Национальный проект «Здоровье». Справка
Национальный проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырех национальных проектов.
Цели и задачи проекта:
1. Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
2. Повышение доступности и качества медицинской помощи.
3. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
4. Развитие профилактической направленности здравоохранения.
5. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:
Развитие первичной медико-санитарной помощи, которое предусматривает следующие мероприятия: подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров; увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»; укрепление материально-технической базы диагностической службы амбулаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций; профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение ВИЧ-инфицированных; дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок; введение новых программ обследования новорожденных детей; дополнительная диспансеризация работающего населения; оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью: увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи; строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.
В 2008 году в нацпроект «Здоровье» были включены новые мероприятия, направленные на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны:
Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, что поможет ежегодно сокращать смертность в результате ДТП на 2700 случаев, а также снизить инвалидность до уровня 8 тысяч случаев в год. В рамках этого направления запланировано оснащение 1 130 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения санитарным автотранспортом (610 единиц) и медицинским оборудованием (4 182 единиц).
Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями обеспечит снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 1,3 раза (с 325 случаев до 250 случаев на 100 тысяч населения). В рамках этого направления запланировано создание региональных сосудистых центров малоинвазивной хирургии в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Развитие новых высоких медицинских технологий на базе федеральных медицинских учреждений, а также медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что позволит повысить уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи до 70% потребности.
В 2009 году в национальный проект «Здоровье» были включены дополнительно следующие направления:
Формирование у россиян здорового образа жизни. В рамках данного направления Минздравсоцразвития России предполагает провести масштабную информационную кампанию, направленную как на борьбу с алкоголизмом и табакокурением, так и на формирование здорового образа жизни.
Снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза. Программой предусмотрено внедрение современных методов диагностики и профилактики туберкулеза, лечения и реабилитации больных.
В 2006 году на реализацию проекта было выделено 78,98 млрд рублей средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Субъектами РФ и муниципальными образованиями также выделялись значительные дополнительные средства на сопровождение проекта.
В 2007 году на реализацию мероприятий проекта в 2007 году выделялись денежные средства в объеме 131,3 млрд рублей.
В 2008 году расходы по проекту составили 145,8 млрд рублей.
Реализация национального проекта «Здоровье» в 2009-2012 годах предусматривает финансирование в размере 676,8 млрд рублей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник
О денежных выплатах в рамках национального проекта «Здоровье»
Минздрав России подтвердил, что средства на осуществление денежных выплат, установленных в рамках нацпроекта «Здоровье», предусмотрены в объемах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Минздрав России разработал основные показатели реализации субъектами Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и структурных преобразований системы оказания медицинской помощи субъектами Российской Федерации:
В Комментариях к указанным показателям Минздрав России подтвердил, что средства на осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в медицинских организациях, а также медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, предусмотренные в рамках финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, предусмотрены в объемах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и учитывают их увеличение на эти цели, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10. 2012г. № 1074).
В целях заключения соглашений органа государственной власти субъекта Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации о предоставлении финансовых средств для повышения заработной платы разработана форма, состоящая из 1 и 2 таблицы, которые необходимо органам исполнительной власти заполнить и предоставить в Минздрав России в срок, установленный правительственной телеграммой от 6 декабря 2012 г. № 11-12/10/2-4816, до 12 декабря 2012 г.
Установлен график согласования основных показателей реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. № 597.
Источник
Проект «Здоровье» Задачи проекта и целевые объекты финансирования
Основные программные положения проекта сводятся к следующим мерам:
- переход на новые формы оплаты врачей, введение системы материального стимулирования медицинских работников по конечным результатам деятельности.
Правительством определены основные программные положения и целевые объекты финансирования проекта.
Совершенствование организации и повышение размеров оплаты врачей и среднего медицинского персонала
В рамках реализации проекта «Здоровье» планируется повышение заработной платы: терапевтам, педиатрам, врачам общей практики до 15 тыс. руб., другим специалистам первичного звена здравоохранения — до 9 тыс. руб.; среднему медицинскому персоналу до 5—7 тыс.
Заработок врача будет напрямую зависеть от объема и качества услуг. Объем услуг предполагается определять количеством принятых пациентов, включая тех, с кем была проведена профилактическая работа.
