Определение коэффициента здоровья по формуле р м баевского
Задание 1. Определить коэффициент здоровья (КЗ) по модифицированной формуле Р.М. Баевского.
Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские, ростомер.
Ход выполнения работы.
Измерить рост, массу тела, частоту сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление в покое.
Определить коэффициент здоровья (КЗ) по формуле:
где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,
САД — систолическое артериальное давление,
ДАД — диастолическое артериальное давление,
В — возраст в годах,
М — масса тела в кг,
П — пол (мужской — 1, женский — 2),
Оценить функциональное состояние системы кровообращения (табл. 1):
КЗ | Степень адаптации системы кровообращения |
1 | Оптимальная |
2 | Удовлетворительная |
3 | Неполная |
4 | Кратковременная |
5 | Недостаточная |
Задание 2. Оценка группы здоровья.
Ход выполнения работы . Определить группу для детей, характеристики которых приведены как примеры, используя схему распределения по группам здоровья.
Ребенок 7 лет — физическое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту. За последний год перенес одно острое респираторное заболевание. При проведении функциональных проб кардиореспираторной системы функциональное состояние определено как удовлетворительное. Хроническая патология отсутствует.
Ребенок 10 лет — имеет дефицит массы тела. Перенес за последний год 4 острых респираторных заболевания, после последнего держался длительно субфибрилитет, отмечался тревожный сон и сниженный аппетит. При проведении ортопробы выявлен повышенный расход функциональных резервов организма. Хроническая патология отсутствует.
Ребенок 12 лет — имеет избыток массы тела I степени. За последний год перенес 3 острых респираторных заболевания, одну гнойную ангину. При проведении ортопробы отмечаются признаки истощения функциональных резервов. Имеет место аномалия развития правой почки, хронический пиелонефрит, который обострялся в течение года дважды.
Источник
Оценка состояния здоровья (коэффициент здоровья)
По данным отечественных и зарубежных авторов до 30-50% старших дошкольников имеют срыв адаптации в виде нейровегетативных, психоневрологических нарушений, учащения респираторных заболеваний. Несостоятельность адаптационных процессов в детском возрасте служит ранним признаком и причиной патологии в последующие возрастные периоды.
Оценка АП позволяет выделить группу детей с разным уровнем здоровья и определить потенциальную способность организма адаптироваться к режиму дня и физическим нагрузкам. Помогает выявить величину и направленность изменения здоровья, физической тренированности при динамическом наблюдении, определить характер рекомендаций и необходимых мероприятий.
Согласно концепции P.M. Баевского (1997), диагностика здоровья должна базироваться на оценке адаптационно — приспособительной деятельности организма. В качестве критерия адаптационных возможностей детей с различными показателями функционального состояния основных систем и органов, резистентности и реактивности организма определяется коэффициент здоровья (КЗ), который вычисляется по формуле:
где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,
САД — систолическое артериальное давление,
ДАД — диастолическое артериальное давление,
В — возраст в годах,
М — масса тела в кг,
П — пол (мужской — 1, женский — 2),
Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские,
ростомер. Ход выполнения работы: измерить рост, массу тела, частоту
сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление в покое.
На основе данного подхода P.M. Баевский разработал классификацию функциональных состояний (или уровней адаптивных возможностей),
обозначенных как адаптационный потенциал (АП).
Классификация включает 10 градаций, ее упрощенный вариант состоит из
следующих 4 градаций:
1. Состояние удовлетворительнойадаптации организма к условиям окружающей среды при высоких или достаточных функциональных
2. Состояние напряжения адаптационных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов;
3. Неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды при сниженных функциональных возможностях организма;
4. Срыв адаптации, сопровождающийся резким снижением функциональных возможностей организма.
В зависимости от значения коэффициента здоровья ребенок может быть отнесен к одной из 4-х групп по степени адаптации; чем выше условный балл, тем выше вероятность развития патологических состояний.
Чтобы распределить обследуемых по классу функциональных
состояний, используется следующая шкала: удовлетворительная адаптация
пороговые значения АП не более 2.1 балла; напряжение механизмов
адаптации — 2.11 — 3.2 балла; неудовлетворительная адаптация — 3.21 — 4.3
балла; срыв адаптации — не менее 4.31 балла (Дормешкина С.Г., 2011).
