Меню

Оказание ситуационной помощи для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка на тему «Технологии оказания «ситуационной помощи» различным группам инвалидов»

специалист в области арт-терапии

Методическая разработка на тему:

«Технологии оказания «ситуационной помощи» различным группам инвалидов»

Составитель: Алексеева М.А.

Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии, помощи и равном отношении к ним как согражданам. В 2011 году Правительством России была принята государственная программа «Доступная среда», целью которой является формирование к 2016 году условий, для обеспечения равного доступа инвалидов к физическому окружению, транспорту, информации, а также другим объектам и услугам, предоставляемых для населения. Для обеспечения избирательности мер социальной поддержки инвалидов в различных жизненных ситуациях разработан буквенный кодификатор категорий инвалидности, различный по преимущественному виду помощи, в которой нуждается инвалид. Процесс интеграции инвалидов сложен и имеет много уровней. Наряду с реализацией собственно реабилитационных мероприятий и услуг существенное значение приобретает оказание инвалиду ситуационной помощи в соответствии с кодификатором категорий инвалидности.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2014 № 419-ФЗ) установлено, что организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг.

Характеристика ситуационной помощи различным категориям инвалидов

Для реализации ситуационной помощи каждой группе инвалидов установлен код (буквенный), что позволяет упростить и систематизировать деятельность всех служб и организаций по определению и предоставлению видов услуг инвалидам и видов помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в организациях, деятельность которых напрямую не связана с предоставлением услуг инвалидам. Для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к социально-значимым объектам сотрудникам соответствующих учреждений необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья. Буквенный код инвалиду будет устанавливаться в учреждениях МСЭ с последующим его занесением в справку инвалида.

Кодификатор (буквенные коды категорий инвалидности) для обеспечения идентификации преимущественных видов ограничений жизнедеятельности у инвалидов. Кодификатор предназначен для использования в качестве единого языка общения между всеми участниками реабилитационного процесса инвалида при оказании ситуационной помощи. Буквенных кодов пять — это буквы русского алфавита и каждая буква указывает на физическое ограничение инвалида.

Буква В — инвалид передвигается в коляске. Нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома.

Буква С — инвалид слепой или слабовидящий, ограничен в ориентации. Нуждается в помощи (сопровождении) посторонних лиц (персонала) вне дома.

Буква Е — инвалид ограничен в самообслуживании (безрукий, либо не действует руками). Нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при самообслуживании и других действиях руками вне дома.

Буква К — инвалид слепоглухой, значительно ограничен в ориентации. Вне дома нуждается в сопровождении лицом, осуществляющим помощь. При формальных взаимоотношениях нуждается в услугах тифлосурдопереводчика.

Буква М — инвалид глухонемой или глухой. При формальных взаимоотношениях вне дома нуждается в услугах сурдопереводчика.

Виды услуг и примеры ситуационной помощи

Сотрудниками организаций оказывается ситуационная помощь инвалидам на территории подведомственного объекта в преодолении барьеров, препятствующих получению услуг наравне с другими гражданами. Под ситуационной помощью следует понимать помощь, оказываемую инвалидам вне места его постоянного жительства сотрудниками социально значимых организаций в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья. Под социально значимыми организациями следует понимать организации постоянного или временного посещения людей. К указанным организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели. Инвалидам должны оказываться следующие виды ситуационной помощи:

— помощь при сопровождении в организации;

— помощь при входе и выходе в организации;

— помощь при передвижении в организациях;

— помощь при выполнении действий самообслуживания;

— помощь при ориентации;

— помощь при составлении документов;

— помощь при оплате услуг.

Инвалид с буквой В. 1. Помощь при входе и выходе; 2. Помощь при передвижении в здании; 3. Помощь при выполнении действий самообслуживания. Пример: в общественное место приехал инвалид на коляске. Инвалиду выделяется сотрудник, который помогает войти и выйти, передвигаться внутри учреждения, при отсутствии подъемника или лифта поднять инвалида на коляске на нужный этаж.

Инвалид с буквой С. 1. Помощь при входе и выходе; 2. Помощь при ориентации; 3. Помощь при составлении письменных обращений (документов); 4. Помощь при оплате услуг; 5. Помощь при выполнении действий самообслуживания. Пример: в общественное место приехал слепой инвалид. Ему выделяется сотрудник учреждения, который сопровождает его при передвижении, знакомит со всеми надписями,помогает выбрать и оплатить покупки, услуги в кассе, заполнить бланк и необходимую документацию и так далее.

