Рискованное поведение подростков
Ася
Рискованное поведение подростков
Рискованное поведение подростков
Что такое рискованное поведение подростков? Опасно ли это? Давайте попробуем разобраться:
Рискованное поведение – активность, направленная на экспериментирование подростков со своими собственными возможностями и преобразующая их отношение к ценности жизни.
Рискованное поведение может быть конструктивное и неконструктивное:
Конструктивное рискованное поведение подростков – вид активности, направленный на самопознание и самосовершенствование подростков и обусловливающий осознание ими ценности жизни;
Неконструктивное рискованное поведение подростков – вид активности, направленный на разрушение объектов окружающего мира и/или саморазрушение подростков и обусловливающий отсутствие у них осознанного отношения к ценности жизни.
Почему подростки рискуют
Ответ на этот вопрос кроется в периоде взросления ребенка, когда ребенок вырастает в подростка. Этот переход бывает довольно болезненным и называется он кризис подросткового возраста. С психологической точки зрения в этот момент жизни происходит отход от родителей и проба себя как уже взрослого человека. Этот возраст можно назвать возрастом проб и ошибок.
Кроме этого, формирование собственной системы ценностей и процессы самоидентификации приводят к тому, что установки, привитые родителями и социальными институтами, подвергаются критике, а другое отношение к различным аспектам взрослой жизни еще не сформировано и не осознано применительно к себе.
Подростковый максимализм, незнание и отсутствие социального опыта, любопытство, желание попробовать разные стороны «взрослой жизни», давление сверстников или друзей более старшего возраста приводят к рискованному поведению.
В этот момент жизни подросток думает эмоциями и исходя из этого очень остро реагирует на происходящее с ним.
Если рискованное поведение это неизбежность, как снизить вероятность полного соцветия проявлений данного поведения?
Вот некоторые идеи для снижения вероятности рискованного поведения вашего ребёнка-подростка и повышения его безопасности:
Помогите ребёнку научиться оценивать риск. Вы можете говорить о поведении других людей и его последствиях (на примерах фильмов или новостей). Спрашивайте своего ребёнка, что он думает о причинах и последствиях, показанного рискованного поведения. Если он пока затрудняется проанализировать увиденное, вы можете поделиться своими идеями. Например, «Если бы он не торопился, а сначала подумал, то не попал бы в эту ситуацию».
Выработайте некоторые основные правила, согласованные с вашим ребёнком. Объясните ему, что эти правила направлены на то, чтобы сохранить его в безопасности. Решите вместе, какие последствия и санкции должны быть, если правила нарушены. Вы должны быть гибкими и адаптировать основные правила по мере роста вашего ребёнка и демонстрировать ему ваше доверие к его возрастающей ответственности.
Воспитывайте в своём ребёнке социально ориентированные ценности, чем раньше, тем лучше. Знание того, что важно для вашей семьи, для его друзей, для окружающих людей, поможет вашему ребёнку развить чувство ответственности и сформирует у него ценностную систему личности.
Вы должны знать, что ценность собственной жизни сама по себе не формируется. Необходимы специальные условия и структурированная определённым образом информация. А инстинкт самосохранения как раз и толкает на рискованное, противоправное и саморазрушающее поведение, как возможность доказать своё право существовать в определённом коллективе.
Держите своего ребёнка в поле зрения. Знание, с кем он и где он, может помочь вам предотвратить часть проявлений, связанных с риском.
Поддерживайте открытое общение. Постарайтесь быть близки со своим ребёнком. В данном периоде жизни для подростка нужно постараться стать старшим товарищем, чувствуя доверие и открытость с вашей стороны, ребенок сам подойдет к вам за информацией.
Будьте хорошим примером для подражания. Подростки руководствуются тем, что видят, как ведут себя их родители. Если ваш ребёнок видит, что вы применяете двойные стандарты – требуете от него соблюдение правил, но при этом сами их нарушаете, то он может не соблюдать ваши правила.
Поощряйте широкие социальные отношения. Вероятно, вы не можете помешать вашему ребёнку дружить с определённым человеком или группой друзей, но вы можете дать ему возможность завести других друзей, используя спортивные, общественные или семейные мероприятия. Принимайте друзей вашего ребёнка в своём доме, так вы будете знать, где он, по крайней мере, некоторое время.
Предоставьте подросткам пути отступления от рискованных ситуаций. Бывает много случаев, когда вашего ребёнка подталкивают к рискованному поведению его сверстники. Вы можете подсказать ему, как не поддаться давлению и не потерять авторитет и репутацию среди сверстников. Можно попробовать проиграть ситуации с разных сторон и это вам поможет найти оптимальные способы решения.
