Приложение. Перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих
Перечень
социально значимых заболеваний
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715)
инфекции, передающиеся преимущественно половым путем
болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
психические расстройства и расстройства поведения
болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением
* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).
Информация об изменениях:
Перечень изменен с 11 февраля 2020 г. — Постановление Правительства России от 31 января 2020 г. N 66
Перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715)
С изменениями и дополнениями от:
31 января 2020 г.
болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки
инфекции, передающиеся преимущественно половым путем
педикулез, акариаз и другие инфестации
сап и мелиоидоз
коронавирусная инфекция (2019-nCoV)
* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
Всемирная организация здравоохранения назвала главные угрозы для здоровья человека
ВОЗ назвала 10 главных угроз для здоровья человечества в 2019 году
Всемирная организация здравоохранения опубликовала доклад, в котором перечислила 10 глобальных угроз здоровью человечества в 2019 году
Пресс-релиз с этими данными опубликован 15 января на сайте ВОЗ.
Главной опасностью 2019 года ВОЗ называет загрязнение воздуха и изменение климата планеты. По статистике организации, 9 из 10 человек в мире дышат грязным воздухом ежедневно. Загрязненная атмосфера является причиной заболеваний легких и сердца. Мелкие загрязняющие вещества, находящиеся в воздухе, попадают в дыхательную и сердечно-сосудистую системы, повреждая легкие, сердце и мозг. По этой причине каждый год около 7 млн человек умирают от рака, инсульта, болезни сердца и легких. Примерно 90% этих смертей происходят в государствах с низким и средним уровнем дохода, а также с высокими объемами выбросов от промышленности, транспорта и сельского хозяйства.
«Девять из каждых десяти людей ежедневно дышат грязным воздухом. Ежегодно это приводит к преждевременной смерти 7 миллионов человек», — говорится в сообщении.
Диабет, рак и сердечно-сосудистые и другие неинфекционные заболевания продолжают список ВОЗ. По данным ВОЗ, они являются причиной 70 % смертей на планете. Вместе эти заболевания каждый год оказываются причиной смертей более 70% населения от общего количества в мире, или 41 млн человек. В это число входит 15 млн человек, которые умирают преждевременно — в возрасте от 30 до 69 лет. Рост количества таких заболеваний объясняется пятью главными факторами:
- курение
- отсутствие физической активности
- злоупотребление спиртным
- нездоровое питание
- загрязнение воздуха.
Среди прочего в 2019 году ВОЗ собирается сотрудничать с правительствами, чтобы помочь им в достижении глобальной цели по уменьшению физической пассивности на 15% к 2030 году.
Среди прямых угроз организация включила в число угроз лихорадки Денге и Эбола как самые летальные инфекционные заболевания на сегодняшний день.
Отдельно вынесена лихорадка Денге, риску которой подвержены до 40 процентов населения Земли.
Также продолжает сохраняться опасность ВИЧ, поскольку, несмотря на успехи в диагностике и снижение распространения вируса, он ежегодно становится причиной смерти почти миллиона человек.
Особое опасение ВОЗ выразила в связи с волной осознонного отказа от прививок!
В частности, по этой причине в мире на 30 % выросли случаи заболевания корью, несмотря на то что в некоторых странах эта болезнь практически исчезла.
Вакцинация по-прежнему остается самым эффективным средством с точки зрения шкалы «результат-затраты».
По данным ВОЗ, вакцинация ежегодно помогает спасти 2–3 миллиона жизней!
«Это угрожает обратить вспять прогресс, достигнутый в борьбе с болезнями, которые можно предотвратить при помощи вакцин», — сообщает ВОЗ.
В документе говорится, что если бы количество привитых людей выросло, то удалось бы избежать еще 1,5 миллиона смертей.
В докладе в качестве угрозы отдельно выделена заболеваемость гриппом. Пандемия гриппа, которую прогнозируют специалисты организации, — неизбежна, но пока неизвестно, насколько суровой она будет.
Специалисты обеспокоены растущей устойчивостью бактерий, вирусов и грибков к существующим антибиотикам и антибактериальным и противомикробным препаратам. Так, в 2017 году в мире было зафиксировано 600 000 случаев туберкулеза, невосприимчивого к действию рифампицина.
Также специалисты ВОЗ вынесли в отдельную угрозу для человечества слабую первичную медико-санитарную помощь во многих странах.