Пробы с задержкой дыхания (проба Штанге)
Пробы с задержкой дыхания позволяют оценить состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем и свидетельствуют о степени напряжения регуляторно-приспособительных механизмов.
Измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха. При этом рот должен быть закрыт и нос зажат пальцами. Здоровые люди задерживают дыхание в среднем на 40-50 с; спортсмены высокой квалификации — до 5 мин, а спортсменки- от 1,5 до 2,5 мин.
С улучшением физичeской подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расцениваете (с учетом других показателей), как улучшение подготовленности (тренированности) спортсмена.
Проба Генчи
После неглубокого вдоха сделать выдох и задержать дыхание. У здоровых людей время задержки дыхания составляет 25-30 с. Спортсмены способны задержать дыхание на 60-90 с. При хроническом утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.
Значения проб Штанге и Генчи увеличивается, если вести наблюдения постоянно, в динамике.
Одним из показателей оптимальной двигательной активности младших школьников можно считать индекс физического развития. Индексы это численные соотношения между отдельными парами или даже несколькими антропометрическими признаками. В настоящее время известно много индексов и коэффициентов, которые используются для оценки гармоничности телосложения.
Индекс массы тела Кетле II применяется для оценки гармоничности телосложения детей младшего школьного возраста.
Вычисляется индекс Кетле по следующей формуле:
ИМТ = Масса / (рост)2,
где: масса тела измеряется в кг, рост — в метрах.
В таблице 3 приведены индексы гармоничности телосложения:
-при 17 усл. единиц телосложение считается нормальным,
-при 17 — избыточным.
Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы к дозированной
физической нагрузке (индекс Руфье).
Сначала у испытуемого измеряется пульс (ЧСС) в спокойном положении сидя около 10 минут. После этого под удары метронома испытуемый выполняет 20 глубоких приседаний за 30 сек с вытянутыми вперед руками. Затем он садится на стул; фиксируется значение пульса за первые 10 сек (ЧСС) и последние 10 сек (ЧСС) первой минуты восстановительного периода. Индекс Руфье рассчитывается по следующей формуле: (44 (Р1+Р2+РЗ) — 200) /10
Источник
Расчет индекса адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы (Р.М.Баевский и соавт., 1987 г.)
Распознавание функциональных состояний на основе анализа данных о вегетативном и миокардиально-гемодинамическом гомеостазе требует определенного опыта и знаний в области физиологии и клиники. Для того чтобы этот опыт смог стать достоянием широкого круга врачей, был разработан ряд формул, позволяющих вычислять адаптационный потенциал системы кровообращения по заданному набору показателей с помощью уравнений множественной регрессии. Одна из наиболее простых формул, обеспечивающая 71,8%-ную точность распознавания (по сравнению с экспертными оценками), основана на использовании наиболее простых и общедоступных методов исследования – измерения частоты пульса и уровня артериального давления, роста и массы тела:
АП = (0,0011 × ЧП) + (0,014 × САД) + (0,008 × ДАД) + (0,009 × МТ) – – (0,009 × Р) + (0,014 × В) – 0,27 |
где АП – адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах;
ЧП – частота пульса в уд. в мин.;
САД – систолическое артериальное давление в мм.рт.ст.;
ДАД – диастолическое артериальное давление в мм.рт.ст.;
МТ – масса тела в кг.;
В – возраст в годах.
По значения АП возможно определить функциональное состояние пациента.
· АП ниже 2,60 – удовлетворительная адаптация системы кровообращения;
· АП 2,60-3,09 – напряжение механизмов адаптации;
· АП 3,10-3,49 – неудовлетворительная адаптация;
· АП 3,50 и выше – срыв адаптации.
8. Определение остроты зрения.
Наиболее часто для этих целей используется таблица Сивцева-Головина (см. рис.1). Если рассматривать ее с расстояния 5 м, то остроте зрения, равной единице, соответствует четкое видение десятой сверху строчки. Если человек видит знаки только первой строки, это соответствует зрению, сниженному в 10 раз, т.е. 0,1. Острота зрения при видении каждого последующего ряда знаков увеличивается на 0,1:
№ строчки сверху | Острота зрения |
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 |
Рис. 1. Таблица Сивцева-Головина.
9. Определение минутного объема дыхания.
