Меню

Опасность самолетов для здоровья

Риски для здоровья во время авиаперелетов

И речь идет вовсе не о мифических, уникальных и очень опасных микробах, якобы циркулирующих в воздухе салона. Нет, все намного проще и одновременно страшнее.

Нарушение циркуляции крови

Наши тела запрограммированы на движение, а не на многочасовое сидение во время перелета с одного конца Земли на другой. У людей с ожирением или нарушением циркуляции крови вследствие различных заболеваний, таких как диабет или болезнь периферических сосудов, длительное нахождение в самолете усугубляет риски для здоровья. При перелетах и недостатке движения нижние конечности затекают, циркуляция крови в них нарушается, кровь не получает достаточное количество кислорода. Возможны обмороки, инсульты и инфаркты.

Тромбоз вен

Тромбоз глубоких вен является следствием нарушения циркуляции крови. Это серьезное, угрожающее жизни заболевание, которое может усугубиться во время авиаперелета, особенно длительного. Причиной тромбоза может являться длительное нахождение в сидячем положении, что и происходит при длительных перелетах. При тромбозе происходит закупорка вен в ногах кровяным сгустком – тромбом. Могут появиться боли в конечностях, чувство жжения или, наоборот, холода, опухание, покраснение и онемение. Тромбоз особенно опасен еще и потому, что образовавшийся тромб может быстро проникнуть в легкие или сердце. При наличии лишнего веса вероятность тромбоза возрастает, поскольку у полных людей нарушается циркуляция крови.

Чтобы предотвратить нарушение циркуляции крови и тромбоз вен:

1. Во время перелета постарайтесь как можно больше разминать ноги – вставать, ходить по салону, потягиваться, переступать ногами, массировать конечности.

2.Не скрещивайте ног, чтобы не затруднять циркуляцию.

3.Старайтесь пить достаточно жидкости, чтобы кровь не обезвоживалась и не сгущалась. Избегайте алкоголя и напитков с кофеином – чая, кофе, колы, энергетиков, все эти напитки еще больше обезвоживают организм.

4.Желательно надеть компрессионные колготки, чулки или носки. Одежда должна быть свободной, не перетягивающей, не стеснять движений.

5.Если вы попадаете в категорию риска, можно, заранее проконсультировавшись с врачом, перед полетом принять дозу аспирина, чтобы разжижить кровь.

6.Не летайте ранее чем через 24 часа после глубоководных погружений и скуба-дайвинга.

Затруднение дыхания

Внутри самолета атмосферное давление ниже, чем при обычных условиях на земле. Наряду с перепадами температур и недостатком кислорода это может привести к приступам удушья. Тем более если у вас есть лишний вес или предрасположенность к астме. Для людей с повышенным риском желательно иметь при себе во время полета специальный ингалятор или кислородную подушку.

Повышенное артериальное давление

Лишний вес и гипертония часто ходят рука об руку. Во время перелетов риск для гипертоников повышается. Из-за низкого уровня кислорода и нагрузок во время вибраций, турбуленции, волнения перед полетами сердце вынуждено работать с перегрузкой, что может означать повышение артериального давления, возможность сердечного приступа и даже инсульта. Поэтому людям, склонным к повышенному артериальному давлению, желательно перед полетом принять таблетку или повысить обычную дозу лекарства, снижающего давление.

Зачастую риски для здоровья пассажиров усугубляют и сами авиакомпании – и все из-за своей жадности и стремления к супер-прибыли. Стремясь к увеличению рентабельности, они блокируют запасные выходы и добавляют дополнительные кресла для пассажиров, которым и так уже нечем дышать и которые и так уже сидят как «селедки в бочке», не имея возможности вытянуть ноги. Тромбоз глубоких вен уже стал настолько частым, что его вторым названием стало «синдром эконом-класса»! В прошлом году в Японии было три случая смерти вследствие ухудшения здоровья во время перелета, в лондонском авиапорту – 10. В России такой статистики нет, но, учитывая огромные расстояния, которые приходится преодолевать авиапутешественникам, чтобы пересечь страну из конца в конец, прислушаться к своему здоровью будет совсем не лишним.

Источник

Насколько опасно летать на самолетах

Видео с мест авиакатастроф не дают уснуть многим туристам. И тот факт, что вероятность смерти в небе крайне мала, успокаивает далеко не всех.

