Оценка состояния здоровья (коэффициент здоровья)
По данным отечественных и зарубежных авторов до 30-50% старших дошкольников имеют срыв адаптации в виде нейровегетативных, психоневрологических нарушений, учащения респираторных заболеваний. Несостоятельность адаптационных процессов в детском возрасте служит ранним признаком и причиной патологии в последующие возрастные периоды.
Оценка АП позволяет выделить группу детей с разным уровнем здоровья и определить потенциальную способность организма адаптироваться к режиму дня и физическим нагрузкам. Помогает выявить величину и направленность изменения здоровья, физической тренированности при динамическом наблюдении, определить характер рекомендаций и необходимых мероприятий.
Согласно концепции P.M. Баевского (1997), диагностика здоровья должна базироваться на оценке адаптационно — приспособительной деятельности организма. В качестве критерия адаптационных возможностей детей с различными показателями функционального состояния основных систем и органов, резистентности и реактивности организма определяется коэффициент здоровья (КЗ), который вычисляется по формуле:
где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,
САД — систолическое артериальное давление,
ДАД — диастолическое артериальное давление,
В — возраст в годах,
М — масса тела в кг,
П — пол (мужской — 1, женский — 2),
Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские,
ростомер. Ход выполнения работы: измерить рост, массу тела, частоту
сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление в покое.
На основе данного подхода P.M. Баевский разработал классификацию функциональных состояний (или уровней адаптивных возможностей),
обозначенных как адаптационный потенциал (АП).
Классификация включает 10 градаций, ее упрощенный вариант состоит из
следующих 4 градаций:
1. Состояние удовлетворительнойадаптации организма к условиям окружающей среды при высоких или достаточных функциональных
2. Состояние напряжения адаптационных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов;
3. Неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды при сниженных функциональных возможностях организма;
4. Срыв адаптации, сопровождающийся резким снижением функциональных возможностей организма.
В зависимости от значения коэффициента здоровья ребенок может быть отнесен к одной из 4-х групп по степени адаптации; чем выше условный балл, тем выше вероятность развития патологических состояний.
Чтобы распределить обследуемых по классу функциональных
состояний, используется следующая шкала: удовлетворительная адаптация
пороговые значения АП не более 2.1 балла; напряжение механизмов
адаптации — 2.11 — 3.2 балла; неудовлетворительная адаптация — 3.21 — 4.3
балла; срыв адаптации — не менее 4.31 балла (Дормешкина С.Г., 2011).
Пробы с задержкой дыхания (проба Штанге)
Пробы с задержкой дыхания позволяют оценить состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем и свидетельствуют о степени напряжения регуляторно-приспособительных механизмов.
Измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха. При этом рот должен быть закрыт и нос зажат пальцами. Здоровые люди задерживают дыхание в среднем на 40-50 с; спортсмены высокой квалификации — до 5 мин, а спортсменки- от 1,5 до 2,5 мин.
С улучшением физичeской подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расцениваете (с учетом других показателей), как улучшение подготовленности (тренированности) спортсмена.
Проба Генчи
После неглубокого вдоха сделать выдох и задержать дыхание. У здоровых людей время задержки дыхания составляет 25-30 с. Спортсмены способны задержать дыхание на 60-90 с. При хроническом утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.
Значения проб Штанге и Генчи увеличивается, если вести наблюдения постоянно, в динамике.
Одним из показателей оптимальной двигательной активности младших школьников можно считать индекс физического развития. Индексы это численные соотношения между отдельными парами или даже несколькими антропометрическими признаками. В настоящее время известно много индексов и коэффициентов, которые используются для оценки гармоничности телосложения.
Индекс массы тела Кетле II применяется для оценки гармоничности телосложения детей младшего школьного возраста.
Вычисляется индекс Кетле по следующей формуле:
ИМТ = Масса / (рост)2,
где: масса тела измеряется в кг, рост — в метрах.
В таблице 3 приведены индексы гармоничности телосложения:
-при 17 усл. единиц телосложение считается нормальным,
-при 17 — избыточным.
Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы к дозированной
физической нагрузке (индекс Руфье).
