Сибирский психологический журнал
«Сибирский психологический журнал» является научно-практическим периодическим изданием, публикует оригинальные статьи по различным отраслям психологии. Адресован профессионалам в области психологии, педагогики и других наук о человеке.
Тематика журнала:
« Сибирский психологический журнал» публикует теоретические и экспериментальные работы по общей психологии, психологии личности, истории психологии, педагогической психологии, психологии индивидуальных различий, клинической психологии и социальной психологии.
О трасли науки и/или группы специальностей научных работников в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени
19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии
19.00.07 — Педагогическая психология
19.00.04 — Медицинская психология
19.00.05 — Социальная психология
19.00.13 — Психология развития, акмеология
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ( Свидетельство ПИ N 77-12789 от 31 мая 2002 г. ). Международным центром ISSN (Париж, Франция) 04 января 2003 года журналу присвоен международный стандартный номер для сериальных изданий (International Standard Serial Number): ISSN 2411-0809 (Online) , ISSN 1726-7080 (Print)
Наш журнал входит в «Перечень российских рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». (По состоянию на 26.12.2019 г.)perechen-vak_na-26-dekabrya-2019-g.pdf
« Сибирский пси хологический журнал » (SIBERIAN JOURNAL OF PSYCHOLOGY) индексируется в БД Web of Science Core Collection’s Emerging Sources Citation Index, Scopus.
Сибирский психологический журнал включён в международную базу данных ERICH PLUS (The European Reference Index for the Humanities and the Social Sciences).
Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Информация о публикациях в журнале регулярно по установленной форме поставляется в систему РИНЦ.
Официальные языки журнала: русский и английский.
Все публикации осуществляются на некоммерческой основе, т.е. авторы не платят за публикацию.
Сибирский психологический журнал распространяется только по подписке, его подписной индекс 54242 в объединённом каталоге «Пресса России». Полнотекстовые версии вышедших номеров можно посмотреть в разделе «Архив»
634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, «Томский государственный университет»,
Факультет психологии
Главный редактор:
Залевский Генрих Владиславович, член-корр. РАО, д-р психол. наук., профессор
Заместитель главного редактора:
Лукьянов Олег Валерьевич, д-р психол. наук, профессор.
Ответственный секретарь редакции журнала:
Алексеевская Екатерина Олеговна
Источник
Адаптивность и здоровье
статья на тему
Актуальным направлением психологического сопровождения обучающихся школ (колледжей, училищей, лицеев) является развитие их адаптивных способностей. В статье дается теоретический анализ литературы, посвященный взаимосвязи адаптивности и здоровья человека. Адаптивные способности являются критериями психологической зрелости молодого человека, определяющими его готовность к решению жизненных задач при сохранении физического, социального и психологического благополучия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnost_i_zdorove.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
Под адаптивностью понимают способность системы (организма, индивида, личности) к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. По определению В.П.Казначеева и Е.В.Трифонова, адаптивность является синонимом «нормы», «здоровья», т.е. адаптивность – оптимальное качество живой системы, при котором обеспечивается устойчивое функционирование на всех уровнях в конкретной экологической среде [7].
По словам А.М.Столяренко, психическая адаптация выступает процессом установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности человека, его поведения, требованиям среды [10].
Под устойчивой адаптацией личности понимают те регуляторные реакции, психическую деятельность, характер отношений, которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных социальных и экологических условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения. Тренированный организм отличается высокой сопротивляемостью, резистентностью к различным неблагоприятным внешним воздействиям, при этом все его системы работают максимально экономно.
По мнению П. С. Граве и М. Р. Шнейдман, человек адаптивен тогда, «когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т.е. когда система работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона» [1, с. 51].
Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внешней среде, протекают плавно, слаженно, экономично, т.е. в зоне «оптимума». Критериями оптимального состояния считают: 1) максимальное проявление функции, включенной в выполняемую деятельность: как наибольшей ее величины (сила), так и наименьшей – быстрота реагирования; 2) адекватность реагирования на стимулирующие воздействия, оптимальные по интенсивности; 3) инерционность оптимального состояния, затрудняющая, с одной стороны, переход на новый режим работы, а с другой – являющаяся механизмом борьбы с помехами, которые сбивают систему с оптимального режима работы [1].
