Описание опыта работы в направлении формирование основ здорового образа жизни у детей и родителей
материал на тему
Вданном материале содержится описание опыта работы по формированию основ здорового образа жизни у детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie.docx | 47.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
в направлении формирование основ здорового образа жизни
у детей и родителей
1.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
ЗОЖ – здоровый образ жизни.
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения Игровая терапия –это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой –либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме.
Релаксация – метод снятия психического напряжения,отключение мозга от внешних раздражителей, полное сосредоточение на себе, своих переживаниях и ощущениях.
Сказкотерапия – инструкция к игре в форме сказки или притчи, в зависимости от возраста клиента.
Криотерапия — игры со льдом.
Динамическая пауза – одна из форм физического развития, поддержки и сохранения здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.
Валеологическая культура — культура здоровья дошкольников.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия -технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника.
Ароматерапия – это медицинская наука, основанная на влиянии запахов на человека.
Фитотерапия – лечение травами.
Цветотерапия — лечение цветом.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников.
2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой
для формирования предоставляемого педагогического опыта
МБДОУ №8 «Золотая рыбка».
Количество воспитанников в группе – 26 человек.
Мальчиков – 11 человек. Девочек – 14 человек.
Большая часть детей, воспитываются в полных семьях, но есть семьи где ребенка воспитывает одна мама, в группе есть один ребенок находящийся под опекой.Коллектив детей организованный, сплоченный, дружелюбный, уравновешенный.
Внедрение опыта работы с детьми проходило со второй младшей группы. Работа строилась с учётом диагностики, включающей в себя следующие разделы здорового образа жизни:
• Оптимальный двигательный режим;
Проанализировав данные результаты диагностики, убедилась в целесообразности выбранной темы и необходимости организации целенаправленной работы с детьми, т. к. у детей имелись некоторые знания, которые приобретались по мере накопления жизненного опыта: в познавательных и двигательных видах деятельности, при общении с взрослыми, но знания эти поверхностные, не глубокие, высокий уровень почти отсутствовал.В основном дети трактовали понятие «здоровье» как состояние выздоровления после болезни, не могли назвать причины заболеваний, имели частичные представления о частях тела и их функциях. Но у детей хорошо сформированы культурно-гигиенические навыки, они имеют представления о режиме дня, полезных привычках. Так как дети должны получать не только теоретические знания о ЗОЖ, но и практические умения и навыки, то я решила проводить работу по этому направлению в процессе специально организованного обучения, совместной деятельности педагога с детьми, и родителями, самостоятельной деятельности детей.
Анкетирование родителей, посещающих детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как формировать у ребенка потребность в здоровом образе жизни.
На протяжении трех лет с детьми и родителями проводилась работа формированию основ здорового образа жизни. Создавалась предметно-развивающая среда, были пододраны и оформлены картотеки подвижных игр, игр по формированию здорового образа жизни, пальчиковых, зрительных, дыхательных гимнастик. Оформлен физкультурный уголок как традиционным оборудованием, так и нестандартным, изготовленным руками педагогов и родителей. Разработан цикл консультаций для родителей, подготовлены памятки и буклеты с рекомендациями по формированию здорового образа жизни.
Во второй младшей группе -17,5% детей показали высокий уровень знаний, 57,5% — средний и 25% — низкий уровень. Уровень освоения программы детьми к подготовительной группе: 86%- высокий, 14%-средний. Сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует, что показатели высокого и среднего уровня выросли.
3. Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.
Данный педагогический опыт осуществлялся в течение 3 лет на базе МБДОУ Детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Приморско – Ахтарска.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. В своей деятельности я исходила из того, что успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников возможно только при осуществлении целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в группе и семье, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого выступает воспитатель.
Для каждого компонента здоровья были определены соответствующие направления работы, которые проводятся и в образовательной деятельности и в режимные моменты, и, конечно, в работе с родителями, т. е. пронизываться весь учебно-воспитательный процесс в группе.
В целях повышения профессиональной компетентности я, совместно со старшим воспитателем, медиком, психологом и узкими специалистами разработала план работы по созданию модели здоровьесберегающей системы в нашей группе, план работы с родителями по формированию представлений о ЗОЖ у детей.