Содействие «безопасному» принятию риска
Подростки должны рисковать, чтобы узнать больше о себе и проверить свои способности. Попробуйте направлять эти тенденции в более безопасные и более конструктивные действия. Полные адреналина виды спорта, такие как скалолазание, боевые искусства, сноубординг или катание на горных велосипедах, могут принести множество острых ощущений. Некоторым подросткам может оказаться по душе занятия в драмкружке или другом творческом коллективе.
Другая стратегия – дать автономию и независимость подросткам в некоторых областях, чтобы они могли исследовать свою свободу. Автономия – это растущая способность вашего подростка мыслить, чувствовать, принимать решения и действовать самостоятельно.
Попробуйте позволить своему подростку принимать собственные решения в таких вещах, как например, какую причёску носить, чем заниматься после занятий в школе и когда ложиться спать (главное, чтобы вставал вовремя и не спал на уроках).
Теперь вы знаете? Риск – это важный способ для подростков узнать себя. Это может включать в себя незначительные проявления риска, например, попытки новых трюков в скейтпарке или настойчивые выражения непопулярного мнения. Такое поведение достигает максимума примерно в 15-16 лет и имеет тенденцию к уменьшению в раннем взрослом возрасте. Чтобы преодолеть этот пиковый период, начните целенаправленно прививать своему ребёнку систему социально ориентированных жизненных ценностей и главную ценность – ценность собственной жизни.
С уважением педагог-психолог Бологова Анастасия Геннадьевна.
Безопасное поведение детей в транспорте (по мотивам сказки Л. Н. Толстого «Три медведя») Автор воспитатель высшей категории Шаманова В. С. ГБОУ Гимназия № 1519 г Москва Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хочу представить на ваше.
Фотоотчет «Безопасное поведение на улице» Самый лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах — соблюдать правила дорожного движения! Моё приоритетное направление.
Конспект занятия по ПДД «Безопасное поведение на дорогах и улицах» Конспект по Правилам дорожного движения «Безопасное поведение на дорогах и улицах» Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков.
Консультация «Безопасное поведение детей в период весеннего паводка» » Родители и Педагоги! Не допускайте детей к реке без надзора взрослых, особенно во время ледохода; предупредите их об опасности нахождения.
Консультация для родителей «Неприличное поведение ребенка» Когда Ваш ребенок грызет ногти, громко и специально чавкает во время приема пищи, перебивает Вас или других во время разговора, можно смело.
Консультация для родителей «Почему у ребёнка плохое поведение» Бывает, что мы часто наблюдаем в дошкольном учреждении или в общественных местах, когда ребёнок демонстрирует социально неприемлемое.
Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка» Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном.
Источник
Рискованное поведение подростков: причины и способы коррекции
По данным Всемирной организации здравоохранения , ежедневно в мире происходит более 3000 случаев смертей среди подростков – в основном по причинам, которые можно было бы предотвратить. Большая часть погибших детей обладала хорошим здоровьем, однако именно рискованное поведение стало причиной их преждевременной смерти. Потребление алкоголя, наркотиков, насилие, экстремальные увлечения – всё это формы рискованного поведения, которые подвергают опасности жизнь подростков.
Почему у молодёжи границы опасного и безопасного часто оказываются размыты, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, руководитель психологической службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Кирилл Хломов .
– Почему подростки рискуют собственной жизнью? Какие мотивы у них могут быть?
– Начнём с того, что навык рисковать – важная способность для развития и жизни человека. Люди должны уметь рисковать в разных обстоятельствах. В свою очередь, риск бывает просоциальный и антисоциальный. Просоциальный – это участие в различных конкурсах, олимпиадах, увлечение экстремальными видами спорта, профессиональная деятельность, связанная с риском, например, пожарных или спасателей, спортивная деятельность, участие в соревнованиях. Антисоциальный – это в основном деструктивное поведение: употребление наркотиков, алкоголя, суицидальное поведение, экстремизм, рискованное сексуальное поведение.
Задача человека в течение жизни научиться рисковать безопасно, выбирать правильные формы риска. Однако именно на подростковый возраст приходится пик рискованного поведения человека. Это связано, во-первых, с тем, что подростки по-другому относятся к собственной смерти и не воспринимают её как окончание жизни. Они воспринимают смерть как некий акт, после которого жизнь продолжается. У большинства из них ещё нет опыта утрат, они не сталкивались с безвозвратными потерями. Поэтому в подростковом возрасте кажется, что всё можно исправить и вернуть.