Адаптивные свойства организма человека служат мерой его «надежности» сохранять нормальную жизнедеятельность в неадекватных для него условиях среды. Адаптационный процесс можно рассматривать на разных уровнях его протекания: индивидуальное поведение, межличностные отношения, базовые психические функции, психофизиологическая регуляция, физиологические механизмы обеспечения жизнедеятельности, функциональные резервы организма, здоровье.
Способность человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности, определяют понятием здоровье. Состояние здоровья индивидов определяют как процесс сохранения и развития психических, физических и биологических функций, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Основными признаками здоровья считают: структурную и функциональную сохранность систем и органов человека; индивидуальную приспособляемость к физической и общественной среде; а также сохранность привычного самочувствия [9].
В связи с этим определением понятие здоровья делят на: физическое здоровье – текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма; психическое здоровье – состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера; социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде [9].
В.П. Казначеев также считает, что состояние здоровья оценивают по трем уровням. Соматический уровень подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. Социальный уровень оценивает меру трудоспособности и социальной активности, деятельное отношение к миру. Личностный уровень определяет стратегию жизни человека, его личностную сохранность [7].
В рамках «адаптационной модели здоровой личности», определенной О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатовым, оздоровление понимается как успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим его миром [4]. Для здорового человека оказывается важным полноценное участие в различных видах жизнедеятельности.
Е.А. Евстифеева, М.Н. Калинкин, С.И. Филиппченкова определяют понятие «холическое здоровье» как широкий спектр возможностей самореализации человека. Главными ресурсами человека являются ответственность, мотивационные предпочтения, волевые интенции [6]. Ответственность за себя предполагает желание, мотивацию, способность индивидуума поддерживать стиль поведения, способствующий укреплению здоровья и отказ от дисфункционального образа жизни. По словам
Е.А. Евстифеевой, «ответственность человека за свое здоровье и повышение интервального локуса контроля является главным условием холизма» [6, С.64].
А.И. Воложин и Ю.К.Субботин отмечают, что дезадаптация – «это нарушение возможности перестройки системой или ее элементом своей структуры с целью адаптации к новому фактору среды…» [5, с.33]. При этом по В.И.Лебедеву, психическая дезадаптация наступает при «прорыве» адаптационного барьера, ломке динамических стереотипов в ЦНС, сложившихся в процессе онтогенеза [8].
Длительность адаптационных процессов и особенно резкие напряжения функциональных резервов организма приводят, как правило, к их перенапряжению. Ю.А. Александровский отмечает: если давление на «барьер психической адаптации» усиливается и резервы его исчерпаны, происходит «надрыв барьера», и, как следствие, невротические и соматические нарушения функций организма [2].
Исследования С.И. Филиппченковой показали, что основными факторами профессиональной деятельности, которые приводят к состоянию стресса, повышению уровня синдрома эмоционального выгорания, использованию неконструктивных стратегий совладания являются: высокая эмоциональная напряженность профессиональной деятельности, большое число клиентов, с которыми приходится работать в течение дня, низкая удовлетворенность трудом, типичное эмоциональное состояние в течение дня (напряженность, тревога, озабоченность) и неблагоприятный социально-психологический климат коллектива. Причем последний фактор, по мнению большинства сотрудников, играет наиболее существенную роль в возникновении и развитии профессионального стресса [11].
Таким образом, устойчивость к стрессу является одним из важнейших факторов безопасности личности и сохранения здоровья в экстремальных условиях. Адаптированная психическая деятельность, в том числе профессиональная, является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья.
Здоровье человека и его возможности адаптироваться к новым условиям среды тесто взаимосвязаны. Адаптивные способности, обеспечивают физическое, социальное и психическое благополучие, готовность решать жизненные задачи при сохранении нормальной жизнедеятельности, в т.ч. при неблагоприятных условиях, тем самым выступают показателями психологической зрелости человека.
- Адаптация к профессиональной деятельности/ Физиология трудовой деятельности// А. В. Юревич, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградов и др., – СПб.: Наука, 1993. – С. 209–277.
- Акмеология: Учебник/ Под ред. А. А. Деркача – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650с.
- Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.
- Васильев И.А., Магомед — Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. — М.: Изд-во МГУ, 1991. – 144c.