Инвалид с буквой Е. 1. Помощь при входе и выходе; 2. Помощь при составлении письменных обращений (документов); 3. Помощь при оплате услуг; 4. Помощь при выполнении действий самообслуживания. Пример: в общественное место приехал безрукий инвалид, либо инвалид с недействующими руками. Ему выделяется сотрудник учреждения, который помогает выполнить ряд действий самообслуживания — оформить необходимую документацию, раздеться и одеться в гардеробе, посетить туалет и так далее. В случаях приема пищи обеспечить специальной столовой посудой.

Инвалид с буквой К. 1. Помощь тифлосурдоперевочика. Пример: в общественное место приехал слепоглухой инвалид. Ему выделяется тифлосурдопереводчик, который сопровождает его по учреждению.

Инвалид с буквой М. 1. Помощь сурдопереводчика при общении. В общественное место приехал глухой инвалид. В случае отсутствия письменной информации ему выделяется сурдопереводчик, который сопровождает его по учреждению.

Оказание ситуационной помощи инвалидам

Ситуационная помощь инвалиду с кодом В

При посещении инвалидом с буквенным кодом «В» социально значимого объекта, в учреждении выделяется сотрудник, способный помочь инвалиду на коляске войти и выйти из учреждения, помочь ему при передвижении внутри учреждения, при отсутствии лифта поднять инвалида на коляске на нужный этаж При отсутствии у входа в здание пандуса, к входу выносятся переносные аппарели. Современные социально значимые объекты должны иметь наружную информацию о доступности объекта для инвалида на коляске. При отсутствии доступного входа в социально-значимое учреждение, на здании устанавливается кнопка вызова специалиста. При отсутствии сотрудника, способного помочь инвалиду на коляске войти в учреждение (высокие ступеньки), сотрудник учреждения оказывает необходимую услугу, находясь рядом с инвалидом. Например:сотрудник аптеки узнает о необходимом лекарстве и выносит его инвалиду, находящемуся на доступном для инвалида месте. Сотрудник библиотеки приносит инвалиду необходимую литературу. Сотрудник почты оказывает услугу инвалида, находясь рядом с ним. Специалист ремонтной мастерской подходит к инвалиду на коляске и оформляет заказ рядом с инвалидом. Надписи в учреждениях должны быть в легкочитаемой и понятной форме и размещены с учетом их доступности для инвалидов – на уровне сидящего в коляске инвалида. В социально значимых учреждениях, рекомендуется иметь следующую реабилитационную технику: кресла-коляски, ходунки, поручни в санитарных комнатах. При необходимости инвалиду оказывается помощь при посещении туалета. В магазине — сотрудник магазина помогает достать нужный товар с высокой полки, в магазине одежды – помочь померить выбранную вещь. На почте, телеграфе, банке, где стойки обслуживания находятся довольно высоко для сидящего на коляске инвалида, работник учреждения должен оказать необходимую услугу непосредственно около инвалида. При посещении физкультурно-оздоровительных учреждений сотрудник указанного учреждения помогает инвалиду при входе и выходе, оказывает помощь при переодевании и принятии гигиенических процедур (по необходимости), помощь при посещении туалета (по необходимости). Необходимая реабилитационная техника в физкультурно-оздоровительных учреждениях — это кресло для душа, в бассейнах специальные подъемники. Необходимая помощь инвалиду на коляске в общественном транспорте – помощь при входе и выходе. При наличии выносного пандуса в транспорте или подъемника, водитель их устанавливает и помогает инвалиду войти в транспорт. При отсутствии указанной техники водитель с добровольным помощником помогает инвалиду войти в транспорт. При пользовании воздушным транспортом инвалиду на коляске необходима помощь при посадке и высадке из самолета, помощь при перемещении из кресла коляски в кресло салона самолета и обратно, помощь при пристегивании ремней безопасности, помощь при посещении туалета. При пользовании железнодорожным транспортом инвалиду необходима помощь при посадке и высадке в вагон, помощь при посещении туалета в вагоне, а также помощь при передвижении по вагону. На каждой стоянке автотранспортных средств около социально- значимых учреждений выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места), для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Ситуационная помощь инвалиду с кодом С