При спокойном и ровном дыхании проводится измерение дыхательного объёма (ДО) спирометром, который рассчитывается как средняя величина после регистрации как минимум шести дыхательных циклов. Ритм и глубина дыхания должны соответствовать естественным значениям (в спокойном состоянии). В процессе исследования может быть оценена частота дыхания (ЧД). С учетом частоты дыхания и дыхательного объема может быть рассчитан минутный объём дыхания (МОД):
МОД = ЧД × ДО |
где ЧД – частота дыхания – число вдохов за минуту, в норме 14-18;
ДО – дыхательный объем в миллилитрах, определенный с помощью спирометра, в норме 300-500 мл.
10. Определение жизненной ёмкости лёгких.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – это максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания, широко используемым в медицине. Вместе с остаточным объемом, т.е. объемом воздуха, остающегося в легких после самого глубокого выдоха, ЖЕЛ образует общую емкость легких (ОЕЛ). В норме ЖЕЛ составляет около 3 /4 общей емкости легких и характеризует максимальный объем, в пределах которого человек может изменять глубину своего дыхания.
При спокойном дыхании здоровый взрослый человек использует небольшую часть ЖЕЛ: вдыхает и выдыхает 300-500 мл воздуха (так называемый дыхательный объем). При этом резервный объем вдоха, т.е. количество воздуха, которое человек способен дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха, и резервный объем выдоха, равный объему дополнительно выдыхаемого воздуха после спокойного выдоха, составляет в среднем примерно по 1500 мл каждый. Во время физической нагрузки дыхательный объем возрастает за счет использования резервов вдоха и выдоха.
Определяют ЖЕЛ с помощью спирографии. Величина ЖЕЛ в норме зависит от пола и возраста человека, его телосложения, физического развития, а при различных заболеваниях она может существенно уменьшаться, что снижает возможности приспособляемости организма к выполнению физической нагрузки.
Для оценки индивидуальной величины ЖЕЛ на практике принято сравнивать ее с так называемой должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую вычисляют по различным формулам:
для мужчин | ДЖЕЛ = 5,2 × Р – 0,029 × В – 3,2 |
для женщин | ДЖЕЛ = 4,9 × Р – 0,019 × В – 3,76 |
где Р – рост человека в м.;
В – вес человека в кг.
Превышение должных значений ЖЕЛ любой степени не является отклонением от нормы, у физически развитых лиц, занимающихся физкультурой и спортом (особенно плаванием, боксом, легкой атлетикой), индивидуальные значения ЖЕЛ иногда превышают ДЖЕЛ на 30% и более. ЖЕЛ считается сниженной, если ее фактическая величина составляет менее 80% ДЖЕЛ. Снижение жизненной емкости легких чаще всего наблюдается при болезнях органов дыхания и патологических изменениях объема грудной полости.
11. Определение силы кисти.
Сила кисти определяется с помощью динамометра Колена. Испытуемый берет динамометр в правую руку, отводит руку в сторону так, чтобы между рукой и туловищем получился прямой угол. Вторую руку испытуемый опускает вдоль туловища. После этого испытуемый сжимает пальцы правой кисти с максимальной силой пять раз, делая интервалы в 1-2 минуты, каждый раз фиксируя положение стрелки на динамометре. Наибольшее отклонение стрелки динамометра будет соответствовать максимальной силе мышц кисти. Через некоторое время испытуемый повторяет данную операцию с левой рукой.
Норма для взрослого человека (в случае, если ведущая рука правая):
· правая рука – 20 кг;
· левая рука – 15 кг.
12.
12. Анализ режима дня и двигательной активности.
Рациональный режим дня является одним из факторов, обеспечивающих высокую работоспособность и хорошую успеваемость.
В режиме дня каждого студента непременно должны быть предусмотрены: ежедневная утренняя гимнастика, водные процедуры (обтирание, душ), прогулка на свежем воздухе, 2-3 физкультурные паузы по 5-7 минут для активного отдыха через каждый час умственной деятельности, занятие каким-либо видом спорта, 3-4-разовый прием пищи, активный дневной и вечерний отдых, время для личной гигиены и самообслуживания, спокойный сон. Необходимо предусматривать 8 часов сна. Особенно большое значение имеет сон при напряженной умственной и физической работе, в частности, во время подготовки к зачетам и экзаменам.
Задание: заполните таблицу
Время суток, ч. | Элементы режима дня |
проведите анализ собственного режима дня, подсчитайте суммарную двигательную активность в часах за сутки, выявите недостатки, предложите рекомендации по их устранению.
Источник