- Воложин А.И., Субботин Ю.К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. – М.: Медицина, 1998. – 480с.
- Евстифеева Е.А., Калинкин М.Н., Филиппченкова С.И. Холистическое здоровье: реалии и психологический дискурс// Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2007, Т.2. №3. — С.12-14.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, сиб. отделение, 1980. – 192 с.
- Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 431 с.
- Психология здоровья/ Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др.; Под. ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. – 504 с.
- Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология: Учеб.пособие для средних профессиональных учебных заведений. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 382с.
- Филиппченкова С.И. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы: Дис. . канд. психол. наук : Тверь, 2002. — 268 c.
Источник
Определение адаптивности состояния здоровья
- Главная
- Список секций
- Биология
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Актуальностьтемы
1.2. Цель и задачи исследования
1.3. Литературный обзор
1.3.1. Здоровье и адаптивные возможности организма
1.3.2. Классификация функциональных состояний
1.3.4. Стресс, изменения в функционировании систем органов в стрессовых ситуациях
1.4. Методика исследования
1.4.1. Определение состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Мартине
1.4.2. Оценка общего состояния здоровья с помощью теста МПК
1.4.3. Определение стрессоустойчивости организма после нервного и физического напряжения
1.4.4. Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Результаты исследования
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Выводы
3.2. Рекомендации
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Одним из факторов риска для здоровья является стресс, который возникает под влиянием разных факторов среды, предъявляющих организму повышенное требование. Наиболее распространен эмоциональный стресс. Выпускники одиннадцатых классов испытывают колоссальную эмоциональную нагрузку: учебные занятия, выполнение домашнего задания, курсы по подготовке к единому государственному экзамену, самостоятельная работа, внеклассные мероприятия. Всё это приводит к ухудшению функционального состояния организма. В своей работе мы попытались оценить адаптивные возможности организма в начале и конце первого полугодия 2015-2016 учебного года.
Цель: оценить функциональное состояние систем органов выпускников средней школы в условиях постоянной стрессовой ситуации.
Задачи:
Определить состояние сердечнососудистой системы с помощью пробы Мартине.
Оценить общее состояние здоровья с помощью теста МПК (максимального потребления кислорода).
Определить стрессоустойчивость организма после нервного напряжения.
Выявить степень развития дыхательной и сердечнососудистой систем организма.
Сравнить данные, полученные в начале учебного года и в конце первого полугодия.
Объект исследования: выпускники средней школы.
Предмет исследования: функциональное состояние организма в условиях постоянной стрессовой нагрузки.
Гипотеза: если человек испытывает постоянное стрессовое напряжение, то у него изменятся функциональное состояние его систем органов.
Литературный обзор
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, не только отсутствие болезней или физических недугов. Это означает, что здоровье — это такое качественное состояние организма, которое позволяет ему в конкретных климатогеографических, экологических и социальных условиях чувствовать себя с физической, психической, социальной и нравственной точек зрения наиболее комфортно. На оптимальном уровне здоровья у человека в соответствии с возрастными и индивидуальными нормами осуществляются все его физиологические функции, биохимические и поведенческие реакции (рождение, рост и развитие, создание и воспитание потомства, физическая, духовная, профессиональная и социальная адаптация). [1]
Способность организма бороться за поддержание или восстановление здоровья может быть обобщена в термин «адаптационные резервы» — предназначенные для обеспечения:
нормальных жизненных процессов, несмотря на изменения функций организма или во внешней среде;
адаптивных изменений в клеточных структурах, количестве молекул фермента, чтобы достигнуть устойчивой и непрерывной адаптации к хронически действующему раздражителю. [2]
Специфика функционального состояния зависит от множества различных причин. Однако среди многообразия случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний.
При классификации функциональных состояний выделяют 3 группы признаков (критериев):
1. Надежность и цена деятельности.
2. Здоровье человека.
3. Адекватность ответной реакции организма требованиям выполняемой деятельности.
Полноценное выполнение трудового задания предполагает нормальный режим функционирования всех звеньев системы “человек — машина — производственная среда”. Для оценки эффективности работы этой системы в эргономических исследованиях обычно используется понятие “надежность”. Под надежностью в этом случае понимается вероятность выполнения поставленной задачи в течение определенного времени и с допустимой точностью при сохранении в заданных пределах параметров функционирования работающей системы. Критериями надежности являются безотказность, безошибочность и своевременность выполнения необходимых функций каждым элементом работающей системы. Поскольку самым сложным элементом этой системы является человек, то труднее всего разработать критерии надежности и, соответственно, определить условия “надежной” работы именно этого звена.
