Меню

Определение коэффициента здоровья по баевскому

Оценка состояния здоровья (коэффициент здоровья)

По данным отечественных и зарубежных авторов до 30-50% старших дошкольников имеют срыв адаптации в виде нейровегетативных, психоневрологических нарушений, учащения респираторных заболеваний. Несостоятельность адаптационных процессов в детском возрасте служит ранним признаком и причиной патологии в последующие возрастные периоды.

Оценка АП позволяет выделить группу детей с разным уровнем здоровья и определить потенциальную способность организма адаптироваться к режиму дня и физическим нагрузкам. Помогает выявить величину и направленность изменения здоровья, физической тренированности при динамическом наблюдении, определить характер рекомендаций и необходимых мероприятий.

Согласно концепции P.M. Баевского (1997), диагностика здоровья должна базироваться на оценке адаптационно — приспособительной деятельности организма. В качестве критерия адаптационных возможностей детей с различными показателями функционального состояния основных систем и органов, резистентности и реактивности организма определяется коэффициент здоровья (КЗ), который вычисляется по формуле:

где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,

САД — систолическое артериальное давление,

ДАД — диастолическое артериальное давление,

В — возраст в годах,

М — масса тела в кг,

П — пол (мужской — 1, женский — 2),

Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские,

ростомер. Ход выполнения работы: измерить рост, массу тела, частоту

сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление в покое.

На основе данного подхода P.M. Баевский разработал классификацию функциональных состояний (или уровней адаптивных возможностей),

обозначенных как адаптационный потенциал (АП).

Классификация включает 10 градаций, ее упрощенный вариант состоит из

следующих 4 градаций:

1. Состояние удовлетворительнойадаптации организма к условиям окружающей среды при высоких или достаточных функциональных

2. Состояние напряжения адаптационных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов;

3. Неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды при сниженных функциональных возможностях организма;

4. Срыв адаптации, сопровождающийся резким снижением функциональных возможностей организма.

В зависимости от значения коэффициента здоровья ребенок может быть отнесен к одной из 4-х групп по степени адаптации; чем выше условный балл, тем выше вероятность развития патологических состояний.

Чтобы распределить обследуемых по классу функциональных

состояний, используется следующая шкала: удовлетворительная адаптация

пороговые значения АП не более 2.1 балла; напряжение механизмов

адаптации — 2.11 — 3.2 балла; неудовлетворительная адаптация — 3.21 4.3

балла; срыв адаптации — не менее 4.31 балла (Дормешкина С.Г., 2011).

Пробы с задержкой дыхания (проба Штанге)

Пробы с задержкой дыхания позволяют оценить состояние сердечно-­сосудистой и дыхательной систем и свидетельствуют о степени напряжения регуляторно-приспособительных механизмов.

Измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха. При этом рот должен быть закрыт и нос зажат пальцами. Здоровые люди задерживают дыхание в среднем на 40-50 с; спортсмены высокой квалификации — до 5 мин, а спортсменки- от 1,5 до 2,5 мин.

С улучшением физичeской подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расцениваете (с учетом других показателей), как улучшение подготовленности (тренированности) спортсмена.

Проба Генчи

После неглубокого вдоха сделать выдох и задержать дыхание. У здоровых людей время задержки дыхания составляет 25-30 с. Спортсмены способны задержать дыхание на 60-90 с. При хроническом утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.

Значения проб Штанге и Генчи увеличивается, если вести наблюдения постоянно, в динамике.

Читайте также:  Здоровье журнал профилактические осмотры

Одним из показателей оптимальной двигательной активности младших школьников можно считать индекс физического развития. Индексы это численные соотношения между отдельными парами или даже несколькими антропометрическими признаками. В настоящее время известно много индексов и коэффициентов, которые используются для оценки гармоничности телосложения.

Индекс массы тела Кетле II применяется для оценки гармоничности телосложения детей младшего школьного возраста.

Вычисляется индекс Кетле по следующей формуле:

ИМТ = Масса / (рост)2,

где: масса тела измеряется в кг, рост — в метрах.

В таблице 3 приведены индексы гармоничности телосложения:

-при 17 усл. единиц телосложение считается нормальным,

-при 17 — избыточным.

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы к дозированной

физической нагрузке (индекс Руфье).

