Меню

Описание витаминов биология 8 класс

Витамины

Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются тяжелые заболевания. Первыми с этим столкнулись моряки в далеких плаваниях, исследователи в полярных экспедициях. От неизвестной болезни умирали целые экипажи и экспедиции, даже если они были хорошо обеспечены продуктами питания — консервами, сухарями.

Причину этого заболевания установил наш соотечественник Н. И.Лунин. В 1881 г. он провел оригинальный эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних — натуральным молоком, других — искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли), причем в том же соотношении, что и в молоке.

Вскоре мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.

Позже, в 1911 г., польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным (полированным) рисом.

Он дал ему название витамин (от лат. «виталис» — животворный>.

В настоящее время известно около 80 витаминов. Обозначаются витамины большими латинскими буквами: А, В, С, D, Е и др. Некоторые витамины, например В. образуют целую группу — В1, В2, В6, В12.

Большинство витаминов образуется в растениях, и только очень немногие имеют животное происхождение.

Обычно человек получает витамины с пищей. Недостаток витаминов приводит к различным нарушениям в работе организма. Такие заболевания называются авитаминозами.

Рассмотрим некоторые примеры влиянии витаминов на организм человека.

Витамин А участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. При его недостатке появляется «куриная слепота» — заболевание, при котором у человека снижается способность видеть в сумерках.

Витамин А содержится в животных жирах, особенно в рыбьем жире, в яичном желтке. Может витамин А образовываться и самостоятельно в печени человека из растительного пигмента — каротина, которым богаты морковь, абрикосы, помидоры.

Большое значение для организма человека имеют витамины группы В. Они содержатся в хлебе грубого помола, дрожжах, капусте, печени, молоке, шпинате. Влияние витамина В, ученые обнаружили, изучая заболевание под названием бери-бери. Оно было широко распространено в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии, где люди питались хорошо очищенным рисом. У людей, для которых такой рис был основным продуктом питания, появлялись быстрая утомляемость, потеря аппетита, резкое исхудание. Оказалось, что при очистке риса витамин В1 удалялся вместе с отрубями. Лечение препаратом, содержащим витамин В1, прекращало страдания больных, делало их здоровыми.

Витамин В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности центральной нервной системы. Его недостаток приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.

Витамин В5 участвует в белковом обмене, уменьшает отложение на стенках кровеносных сосудов особого вещества холестерина, ведущее к развитию атеросклероза, ожирению печени и появлению камней в желчном пузыре.

Витамин В12 регулирует образование клеток крови — эритроцитов и тромбоцитов; его недостаток приводит к развитию малокровия. Участвует витамин В12 и в обмене белков.

Витамин С регулирует обмен белков и углеводов. Он содержится в свежих овощах, фруктах. Особенно много его в шиповнике, лимонах, черной смородине, капусте. При недостатке витамина С (а это чаще всего бывает зимой и ранней весной) у людей повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям. Полное отсутствие витамина С в пище приводит к тяжелому заболеванию — цинге. У человека на фоне общей слабости развиваются одышка, кровоточивость десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы. Важно запомнить, что витамин С быстро разрушается при неправильном приготовлении пищи — например, при длительном нагревании с доступом воздуха. Поэтому овощи при варке следует опускать только в кипящую воду и варить их под плотно закрытой крышкой.

Витамин D особенно необходим растущему организму, так как он участвует в обмене кальция и фосфора. Его недостаток приводит к размягчению костей, их деформации — рахиту. Рахит — серьезное заболевание, оно чаще развивается у детей, мало бывающих на солнце. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина. Поэтому в странах, расположенных ближе к экватору, это заболевание почти не встречается. Много витамина D содержится в рыбьем жире.

Витамин РР обеспечивает нормальное протекание в организме окислительно-восстановительных процессов; он участвует в образовании гормонов надпочечников. Недостаток витамина РР приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы, кожа такого человека темнеет, покрывается язвочками. Витамин РР образуется в организме человека из продуктов питания, им богаты дрожжи, неочищенный рис, печень, яичный желток, молоко.

