Меню

Определение физическое здоровье дошкольника

Физическое здоровье дошкольников.


Нечитайлова Арина Антоновна

Движение — это жизнь.

Ничто так не истощает и не

ослабляет, как продолжительное
физическое бездействие.

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми, жизнерадостными, а, значит, и здоровыми.

В уставе Всемирной организации здравоохранения этот термин раскрывается так: «Здоровье есть состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Что мы понимаем под психическим, физическим и социальным здоровьем?

Физическое здоровье – это высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого — нормальная работа всех органов и систем организма.

Под психическим здоровьем следует понимать уверенность в себе, основанную на умении управлять своими чувствами и мыслями.

В понятие «социальное здоровье» входит: стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.

Из определения здоровья Всемирной организации здравоохранения следует, что человек здоров только тогда, когда все эти три фактора присутствуют в жизни человека в совокупности.

Остановимся на физическом здоровье детей.

В настоящее время многие родители огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей. Как показывает практика, очень часто родители недооценивают роль движений в жизни своего ребёнка. А ведь двигательная активность является жизненно необходимой, биологической потребностью детского организма. Исследования показали, что движения благотворно влияют на развитие всех систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и др. Движение — основное проявление жизни и, в то же время, средство гармоничного развития личности.

Мы живем в век научно-технического прогресса. Нам не надо носить воду, колоть дрова, как нашим бабушкам и дедушкам, белье стирают машины-автоматы, у нас появилось больше свободного времени, и многие из нас устремили свои взгляды к мониторам телевизоров и компьютеров, забывая о том, что движение – это предупреждение разного рода болезней. А дети – это наше отражение, они поступают так же как взрослые. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Ребёнку, особенно в дошкольном возрасте, необходимо много двигаться. А заботливые мамы стараются усадить своё чадо в коляску или санки вместо прогулки пешком. По дороге в детский сад стараются подъехать на автобусе одну – две остановки или везут ребёнка на машине, тем самым, сокращая количество движений себе и ребёнку. Часто за делами родители забывают поиграть с ребёнком, а, может быть, просто не придают значения движениям в жизни ребёнка или не умеют играть в подвижные игры.

Необходимо создать условия ребенку для развития движений:

1) правильно подбирать одежду и обувь;

2) больше гулять, давать детям возможность играть и заниматься на детских площадках;

3) больше ходить пешком;

4) организовывать движения дома;

5) следить за осанкой — залогом здоровья;

6) обратите внимание на стопу , не успокаивайтесь, если врач-ортопед сказал вам,
что у вашего ребенка все в порядке. Следуйте следующим правилам: Правильно подбирайте обувь (должен быть низкий каблучок). Реже надевайте ребенку резиновые сапоги, (ноги потеют, мышцы стопы расслаблены). Сделайте стельки с супинаторами (2-3 пары) Научите ребенка мыть ноги перед сном теплой водой с мылом и обливать прохладной или холодной.

7) не наказывайте детей углом . Это физическое наказание. Вы сами можете убедиться в этом, проделав следующий опыт: попробуйте вытянуть руку вперёд и отметьте время, в течение которого вы не будете испытывать никаких ощущений. Это займет не более 10 минут. После этого запомните ощущение в мышцах поднятой руки. А наказанный ребенок чувствует это во всех мышцах. Ребенок, поставленный в угол, через 5 минут, а слабые дети и раньше, начинает переминаться с ноги на ногу или прижмется к стене. Отсюда и нарушения осанки!

8) Воспитывайте привычку к здоровому образу жизни !

Источник

Доклад «Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста»
материал на тему

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx 20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Ручеек»

Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста

Выступление на ГМО подготовила: воспитатель Панькина О.И.