Парить в небе, словно птица, – давняя мечта человека, которая осуществилась сравнительно недавно. Если ездить по земле все привыкли и делают это уже много веков, то массовые перелеты стали возможны сравнительно недавно. Братья Райт совершили первый управляемый полет в 1903 году, и с тех пор в жизнь человечества быстрыми темпами стала входить авиация. А с ней и вечный вопрос: опасно ли летать на самолете?

Ох уж эта аэрофобия…

По статистике, самолет – самый безопасный вид транспорта. Однако, несмотря на очевидное удобство, половина людей, побывавших в небе хоть раз, испытывали тревогу во время перелета. Особенно боязнь распространена среди пожилых людей и беременных женщин, из-за их низкой стрессоустойчивости. Хотя и другим категориям населения это не чуждо. Примерно 15% людей в разной степени подвержены аэрофобии, некоторые отказываются от воздушных путешествий навсегда.

Многие судят об опасности полетов по рассказам прессы об авиакатастрофах. Сейчас свободно можно посмотреть кадры с мест любого крушения, подробности смакуют в прессе и транслируют по всем СМИ.

Читайте также:  Что можно кушать после инфаркта без вреда для здоровья мужчине

Мало кто задумывается о том, что автомобильных аварий со смертельным исходом происходит гораздо больше. Настолько, что рассказать обо всех не хватит никакого эфирного времени. В год примерно 1200 человек погибает в авиакатастрофах, тогда как из-за автомобильных аварий на тот свет отправляется 1,2 миллиона. Кстати, бегемоты, молнии и ожирение убивают в год больше людей, чем самолеты.

Человека, который боится летать, экипаж видит сразу: перепуганный взгляд, дрожание рук, потливость. Таких людей стараются успокоить, чтобы паника не усугубилась или не стала заразной. Боязнь, что экипаж ошибется, отчасти оправдана, в большинстве авиакрушений первопричиной является человеческий фактор.

Переживать, что пилот уснёт, не стоит. Помимо него, существует второй летчик и автопилот, которые не оставят машину без контроля. Бояться отказа систем тоже не нужно. Каждая из них взаимозаменяема, все продумано, не дураки строили. Даже на случай отказа двигателя, имеется второй, а иногда и третий.

Почему опасно летать на самолете

Существует вполне реальная опасность, что в двигатель попадет птица. Если это маленькая птичка, то трагическими последствия будут только для самого пернатого. Если же в двигатель залетит, например, ворона, это может вызвать серьезные последствия для двигателя. Но на высоте полета птиц не бывает, а в аэропортах стоят специальные отпугиватели.

Опасно ли летать на самолетах, можно судить по количеству крушений. Если первоначально, с развитием авиатранспорта, количество катастроф увеличивалось, то с 80-хх годов прошлого столетия эта тенденция была прервана. За последний десяток лет количество авиакатастроф сократилось на 36%. В Западной Европе и Америке авиакатастрофы вообще стали редкостью. В черном списке неблагополучных некоторые страны Африки, Латинской Америки и Азии.

Что опаснее, взлет или посадка самолета

Не зря эти действия пилотов сопровождаются просьбой спрятать телефоны и встречаются бурными аплодисментами пассажиров. Почему опасны взлет и посадка самолета? Потому что именно они требуют больше всего усилий и опыта от пилота, особенно в сложных аэропортах.

Во время взлета есть большая вероятность отказа двигателя из-за чрезвычайной нагрузки. Борт загружен людьми и топливом, а высота еще не набрана. Самая большая авиакатастрофа по количеству жертв произошла именно во время взлета. В 1977 году погибло 583 человека из-за столкновения двух самолетов на Тенерифе.

Посадка пугает пассажиров своей вибрацией и ударом об землю, а пилотов, порой даже опытных, – непредсказуемостью. У летчиков есть даже поговорка по случаю: «взлёт опасен, полёт прекрасен, посадка сложна». Во время приземления многое зависит именно от мастерства экипажа. Чем длиннее и шире взлетно-посадочная полоса, тем легче посадить машину.