Трудные условия жизни в связи с военными конфликтами, засухой, голодом, перемещением населения угрожают здоровью 1,6 млрд людей — 22% населения планеты. ВОЗ собирается продолжать работу в государствах с такими проблемами, улучшая там системы здравоохранения, которые смогут быстрее и эффективнее отвечать на вспышки болезней.
Для борьбы с этими и прочими угрозами в 2019 году начинает реализацию новый пятилетний стратегический план Всемирной организации здравоохранения — Тринадцатая общая программа работы на 2019-2023 годы. Этот план ориентирован на обеспечение для еще трех миллиардов человек на Земле доступа к всеобщему медицинскому страхованию, защиты от чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения и улучшения состояния здоровья и благосостояния.
Источник
Бедственное положение: как «обескровили» российскую медицину
На фоне постепенного снижения заболеваемости COVID-19 в Петербурге эксперты в сфере медицины и сотрудники медучреждений все чаще говорят о недостатках государственной системы здравоохранения, выявленных во время пандемии. РБК Петербург попросил специалистов рассказать, на какие проблемы следует обратить внимание в первую очередь.
«Для многих европейских стран, в том числе для России, встреча с эпидемией коронавируса стала большой неожиданностью. Мы все расслабились, потому что последняя серьезная эпидемия в мире была более 100 лет назад. Это была «испанка», унесшая жизни более 50 млн человек. В последние годы все европейские страны, включая Россию, делали акцент на борьбе с неинфекционными заболеваниями. С одной стороны, это правильно. С другой — не стоит забывать о том, что инфекционные заболевания — гепатиты, туберкулез, ВИЧ, новые вирусы — «не дремлют» и уносят жизни большого числа людей.
Мы все расслабились, потому что последняя серьезная эпидемия в мире была более 100 лет назад. Это была «испанка», унесшая жизни более 50 млн человек.
Несколько иная ситуация сложилась в восточноазиатских странах — Южной Корее, Китае, Тайване и др. Эти страны оказались лучше готовы к эпидемии, поскольку там совсем недавно, в начале 2000-х годов, были вспышки вируса SARS. К моменту начала пандемии COVID-19 внутри их структур здравоохранения уже были созданы системы быстрого реагирования на эпидемии. Руководство этих стран уже знало, как надо оперативно закрывать границы, разворачивать дополнительный коечный фонд, менять режим работы больниц, регулировать потоки пациентов, осуществлять межведомственное взаимодействие.
Какие слабые стороны выявила эпидемия в России? Первое — неготовность и демобилизация инфекционных служб. В нашей стране эта служба последние 30 лет была сильно недофинансирована. В результате после развала СССР коечный фонд для инфекционных больных сократился в 2,5 раза, уменьшилось и число врачей-инфекционистов. При этом коэффициент смертности от инфекционных болезней вырос вдвое.
Теперь всем очевидно, что инфекционная служба в России требует восстановления. В частности, нужно повысить уровень подготовки врачей-инфекционистов, установить им высокие зарплаты, чтобы привлечь специалистов, а также восстановить научную базу. Потребуется современное лабораторно-диагностическое оборудование, лекарства для лечения больных. Ведь сегодня большинство инфекционных болезней, включая туберкулез, ВИЧ и вирусные гепатиты, хорошо лечатся современными препаратами.
Второе слабое место российского здравоохранения — дефицит врачей и коечного фонда. За последние годы мы проводили бездарные реформы, которые привели к сокращению мощностей системы здравоохранения. Число коек за последние 7 лет сократилось на 160 тыс., или на 15%, штат врачей уменьшился на 46 тыс. человек, или на 8%. Все эти меры обескровили нашу государственную медицину.
Третья проблема — неповоротливость системы финансирования здравоохранения (и не только в России). Эта система финансируется по рыночному принципу, то есть деньги идут в то учреждение, куда пришел пациент. А если пациентов пришло мало (например, потому что нет эпидемии), то, соответственно, и денег пришло мало. И что делать, если руководствоваться чисто рыночной логикой? Сокращать врачей и коечный фонд. Таким образом, под удар попадают главным образом структуры, которые, по сути, находятся в режиме ожидания, — скорая помощь и инфекционная служба.
Еще одна проблема, которая отражается и на готовности системы встретить эпидемию, — децентрализация управления: центральные органы власти, по сути, работают отдельно, а региональные власти — отдельно. В результате санитарная служба оказалась выключена из состава Минздрава, хотя она была в его составе в советское время и именно такая модель действует сегодня во всех развитых странах. Необходимо устранить этот недочет.