Кроме того, в различных исследованиях было установлено, что взрослые имеют высокую интолерантность к неопределённости, из-за этого выбирают те решения, которые предполагают наиболее понятный результат. Что касается подростков, они готовы к тому, чтобы принимать решения с неясными последствиями. Это объясняется тем, что ещё в детском возрасте человек привык к тому, что в этот период мир для него сам по себе неясен и непредсказуем. Такая особенность в принятии решений также может влиять на готовность к рискованному поведению ребёнка.
– Какие внешние факторы влияют на развитие рискованного поведения у подростков?
– Один из значимых внешних факторов – социальная среда. В первую очередь это семья, её конфигурация, структура, тип детско-родительских отношений, наличие одного или двух родителей. Сюда же входит район проживания ребёнка: например, в неспокойном районе уровень рискованного поведения будет гораздо выше, чем в благополучном, так как риск там воспринимается как нечто нормальное. Также значимый фактор – круг общения подростка, его отношения внутри школьной среды: наличие буллинга, других подростков с деструктивным поведением. Кроме того, структура самой школы может влиять на формирование рискованного поведения: чем крупнее школа, тем выше у подростков склонность к риску. К внешним факторам также можно отнести политическую обстановку, устройство общества, общепринятые нормы и ценности, интернет-пространство.
– Руфинг, зацепинг, паркур – чем подростков привлекают подобные экстремальные увлечения?
– Происходит влияние сразу нескольких факторов. Во-первых, это фактор адреналина. У подростков появляется возможность проверить свои способности, испытать себя, своё тело. В какой-то степени увлечение экстримом – это больше просоциальное поведение, чем антисоциальное. Например, скалолазание или парашютный спорт. Известны случаи, когда увлечение подобными вещами давало положительные результаты: трудные подростки начинали заниматься спортивной деятельностью и антисоциальное рискованное поведение становилось просоциальным.
Влияют такие факторы, как потребность в самореализации, потребность в движении, в выплеске энергии, в исследовании возможностей собственного тела, в самоутверждении и саморегуляции. Если социальная среда не предлагает безопасных способов реализации этих потребностей, появляются экстремальные увлечения в рамках городской среды. Подростки начинают находить и создавать собственные площадки для развлечений: крыши многоэтажек, общественный транспорт, стройки и так далее.
– Какие ещё существуют виды рискованного подросткового поведения?
– Это, безусловно, злоупотребление алкоголем, потребление наркотических веществ, самоповреждение, суицидальное поведение, поведение, связанное с киберагрессией, всевозможные правонарушения, экстремизм. Помимо выше названых руфинга и зацепинга, можно также упомянуть экстремальное вождение автомобиля или любого другого транспорта. Всё это антисоциальные формы рискованного поведения, в результате проявления которых может создаваться серьёзная негативная перспектива, которая может повлиять на всю жизнь подростка.
– Каким образом должна строиться профилактическая работа с подростками с рискованным поведением?
– Одним из важных элементов системы профилактики должен быть регулярный мониторинг ситуации в обществе в связи с подростковыми рисками. Например, тестирования или опросы подростков помогают оценить динамику развития рискованного поведения. Это, в свою очередь, помогает определить эффективные формы воздействия. Кроме того, в профилактику должны быть вовлечены школьные психологи, необходимо вести работу не только с подростками, но и с их семьями. Взаимодействие с семьёй должно строиться по принципу помогающей модели. Как показывает мировой опыт, это наиболее эффективная форма. Организация досуга, вовлечение детей в различную творческую и полезную деятельность, внедрение различных интерактивных материалов, предполагающих коммуникацию, – всё это в комплексе поможет снизить риски в подростковой среде.
Источник
Рискованное поведение
Почему подростки рискуют
Психологической особенностью подросткового периода являются биологически обусловленные реакции эмансипации, группирования со сверстниками и различные увлечения, которые обуславливают поисковый характер поведения и «пробы взрослой жизни». Кроме этого, формирование «Я-концепции» и собственной системы ценностей, процессы самоидентификации приводят к тому, что установки, привитые родителями и социальными институтами, подвергаются критике, а другое отношение к различным аспектам взрослой жизни еще не сформировано и не осознано применительно к себе.
Подростковый максимализм, незнание и отсутствие социального опыта, любопытство, желание попробовать разные стороны «взрослой жизни», давление сверстников или друзей более старшего возраста приводят к рискованному поведению.
Почему подростки рискуют? Потому что они экспериментируют, самоутверждаются и исследуют. Рискованное поведение всегда направлено на освоение окружающего пространства и понимание того, где его предел. Обычно высокий риск – это побочный продукт обостренной познавательной деятельности. Подросток экспериментирует, чтобы узнать себя лучше, попробовать разные стили жизни, показать окружению, что становится взрослым, повысить степень самостоятельности. Мозг подростка устроен таким образом, что подросток чувствует биологическую потребность рисковать. В молодости в мозге активизируются две нейронные сети. Одна из них управляет процессом познания, поощряя принимать разумные, обоснованные решения, когда взвешиваются все «за» и «против» и оцениваются возможные последствия действий, другая же регулирует социально-эмоциональное поведение. Мозг подростка уже способен адекватно перерабатывать и воспринимать большие объемы информации, и это дает огромные возможности для развития и самопознания. Однако незрелость нейронной сети, отвечающей за процесс оценки и анализа ситуации, объясняет трудность или даже невозможность принятия взвешенных, разумных решений в эмоционально насыщенной ситуации, особенно в присутствии сверстников.
Эмоциональное реагирование мозга подростка на раздражители существенно выше, чем у детей и взрослых. Отсюда, казалось бы, беспричинные взрывы эмоций, обидчивость, демонстративное поведение. Подростки предпочитают действия с высоким уровнем эмоционального напряжения, склонны к импульсивным поступкам, включая экспериментирование с наркотиками и алкоголем, редко думают о возможных негативных последствиях своего поведения и не способны их оценить.
Факторы риска
На формирование рискованного поведения подростков влияют различные социокультурные и личностные факторы, среди которых можно выделить следующие группы:
- Уровень информированности
- Личностно-психологические факторы
- Семейные факторы
- Социокультурные факторы
Уровень информированности в большой степени определяет характер поведения подростка в ситуациях, связанных с опасными последствиями для его здоровья и благополучия. Незнание, мифы, заблуждения, отсутствие критичности по отношению к «принятым» в подростковой среде формам поведения делают подростковые поведенческие эксперименты крайне небезопасными.
Личностно-психологические факторы. К факторам этой группы относят низкую самооценку, частое ощущение безысходности в трудных жизненных ситуациях, незнание способов конструктивного разрешения внутренних конфликтов, отсутствие навыков обращения за помощью.
Семейные факторы. Низкий уровень информированности родителей о жизни собственных детей, их отстраненность, семейное неблагополучие, неумение родителей создать в семье благоприятный психологический климат – питательная среда для подростковых рисков, часто разрушительных для здоровья.
Социокультурные факторы зачастую оказываются определяющими в отношении подростков к таким формам поведения как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Реклама табака и алкоголя, лояльное отношение общества в целом к их употреблению, наличие и популярность мифов о наркотиках могут привести подростка к вполне сознательному стремлению попробовать то, что запрещается взрослыми, но присутствует в их жизни.
Пол является дополнительным фактором риска. Огромное влияние на мозг подростка оказывают половые гормоны. Уровень тестостерона определяет степень решимости, лидерства, активности юноши, его самостоятельности и агрессивности. Известно, что склонность к риску – типично мужская черта. Для мальчиков характерны более высокий уровень травм, связанных с насилием, несчастными случаями и суицидами. У мальчиков всех возрастов на 10% выше, чем у девочек, риск для здоровья, связанный с поведением.
Для девушек более характерны негативные последствия полового поведения, они более уязвимы к инфекциям, передаваемым половым путем, что обусловлено влиянием биологических, социальных, экономических и культурных факторов. Вероятность передачи инфекции при незащищенном половом контакте от мужчины к женщине выше, чем от женщины к мужчине, что связано с особенностями строения и функционирования женских половых органов. Культурные традиции и социальные нормы во многих обществах имеют двойные стандарты в отношении сексуальной жизни мужчин и женщин: сексуальный опыт девушки до брака осуждается, а у юношей – поощряется; женщина зачастую не может предложить использование средств защиты или отказаться от сексуальных отношений, поскольку это прерогатива мужчины.
Реакция на стрессовые жизненные ситуации тоже различна в зависимости от пола. Юноши, в отличие от девушек, ведут себя агрессивно (как по отношению к себе, так и к окружающим), ищут разрядку в применении физической силы, при этом занимают позицию возражения или игнорирования стресса/проблемы. В то время как девушки углубляются в свою проблему, стараются решить ее, значительно чаще обращаясь к специалисту (например, к психологу).
Источник