С этой точки зрения, наиболее важным оказывается понятие цены деятельности. При этом имеется в виду величина физиологических и психологических затрат, обеспечивающих выполнение работы на заданном уровне. Непосредственным следствием оценки этой величины является вывод о степени напряженности деятельности и допустимости затраченных усилий, а также прогноз относительно изменений в уровне надежности функционирования системы.
Использование понятий надежности и цены деятельности служат основанием для создания наиболее общей классификации функциональных состояний. С помощью критериев надежности функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и, в конечном итоге, влияние его на здоровье человека.
Чрезмерное напряжение физиологических и психологических ресурсов человека является потенциальным источником развития различных заболеваний. С этой точки зрения можно выделить нормальные и патологические состояния. Работа с последним классом состояний относится к области медицины. Однако существует обширная группа предпатологических (пограничных) состояний, возникновение которых может привести к болезни. Их специальное выделение и анализ должны привлекать внимание психологов, а также других специалистов, работающих в области оптимизации трудовой деятельности.
Каждое из этих состояний имеет характерное для него физиологическое явление и технико-экономические показатели.
Нормальное состояние означает, что человек находится в благоприятных условиях труда, они не вызывает серьезных изменений в здоровье работника. В этом состоянии расход энергетических веществ не выходит за пределы работоспособности. Но поскольку энергетические ресурсы все равно постоянно используются, то и восстановительная функциональная система находится под непрерывной стимуляцией. Однако процесс возбуждения в этой системе не достигает той силы, которая необходимы для формирования тормозящего блока.
Пограничное состояние формируется при выполнении работ средней тяжести труда. Вследствие значительного расхода энергетических веществ, вышедшего за пределы работоспособности, возбуждения восстановительной функциональной системы имеет такую силу, при которой формируется процесс торможения. Торможение является средством саморегуляции, которая стремится снизить нагрузку на работоспособность на нейрофизиологическом уровне, т.е. уменьшить приток нервных импульсов к нервным центрам, функционирующим во время трудовой деятельности человеческого организма. Вследствие этого требуется больше времени для выполнения рабочей операции. Сама работа характеризуется тем, что накапливаются патологические изменения, но благодаря различным мероприятиям они носят обратимый характер, т.е. с ними можно бороться. Для этого применяют рациональные режимы труда и отдыха, которые позволяют не накапливать усталость и поддерживать работоспособность на высоком уровне. [3]
Повышенная утомляемость и постоянное чувство усталости – распространенные жалобы, предъявляемые пациентами на приемах врачей различных специальностей. Хроническую усталость можно охарактеризовать, как состояние потери активности и способности продолжать какую–либо деятельность. Она влияет на физические и интеллектуальные способности, снижая качество жизни. Пациенты, ощущающие хроническую усталость, часто жалуются на нарушения сна, раздражительность, снижение памяти, внимания, трудность усвоения информации, сексуальные нарушения. Определяющими феноменами состояния хронической усталости являются физиологическое и патологическое утомление.
Физиологическое утомление – это состояние, субъективно ощущаемое как чувство «слабости, вялости», вызываемое тяжелой нагрузкой и характеризующееся пониженной работоспособностью. Оно может быть физическим (мышечным) и нейропсихическим (центральным). Обе формы утомления проявляются при физической и интеллектуальной деятельности, и нельзя отделить одну от другой. Тяжелая физическая работа приводит в первую очередь к мышечному утомлению, а усиленная или монотонная умственная нагрузка вызывает преимущественно утомление центрального типа.
Физическое утомление развивается вследствие таких изменений в скелетной мышце, как опустошение энергетических запасов и накопление молочной кислоты и ионов аммония, что обусловливает снижение работоспособности. Во время фазы восстановления, следующей за физической работой, запасы энергии возобновляются, а молочная кислота и ионы аммония удаляются. Если восстановление запасов энергии и удаление молочной кислоты происходит не полностью, возникает накопление «остаточного утомления».