Санитарная служба оказалась выведена из состава Минздрава, хотя она была в его составе в советское время и именно такая модель действует сегодня во всех развитых странах.
Но самая главная проблема — бедственное положение медработников. Так, базовые оклады у медперсонала в регионах — 20-30 тыс. руб., на них не проживёшь. Поэтому необходимо установить единый для всей России норматив базового оклада — 4 МРОТ. Вот тогда в отрасль, наконец, придут кадры. Для этого и реализации других важнейших мер потребуется увеличить финансирование отрасли из бюджета с 3,5% до 6% ВВП».
«Мы можем говорить о целом комплексе ошибок и недочетов городской системы здравоохранения, которые стали очевидны с началом эпидемии коронавируса. В первую очередь, это отсутствие профессиональной автономии врачей, диалога с медицинским сообществом. Фактически это привело к тому, что компетентное и профессиональное мнение врачей, несущих по законодательству ответственность за качество лечения, подменялось распоряжениями Роспотребнадзора, оторванными от реального положения дел в городском здравоохранении, а подчас идущими вразрез с федеральным законодательством.
Компетентное и профессиональное мнение врачей, несущих по законодательству ответственность за качество лечения, подменялось распоряжениями Роспотребнадзора.
Например, как можно было запрещать оказание плановой помощи и работу врачей по совместительству? Именно это было сделано постановлением главного санитарного врача города Наталии Башкетовой. Кроме того, в начале эпидемии была полная неразбериха в управлении ситуацией: инфекционные больницы, впервые столкнувшись с пациентами с коронавирусом, получали противоречивые распоряжения об оказании медицинской помощи. Например, в том, что касается сроков госпитализации: держать пациента 14 дней с момента его приезда из Китая или с момента его поступления в больницу?
Прошлые эпидемии коронавируса SARS (2002 год) и MERS (2012 год) показали, что основные источники распространения вируса и заражения людей — это больничные учреждения, куда попадают «инфекционные» пациенты. Поэтому в первую очередь необходимо было обеспечить систему сортировки пациентов на амбулаторном этапе, чтобы пациент с ОРВИ не стал еще и заболевшим COVID-19, а врачей — снабдить средствами индивидуальной защиты, причем не только «инфекционных» специалистов, но и врачей амбулаторного и стационарного этапов. К сожалению, система сортировки пациентов заработала не сразу, а федеральный закон о госзакупках делает процедуру приобретения необходимых СИЗов и медикаментов достаточно длительной.
Из-за замедленной диагностики на коронавирус (иногда результатов тестов ждали по 10–14 дней или они терялись) и отсутствия сортировки пациентов в обычные многопрофильные больницы стали попадать граждане с COVID-19. Их стали закрывать на карантин, а персонал жил внутри, лишенный общения с родными и близкими. О психологическом сопровождении врачей никто из руководителей на уровне лечебного учреждения не задумывался, считая, что все и так обязаны с риском для жизни быть героями. В итоге многие медсестры и врачи находятся в крайней степени профессионального выгорания от интенсивного труда, что неминуемо приводит к снижению качества медицинской помощи, уходу из профессии.
Большие вопросы также вызывает оплата труда медиков, работающих с COVID-19. В некоторых стационарах сотрудникам платили не озвученную президентом надбавку в 80 тысяч, а сумму, пропорциональную часам работы, а это в несколько раз меньше 80 тыс. руб. Получат ли врачи компенсацию при заражении COVID-19, предстоит решать комиссии, которая будет устанавливать, нет ли в этом вины самого врача или медицинской сестры. Все это говорит о серьезных управленческих сбоях в критической ситуации, когда указы президента искажаются на местах.
В некоторых стационарах сотрудникам платили не озвученную президентом надбавку в 80 тысяч, а сумму, пропорциональную часам работы, а это в несколько раз меньше 80 тыс. руб.
Какие выводы мы можем сделать из сложившейся ситуации с «ковидом»? Прежде всего нужно, чтобы решения об ограничениях, других мерах по борьбе с инфекцией принимались не большим количеством ведомств, а централизованно. Важно, чтобы все решения были обоснованными и при их принятии чиновники советовались с медицинским сообществом. Также важно, чтобы соблюдались все права медиков в том, что касается выплат за работу с COVID-19».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.
Записала: Екатерина Фомичева
Источник