Вы познакомились только с несколькими витаминами. Их функции очень многообразны, но в их действии много общего. Например, все они влияют на организм в ничтожно малых количествах: ежесуточная потребность в витаминах — всего 2—3 мг. Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому их недостаток вызывает нарушение обмена веществ.

Проверьте свои знания

  1. Что такое витамины? Что между ними общего?
  2. Что такое авитаминоз?
  3. В каких продуктах питания содержится витамин А? На какие процессы в организме человека он влияет?
  4. Отсутствие в пище какого витамина приводит к «куриной слепоте»?
  5. Какие продукты питания особенно богаты витамином D?
  6. В чем сущность заболевания под названием рахит?
  7. Какие заболевания в организме вызывает отсутствие витаминов группы В?
  8. Каковы причины заболевания цингой?
  9. Как необходимо готовить пищу, чтобы в ней максимально сохранился витамин С?
  10. Какое влияние оказывает на организм витамин РР?

Подумайте

  1. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
  2. В чем преимущество смешанного рациона, включающего растительную и животную пищу?

Витамины — органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности организма. Витамин А обеспечивает нормальный рост организма, хорошее зрение, устойчивость к инфекционным заболеваниям. Витамин D участвует в обмене кальция и фосфора в организме, при его недостатке развивается рахит. Группа витаминов В регулирует деятельность нервной системы, участвует в обменных процессах. Витамин С регулирует обмен белков и углеводов. Его недостаток приводит к заболеванию цингой.

Источник

Витамины

Что это такое?

Большинство витаминов не синтезируются клетками и поступают в организм вместе с пищей. Исключениями являются витамины D, К и В3. Витамин D синтезируется в коже под действием ультрафиолетовых лучей, а К и В3 синтезируют бактерии кишечника.

Многие витамины являются составной частью ферментов и участвуют в ускорении биохимических реакций, влияя на обмен веществ. К витаминам не относятся микроэлементы и незаменимые аминокислоты.

О витаминах можно сформулировать несколько тезисов:

  • обозначаются латинскими буквами, за которыми стоят названия органических веществ;
  • при недостатке развивается гиповитаминоз;
  • при избытке развивается гипервитаминоз;
  • долгое отсутствие витаминов вызывает авитаминоз;
  • суточная потребность колеблется от 1,5 мкг до 600 мг в зависимости от витамина;
  • детям и подросткам некоторые витамины требуются в большем количестве, чем взрослым, что связано с интенсивным ростом и развитием организма;
  • требуются в течение всей жизни.
Читайте также:  Какие витамин для быстрого роста волос

Рис. 1. Признаки авитаминоза.

Разные продукты содержат разные витамины, поэтому, чем разнообразнее рацион, тем больше возможности получить все необходимые вещества в суточной норме. Однообразное питание (только каши или только мясо) приводит к гиповитаминозу.

Часть витаминов теряется при приготовлении пищи. Например, витамин С разрушается уже при 60°С. При этом некоторые витамины не усваиваются без термической обработки.

«Натуральные» витамины, т.е. полученные из продуктов питания, абсолютно идентичны синтетическим.

Виды и действие

Витамины делятся на два вида:

  • водорастворимые– не накапливаются, избытки вымываются водой (С, группы В);
  • жирорастворимые– могут накапливаться в организме в жировой ткани (К, А, Е, D).

Общее действие, норма и нахождение в продуктах представлено в таблице “Витамины”.

Название

Действие

Суточная норма

Где находятся

Регулирует синтез белка, влияет на рост волос, ногтей, участвует в поддержании иммунных реакций, функции зрения, способствует эластичности кожи, является антиоксидантом.

Печень, молочные продукты, яичный желток.

Помогает извлекать энергию из углеводов, способствует нормальному функционированию нервной системы.

Бобовые, фундук, печень, отруби

Необходим для образования эритроцитов, антител, для регуляции роста и репродуктивной функции в организме, важен для здоровья кожи, ногтей, роста волос.

Куриная печень, дрожжи, яйца, молочные продукты.

Участвует в обмене липидов и углеводов, улучшает память.

