворительная адаптация;

· АП 3,50 и выше – срыв адаптации.

8. Определение остроты зрения.

Наиболее часто для этих целей используется таблица Сивцева-Головина (см. рис.1). Если рассматривать ее с расстояния 5 м, то остроте зрения, равной единице, соответствует четкое видение десятой сверху строчки. Если человек видит знаки только первой строки, это соответствует зрению, сниженному в 10 раз, т.е. 0,1. Острота зрения при видении каждого последующего ряда знаков увеличивается на 0,1:

№ строчки сверху Острота зрения
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9

Рис. 1. Таблица Сивцева-Головина.

9. Определение минутного объема дыхания.

При спокойном и ровном дыхании проводится измерение дыхательного объёма (ДО) спирометром, который рассчитывается как средняя величина после регистрации как минимум шести дыхательных циклов. Ритм и глубина дыхания должны соответствовать естественным значениям (в спокойном состоянии). В процессе исследования может быть оценена частота дыхания (ЧД). С учетом частоты дыхания и дыхательного объема может быть рассчитан минутный объём дыхания (МОД):

МОД = ЧД × ДО

где ЧД – частота дыхания – число вдохов за минуту, в норме 14-18;

ДО – дыхательный объем в миллилитрах, определенный с помощью спирометра, в норме 300-500 мл.

10. Определение жизненной ёмкости лёгких.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – это максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания, широко используемым в медицине. Вместе с остаточным объемом, т.е. объемом воздуха, остающегося в легких после самого глубокого выдоха, ЖЕЛ образует общую емкость легких (ОЕЛ). В норме ЖЕЛ составляет около 3 /4 общей емкости легких и характеризует максимальный объем, в пределах которого человек может изменять глубину своего дыхания.

При спокойном дыхании здоровый взрослый человек использует небольшую часть ЖЕЛ: вдыхает и выдыхает 300-500 мл воздуха (так называемый дыхательный объем). При этом резервный объем вдоха, т.е. количество воздуха, которое человек способен дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха, и резервный объем выдоха, равный объему дополнительно выдыхаемого воздуха после спокойного выдоха, составляет в среднем примерно по 1500 мл каждый. Во время физической нагрузки дыхательный объем возрастает за счет использования резервов вдоха и выдоха.

Определяют ЖЕЛ с помощью спирографии. Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает возможности приспособляемости организма к выполнению физической нагрузки.

Для оценки индивидуальной величины ЖЕЛ на практике принято сравнивать ее с так называемой должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую вычисляют по различным формулам:

для мужчин ДЖЕЛ = 5,2 × Р – 0,029 × В – 3,2
для женщин ДЖЕЛ = 4,9 × Р – 0,019 × В – 3,76

где Р – рост человека в м.;

В – вес человека в кг.

Превышение должных значений ЖЕЛ любой степени не является отклонением от нормы, у физически развитых лиц, занимающихся физкультурой и спортом (особенно плаванием, боксом, легкой атлетикой), индивидуальные значения ЖЕЛ иногда превышают ДЖЕЛ на 30% и более. ЖЕЛ считается сниженной, если ее фактическая величина составляет менее 80% ДЖЕЛ. Снижение жизненной емкости легких чаще всего наблюдается при болезнях органов дыхания и патологических изменениях объема грудной полости.

11. Определение силы кисти.

Сила кисти определяется с помощью динамометра Колена. Испытуемый берет динамометр в правую руку, отводит руку в сторону так, чтобы между рукой и туловищем получился прямой угол. Вторую руку испытуемый опускает вдоль туловища. После этого испытуемый сжимает пальцы правой кисти с максимальной силой пять раз, делая интервалы в 1-2 минуты, каждый раз фиксируя положение стрелки на динамометре. Наибольшее отклонение стрелки динамометра будет соответствовать максимальной силе мышц кисти. Через некоторое время испытуемый повторяет данную операцию с левой рукой.

Норма для взрослого человека (в случае, если ведущая рука правая):

· правая рука – 20 кг;

· левая рука – 15 кг.

12.

12. Анализ режима дня и двигательной активности.

Рациональный режим дня является одним из факторов, обеспечивающих высокую работоспособность и хорошую успеваемость.

В режиме дня каждого студента непременно должны быть предусмотрены: ежедневная утренняя гимнастика, водные процедуры (обтирание, душ), прогулка на свежем воздухе, 2-3 физкультурные паузы по 5-7 минут для активного отдыха через каждый час умственной деятельности, занятие каким-либо видом спорта, 3-4-разовый прием пищи, активный дневной и вечерний отдых, время для личной гигиены и самообслуживания, спокойный сон. Необходимо предусматривать 8 часов сна. Особенно большое значение имеет сон при напряженной умственной и физической работе, в частности, во время подготовки к зачетам и экзаменам.

Задание: заполните таблицу

Время суток, ч. Элементы режима дня

проведите анализ собственного режима дня, подсчитайте суммарную двигательную активность в часах за сутки, выявите недостатки, предложите рекомендации по их устранению.

Источник

Adblock
detector