В качестве одной из главных мер совершенствования оплаты работников первичного звена здравоохранения в проекте рассматривается перевод их на работу по контракту. Это будет означать, что врач первичного звена в первую очередь обязан наблюдать за состоянием здоровья населения, будет ориентирован на конечный результат своей работы. Переход на контрактную систему представляется также выходом из сложившегося кризисного состояния с оплатой и для специалистов узкого профиля, в частности, для хирургов. Финансирование узкопрофильных специалистов пока остается за региональными бюджетами в отличие от специалистов широкого профиля, на повышение оплаты которых выделяются средства из федерального бюджета. В 2007 г. обший объем финансирования составил 17,7 млрд руб.
Обеспечение доступности высоких медицинских технологий. Оснащение новым диагностическим оборудованием
Поставлена задача в 2006—2009 гг. оснастить новым диагностическим оборудованием более 10 тыс. муниципальных поликлиник, из них более трети на селе, а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Подспорьем участковым врачам станет укрепленные лабораторной и диагностической базой —
оснащение первичного звена здравоохранения аппаратами ЭКГ, УЗИ, флюорографии, эндоскопами. Серьезно пополнится автомобилями служба «скорой помощи». Уже в 2006 г. введено в строй более 10 тыс.
Практически для всех регионов России остро стоит проблема доступности высокотехнологичной медицинской помощи (это, как правило, дорогостоящие и сложные операции). Внедрение высокотехнологичной медицины необходимо прежде всего в таких областях, как кардиология, онкология, эндокринные заболевания, травматология. Удовлетворенность в этих видах медицинской помощи составляет всего 22,5%, а именно отсутствие их — причина смертности почти 85% россиян. Финансирование оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи составляет около 30% существующей потребности. Для жителей регионов проблема усугубляется еще и тем, что для регионов существуют бюджетные квоты на осуществление дорогостоящих операций.
Одно из важнейших направлений — открытие в регионах медицинских центров высоких медицинских технологий, поскольку в настоящее время они сосредоточены преимущественно в крупных городах. Имеется в виду повысить эффективность работы существующих центров, значительно увеличить квотирование малодоступных операций и дорогостоящих обследований. В 2007 г. на эти цели из федерального бюджета выделено 17,5 млрд руб., а в 2008 г. объем оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджета предусмотрено увеличить в четыре раза. В регионах России, несмотря на то что деятельность в рамках приоритетных национальных проектов только начинается, уже предпринимаются шаги для решения этой проблемы.
В рамках профилактических мер, предусматриваемых проектом «Здоровье», имеется в виду существенно расширить программу массового обследования новорожденных детей на наличие наследственных заболеваний. Обследования призваны выявлять заболевания сразу после родов, снизить степень потери здоровья и тяжести инвалидности у детей. Например, сейчас в России живет около 800 тыс. глухонемых детей. Если бы слух им проверили сразу после рождения и предприняли необходимые меры, этот показатель был бы значительно меньше.
Профилактика и снижение распространенности инфекционных заболеваний
Национальный проект «Здоровье» в качестве одной из основных целей предполагает развитие профилактической направленности здравоохранения на предотвращение болезней и устранение причин и источников заболеваний. В рамках проекта имеется в виду сосредоточить внимание на вакцинации и иммунизации населения.
В настоящее время подготовлены поправки в Закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», которыми определены контингенты, подлежащие иммунизации. Издано постановление главного санитарного врача РФ от 3 ноября 2005 г. «О дополнительной иммунизации населения Российской Федерации». Имеется в виду организация программ по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи, уязвимых групп населения и людей, живущих с ВИЧ-инфекцией. Речь идет о повышении доступности медицинской помощи и увеличении охвата антивирусной терапией пациентов групп риска, охвате их диспансерным наблюдением.
В рамках национального проекта на профилактику и борьбу со СПИДом из федерального бюджета выделяется 3,1 млрд руб., из них 1,7 млрд руб. — на закупки антивирусных препаратов для лечения, 1,2 млрд руб. — на закупку диагностических препаратов, 200 млн руб. — на организапию и осуществление мероприятий по профилактике распространения ВИЧ-инфекции.
Источник