Сначала у испытуемого измеряется пульс (ЧСС) в спокойном положении сидя около 10 минут. После этого под удары метронома испытуемый выполняет 20 глубоких приседаний за 30 сек с вытянутыми вперед руками. Затем он садится на стул; фиксируется значение пульса за первые 10 сек (ЧСС) и последние 10 сек (ЧСС) первой минуты восстановительного периода. Индекс Руфье рассчитывается по следующей формуле: (44 (Р1+Р2+РЗ) — 200) /10
Источник
Оценка состояния здоровья
Данная работа посвящена изучению методик, помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.
Выбранная тема является актуальной, глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что понимается под здоровьем? В каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить?
Автор постарался собрать теоретический материал о здоровье, его видах, признаках. Автору удалось найти и изучить литературу о методах, позволяющих оценить состояние здоровья, и провести диагностику состояния здоровья членов своей семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_sostoyaniya_zdorovya_kostyleva_a._7a_1.docx | 430.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»
город Дзержинск, Нижегородская область
IX городская научно-практическая конференция
Оценка состояния здоровья
Автор работы: Костылева Александра
Дмитриевна, ученица 7 «А» класса
Руководитель: Дубровина Наталья Викторовна,
учитель биологии высшей категории
Введение _______________________________________________ 3
Обзор литературы ________________________________________ 5
Методика проведения исследования _________________________ 7
Результаты исследований и их обсуждение __________________ 10
Выводы и рекомендации _________________________________ 14
Литература _____________________________________________ 15
Приложение _____________________________________________ 16
Если ты достаточно разумен, то
стоит позаботиться о своем здоровье,
ибо здоровье — это не все, но без здоровья
Глобальная проблема здоровья и долголетия во многом является производной от других глобальных проблем, вызывающих заболевания, способствующих их распространению, сокращающих трудоспособный и репродуктивный возраст человека и продолжительность его жизни. К таковым можно отнести:
- ухудшение экологической ситуации, истощение ресурсов и ухудшение их качества;
- демографический взрыв и перенаселение в ряде развивающихся стран;
- недостаток продовольствия и его низкое качестве, голод и недоедание;
- урбанизация и растущий уровень факторов стресса.
Глобальная проблема состояния здоровья сегодня конкретизируется по ряду следующих аспектов :
- высокая детская смертность и небольшая продолжительность жизни (до 60 лет);
- высокая детская смертность от недоедания и болезней, которые могут быть предотвращены;
- растущая динамика смертности от так называемых «болезней цивилизации» (сердечно-сосудистые заболевания, хронические заболевания легких и т.д.) и заболеваний с неинфекционной этиологией (рак, диабет и т.д.): более 36 млн человек ежегодно;
- зависимость смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, признанной самой частой причиной смертности людей за Земле, от уровня доходов населения: свыше 80% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний приходится на страны со средним и низким уровнем дохода на душу населения;
- растущая смертность от инфекционных заболеваний;
- быстрое распространение СПИДа;
- высокая смертность от эпидемии инфекционных заболеваний;
- увеличение числа психических заболеваний (например, шизофрении);
- рост числа суицидов (особенно, в развитых странах и странах с переходной экономикой);
- появление новых смертоносных инфекций (лихорадка Эбола, MERS, короновирус).
Среди причин глобальной проблемы здоровья и продолжительности жизни людей на планете, помимо уже названных выше, стоит отметить:
- недоступность национальных систем здравоохранения для 1 млрд жителей Земли;
- низкий уровень развития медицины и фармацевтики в развивающихся странах;
- проблемы в сфере социально-экономических факторов и условий, определяющих жизненный уровень и состояние здоровья людей (условия жизни, труда и быта; реальная заработная плата; продолжительность рабочего дня; степень интенсивности труда; степень занятости; уровень и характер питания; жилищные условия; состояние и доступность медицинских услуг);
- высокие цены на лекарственные препараты и лечение в ряде стран;
- коммерческая, а не гуманистическая ориентация фармацевтических компаний;
- слабая социальная политика и политика в области здравоохранения в ряде стран;
- табакокурение, алкоголизм и наркомания;
- ожирение в результате питания дешевыми высококалорийными продуктами (фаст-фуд) и влияния вредных пищевых добавок (ингредиенты с индексом «Е»);
- распространение гиподинамии [2].
Как сохранить свое здоровье?! Что для этого надо знать? Что такое здоровье? Как определить, в каком состоянии оно находится у нас, чтобы понять, как его сохранить.
Цель работы: изучение методик помогающих оценить состояние здоровья с использованием различных подходов.