На входе в учреждение инвалида с потерей зрения должен встретить сотрудник, который берет инвалида под локоть и сопровождает его при передвижении по территории учреждения. Сотрудник также знакомит инвалида со всеми надписями в учреждении. При входе в учреждение желательно наличие тактильной плитки и звуковой информации, а информация внутри учреждения должна быть продублирована шрифтом по Брайлю. В социально значимых учреждениях сотрудник учреждения помогает инвалиду войти в здание, воспользоваться услугами гардероба, купить лекарство, оплатить услугу в кассе, заполнить бланк и необходимую документацию на почте и в банке, помогает выбрать нужную покупку и оплатить ее, помогает посетить туалет. При наличии у инвалида собаки-поводыря оказывает помощь при прогулке собаки (например, при проживании в отеле). При поездке инвалида с нарушенным зрением в общественном транспорте без сопровождающего, водитель или кондуктор помогают ему войти в транспорт, помогают оплатить проездной билет, узнают об остановке, необходимой инвалиду и помогают ему выйти из транспорта, знакомят с расписанием, ценой и наличием билетов на нужное направление, помогают при оплате билета. В транспорт допускаются собаки-проводники при наличии документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника. В реабилитационных учреждениях, санаториях, профилакториях желательно иметь специальную посуду для слепых. Наличие такой посуды позволяет инвалидам есть самостоятельно, что исключает необходимость ситуационной помощи.

Ситуационная помощь инвалиду с кодом Е

Инвалидам с этим буквенным кодом необходимо оказывать помощь при всех действиях, выполняемых руками. Для облегчения входа и выхода в учреждениях дверь должна открываться автоматически, при отсутствии автоматически открывающейся двери, сотрудник учреждения открывает и закрывает дверь. Все ручки дверей учреждения должны быть широкими Инвалиду с кодом Е необходимо помочь раздеться и одеться. Инвалиду необходима помощь и при выполнении ряда действий самообслуживания при нахождении его в санаториях, домах отдыха, реабилитационных центрах – помочь причесаться, побриться, а также при всех действиях, выполняемых руками. При оплате разнообразных услуг необходимо помочь инвалиду расплатиться на почте, в банке, в магазине, а также помочь оформить необходимую документацию. При посещении предприятий общественного питания помочь при еде и питье. В реабилитационных центрах, санаториях, санаториях- профилакториях необходима, столовые приборы, специальная столовая посуда — тарелки с высокими бортиками, а также технические средства реабилитации, помогающие инвалиду с нарушением верхних конечностей выполнять различные действия самообслуживания самостоятельно – приспособление для надевания носок, расческа и мочалка с длинной ручкой. Туалетные комнаты в учреждениях должны быть оснащены ножным или автоматическим спуском воды в туалете, сенсорным смесителем в раковине, сенсорной сушилкой для рук В общественном транспорте необходима помощь при приобретении проездного билета, сопровождение на эскалаторе, при регистрации на рейс, сдаче и получении багажа; помощь необходима в салоне самолета — помочь застегнуть и расстегнуть ремни безопасности, помочь раздеться и одеться, требуется помощь при еде и питье, помощь при посещении туалета, в поезде проводник должен помочь инвалиду раздеться и одеться, распаковать и запаковать багаж, постелить постель, помочь при еде и питье, помочь при посещении туалета; на стадионе, в спортивном сооружении, бассейне ему необходимо помочь войти и выйти из учреждения – открыть и закрыть дверь, в гардеробе помочь раздеть и одеть верхнюю одежду, а в раздевалке помочь переодеться в спортивную форму. В душевой кабине такому инвалиду также требуется помощь. Необходимо оказать помощь и при посещении туалета.

Ситуационная помощь инвалиду с кодом М

Инвалид с нарушенным слухом (или его отсутствием), при формальном общении нуждается в услугах сурдопереводчика. При отсутствии сурдопереводчика ситуационная помощь инвалиду оказывается во всех учреждениях, где отсутствует письменная информация об услугах, предоставляемых учреждением.

Таким образом, государство ввело программу «Доступная среда» для инвалидов. «Доступная среда» — программа , направленная на улучшение качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения Российской Федерации. Реализация программы доступной среды проходит как на федеральном, так и на региональном уровнях. Жизнь для инвалидов становиться легче и лучше.

Источник

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Приложение № 1 к письму от « » 2020 г. №

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg»/>

1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image007.gif»/>

Функционально-планировочные
элементы зоны

Вход (входы) в здание

Входная площадка (перед дверью)

Путь (пути) движения

(в т.ч. пути эвакуации)

Лестница (внутри здания)

Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)

Система информации на объекте

1.3. Основные виды стойких нарушений функций, понятие о барьерах окружающей среды и способах их преодоления

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Основные категории жизнедеятельности человека представлены в таблице 2.