В последнее время, как в детском саду, так и в семье уделяется большое внимание сенсорному и умственному развитию детей. Однако сложилось так, что физическое развитие в силу каких-то причин отошло на второй план, хотя именно высокий уровень физического развития детей – одно из важнейших условий благополучного психологического развития подрастающего поколения. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок в это время продолжает прибавлять в весе и расти (хотя и не так быстро, как после рождения), поэтому стоит уделить внимание привитию элементарных гигиенических навыков, формировать двигательную активность, а также проводить с детьми всевозможные закаливающие процедуры. Важно помнить, что все недочеты и пробелы в физическом развитии ребенка в дальнейшем исправить намного трудней, чем сформировать их изначально. Двигаясь динамично, ребенок развивает упорство и волю в преодолении трудностей, познает окружающую действительность, учится быть самостоятельным. Физическая активность помогает малышу снять нервное перенапряжение и позволяет детской психике работать уравновешенно и гармонично. Полноценность физического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит от владения им разнообразными движениями. Нам, взрослым, необходимо по мере возможностей разнообразить двигательный опыт детей. При этом необходимо учитывать уровень готовности детского организма к разнообразным физическим нагрузкам. Не стоит забывать, что костная система дошкольника очень подвижна и хрупка, поэтому необходимо следить за правильной осанкой ребенка во время занятий, а также за положением его тела во время ночного и дневного сна. Известно, что систематические занятия физической культурой повышают иммунитет детей, что впоследствии повышает сопротивляемость организма к различным инфекционным и простудным заболеваниям. Поэтому так важно с самого раннего возраста приучать детей принимать воздушные и солнечные ванны, систематически проводить всевозможные водные процедуры. Если выполняя все эти условия, то бесконечные простудные заболевания останутся в прошлом. Общее самочувствие, работа легких и эндокринной системы, сердца и сосудов, функции пищеварения и теплообмена значительно улучшатся, если ребенок будет уделять двигательной активности и спорту не менее двух часов в день. Помимо специальных комплексов упражнений не стоит забывать о столь любимых ребятами подвижных играх. Важно помнить, что даже в самую любимую игру детям надоест играть, если играть в нее постоянно. Нужно осваивать новые игры. Использовать разнообразные материалы: обручи, кегли, скамеечки, кубики и т. п. Все это поддерживает интерес к игре и вносит разнообразие, а также помогает усложнить двигательные задания. Ребенок 3 – 7 лет в силу возрастных особенностей довольно активен и подвижен. Поэтому обеспечивая дошкольнику физическое развитие, нет необходимости стимулировать его активность. Достаточно лишь направить ее в нужное русло. Очень важно грамотно подобрать комплекс физических упражнения таким образом, чтобы малышу были интересны занятия. Для здоровья ребенка в этом случае важно, чтобы занятия спортом не носили изнурительный характер. Для того, чтобы обеспечить правильное физическое развитие дошкольника необходимо помнить, что физкультура предпочтительнее спорта, по крайней мере, в возрасте до шести лет. В дошкольном возрасте полезны более простые упражнения. Это очень важно, ведь благодаря регулярной двигательной активности происходит стимуляция умственного развития. Детям от 4 до 6 лет стоит заниматься такими видами спорта: легкая атлетика; теннис; спортивное ориентирование; плавание; гимнастика. Дети дошкольного возраста нуждаются в особой заботе. У них ускоренный обмен веществ, поэтому очень важно следить за их питанием. В нашем детском саду неотъемлемой частью педагогической работы является охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование двигательной функции организма ребенка и его полноценному физическому развитию. В комплекс обязательных физкультурных мероприятий входят: утренняя гимнастика, физкультурные занятия (в группе и на свежем воздухе, физкульт минутки (в перерыве между занятиями, гимнастика после сна, подвижные и спортивные игры, прогулки, спортивные праздники и досуги. Для эффективного и качественного результата в работе с детьми, мы создаем нашим воспитанникам необходимые условия. Ведь для того, чтобы физкультурные занятия стали действительно интересными, развивающими, увлекательными, познавательными, приходится использовать разные нетрадиционные методы и приемы:

• подвижные игры с элементами театрализации;

• точечный массаж и дыхательная гимнастика;

• пальчиковые и речевые игры;

• игры, которые лечат;