В процессе дальнейшей активности в условиях остаточного утомления мышца продолжает использовать свои макроэргические субстраты и накапливать конечные продукты метаболизма, что приводит к еще большему нарастанию утомления. Мышечная утомляемость – неспособность мышц поддерживать мышечное сокращение заданной интенсивности – связано с присутствием избытка аммиака, усиливающего анаэробный гликолиз, блокируя выход молочной кислоты. Повышение уровня аммиака и ацидоз лежат в основе метаболических нарушений при мышечной утомляемости. Эти процессы играют определяющую роль в формировании усталости, связанной с физиологическим утомлением.
Нейропсихическое утомление ведет к снижению трудоспособности вследствие нарушений центральной нервной регуляции, связанных, в первую очередь, с функциональным состоянием ретикулярной формации – «энергетическим центром» головного мозга, отвечающим за активное бодрствование. Однако энергетические аспекты, связанные с метаболизмом и «веществами утомления», также очень важны и в случае нейропсихического утомления, так как мозг человека потребляет до 25% всех энергетических ресурсов организма, и его активность постоянно высока как в дневное, так и ночное время (деятельность мозга во сне). При нейропсихическом утомлении происходит замедление процессов передачи информации, ослабление сенсорного восприятия и моторной функции. Нейропсихическое утомление может сопровождаться депрессивными и тревожными реакциями, раздражительностью, эмоциональной подвижностью и снижением психомоторной активности.
Если остаточное утомление в течение длительного времени не компенсируется полным восстановлением, возникает синдром перегрузки. Следом за перегрузкой развивается состояние истощения. Истощение возникает в тех случаях, когда физическая и/или умственная работа, превышающая предел утомления, не прерывается на срок, достаточный для восстановления.
Субъективно ощущаемое чувство утомления – это сигнал о перегрузке центральных регуляторных систем, неудовлетворительном состоянии энергетических ресурсов организма и аутоинтоксикации продуктами метаболизма. Этот сигнал тревоги информирует регуляторные системы мозга о необходимости временного прекращения умственной или физической деятельности.
Длительное утомление, приводящее к истощению, по сути своей является результатом стрессогенного воздействия на организм, вызывающим нарушение функций регуляторных систем – вегетативной, эндокринной и иммунной. Стресс – особое состояние, характеризующееся мобилизацией всех неспецифических, защитных и приспособительных сил, приводящих к повышению устойчивости организма, сохранению его гомеостаза. Возникновение и развитие стресса не зависит от типа повреждающих стрессорных факторов (психических, социальных, болевых), угрожающих гомеостатическому балансу организма. Стресс, если действие стрессора продолжается или повторяется, проходит 3 основные стадии.
Первая стадия тревоги – немедленная мобилизация всех адаптационных и защитных функций организма и подавление других, не играющих значимой роли в условиях действия стрессорного фактора. В этой стадии происходит мобилизация энергетических ресурсов, кардиоваскулярной, дыхательной и других систем. При этом гомеостатические константы могут значительно отклоняться от своего исходного уровня покоя.
При достаточной активности механизмов первой стадии происходит развитиевторой стадии – резистентности, в течение которой происходят дальнейшие метаболические сдвиги, продолжается выброс катехоламинов, повышается продукция глюкагона, снижается выработка инсулина, возрастает продукция соматотропного гормона – пролактина. Если на этой стадии действие стрессорного фактора ослабевает, то вызванные им изменения в организме постепенно нормализуются. Но если стрессорные факторы продолжают действовать, то наступаеттретья стадия – истощения. Падает резистентность организма, что связано с истощением функции коры надпочечников и развитием абсолютной глюкокортикоидной недостаточности. [4]
Методики исследования [5]
Определение состояния сердечно-сосудистой системы с помощью пробы Мартине.
Оценили физическую работоспособность каждого учащегося по приросту пульса после нагрузки в процентах от нормального пульса.
Подсчитайте пульс в спокойном состоянии в течение 1 минуты.
Выполнить приседания за 30 секунд. Снова подсчитать пульс в течение 1 минуты.
Выполнить расчеты. Оценка = Пульс кон – Пульс нач / Пульс нач* 100%
Сравнить с данными таблицы, сделать вывод.
Оценка физических показателей организма по пробе Мартине
Источник