- Исследовать теоретический материал: понятие «здоровье», виды здоровья; компоненты состояния здоровья; критерии и признаки здоровья; методы, позволяющие оценить состояние здоровья.
- Провести диагностику состояния членов своей семьи по методикам:
- Оценка состояния здоровья с использованием различных подходов (по формуле Р.М. Баевского);
- Самооценка состояния (тест Л.Х. Гаркави и соавторы);
- Самооценка состояния здоровья (по В.П. Войтенко);
- Качество нашей жизни (тест);
- Экспресс – оценка здоровья с помощью психологического теста.
- Сделать вывод по полученным данным о состоянии здоровья моей семьи.
Здоро́вье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ) [3].
Здоровье — это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде [4].
Здоровье также определяется как:
— динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.
— конкретное, качественно специфическое состояние человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.
По В.П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь [5].
Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации (И.И. Брехман,1987) [1].
Основные виды Здоровья:
1. Физическое здоровье.
Естественное состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех органов.
2. Нравственное здоровье.
Определяется моральными принципами. Отличительными чертами морального здоровья человека являются: отношение к труду, отказ от вредных привычек (курение, наркотики, алкоголь), которые противоречат нормальному образу жизни.
3. Психологическое здоровье.
Зависит от состояния головного мозга.. Характеризуется уровнем и качеством внимания, памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитие волевых качеств, умением здраво оценивать разные жизненные ситуации ( как сложные, так и простые), и в критических ситуациях.
Психическое здоровье человека составляет основу его социальной деятельности и жизнедеятельности организма. Как утверждают ученые, физическое здоровье и психическое состояние неразрывны и взаимосвязаны.
О состоянии психического здоровья можно судить по двум признакам: первый – отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений (неврозов), причиной которых обычно являются длительные отрицательные эмоции, а также психологические стрессы, возникающие либо в ситуациях угрозы, опасности, обиды, либо в связи с информационной перегрузкой; второй – наличие резервов психических возможностей, благодаря которым
человек может преодолеть неожиданные стрессы, возникающие в экстремальных ситуациях.
Здесь определяющим фактором является, то насколько мы уверены в себе, как мы определили свой жизненный путь, как мы можем ответить на простые вопросы: Цель в жизни? Во что мы верим? Что хотим в своей жизни?
5.Социальное здоровье — это как мы ведем себя в обществе.
Это умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях, уметь контролировать эмоции, не поддаваться на провокации.
Перепады настроения, депрессии, или всплески эйфории от каких-то приятных моментов в жизни, пессимизм — все это оказывает влияние на наше здоровье [6].
Состояние здоровья оценивается по его основным компонентам: соматическому (физическому) и социально — психологическому.
Соматический компонент подразумевает совершенство регуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию
к окружающей среде.
Социально — психологический компонент определяет состояние психической сферы человека, систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (В.Л. Казначеев, 1996).
Главные критерии здоровья : сбалансированность, уравновешенность, компенсированность свойств и качеств организма.
Важнейшие элементы здоровья (признаки здоровья):
1. Уровень и гармоничность физического развития.
2. Функциональное состояние организма, резервные возможности
основных физиологических систем.
3. Уровень неспецифической резистентности иммунологической защиты.
4. Уровень морально — волевых и ценностно-мотивационных установок.
5. Уровень компенсации имеющегося заболевания или дефекта развития.
6. Соотношение факторов риска и факторов благополучия (прогноз здоровья). Организм может находиться в одном из нескольких состояний: здоровье, состояние предболезни, болезнь [1].
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследование проводилось в январе 2020 года. Объектом исследования стал сам автор данной работы и его семья.
1. Оценивание состояния здоровья с использованием различных подходов . Определение коэффициента здоровья (КЗ) по модифицированной формуле Р.М. Баевского [1].
Оборудование: секундомер, тонометр, калькулятор, весы медицинские,
Методом измерения определяем рост, массу тела, частоту сердечных сокращений,
систолическое и диастолическое давление в покое, определяем коэффициент здоровья (КЗ) по формуле:
КЗ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009М + 0,004П –
где ЧСС — частота сердечных сокращений за 1 минуту,
САД — систолическое артериальное давление,
ДАД — диастолическое артериальное давление,
В — возраст в годах,
М — масса тела в кг,
П — пол (мужской — 1, женский — 2),
Полученные данные сравниваем с данными таблицей 1, делаем вывод.
Оценка функционального состояния системы кровообращения
Источник