Содержание категорий жизнедеятельности человека

Содержание категории жизнедеятельности

Способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены

Способность к самостоятельному передвижению

Способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом

Способность к ориентации

Способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения

Способность к общению

Способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации

Способность контролировать свое поведение

Способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм

Способность к обучению

Способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни

Содержание категории жизнедеятельности

Способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы

Установление инвалидности у взрослых и детей осуществляется при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Для выполнения этой услуги в РФ функционируют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, подведомственные Минтруда России.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

— необходимость осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Инвалидность устанавливают исходя из комплексной оценки состояния здоровья гражданина в соответствии с Классификациями и критериями, утвержденными Минтрудом РФ.

В зависимости от степени расстройства функций организма гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

I группа инвалидности устанавливается при наиболее тяжелых расстройствах функций организма, III группа инвалидности — при наиболее легких. Ребенку (лицу в возрасте до 18 лет) независимо от тяжести расстройства функций организма устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Наряду с термином «инвалид» в нормативных актах и специальной литературе используется термин «маломобильные группы населения» (МГН), который определяется как люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п. Таким образом, МГН — это более широкая категория людей, включающая в себя инвалидов.

Для решения вопросов создания доступной среды жизнедеятельности на объектах социальной инфраструктуры и реализации ситуационной помощи каждой группе инвалидов нормативно установлен код (буквенный), что позволяет упростить и систематизировать деятельность всех служб и организаций по определению и предоставлению видов услуг инвалидам и видов помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в организациях, деятельность которых напрямую не связана с предоставлением услуг инвалидам (таблица 3).

Для обеспечения инвалидам доступа к социально значимым объектам сотрудникам соответствующих учреждений необходимо оказывать ситуационную помощь в зависимости от вида и выраженности имеющегося у инвалида нарушения здоровья. Ситуационная помощь в социально значимых учреждениях оказывается с учетом буквенного кода и той ситуации, в которой находится инвалид.

Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках

Инвалиды с нарушением опорно­двигательного аппарата

Инвалиды с нарушениями зрения

Инвалиды с нарушениями слуха

Инвалиды с нарушениями умственного развития

В зависимости от формы инвалидности лицо сталкивается с определенными барьерами, мешающими ему пользоваться зданиями, сооружениями и предоставляемыми населению услугами наравне с остальными людьми (таблица 4). Барьеры могут принимать разные формы:

а) физические — барьеры во внешней среде, прежде всего, на объектах социальной инфраструктуры;

б) информационные — барьеры, возникающие под воздействием формы и содержания информации.

Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды для
инвалидов с разными формами инвалидности

Основные формы инвалидности

Характеристика барьеров окружающей среды

Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды

Инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках (К)

Пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, высокие прилавки, отсутствие места для разворота на кресло-коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при необходимости) и др. физические и информационные барьеры

Устранение физических барьеров на пути к месту предоставления услуг, альтернативные формы оказания услуг (в т.ч.) на дому, удобное размещение информации, организация работы помощников

Инвалиды с нарушениями опорно­двигательного аппарата (О)

1) для лиц, передвигающихся самостоятельно с помощью тростей, костылей, опор — пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, отсутствие мест отдыха на пути движения и др. физические барьеры;

2) для лиц, не действующих руками, — препятствия при выполнении действий руками

Устранение физических барьеров на пути к месту предоставления услуг, организация места для отдыха;

Для инвалидов, не действующих руками, —

(открывание дверей, снятие одежды и обуви и т.д., пользование краном, клавишами и др.), отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для осуществления действий руками

помощь при выполнении необходимых действий

Инвалиды с нарушениями зрения

Отсутствие тактильных указателей, в том числе направления движения, информационных указателей, преграды на пути движения (стойки, колонны, углы, стеклянные двери без контрастного обозначения и др.); неровное, скользкое покрытие,

отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для получения информации и ориентации и др.

информационных и физических барьеров на пути движения, предоставление информации в доступном виде (укрупненный шрифт, плоско-точечный шрифт Брайля, контрастные знаки), допуск

тифлопереводчика, допуск собаки проводника

Инвалиды с нарушениями слуха

Отсутствие зрительной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие возможности подключения современных технических средств реабилитации (слуховых аппаратов) к системам информации (например, через индукционные петли), электромагнитные помехи при проходе через турникеты, средства контроля для лиц с кохлеарными имплантами, отсутствие сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика и др. информационные барьеры

Устранение барьеров по предоставлению информации, допуск сурдопереводчика

Инвалиды с нарушениями умственного развития (У)

Отсутствие понятной для усвоения информации на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие помощи на объекте социальной инфраструктуры для получения информации и ориентации и др.