Фасоль, гречка, ржаной хлеб, мясо, печень.

Способствует обмену жиров, прохождению нервных импульсов, регулирует уровень инсулина и холестерина.

Рис, овсянка, проросшие зёрна пшеницы, шпинат, печень, молоко.

В5 – пантотеновая кислота

Участвует в белковом и жировом обмене.

Рис, дрожжи, субпродукты

Участвует в обмене веществ и кровообращении.

Регулирует белковый и жировой баланс, участвует в синтезе ферментов.

Печень, яйца, сыр, мясо, зелёный горошек, яблоки, картофель.

Влияет на передачу генетической информации и уровень гемоглобина.

Зелёные овощи, яйца, бананы, орехи.

Участвует в кроветворении, поддерживает уровень гемоглобина.

Морепродукты, морская капуста, икра, творог.

С – аскорбиновая кислота

Влияет на образование коллагена, способствует защитным реакциям организма, делает кровеносные сосуды эластичными.

Смородина, шиповник, цитрусовые, капуста и картофель.

Группа D – эргокальциферол, холекальциферол, дигидротахистерол.

Участвует усвоение кальция и фосфора организмом, в формировании и росте костей, способствует развитию зубов.

Солнечный свет, рыба, яйца.

Защищает мембраны клеток от повреждающего действия кислорода, способствует кровообращению, участвует в формировании мышц.

Растительные масла, орехи

Способствует свертываемости крови.

Цветная капуста, шпинат, куриное мясо.

Рис. 2. Содержание витаминов в продуктах питания.

Бета-каротин находится в овощах (морковь, петрушка, перец) и является предшественником ретинола, а триптофан (аминокислота) – ниацина. Попав в организм, бета-каротин синтезирует витамин А, как триптофан – витамин В3.

Значение

Несмотря на то, что большинство витаминов поступает в организм исключительно из внешней среды, они играют значительную роль в метаболизме. Без витаминов нарушается работа органов, ослабевает иммунитет, развиваются различные заболевания.

Витамины выполняют следующие функции в организме человека:

  • участвуют в обменных процессах в составе ферментов и гормонов;
  • обладают антиоксидантными свойствами, защищая организм от воздействия свободных радикалов;
  • участвуют в синтезе гормонов;
  • регулируют работу органов;
  • способствуют усвоению химических элементов.

Рис. 3. Участие витаминов в метаболизме.

Что мы узнали?

Из урока биологии 8 класса узнали об особенностях витаминов – органических веществ, участвующих в обмене веществ. Рассмотрели их действие на организм человека, суточную норму, источники основных витаминов, а также их значение для организма.

Источник

Урок в 8 классе «Витамины» с презентацией
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Открытый урок для РМО биологов в МОУ Кузнецовской основной общеобразовательной школе.

Скачать:

Вложение Размер
urok_vitaminy.docx 44.64 КБ
vitaminy.ppt 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кузнецовская основная общеобразовательная школа

Павлово-Посадского муниципального района

Урок биологии в 8 классе

Кубецкой Тамарой Викторовной

2013-2014 учебный год

Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в

обмене веществ и их практическом значении для здоровья

Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской

деятельности, умения делать выводы, выделять главное,

применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как

творческой личности с положительными нравственными

качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация

«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,

пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего

лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные

карточки для проведения практической работы.

Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации , беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.

Подготовка к уроку: за неделю до проведения урока некоторым учащимся класса (по желанию) дается задание: подготовить сообщения по заданным темам. Задача учителя состоит в координации работы: необходимо дать план сообщения, порекомендовать источники информации.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

— Что помогает нам сохранить здоровье?

— Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

— Какие питательные вещества содержатся в пище?

— Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?

— Расскажите об основном и общем обмене веществ. Чем объяснить, что у подростков основной обмен выше, чем у взрослых?

— Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.

При составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины. Сегодня на уроке мы поговорим о них.

— Что вы слышали о витаминах? ( Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению ).

Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

  • Витамины есть только в овощах и фруктах.
  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
  • Витамины нужно принимать только зимой и весной.
  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Постановка проблемного вопроса:

— Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.

( Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

  1. Изучение нового материала.
  1. Из истории открытия витаминов.

Сообщение учащегося. Приложение 1.

  1. Определение витаминов, их роль в организме.

Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

(Учащиеся записывают определение в тетрадь).

В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В 1 , В 6 , В 12 ). Сейчас их известно около 80 видов.

Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).

При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все — таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.

  1. Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.

Прослушайте сообщения учащихся о значении некоторых витаминов. По ходу выступлений заполните таблицу в тетради. (Заполнение таблицы).

Сообщение учащегося о витамине С. Приложение 2.

Сообщение учащегося о витамине D. Приложение 3.

Сообщение учащегося о витамине А.Приложение 4.

Сообщение учащегося о витаминах группы В. Приложение 5.

Проанализируйте заполненную таблицу в тетради и таблицу 4 на стр. 154 учебника. Сделайте выводы.

— Какой витамин самый важный?

— Что является источником витаминов в организме?

— Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

— Как восполнить недостаток витаминов в организме?

— Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?

Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

  1. Практическая работа по определению витамина С.

А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.

“Определение витамина С”

1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

4. Проделайте подобный опыт с рассолом квашеной капусты, яблочным соком.

5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.

6. Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

  • витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке;
  • витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.
  1. Сохранение витаминов в продуктах питания.

Самостоятельно прочитайте текст параграфа 38 стр.155-156 и ответьте на вопрос.

— Как сохранить витамины при приготовлении пищи?

Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

— А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

Что мешает усвоению витаминов:

алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

никотин — разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В 12 , сильно снижают уровень кальция.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Решение проблемной ситуации.

Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Витамины нужно принимать только зимой и весной.

Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

  1. Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

3.А теперь проверим свои знания.Тест№1.Работа и проверка в парах.

4.Игровой момент. Вам раздала упаковки с витаминами, порекомендуйте их больным людям.Кому?

(Организую этап самооценки и выясняю мнение учащихся об уроке).

— Понравился ли тебе урок?

— Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?

— Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?

— Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.

изучить параграф 38 «Витамины», используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В 6 , В 12 , РР, F, Н.

Из истории открытия витаминов

В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.

Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.

При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.

Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,

на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.

При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

Различают несколько видов данной группы: В 1, В 2, В 6, В 12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В 1 . Витамин В 1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.

Отсутствие витамина В 2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.

Витамин В 12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В 6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.

Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.

  1. Антипова Н.В. Витамины как источник здоровья. Газета «Первое сентября» Биология №8, 2010.
  2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методика для учителя. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2011.

Тест по теме «Витамины». ФИО__________________________________ класс.

а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.

2. Авитаминоз – это…

а) переизбыток витамина;

б) недостаток витамина;

в) нормальное содержание витамина

3. В цитрусовых большом количестве содержится:

4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?

5. Переизбыток витаминов вызывает:

6. Витамины были открыты:

7. Источниками витамина D являются:

а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;

б) свежие овощи, фрукты, молоко;

в) водоросли, мясо, яйца.

8. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?

а) недостаток витамина В; б) недостаток витамина А; в) недостаток витамина Е

9. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:

а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.

Тест по теме «Витамины»

1.Являются ли витамины источником энергии?

а) да б) нет в) только некоторые

2.Являются ли витамины материалом для биосинтеза?

а) да б) нет в) только некоторые

3.Отвар шиповника, зеленый лук, смородину рекомендуют при недостатке витамина:

4.Недостаток витамина А приводит:

а) к болезни глаз б) к рахиту в) к цинге

5. Биологически активные вещества, поступающие в организм вместе с пищей, называются________________

6. Куриная слепота возникает при недостатке________________

7. Под влиянием ультрафиолетовых лучей образуется__________, отсутствие которого вызывает у детей_________.

8. Бобовые, печень содержат группу витаминов _______, регулирующих деятельность нервной и кровеносной систем.

9. При длительном хранении витамин А ___________.

10.Овощи лучше варить в _________ посуде, т.к. в другой разрушаются ______.

Источник

Adblock
detector