Вся методика работы с детьми строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ними, с акцентом на их поисковую активность, побуждая детей к творческому отношению при выполнении заданий, самостоятельности и ответственности.
Организовать окружающую среду и все виды деятельности дошкольников в группе таким образом, чтобы она обеспечивала каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогала ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышала его уровень развития, приобщала к культуре и здоровому образу жизни.
Объектом исследования в работе– представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования: работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет эффективной, если учитывать:
— возрастные и индивидуальные особенности детей;
— создавать условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;
— систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, самомассажа, звуковой гимнастики, динамических часов и др. формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, воспитание у детей сознания того, что человек — часть природы и общества;
воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Диапазон опыта охватывает систему работы по формированию основ здорового образа жизни, развитию способности адекватно реагировать в случае опасной для жизни и здоровья ситуации.
Методика, направленная на освоение опыта здорового образа жизни ребенка, должна осуществляться поэтапно, ступенчато.
Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения дошкольником правил сохранения и укрепления здоровья, позволил выделить основные факторы, оптимизирующие данный процесс. К ним относятся: активная позиция ребенка; процесс идентификации с взрослым, транслирующим норму поведения ребенка; эмоциональная включенность ребенка в деятельность.
В своей практике я использую такие методы игрового обучения: моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, имитационно-игровые упражнения, игровое моделирование. В исследованиях доказана целесообразность и эффективность имитационных, моделирующих игр и упражнений в работе с детьми, определены условия их применения в ДОУ.
Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Активное участие в игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания.
Игровые приемы -повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие, встреча с воображаемыми героями и т. п.
Помочь осознанию полученных представлений о здоровом образе жизни поможет художественная литература.Необходимо отметить, что отношение ребенка к литературным фактам имеет действенное жизненное значение, так как в процессе восприятия произведения он активно внутренне сочувствует героям и переживает с ними все происходящие события. Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Это поможет дошкольнику достичь понимания значимости сохранения и укрепления здоровья, проиллюстрировать возможные последствия их нарушений.
Метод сравнения. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Методсравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы,явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..
Метод моделирования ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Не следует спешить с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ.
Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использую наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания
— за изменением и преобразованием объектов;
Из практических методов обучения я использовала элементарный опыт– это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Из словесных методов обучения использовала в своей работы следующие:
Рассказ воспитателя.Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями
Рассказы детей.Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
Беседы.Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Придумывание сказок на разные темы.
Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия.
Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей я стараюсь художественные средства и продумывать приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
В качестве методов и форм обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала: целевые прогулки, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования, сочинение историй, наблюдения, беседы, чтение специальной детской литературы, упражнения, рассматривание, анализ заданных ситуаций, выполнение поручений, ситуационно — имитационное моделирование.
Объяснительно — иллюстративные: (объяснение, показ, рассматривание). Это наиболее эффективные способы передачи детям систематизированного опыта. Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать следующий шаг – сформировать умения и навыки поведения в той или иной ситуации путём действий по предложенному образцу. (На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми.)
В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, я использовала плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отображающие различные ситуации, разрезные картинки, мозаики, настольно-печатные игры, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, компьютерные презентации, карточки для индивидуальной работы, альбомы по ЗОЖ, картотека подвижных игр, подборка художественной литературы по теме, папки –передвижки, цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.
“Когда нет здоровья,
не можетрасцвести искусство,
бесполезнобогатство и бессилен разум»
Уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального)детей дошкольного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.
Реалии современного мира (техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, электронно-лучевое облучение при злоупотреблении компьютерными играми и телевизором, постоянно звучащая рок-музыка, социальная напряженность в обществе, дискомфортные условия для проживания во многих регионах, быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры и т. д.) подтверждают актуальность валеологической темы в дошкольном образовании. Отношение детей к своему здоровью — фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.
Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни — это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Проанализировав факты, передо мной возникли вопросы: Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Как достичь в процессе занимательного дела оптимального сочетания оздоровительного, образовательного компонентов деятельности?
Важным условием становления опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения с детьми и родителями, с другими педагогами, стремление придать своей деятельности направленный характер. В тоже время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества. Но главным препятствием является, по моему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, детского сада, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Я считаю, что главное — помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Результаты использования педагогических технологий в системе оздоровления дошкольников свидетельствуют о его эффективности — улучшение здоровья детей и их психофизического здоровья, заметно уменьшилось число болеющих детей, хороший показатель полученных знаний и умений в повседневной жизни. Как показала практика, планомерная работа по использованию технологий приводит к расширению кругозора детей, воспитанию уверенности в себе, повышению их самооценки. По результатам диагностики уровень знаний на высоком и среднем.
- У детей формируются адекватные представления об организме человека;
- У дошкольников создается целостное представление о своём теле;
- Малыши учатся «слушать» и «слышать» свой организм;
- Осознают самоценность своей и ценность жизни другого человека;
- У детей формируются потребности в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.
- Прививаются навыки профилактики и гигиены.
- Развивается умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких;
- Воспитывается уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.
- Формируются навыки здорового образа жизни.
- Осуществляется правильное физическое развитие детского организма, повышается его сопротивляемости к инфекциям.
- Улучшаются соматические показатели здоровья и показатели физической подготовленности.
- Возникает у дошкольника потребность в здоровом образе жизни и гигиенической культуры поведения.
- Активная родительская позиция.
- Повышается грамотность родителей в вопросах физического развития и здоровья.
- Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Усовершенствована предметно-развивающая среда в группе (приобретается новое физультурно — спортивное оборудование и атрибуты, изготовлено много нетрадиционных пособий для повышения двигательной активности: массажные дорожки здоровья, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики, коррекции плоскостопия).
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:
• внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий (песочная терапия, релаксация, сказкотерапия, коммуникативные игры, криотерапия,цветотерапия, аромотерапия, фитотерапия);
• использование валеологических приемов обучения, развития для мотивации к здоровому образу жизни;
• использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни;
Воспитание и обучение должны стать по истине «здоровье сохраняющими».
Современные дошкольные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка. Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих детей самостоятельно приобретать знания, мыслить, и быть успешным.
Для этого были созданы:
*перспективное планирование всех видов деятельности, с использованием в каждой из которых здоровьесберегающие технологии.
*Разработаны: картотеки игр, утренних гимнастик, динамических часов, физминуток, звуковых гимнастик, минуток релаксации, дыхательных гимнастик, гимнастик для глаз и др.
*консультации для родителей и педагогов, мастер – классы, тренинги др.
*праздники, досуги, конкурсы, спортивные занятия и соревнования.
* изготовлены разные атрибуты: мячи, мешочки с крупами, песком для ходьбы, рукавички фланелевые для массажа, дорожки из пробок для профилактики плоскостопия и многое другое.
Технологичность педагогического опыта определяется через наличие возможности воспроизведения данного опыта и его отдельных элементов педагогами данного и других образовательных учреждений. В процессе работы собран материал по формированию здорового образа жизни, разработаны картотеки игр, составлены памятки и брошюры для родителей.
Педагоги могут воспользоваться практическим материалом, в данной работе (см. «Приложение») в повседневной образовательной деятельности. Так как предлагаемая система работы позволяет достичь высоких результатов и помочь ребенку познать правила дорожной безопасности, доступными его пониманию способами и средствами.
3.6. Описание основных элементов
На сегодняшний день реалии жизни таковы, что увеличивается процент детей, относящихся к группе риска уже в дошкольном возрасте. Подобная ситуация привела меня к мысли: Используя здоровьесберегающие технологии, помочь и научить малышей беречь свое здоровье и внимательно относиться к нему. В результате научного исследования проблемы мной были изучены статьи многих специалистов в этой области: Пензулаевой Л. И; Емельяновой В. Н; Семеновой Н. Н и других, уточнены цели, задачи и содержание технологии по ЗОЖ, и мы с коллегой стали внедрять постепенно и в системе данные технологии.
Основная цель моей работы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению физического здоровья детей; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.
Система моей работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Значительное место я отвожу повышению психоэмоциональной устойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, различные виды гимнастик, обучение пониманию своего эмоционального состояния. С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, формы и методов работы проделала предварительную работу: это наблюдение за поведением детей, беседы с детьми. В результате было выявлено: зачастую небрежное отношение детей к своему здоровью объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников — это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения разных приемов работы с детьми, а также пропаганды знаний о здоровом образе жизни среди родителей. Для себя отметила, что применение художественного слова на занятиях и в повседневной работе дает более устойчивые результаты в усвоении материала. Огромную роль сыграли сказки и сказкотерапия.
В содержании работы по ЗОЖ значительное место занимает проведение занятий с детьми познавательного характера: знакомлю детей с элементарными знаниями о внешних органах человека; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей здорового образа жизни, задачи воспитания здорового образа жизни решаю во всех видах детской деятельности.
Одним из условий эффективного воспитания здорового образа у дошкольников является постоянное самосовершенствование; субъектная позиция педагога, которая позволяет мне постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность, а также практические способы их реализации в профессиональной деятельности; расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе работы.
Мною разработаны конспекты: «Если хочешь быть здоров», «В поисках секретов здоровья», «Чистота для здоровья нам нужна», «В гостях у Мойдодыра» и др.
Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.
Проведение занятий совместно с родителями дает мне возможность выявить проблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.Таким образом, в группе создается благоприятная база для формирования не только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.
После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик мною был составлен перспективный план работы для детей.Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.
В своей работе широко использую наглядную агитация – уголок здоровья в группе, стенды, альбомы индивидуальной работы с детьми и их родителями.
В группе постепенно создаются традиции ЗОЖ – минутки здоровья на занятиях, минутки релаксации, дыхательные и звуковые паузы на занятиях, самомассаж, углубленную работу по воспитанию валеологической культуры у детей с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления и тд,
Формирование культуры ЗОЖ проходится мною и моей коллегой на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:
Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон. В группе создан физкультурный уголок, оснащенный атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.
Развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения своего здоровья. В группе создан физкультурный уголок, оснащенный атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.
Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия.
Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому я поддерживаю эту активность, создаю условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности этого решения путем обеспечения интеграции валеологического воспитания с другими видами деятельности. Я внедряю свою работу в тесном сотрудничестве со специалистами (медсестра, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания). Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.Так, шаг за шагом ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее.
Чтобы ребенок научился следить за своим здоровьем и охотно выполнял все необходимые процедуры, я считаю его нужно научить любить свое тело, познакомить с его строением. Научить правилам элементарного ухода за своим телом и привить навыки самообслуживания. Делать это нужно с самого младшего возраста. Я выделила несколько блоков:
На занятиях по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
«Соблюдай правила гигиены»:
Особое внимание я уделяю формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
«Скажи “НЕТ” вредным привычкам»:
В работе по данному блоку широко использую психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.
Совместно с детьми выявляем значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. Провожу дыхательную и звуковую гимнастику на занятии, зарядке и в различных видах деятельности, — игры, которые лечат, учу детей самомассажу и массажу, провожу в системе упражнения для глаз, осанки, использую новейшие здоровьесберегающие технологии.
«Соблюдай режим дня»:
В данном блоке направляю свою работу на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включила и знания о правильном питании, витаминах и вредных продуктах т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.
«Следи за датчиком настроения»:
Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель моих занятий в данном блоке – повышение психоэмоциональной устойчивости.
Активно привлекаю родителей к совместной работе. В группе часто проводятся тренинги. Праздники, конкурсы, учебные минутки, занятия по ЗОЖ. Мы часто устраиваем в своей группе конкурсы: «Сказка о вредных продуктах», кто больше найдет пословиц о здоровье, конкурсы рисунков «Витамины вокруг нас», «День здоровья в моей семье» и т. д Родители стали активными участниками жизни в группе, так видят положительные результаты работы воспитателей.
Очень многое оборудование в группе сделано руками родителей: Сшиты фланелевые рукавички для массажа, мячи из ткани для гимнастики и профилактики плоскостопия, дорожки из пробок, скорлупок грецких орехов, атрибуты для гимнастик и тд.
В работе с родителями часто использую различные тесты, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье, составляю анкеты, провожу обучение самомассажу, знакомлю с элементами звуковой гимнастики, ритмопластики, гимнастики для глаз, спины и др.
Мне удалось в работе по воспитанию здорового образа жизни у детей сделать родителей своими помощниками и союзниками. Они помогают в оформлении предметно-развивающей среды в группе, в подборе атрибутов к сюжетно-ролевым играм, шьют костюмы к мероприятиям и т. д.
Об эффективности разработанных мною мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников: сформировались представления о своем теле и организме, повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма, появилось умение у детей определять свое состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни, снизился уровень заболеваемости детей в нашей группе.
Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Источник