Сначала у испытуемого измеряется пульс (ЧСС) в спокойном положении сидя около 10 минут. После этого под удары метронома испытуемый выполняет 20 глубоких приседаний за 30 сек с вытянутыми вперед руками. Затем он садится на стул; фиксируется значение пульса за первые 10 сек (ЧСС) и последние 10 сек (ЧСС) первой минуты восстановительного периода. Индекс Руфье рассчитывается по следующей формуле: (44 (Р1+Р2+РЗ) — 200) /10

Источник

Оценка состояния здоровья

Данная работа посвящена изучению методик, помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.

Выбранная тема является актуальной, глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что понимается под здоровьем? В каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить?

Автор постарался собрать теоретический материал о здоровье, его видах, признаках. Автору удалось найти и изучить литературу о методах, позволяющих оценить состояние здоровья, и провести диагностику состояния здоровья членов своей семьи.

Скачать:

Вложение Размер
otsenka_sostoyaniya_zdorovya_kostyleva_a._7a_1.docx 430.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3»

город Дзержинск, Нижегородская область

IX городская научно-практическая конференция

Оценка состояния здоровья

Автор работы: Костылева Александра

Дмитриевна, ученица 7 «А» класса

Руководитель: Дубровина Наталья Викторовна,

учитель биологии высшей категории

Введение _______________________________________________ 3

Обзор литературы ________________________________________ 5

Методика проведения исследования _________________________ 7

Результаты исследований и их обсуждение __________________ 10

Выводы и рекомендации _________________________________ 14

Литература _____________________________________________ 15

Приложение _____________________________________________ 16

Если ты достаточно разумен, то

стоит позаботиться о своем здоровье,

ибо здоровье — это не все, но без здоровья

Глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. К таковым можно отнести:

  • ухудшение экологической ситуации, истощение ресурсов и ухудшение их качества;
  • демографический взрыв и перенаселение в ряде развивающихся стран;
  • недостаток продовольствия и его низкое качестве, голод и недоедание;
  • урбанизация и растущий уровень факторов стресса.

Глобальная проблема состояния здоровья сегодня конкретизируется по ряду следующих аспектов :

  • высокая детская смертность и небольшая продолжительность жизни (до 60 лет);
  • высокая детская смертность от недоедания и болезней, которые могут быть предотвращены;
  • растущая динамика смертности от так называемых «болезней цивилизации» (сердечно-сосудистые заболевания, хронические заболевания легких и т.д.) и заболеваний с неинфекционной этиологией (рак, диабет и т.д.): более 36 млн человек ежегодно;
  • зависимость смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, признанной самой частой причиной смертности людей за Земле, от уровня доходов населения: свыше 80% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний приходится на страны со средним и низким уровнем дохода на душу населения;
  • растущая смертность от инфекционных заболеваний;
  • быстрое распространение СПИДа;
  • высокая смертность от эпидемии инфекционных заболеваний;
  • увеличение числа психических заболеваний (например, шизофрении);
  • рост числа суицидов (особенно, в развитых странах и странах с переходной экономикой);
  • появление новых смертоносных инфекций (лихорадка Эбола, MERS, короновирус).

Среди причин глобальной проблемы здоровья и продолжительности жизни людей на планете, помимо уже названных выше, стоит отметить:

  • недоступность национальных систем здравоохранения для 1 млрд жителей Земли;
  • низкий уровень развития медицины и фармацевтики в развивающихся странах;
  • проблемы в сфере социально-экономических факторов и условий, определяющих жизненный уровень и состояние здоровья людей (условия жизни, труда и быта; реальная заработная плата; продолжительность рабочего дня; степень интенсивности труда; степень занятости; уровень и характер питания; жилищные условия; состояние и доступность медицинских услуг);
  • высокие цены на лекарственные препараты и лечение в ряде стран;
  • коммерческая, а не гуманистическая ориентация фармацевтических компаний;
  • слабая социальная политика и политика в области здравоохранения в ряде стран;
  • табакокурение, алкоголизм и наркомания;
  • ожирение в результате питания дешевыми высококалорийными продуктами (фаст-фуд) и влияния вредных пищевых добавок (ингредиенты с индексом «Е»);
  • распространение гиподинамии [2].

Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что такое здоровье? Как определить, в каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить.

Цель работы: изучение методик помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.

  1. Исследовать теоретический материал: понятие «здоровье», виды здоровья; компоненты состояния здоровья; критерии и признаки здоровья; методы, позволяющие оценить состояние здоровья.
  2. Провести диагностику состояния членов своей семьи по методикам:
  1. Оценка состояния здоровья с использованием различных подходов (по формуле Р.М. Баевского);
  2. Самооценка состояния (тест Л.Х. Гаркави и соавторы);
  3. Самооценка состояния здоровья (по В.П. Войтенко);
  4. Качество нашей жизни (тест);
  5. Экспресс – оценка здоровья с помощью психологического теста.
  6. Сделать вывод по полученным данным о состоянии здоровья моей семьи.

Здоро́вье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ) [3].

Здоровье — это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде [4].

Здоровье также определяется как:

— динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.

— конкретное, качественно специфическое состояние человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.

По В.П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь [5].

Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.И. Брехман,1987) [1].

Основные виды Здоровья:

1. Физическое здоровье.

Естественное состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех органов.

2. Нравственное здоровье.

Определяется моральными принципами. Отличительными чертами морального здоровья человека являются: отношение к труду, отказ от вредных привычек (курение, наркотики, алкоголь), которые противоречат нормальному образу жизни.

3. Психологическое здоровье.

Зависит от состояния головного мозга.. Характеризуется уровнем и качеством внимания, памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитие волевых качеств, умением здраво оценивать разные жизненные ситуации ( как сложные, так и простые), и в критических ситуациях.

Психическое здоровье человека составляет основу его социальной деятельности и жизнедеятельности организма. Как утверждают ученые, физическое здоровье и психическое состояние неразрывны и взаимосвязаны.

О состоянии психического здоровья можно судить по двум признакам: первый – отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений (неврозов), причиной которых обычно являются длительные отрицательные эмоции, а также психологические стрессы, возникающие либо в ситуациях угрозы, опасности, обиды, либо в связи с информационной перегрузкой; второй – наличие резервов психических возможностей, благодаря которым

человек может преодолеть неожиданные стрессы, возникающие в экстремальных ситуациях.

Здесь определяющим фактором является, то насколько мы уверены в себе, как мы определили свой жизненный путь, как мы можем ответить на простые вопросы: Цель в жизни? Во что мы верим? Что хотим в своей жизни?

5.Социальное здоровье — это как мы ведем себя в обществе.

Это умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях, уметь контролировать эмоции, не поддаваться на провокации.

Перепады настроения, депрессии, или всплески эйфории от каких-то приятных моментов в жизни, пессимизм — все это оказывает влияние на наше здоровье [6].

Состояние здоровья оценивается по его основным компонентам: соматическому (физическому) и социально — психологическому.

Соматический компонент подразумевает совершенство регуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию

к окружающей среде.

Социально — психологический компонент определяет состояние психической сферы человека, систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (В.Л. Казначеев, 1996).

Главные критерии здоровья : сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма.

Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья):

1. Уровень и гармоничность физического развития.

2. Функциональное состояние организма, резервные возможности

основных физиологических систем.

3. Уровень неспецифической резистентности иммунологической защиты.

4. Уровень морально — волевых и ценностно-мотивационных установок.

5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития.

6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья). Организм может находиться в одном из нескольких состояний: здоровье, состояние предболезни, болезнь [1].

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследование проводилось в январе 2020 года. Объектом исследования стал сам автор данной работы и его семья.

1. Оценивание состояния здоровья с использованием различных подходов . Определение коэффициента здоровья (КЗ) по модифицированной формуле Р.М. Баевского [1].

Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские,

Методом измерения определяем рост, массу тела, частоту сердечных сокращений,

систолическое и диастолическое давление в покое, определяем коэффициент здоровья (КЗ) по формуле:

КЗ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009М + 0,004П –

где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,

САД — систолическое артериальное давление,

ДАД — диастолическое артериальное давление,

В — возраст в годах,

М — масса тела в кг,

П — пол (мужской — 1, женский — 2),

Полученные данные сравниваем с данными таблицей 1, делаем вывод.

Оценка функционального состояния системы кровообращения

Источник

Adblock
detector