Устранение барьеров по предоставлению информации («ясный язык» или «легкое чтение»), организация сопровождения

Отсутствие (нарушение требований) информации и навигации на объекте для МГН — указателей доступных помещений и путей движения, нарушение требований освещенности мест и путей движения, отсутствие информации на сайте и информационных носителях на объекте,

неорганизованность путей эвакуации и информации о чрезвычайных ситуациях и в экстренных случаях, отсутствие средств (кнопок) вызова персонала в закрытых помещениях,

некомпетентность персонала по вопросам общения и оказания помощи инвалидам

альтернативные формы оказания услуг, организация работы помощников

Создание доступности заключается в устранении барьеров, с которыми может столкнуться инвалид. Конвенцией о правах инвалидов определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности: применение принципа «разумного приспособления» либо принципа «универсального дизайна» (таблица 5).

Доступность территорий, зданий, транспорта должна быть реализована для людей всех категорий инвалидности (нельзя сделать только часть работ для отдельных категорий инвалидности — территория, здания и помещения должны быть доступны для людей с нарушением слуха, зрения, опорно- двигательного аппарата, для других маломобильных групп населения). При

этом реализация данных задач должна осуществляться таким образом, чтобы среда была универсальной и удобной для всех категорий пользователей зданий, транспорта, в т.ч. без инвалидности. Потребности в помощи различных групп инвалидов при оказании услуг предприятиями, учреждениями социальной инфраструктуры представлен в приложении 1.

Соотношение понятий «универсальный дизайн»
и «разумное приспособление»

Определение (согласно Конвенции о правах инвалидов)

Объекты, для которых применяется

Дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный их сделать в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей

Для объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), для производства новых товаров и услуг

Внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем

Для объектов и услуг действующих, введенных в действие ранее утверждения соответствующих нормативов

Принцип «универсального дизайна» предусматривает дизайн предметов, обстановки, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей. В полной мере исполнить требования универсального дизайна возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. Важно помнить, что универсальный дизайн не исключает использование ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо, включая технические средства, помощь персонала и др.

С целью реализации принципа «универсального дизайна» рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения.

Второй принцип — «разумное приспособление» — внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и

коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. Речь идет о разумном, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособлении окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом, с одной стороны, его потребностей и, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа к действующим объектам и услугам, введенным ранее утверждения соответствующих нормативов.

Концептуально значимым для разработки предложений (проектов решений) по обустройству объектов социальной инфраструктуры представляется положение Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01­2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» о том, что проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. В этой связи, необходимо реализовать на практике положение Конвенции о правах инвалидов о «разумном приспособлении».

Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и МГН может достигаться следующими путями:

— техническими средствами оснащения;

Например, наличие лестниц как на территории, так и внутри здания ограничивает доступность получения услуг для инвалидов. Пути решения данной проблемы при адаптации объектов и услуг для инвалидов приведены в таблице 6. Подобным образом определяются пути решения других проблем, возникающих при оказании услуг инвалидам в организациях социального обслуживания.

Пути решения при адаптации объектов и услуг для инвалидов

Наличие лестниц как на

территории, так и внутри здания

Архитектурно­планировочные решения и соответствующие ремонтно-строительные работы

Проведение ремонтно-строительных работ по установке пандусов

Оснащение техническими средствами

Использование индивидуального средства (например, шагающего подъемника: «лестницехода», или «скаломобиля»), с помощью постороннего лица, в первую очередь, сотрудника учреждения, находящегося на данном объекте

Установка кнопки вызова персонала данного объекта

Организационные мероприятия по вопросам предоставления соответствующих социально значимых услуг

Обеспечение доступности предоставляемых услуг в альтернативной форме: с «доставкой» услуги на дом, к иному месту пребывания инвалида, гражданина из категории МГН, или, по согласованию с ним, дистанционно, на другом объекте, в другом учреждении

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ НА ОБЪЕКТЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ, ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

2.1. Технические средства обеспечения доступности, порядок их эксплуатации, включая требования безопасности

Международная классификация функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) предлагает изучение факторов окружающей среды на разных уровнях: индивидуума и общества. Данный подход применим и к систематизации технических средств. Можно выделить технические средства реабилитации инвалида и технические средства обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.

Источник

Читайте также:  Классные часы для начальных классов по теме здоровье

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector