«Вода в жизни человека». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе
Диана Игоревна Крупич
«Вода в жизни человека». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека;
о свойствах воды:
без цвета и запаха
Три агрегатных состояния :
твердая (снег, лед)
Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе фильтрации.
Развиватьу детей фонематический слух: умение слышать и определять звук в слове.
Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту.
Сохранение воды на Земле.
Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Познакомить детей с новой профессией- лаборант.
Материал для занятия: презентация, проектор, доска, клубок голубых ниток, пластмассовые стаканчики и воронки, ватные диски для фильтрации, ватные палочки, салфетки, сосуды разной геометрической формы, кофе, песок, земля, сахар, соль, масло автомобильное, силиконовая рыбка, гуашь, лед или снег, походная печка.
Ход занятия.
-Ребята, сегодня утром я обнаружила у себя в компьютере кроссворд. Если мы с вами правильно его разгадаем, то узнаем тему нашего занятия. (слаиды)
1. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «Аквапарк» и стоит в нем на третьем месте. (В)
2. Во второй клеточке живет буква, которая спряталась в слове «Сок» и стоит также на втором месте. (О)
3. В третьей клеточке буква, которая спряталась в слове «Ведро» и стоит на третьем месте (Д)
4. В четвертой клеточке последняя буква из слова «Рыба» (А)
Какое слово у нас получилось?. Правильно, «Вода«. Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения (слаиды).
Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему (слаид). Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ.Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды всего лишь 3-4 дня, затем он погибнет.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
А вы знали, что человек состоит из воды (смотрим слаид)
Давайте поиграем в игру «Какая бывает вода«(дети встают в круг, воспитатель передаёт детям клубок голубых ниток. Нужно передать клубок следующему, а ниточку оставить в руках и назвать свойства воды и использовании ее в жизни человека).
Ребята, посмотрите, что у нас получилось, на что это похоже? Правильно, на шар. На нашу огромную планету. Посмотрите, какой видят космонавты нашу Землю из космоса (слаид). Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют «Голубой планетой».
Как называются все моря и океаны на Земле?. Правильно, вся вода составляет один Мировой океан.
Вы слышали когда-нибудь слово лаборатория? Посмотрите на картинку (слаид) .Что на картинке для вас нового? (ответы детей) Людей, работающих в лаборатории называют лаборантами. Лаборанты делают лабораторные анализы. Они работают в научных учреждениях, в лабораториях службы охраны здоровья, в департаменте лекарственных препаратов, в учреждениях охраны окружающей среды, на промышленных предприятиях.
Почему лаборанты работают в белых халатах?. Почему же цвет халата именно белый? Более или менее вразумительный ответ на этот вопрос дает наука о цвете колориметрия. Конечно, каждый из нас замечал, как меняется наше настроение, когда мы видим тот или иной цвет, какие эмоции этот цвет вызывает. Благодаря научному подходу, воздействие цвета на человеческое восприятие было изучено, доказано экспериментальным путем и физически обосновано.
Согласно колориметрии, белый цвет настраивает человеческое сознание на самоотдачу, открытость, полноту мыслей, единство, нетронутость и т. п. И, что очень важно в работе лаборанта, надевая белый халат, он совершает меньше ошибок. Таким образом, принятая униформа помогает относиться к своей работе более ответственно, лучше концентрироваться на выполняемой работе, совершать меньше ошибок. Сейчас мы оденем белые халаты и пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде.
ОпытN1 «Определить цвета воды»(опускаем предмет в сосуд с водой)
Опыт N2 «Имеет ли вода запах«(кофе, чай с лимоном)сравниваем аромат.
Опыт N3 «Вода мутная или прозрачная?»(опустить предмет в аквариум)
Опыт N4 «Имеет ли вода форму» (наливаем воду в разные по форме ёмкости)
Опыт N5″ Не вся вода пригодна для питья, ее надо очистить или профильтровать, после чего использовать как питьевую. Морская и океаническая вода соленная, для питья не пригодна. «(фильтруем через воронку)
Опыт N6 «Снег, лед — твердая вода«
Опыт N7 «Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются»(соль, сахар, гуашь, авто масло).Опустить силиконовую рыбку в ёмкость с водой и масленым пятном. Достать рыбку и дать возможность детям очистить рыбку от машинного мала при помощи салфеток, ватных дисков и т. д. Подвести дошкольников к понятию «экологическая катастрофа»(показать слаид).
Опыт N 8 3 агрегатных состояния воды. (снег-вода-пар).Нагреваем снег на походной печке.
Подвести детей к выводу:
Соль, сахар в воде растворяются, при этом вода остается прозрачной.
Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.
Песок и земля не растворяются, оседают на дно стакана.
Гуашь растворяется в воде, при этом меняет цвет воды.
Масло не растворяется в воде, плавает в виде тёмных капелек или растекается по ее поверхности тонкой пленкой.
Лёд и снег — твердое агрегатное состояние воды, в тепле превращается в жидкое состояние, если нагреть станет паром.
Если вода грязная, после фильтрации на фильтре остается грязь (следы гуаши, масла и грязи после снега).
Ребята, что необходимо сделать для сохранения воды на Земле (Ответы детей).
Умницы! Мы сегодня с вами хорошо потрудились и узнали много о значении воды в жизни человека, ее свойствах.
Предложить детям лимонад и дать задание :
Спросить у родителей, воспитателя
-Почему вода стала газированной?
-Что способствовало этому?
Разлить крашеную воду по стаканчикам (на донышке, положить верёвочку и вынести на холод. Сделать красивые медальоны и развесить на деревьях
Источник
Урок Здоровья » Вода-источник жизни»
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме
Представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_-_istochnik_zhizni.ppt | 2.27 МБ |
voda-istochnik_zhizni.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема : «Вода – источник жизни».
Цель урока здоровья : дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма.
- Формировать представления о значении жидкости для жизнедеятельности организма;
- Формировать убеждение о необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека;
- Формировать представление о разнообразии и ценности напитков.
- Развивать коммуникативную компетенцию в рамках урока здоровья.
Формы проведения: устный журнал
Тип урока здоровья: ознакомление с новым материалом.
Вид урока здоровья: урок с использованием ИКТ и элементами игровых технологий.
Оборудование: презентация к уроку, медиапроектор и экран.
Методы : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, объяснительно — побуждающий.
Формы работы : фронтальные, групповые, рациональное сочетание форм работы.
Ход урока здоровья:
Учитель : Доброе утро. Мы с вами уже познакомились с некоторыми секретами здорового образа жизни. А сегодня откроем еще один. О чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.
- На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.
- Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
Так что же это такое?
Учитель : А вы знаете, что вода принадлежит к веществам, наиболее распространенным на поверхности земного шара? Н2О – такова формула молекулы воды. Нельзя назвать такой точки на поверхности Земли, где бы не встречалась вода в том или ином состоянии. Задумайтесь только, количество воды на поверхности Земли огромно, оно составляет по объему 1.370.323 тысячи куб. км.
Во всех своих физических состояниях вода оказывает решительное влияние на климат, огромна роль воды и в жизни человека.
О воде, её свойствах, значении, пользе в нашей повседневной жизни и напитках, которые можно из нее приготовить, мы и узнаем сегодня из устного журнала « Вода – источник жизни».
Итак, откроем первую страничку журнала под рубрикой « Из писем наших читателей ».
Я знаю, что во время подготовки к уроку здоровья вы на импровизированных капельках продолжали фразу «Когда я слышу слово «вода», я думаю о…». Давайте заслушаем некоторые из высказываний.
(Заслушать 2 – 3 учеников)
Учитель: Кстати, сама по себе вода не имеет питательной ценности, но она является непременной составной частью всего живого.
Каковы же свойства и значение воды в жизни человека вы узнаете из следующей странички нашего устного журнала « Свойства воды » .
1. Вода – прекрасный растворитель . В ней растворяется большинство соединений, участвующих в работе клеток. Растворяя токсины и шлаки, вода способствует выведению их из организма.
2 . Вода является главным регулятором температуры тела . При повышении температуры тела или окружающей среды у нас усиливается процесс потоотделения, который помогает контролировать температуру тела. При нехватке воды организм становится восприимчивым к простудным заболеваниям.
3. Вода выполняет функцию смазочного материала . Каждый наш орган, каждая система работают в жидкой среде. Вода предотвращает износ тканей.
4. Необходима вода и для процесса пищеварения , являясь необходимым компонентом пищеварительных соков. Она помогает регулировать массу тела.
5 . Хорошее кровообращение немыслимо без участия воды . При ее нехватке в крови последняя густеет.
6 . Вода предотвращает наступление или облегчает симптомы физической и умственной усталости .
Учитель: Следующая наша страничка называется « Из истории …»
«Сок жизни» — такое красивое название дал воде выдающийся ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи. Это действительно так, поскольку она участвует во всех жизненных процессах. Чем человек моложе, тем больше воды в его организме. Наш организм в целом почти на 80% состоит из воды. А если детально, то мышцы на 75% состоят из воды, мозг – на 70 – 85%, в крови ее – 93%, и даже в костях воды более 40%. Поэтому человек может прожить без воды не больше 2 – 3 дней. Жидкость требуется ежедневно. Часть ее поступает в организм с теми напитками, которые вы выпиваете в течение дня. А часть воды поступает в организм человека с пищей. Поэтому так важно ежедневно есть жидкую пищу – супы, борщи. Вспомните, насколько вы соблюдаете это правило? А вот питаться всухомятку очень вредно. Давайте в этом убедимся.
(Берем 2надувных шарика. Стенки человеческого желудка, как и стенки шарика, могут растягиваться и сжиматься. Затем в один шарик помещаются кусочки хлеба, а в другой – суп или кисель.)
Учитель: Сравните форму двух шариков (один с неровными боками, другой – гладкий, округлый). Какому «желудку» труднее работать, какой «желудок» может мешать человеку легко двигаться? О чем стоит задуматься?
Учитель: Открываем следующую страничку журнала. Она называется « Наша лаборатория ».
Посмотрите на воду, которая налита в баночках у вас на столах. Что вы можете сказать о ней? (Цвет? Запах?) Что это за вода? Здесь находится водопроводная вода . Где её берут? Как она туда поступает?
Подробнее проблемой качества водопроводной воды занималась ________ наш специальный корреспондент. Об этом она и расскажет.
Ученик : От качества воды зависит качество нашей жизни. Хотя запасы пресной воды на Земле исчисляются миллионы кубических километров, далеко не всякая вода полезна для человека. Проблема качественной питьевой воды в мире всегда стояла особенно остро. Наиболее доступная нам сегодня водопроводная вода мало похожа на живительную влагу. И «благодарить» за это нужно ржавые трубы, архаические системы очистки и безнадежно устаревшие ГОСТы, допускающие хлорирование.
Сегодня каждый второй житель страны вынужден использовать для питья воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим требованиям. А 22% населения не имеют доступа к централизованным источникам водоснабжения! Промышленные сбросы, дренажные стоки с сельскохозяйственных полей — всё это поступало в наши водоёмы десятилетиями. В итоге сегодня российские водохранилища и озёра превратились в могильники, где под толщами воды, в донных отложениях, собрана практически вся таблица Менделеева.
Качеством питьевой воды надо заниматься. После того как программу «Чистая вода» начали осуществлять в Санкт- Петербурге, заболеваемость гепатитом в городе снизилась в семь раз. Вообще до 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. Это гепатит, болезни желудочно-кишечного тракта и пр.
Итак, какой вывод можно сделать?
Учитель: Нельзя пить воду прямо из – под крана. Она содержит большое количество веществ, способных повредить нашему здоровью. Поэтому воду нужно очистить с помощью специального прибора. Как он называется? (Фильтр).
(Демонстрация фильтров, залить водопроводную воду. )
Такие приборы есть у многих из вас дома.
Налейте глоточек воды из бутылочки №1. Вы попробовали кипяченую воду . Если у вас нет фильтра, прежде чем пить воду из – под крана, вскипятите ее в чайнике, чтобы убить вредные бактерии.
Учитель: Налейте глоточек воды из бутылочки №2. Как вы думаете, что это за вода?
Здесь находится минеральная вода . Такую воду можно получать из природных источников. Она вытекает из недр земли и содержит много полезных для организма веществ. О целебных свойствах минеральной воды нам расскажет спецкор______.
Ученик : О целебных свойствах минеральной воды люди знали уже более 4000 лет. Греческие жрецы лечили людей в купелях, наполненных минеральной водой, и хранили в секрете ее целебную силу.
В водах, взятых из природных источников, растворены разнообразные вещества. Проделывая путь под землей, обычная вода растворяет частички горных пород и минералов, превращаясь порой в настоящий чудодействующий эликсир.
С биологической точки зрения наиболее ценными являются углекислые минеральные воды. Их употребление способствует расширению кожных капилляров, равномерному перераспределению крови в организме, а значит, и разгрузке сердца. Углекислота нормализует кровообращение и процессы дыхания, улучшает обменные процессы в миокарде, повышает его работоспособность. Не случайно при некоторых заболеваниях сердечно – сосудистой системы врачи рекомендуют принимать углекислые ванны.
Минеральная вода близка по своей структуре к талой. Однако целительные свойства талой воды сохраняются лишь в течение нескольких часов, а минеральная вода не растрачивает энергетики на протяжении гораздо более длительного периода времени.
Минеральная вода делится на три группы: столовая, лечебно – столовая и лечебная. Минеральная вода, в отличие от обычной водопроводной, не разрушает естественную жировую пленку, которая защищает кожу от пересушивания и предотвращает закупорку пор.
Учитель: А вот своими личными впечатлениями от поездки в санаторий на минеральные источники с нами поделится наш фотокорреспондент_-____. В презентации будут представлены личные фотографии автора. (Рассказ ученика)
Учитель: Налейте глоточек воды из бутылочки №3. Как вы думаете, что это за вода?
Здесь находится минеральная вода, которая содержит не только минеральные вещества, но и газ. Она так и называется – газированная .
Такую воду нельзя пить очень часто. Дело в том, что газ, растворенный в ней, способен постепенно разрушать зубы. А как называются сладкие газированные напитки, так любимые вами? Наш специальный корреспондент____ провела журналистское расследование и узнала, а так ли хороши пепси кола, фанта, лимонад?
Ученик : Большинство современных людей предпочитают пить различные газированные напитки, чем воду. Исследователи считают, что сладкие напитки угрожают здоровью человека из – за своего состава. Мнение, что умеренное употребление таких напитков нам не повредит, глубоко ошибочно. В состав некоторых напитков входит кофеин, оказывающий возбуждающее действие, он может негативно влиять на артериальное давление. Сладкие газированные напитки замедляют пищеварение, способствуют откладыванию жировых запасов, так как содержат много калорий, ведут к нарушению уровня сахара, ослабляют иммунитет и вызывают повышенную секрецию кислого желудочного сока. Многие газированные напитки содержат фосфор, который может привести к истощению запасов кальция в организме и хрупкости костей. А вкусовые добавки, красители, консерванты раздражают слизистую оболочку желудка; печени и почкам приходится их обезвреживать и удалять. Все эти процессы также требуют дополнительного количества воды.
Учитель: На какую мысль вас это исследование натолкнуло?
Открываем следующую страничку устного журнала. Она называется « Репортаж на тему дня ».
(Практическая работа в группах)
Учитель: Вода необходима нашему организму. Она помогает нам расти, справляться с всякими хворями, становиться сильными и крепкими. Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости. А сколько это? Давайте подсчитаем . Для этого умножьте свой вес на 8, а потом разделите полученный результат на 200. (После проведения вычислений учитель предлагает ребятам сравнить полученные цифры – в среднем у детей 7 – 8 лет должно получиться около 1,5 – 2 литра).
Учитель: Данные, которые вы получили, немного отличаются друг от друга. А как же можно представить эту цифру?
(Учитель предлагает детям посмотреть на демонстрационный стол, на котором находится стеклянная банка, в которой 2 литра воды. Это же количество жидкости разлито по стеклянным стаканам.)
Учитель: Это количество жидкости вам необходимо ежедневно. Кстати, если вы занимались в течение дня спортом, то вам нужно будет выпить больше воды. Ведь когда вы бегаете и прыгаете, ваш организм активно работает и тратит жидкость. Эти траты необходимо восстановить.
Учитель: Познакомимся с правилами питья воды. Сколько же нам необходимо воды для питья?
Ученик : Взрослому человеку весом от 60кг и более рекомендуется за день выпивать 2,5 – 3л воды в день; подросткам весом от 40кг – 2 -2,5л; детям с массой тела 30кг и более – 1,5 – 2л, от 20 до 30кг – 1 – 1,5л, от 10 до 20кг – 0,5л. Это количество определено не случайно, а исходя из того, что человеку необходимо употреблять в сутки примерно такое же количество воды, какое выводится из его организма в течение этого периода времени.
Общее количество воды может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от времени года и климата.
Учитель: А когда и как лучше пить воду?
Ученик : Когда вы просыпаетесь и встаете утром с постели, ваше тело может быть подвержено охлаждению, даже если вы спали под теплым одеялом. Один – два выпитых стакана теплой воды способствуют расширению кровеносных сосудов, притоку крови к тканям и согреванию кожных покровов.
Избегайте употребления воды во время приема пищи, так как она разбавляет пищеварительные соки, а когда в желудке слишком жидкая пищевая смесь, замедляется процесс пищеварения. Пейте воду в перерывах между приемами пищи: за 20 – 30 минут до еды и через 1,5 – 2 часа после нее.
Учитель: Какую же лучше всего пить воду?
Ученик : Следует избегать слишком высокой и слишком низкой температуры. Горячее питье может обжечь слизистую оболочку рта. Ледяная же вода снижает приток крови к слизистой желудка, и для доведения ее температуры до рабочей температуры организма требуется дополнительная энергия.
Учитель: Мы узнали сколько нужно пить воды, когда лучше её пить, какую воду пить? Переворачиваем следующую страничку устного журнала. Она называется « Кулинарные советы ».
Из воды можно приготовить много полезных напитков. А о каких полезных напитках вы узнаете, отгадав загадки.
Вкусно елись, сладко пились.
2. Он бывает всех цветов,
В нем витаминов куча.
Я пить его всегда готов,
Ведь нет напитка лучше.
Он морковный и томатный,
Он на вкус и цвет приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог,
Пей скорей фруктовый …
На нем шубонька трясется.
Оно, как снег, бело всегда.
На вкус узнать его легко,
Ведь это в крынке…
Учитель: Переворачиваем следующую страничку устного журнала. Она называется « Что мы знаем о себе? ».
Подведем итоги анкеты: «Какие напитки любят в нашей параллели?»
Что мы замечаем?
Учитель: Пора подвести итоги. Переворачиваем последнюю страничку устного журнала. Она называется « До встречи ».
А теперь давайте проверим, все ли мы внимательно прочитали журнал?
- Какое название воде дал Леонардо да Винчи?
- Сколько дней человек может прожить без воды?
- Какое количество жидкости необходимо в сутки школьнику вашего возраста?
Учитель: Урок здоровья хочется закончить словами Антуана де Сент – Экзюпери.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаются, не понимая что ты такое. Ты не просто необходима для жизни: ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием отворяются иссякшие родники сердца. Ты – величайшее в мире богатство…»
Учитель: Дискуссионные качели:
«Вода полезна, если…»
«Вода вредна, если…»
Учитель: А теперь давайте выпьем по глоточку этого чудесного напитка – чистой воды. Привычка пить достаточное количество воды поможет вам стать более здоровыми и красивыми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поект подготовили учащиеся 4-го класса. Ребята попытались доказать актуальность темы: » Вода — источник жизни на Земле».
Материал к уроку по окружающему миру с расочной презентацией, выполненной вместе с детьми для научной конференции.
В рамках проекта «Обучаем ресурсосбережению от А до Я «детско- юношеской общественной организации»Экологический Центр»г.Омска учащимися детского объединения «Пламя» был создан проект:»Вода.
По ПоПо Урок окружающего мира.
«Вода — источник жизни на планете» проблемный урок .
Открытый урок по окружающему миру «Вода – источник жизни».
Источник