• мимическая гимнастика и другие. Введение нетрадиционных форм оздоровления во все занятия позволяет увеличить плотность занятий и работоспособность дошкольников. К тому же, используя каждый раз что-то новое (музыку, движение, текст, мы не только повышаем заинтересованность детей, но и развиваем их познавательные способности. Регулярное применение нетрадиционных форм оздоровления развивает у детей творческие способности. А использование психогимнастики, веселого тренинга, танцетерапии помогает снять эмоциональное напряжение и повысить работоспособность воспитанников на занятии. Дети с удовольствием играют в подвижные игры, где обыгрывают фрагменты сказок, придумывают героям разные спортивные упражнения. Очень нравятся детям речевые и пальчиковые игры, где они не только проговаривают текст, но и обыгрывают сюжет, закрепляют силу голоса — «громко», «тихо», «тише», «громче». Нашим воспитанникам нравятся не только занятия, но и гимнастика, где дети разучивают комплекс упражнений под энергичную музыку, которая с утра поднимает настроение и работоспособность детей. Хотелось бы отметить не только успехи наших воспитанников, но и успешное включение в оздоровительную деятельность их родителей. Планомерно систематически проводятся с родителями воспитанников родительские собрания, консультации, анкетирование, КВНы, выставляются папки-передвижки, обновляется информация для родителей в «уголке здоровья». Традиционно проводятся спортивные праздники с родителями и детьми: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Сильным, ловким вырастай», «День защитника Отечества» и другие. Таким образом, организация оздоровления в д/с снизила заболеваемость детей и оказала благоприятное воздействие на психологический климат. Однако, наш педагогический коллектив продолжает работать в этом направлении, мы в поиске новых путей их решения.

1. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». — М.,2004.

2. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». – М., 2005.

3. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М., 2005.

Источник

Здоровье ребёнка – основа его гармоничного развития
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Физическое и душевное благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_rebyonka.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

основа его гармоничного

Здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия. Оно достигается тем, что человек должен определить и реализовать свои стремления, удовлетворить потребности, изменить свою окружающую среду или адоптироваться к ней.

Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.

Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности.

Физическое и душевное благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая, безусловно, задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и, в конечном счете, привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.

Программа комплексной оценки здоровья дошкольника строится на следующих показателях.

I. Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.

1. Физическое развитие:

— оценка физического развития;

II. Показатели состояния систем организма (опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др.).

III. Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка.

1. Психический статус:

2. Вегетативный статус.

— Анализ острой заболеваемости.

3. Социально-биологический статус.

— Анализ социальных и биологических факторов.

4. Анализ факторов риска.

Определение исходных показателей состояния здоровья

и психического развития детей .

В комплекс антропометрических показателей, регистрируемых медицинским персоналом дошкольного учреждения, включены определения длины и массы тела, а также индексов: отношений длины тела к возрасту, массы тела — к возрасту и массы — к длине. Последний показатель отражает гармоничность физического развития ребенка. Наличие этих параметров обеспечивает возможность их сравнения с международными стандартами, показателями по таблицам, периодически издающимися Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Рациональная организация двигательной активности детей.

Основную особенность составляет преобладание циклических, прежде всего беговых (скорость для детей 1,0-1,2 м/сек, т.е. два коротких шага в секунду) упражнений и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, лыжи, велосипед и т.п.) во всех видах двигательной активности детей как способа тренировки и совершенствования общей выносливости — наиболее ценного оздоровительного качества. Эти упражнения составляют основное содержание утренней зарядки, ежедневных занятий по физическому воспитанию, двух обязательных прогулок, физкультминуток на занятиях другими видами деятельности и т.д. Важнейшим и основным разделом занятий по физической культуре и прогулок являются подвижные игры с циклическими упражнениями, а у детей старшего дошкольного возраста — и элементы спортивных игр и упражнений. При выполнении всех этих движений необходимо создавать условия для возникновения положительных эмоций у детей, что достигается, в частности, музыкальным сопровождением всех занятий по физической культуре, проводимых в зале, и ряда занятий на открытом воздухе и прогулок.

Система эффективного закаливания детей.

Научным обоснованием этого раздела программы является подход к закаливанию как к тренировке системы терморегуляции.

Основное правило ее использования — соответствие погоде на данное время дня. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений.

Другим обязательным условием закаливания является поддерживание определенной температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18 — +20° С, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний. Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком, при соблюдении постепенности в его интенсивности и продолжительности.

Таким образом, правильное использование теплозащищающих свойств одежды, регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком — все это условия эффективного закаливания.

Циклические упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной неперегревающей, не стесняющей движений одежде на занятиях по физической культуре и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.

Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств

и методов, используемых в ДОУ.

Задачей психокоррекции является купирование (прерывание своевременным лечением) нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы:

— выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;

— применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;

— обеспечение условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей;

— создание благоприятного психологического климатами ДОУ и по возможности в семье;

— организация специальной игровой комнаты в ДОУ для проведения индивидуально-подгрупповой психокоррекционной работы.

Обеспечение рационального питания детей.

1. Ассимилирует пищу не только поглощающий ее организм, но и населяющие его пищеварительный тракт бактерии-симбионты, поэтому приток нутриентов (питательных веществ) формируется как за счет их извлечения из пищи, так и благодаря метаболической деятельности организма-хозяина и бактерий-симбионтов.

2. Нормальное питание обусловлено несколькими потоками питательных и регуляторных веществ.

3. Важнейшими компонентами пищи являются не только нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы), но и балластные вещества, поэтому в рацион питания людей, включая и детей дошкольного возраста, должны вводиться в большом объеме растительные волокна и клетчатка при ограниченном потреблении рафинированных (искусственно приготовленных) продуктов.

Питание является основным фактором, влияющим на детский организм, необходимо создать специальные условия для приема пищи: правильно организовать режим питания, правильно количественно и качественно распределить пищу на отдельные приемы и организовать культуру поведения детей за столом.

Рациональное питание требует правильной организации его и в домашних условиях. Дома ребенок получает ежедневно ужин, который должен согласовываться с меню детского сада. В домашних условиях ребенок питается в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей, а также в период болезни.

Прежде всего, родители должны знать и соблюдать режим питания, принятый в детском саду, как по кратности приемов пищи, так и длительности интервалов между ними. Не следует давать детям бутерброды, сладости между приемами пищи — это может нарушить ритмическую деятельность пищеварительных органов, а также вызвать снижение аппетита.

Правильное питание в семье может внести еще большее разнообразие в рацион ребенка, дома можно приготовить то блюдо, которое ему нравится. Важно только, чтобы родители знали, какие продукты более полезны в детском возрасте.

Другим вопросом, требующим разъяснения, является суточный набор продуктов и их количество. Родители должны знать, какие продукты следует в обязательном порядке использовать в питании детей каждый день, какие реже. Следует обратить внимание родителей на важность соблюдения суточной нормы молока (500 г), мяса (100 г), широкого использования овощей, фруктов, сливочного и растительного масла.

Очень важно, чтобы пища, готовящаяся в домашних условиях, была безопасной в плане возникновения желудочно-кишечных заболеваний. В детском саду еда готовится к каждому приему пищи, запрещается использовать остатки от предыдущего кормления (в обед есть то, что не доели за завтраком). Дома же блюда часто готовятся и на 2 дня. В этом случае пищу нужно держать в холодильнике, а перед приемом хорошо прокипятить. Особую осторожность необходимо соблюдать при использовании скоропортящихся продуктов — творога, молока, кефира, сметаны, сосисок, вареных колбас. Молочные продукты должны реализоваться строго в соответствии с датой, проставленной на их упаковке. Не следует покупать в магазине колбасу, творог, сметану более чем на 2 дня. Прежде чем дать что-либо ребенку, родители должны сами попробовать продукт.

Детям особенно полезны овощи, содержащие водорастворимые витамины С, группы В, фолацин, минеральные вещества (натрий, калий, кальций, железо, фосфор), микроэлементы, бактерицидные вещества, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Овощи не следует очищать и нарезать заблаговременно, их подготавливают непосредственно перед варкой или употреблением в сыром виде. Обрабатывают овощи ножами из нержавеющей стали. При варке супов, щей, борщей закладываются не сразу все овощи, а последовательно, в соответствии со сроками их варки. Закладывают овощи в кипящую воду или бульон и варят на небольшом огне в посуде, накрытой крышкой. При этом меньше разрушаются витамины.

Создание условий для оздоровительных режимов детей.

Теоретическим обоснованием необходимости выполнения определенного распорядка для ребенка является биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов в живых организмах. Именно наличие цикличности в деятельности всех физиологических систем, биохимических процессах и проявлениях психических функций создает возможности для совершенной адаптации в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, что особенно важно для растущих организмов.

Решение проблем медицинской экологии .

Медицинская экология рассматривает проблемы влияния факторов внешней среды на здоровье человека. В комплекс внешнесредовых факторов входят воздух, почва, вода, питание, тепло, свет, одежда, жилище, шум, радиация и т.д. Персоналу ДОУ следует учитывать влияние всех этих воздействий при реализации оздоровительной программы.

Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между человеком и окружающей его средой, поэтому насущная практическая задача работников ДОУ и родителей заключается в поиске и разработке именно такого подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление.

Источник

Читайте также:  Вред полистирола для здоровья человека
Adblock
detector