Таким образом, оба процесса одинаково опасны, но по разным причинам. Взлет – из-за риска отказа оборудования, посадка – из-за полной зависимости от действий пилота. По статистике, больше всего аварий происходит именно при посадке.

Реальные опасности

Если риск разбиться действительно минимален, то существуют более реальные причины, по которым опасно летать на самолетах. Например, опасность подхватить инфекцию. Воздух в салоне циркулирует с помощью насосов, и далеко не всегда быстро сменяется свежим. Учитывая замкнутость пространства, даже один больной может заразить половину пассажиров. При полете в неблагоприятные страны, экипаж подстраховывается и распыляет в салоне инсектицид, который защищает от инфекции.

Вред здоровью может нанести тромбоз, возникающий при длительном сидении. Поэтому лучше не засиживаться, а чем-то заняться, иногда вставать или делать специальные упражнения, чтобы не позволить крови застаиваться.

Опасно летать на самолетах часто и долго. За 200 часов лета можно получить максимально допустимую дозу радиации, а если летать на сверхзвуковых скоростях, то время уменьшается до 80 часов. Длительные перелеты способствуют сбою биоритмов. Особенно опасны в этом плане полеты на восток или с пересечением часовых поясов. Нарушается общая работоспособность организма, сон, работа желудочно-кишечного тракта.

Чтобы снизить риски, в полете рекомендуют спать. Вообще, сон – это прекрасное лечение любой тревоги. Запаситесь расслабляющей музыкой и без страха открывайте для себя новые страны с помощью быстрых железных птиц – самолетов.

Источник

Вреден ли полет на самолете? 6 негативных факторов.

Самолет, по статистике является самым безопасным видом транспорта — в авиакатастрофах погибает намного меньше людей, чем например в ДТП или железнодорожных авариях. Тем не менее, существует мнение о том, что полеты на самолете оказывают негативное влияние на здоровье человека. Действительно ли это так? Подробности в нашей статье.

Вредит ли полет на самолете здоровью?

Существуют определенные факторы, которые могут негативно влиять на здоровье людей находящихся в группе риска. Основной проблемой для людей, которые часто летают на дальние расстояния является нарушение биологического ритма. Происходит это из-за того, что человек очень быстро перемещается из одного часового пояса в другой, а организм не успевает адаптироваться.

Читайте также:  Поддержка психологического здоровья учащихся

Нарушение биоритма при частых полетах на самолете.

Нарушение биоритма может вызвать следующие симптомы:

  • Нарушение сна
  • Нарушение аппетита
  • Сильная усталость
  • Слабость
  • Нарушение концентрации внимания
  • Головная боль
  • Нарушение менструального цикла у женщин

Существуют также риски, связанные с декомпрессионной болезнью.

Декомпрессионная болезнь.

Риск развития декомпрессионной болезнь у обычного человека практически отсутствует, а вот любителям дайвинга следует быть осторожнее. Например, если отправиться в полет в скором времени после совершения подводного погружения, может развиться декомпрессионная болезнь, которая предоставляет достаточно большую опасность для здоровья.

Обезвоживание.

Влажность воздуха в самолете намного ниже, чем на земле. Обычно, относительная влажность воздуха в салоне самолета равна 20%. Из-за низкой влажности, во время долгого перелета происходит обезвоживание организма и могут появляться такие симптомы как сухость глаз и кожи, обострение астмы и даже потеря сознания.

Негативное воздействие на слуховой аппарат.

Во время взлета и посадки самолета возникает разность давления — именно поэтому вы ощущаете заложенность в ушах. У людей с серьезным нарушением слуха, частые полеты могут вызвать ухудшение состояния.

Повышенная радиация.

Атмосфера земли защищает нас от негативного воздействия космического излучения. Чем дальше мы находимся от поверхности земли, тем большее количество космической радиации получаем. Пилоты, в среднем, получают около 4,6 миллизивертов в год, в то время как другие люди, не работающие в условиях повышенной радиации — 3,6 мЗв.

Тромбоз глубоких вен.

Во время длительный перелетов, пассажирам приходится долгое время находится в неудобной позе и в отсутствии двигательной активности. Это способно привести к тромбозу глубоких вен. Пассажиры бизнес-класса подвержены такому риску в меньшей степени.

Как правильно готовиться к полету и что делать во время полета, чтобы снизить негативное влияние авиаперелетов? Об этом в одной из наших следующих статей. Подпишись на канал прямо сейчас, чтобы не пропустить.

Источник

Летать не вредно

О потенциальном вреде полетов писали не раз, в том числе и наш журнал. Писали-писали, да и решили однажды разобраться: а так ли уж много опасностей подкарауливает ничего не подозревающих авиапассажиров? И картина получилась отнюдь не мрачной.

ОСТОРОЖНО, ВЕНЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ

Итак, страшилка первая — тромбозы. Это состояние, при котором в глубокой вене (обычно в голени) образуется сгусток крови — тромб. Он может оторваться и, перемещаясь с током крови, вызвать закупорку мелкой или крупной вены — тромбоэмболию. Наиболее опасна тромбоэмболия легочной артерии.

Исследования рубежа XX-XXI веков показали, что у авиапассажиров риск развития тромбозов во много раз выше. Виной тому длительное неподвижное сидячее положение, сухой воздух в салоне, алкоголь и курение во время полета, приводящие к сгущению крови. Немедленно возникли термины «синдром путешественника» и «синдром эконом-класса». Появились длинные памятки «Что нужно делать в полете, дабы избежать тромбоза».

Если строго следовать всем советам, отдохнуть и расслабиться во время длительного перелета явно не получится. Но в июне этого года Всемирная организация здравоохранения опубликовала результаты первой фазы научно-исследовательского проекта в отношении глобальных рисков поездок (WRIGHT).

Стало ясно, что большинство страхов относительно синдрома эконом-класса напрасны.

Во-первых, риск удваивается только при длительном (более 4 часов) пребывании в неподвижном положении. Вид транспорта, кстати, роли не играет – тромбоз может с одинаковым успехом развиться и у стоящего в бесконечной пробке автомобилиста, и у пассажира автобуса.

Во-вторых, рискуют не все. По данным исследований, это люди с ожирением и очень высоким (выше 190 см) либо очень низким (ниже 160 см) ростом, а также страдающие наследственными болезнями с повышенной тенденцией крови к свертыванию. В группу риска зачисляют и женщин, использующих оральные контрацептивы. Но среди них, видимо, те, кто прежде чем начать принимать препарат, не посоветовался с врачом. Повышенная свертываемость крови – одно из противопоказаний к приему гормональных противозачаточных таблеток.

И, в-третьих, насколько велик риск тромбозов? Абсолютная его величина не превышает 1:6000. И только при длительных путешествиях (более 12 часов неподвижности) она возрастает до 1:1000. Это совсем немного. По неофициальным данным, жертвами тромбов становятся не более 100 человек в год во всем мире. Вспомните о сотнях тысяч погибающих в ДТП и вы поймете, что ажиотаж вокруг самолетов и тромбозов совершенно напрасен. Обездвиженность во время полета – не более, чем еще одно слагаемое общей гиподинамии человечества.

Вторая «страшилка» связана с космической радиацией. И опять из серии «слышал звон, да не знаю, где он». Установлено, что на высоте 9-12 км интенсивность радиации примерно в 100 раз выше, чем у поверхности земли. При этом теоретически более опасны полеты, совершаемые через области полюсов Земли, где магнитное поле – естественный противорадиационный щит – в 2 раза слабее, чем на экваторе.

Читайте также:  Отчет по работе школы здоровья

А теперь посмотрим, какие дозы радиации можно получить во время полета. Максимум – 70 мкЗв (микрозиверт) за 10,5 часов полета в Нью-Йорк или 28,5 часов перелета в Мельбурн (с двумя посадками).

Много это или мало? Для сравнения: от естественного и промышленного (в основном, медицинского) радиационного фона человек ежегодно получает дозу радиации в 2-3 мЗв (миллизиверт). Чтобы набрать столько же полетами, нужно провести в воздухе 600-800 часов в год, то есть летать ежедневно по 1,5-2 часа. По нормам же человек может без проблем получать 20 мЗв в год.

Выходит, что можно летать до 6-8 тысяч часов в год без угрозы для здоровья.

Ясно, что таким летным стажем не может похвастаться ни один пассажир. Но, может быть, это опасно для летчиков? На этот вопрос дало ответ крупномасштабное международное исследование, затронувшее в течение 17 лет 10032 пилота гражданской авиации северных стран – Финляндии, Дании, Швеции и Исландии. Общий стаж летчиков впечатлял – 177244 года в воздухе. Частота возникновения злокачественных опухолей — а именно в них чаще всего винят радиацию — оказалась практически такой же, как и у обычных людей. Отмечался лишь незначительный, в пределах погрешности, подъем по раку кожи (меланоме).

ПЕРЕВЕДИ ЧАСЫ НАЗАД

Мы много слышим о вреде полетов с пересечением нескольких часовых поясов. Действительно, вызванный этим сбой биоритмов оставляет свой след. Но, во-первых, работает то же «правило накопления», и во-вторых, этот сбой можно легко компенсировать приемом мелатонина – гормона, регулирующего биоритмы. Прилетев на место, примите на ночь по местному времени 1 раз 1,5 мг мелатонина в таблетках – и уснуть сможете, и вред, нанесенный организму, компенсируете.

Кстати сказать, сменная работа и вынужденные ночные бдения у компьютера вредят гораздо больше, чем краткосрочный заокеанский тур. Этот факт подтверждают исследования: частота возникновения рака молочной железы у представительниц сменных профессий (в том числе и у стюардесс) достоверно выше. Но это уже другая история.

Как видим, все страсти по самолетам на деле оказываются хоть и реально существующими, но очень сильно раздутыми проблемами. И наиболее очевидным их решением является разумный подход.

Следует ли отказываться от полетов в пользу других видов транспорта? Нет. Например, при путешествии из Москвы в Санкт-Петербург час, проведенный в самолете, гораздо меньше ударит по здоровью, чем 6 часов в сидячем вагоне поезда.

Стоит ли относиться к полетам с осторожностью? Да, как к любой другой сфере человеческой деятельности. Не надевайте утягивающую одежду и тесную обувь, способствующие застою крови. Старайтесь не пить в самолете водку или виски. А вот сухое вино не возбраняется и даже приветствуется.

Нужно ли делать упражнения в полете? Замереть в позе сфинкса на 3-4 часа — безусловно, не лучший вариант. Но и превращать полет в тренировку не стоит. Для предотвращения синдрома эконом-класса достаточно просто поболтать ногами, сидя в кресле, потянуться, лишний раз встать и пройтись по салону.

Как узнать, нет ли у вас склонности к повышенной свертываемости крови и риска тромбоэмболии? Обратитесь к врачу. Существует множество лабораторий, которые смогут дать ответ в течение часа. А врач посоветует, какой препарат нужно принимать в профилактических целях.

Как часто можно летать? Если вы не работаете вахтовым методом – неделя в Америке, неделя в России — волноваться не о чем. В среднем, вероятность развития тромбоэмболии (в группах риска!) сохраняется повышенной примерно в течение 4 недель, да и то, если перелет был длительным. Так что завтраками в Париже можно баловать себя хоть каждый выходной.

НИКОЛАЙ БАСКОВ, ПЕВЕЦ:

— На гастроли я, конечно же, лечу самолетом. А это как минимум 40 перелетов в год. Летать я не боюсь, но все равно перед полетом выпиваю 50 г, чтобы чувствовать себя более расслабленным. Правда, иногда, во время длительных 12-ти часовых перелетов затекают ноги и болит все тело. Поэтому я в день прилету никогда не назначаю концертов – надо восстановиться. В остальном — никакого дискомфорта в полете не испытываю, наоборот, радуюсь возможности побыть в тишине, ведь в самолете запрещено пользоваться даже мобильником.

КРИСТИНА ОРБАКАЙТЕ, ПЕВИЦА:

— Я никогда не задумывалась, сколько именно часов в год я провожу в самолетах, но что значительную часть жизни – это точно. Во время многочисленных переездов я стараюсь максимально себя занять. Например, перечитала всего Бориса Акунина и благодарна его прозе: эти книги стали для меня просто спасением и от скуки, и от укачивания. А когда читать
надоедает, я просто слушаю плеер. За долгие годы постоянных гастролей я для себя вывела такой жанр — «дорожная музыка». Это совсем не обязательно какие-то шлягеры. Просто та музыка, под которую можно фантазировать.

Источник

Adblock
detector