Чем мы можем помочь людям с ограниченными возможностями
В книге Ларисы Райт «Плач льва» есть такие строки: «Судить об обществе следует по его отношению к инвалидам. Социум, которому нужны только здоровые люди, — это больной социум… Закрыть глаза и махнуть рукой гораздо легче, чем совершить полезное».
На мой взгляд, наше общество нельзя назвать абсолютно здоровым. По отношению к людям с ограниченными возможностями мы часто ведём себя равнодушно и жестоко. Многим удобнее не замечать их существования, нежели впустить их в свой «благополучный» мир.
Разве так должен поступать настоящий христианин?
Я призываю не перекладывать ответственность на государство и благотворительные организации, а спросить себя: что я могу сделать для того, чтобы людям с ограниченными возможностями комфортно жилось в нашем обществе?
Я считаю, наша главная задача — дать таким людям возможность найти свое место в жизни, развить свои таланты, стать полноценными членами общества.
Первое, что мы должны сделать: принять их такими, какие они есть. Помните, каждый человек создан по образу Божьему. Отвергая , мы отвергаем Бога в нем.
Но принять, не значит — сделать одолжение, проявить снисхождение. Никому не нужна наша жалость, но необходима поддержка, дружба и доброе человеческое общение.
Хочу сказать о важности развивающих мероприятий для людей с ограниченными возможностями. Сейчас существует много занятий и профессий, которые могли бы сделать жизнь человека с инвалидностью более полной и счастливой. Если у вас есть возможность рассказать об этом, поделиться опытом и знаниями, сделайте это. Возможно, для это станет первым шагом на пути к раскрытию своих способностей и талантов.
И конечно, в наших силах вырастить следующее поколение гуманным и великодушным. Нужно с раннего детства прививать детям уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями. Даже не прививать — развивать. Ведь у ребенка еще нет той брезгливости, которая свойственны взрослым. И никогда не появится, если родитель своим примером будет являть милосердие, жертвенность, любовь к ближнему.
Мы не должны бояться поднимать в обществе тему инвалидности. Инвалидность — это не стыдное и табуированное, это реальная ситуация, в которой оказываются миллионы людей. И только если мы не будем замалчивать проблемы, связанные с этой областью, и прятать глаза, мы сможем изменить.
Источник
Меры социальной поддержки и помощь людям с ограниченными возможностями
Проблемы людей с ограниченными возможностями в нашей стране рассмотрены не особо тщательно, а существующие меры социальной поддержки инвалидов от государства не достаточны. Зачастую не хватает психологической и социальной помощи, а так же материального обеспечения.
Государственная помощь людям с ограниченными возможностями заключается в ряде мер, направленных на преодоление сложностей, связанных с их жизнеобеспечением, с социальными гарантиями:
- обеспечение инвалидов жильем, льготы по его оплате;
- помощь в получении образования (особые условия при сдаче вступительных экзаменов, специализированные образовательные учреждения для людей с ограниченными возможностями, повышенная стипендия и т.д.);
- обеспечение людей с ограниченными возможностями трудовыми местами, особые условия труда;
- право на санаторно-курортное лечение;
- материальная помощь инвалидам в виде пособий, выплат, компенсаций, пенсий;
- социальная поддержка людей с ограниченными возможностями включает в себя и медико-социальную помощь, которая может быть оказана социальными работниками на дому или в виде сопровождения нуждающегося в медицинском осмотре человека в медицинское учреждение.
Меры социальной поддержки от государства
Меры социальной поддержки от государства людям с ограниченными возможностями достаточно многочисленны. Социальный работник может оказать помощь в решении бытовых вопросов – например, в стирке, уборке, покупке продуктов или медикаментов. Для того чтобы получить поддержку от государств, достаточно написать заявление (в случае просьбы о дополнительной материальной помощи, необходимо будет предоставить документы, доказывающие, что человек в ней действительно нуждается).
Сложности в получении социальной поддержки от государства в том, что лицам с ограниченными способностями приходится доказывать свою беспомощность. Кроме того, зачастую материальных средств, предоставляемых государством, просто не хватает на полноценную поддержку и на обеспечение инвалидов всем необходимым для обычной человеческой жизнедеятельности.
Проблемы инвалидов становятся особенно актуальными, когда для возвращения к полноценному существованию требуется дорогостоящая операция или оборудование, которого в России попросту нет. Что уж говорить о психологической помощи, в которой так нуждаются инвалиды, особенно если они находятся в детском возрасте.
Кто может оказать помощь людям с ограниченными возможностями
Государственная помощь людям с ограниченными возможностями оказываться всесторонне. Однако, что делать, если им этой помощи не хватает? Существуют благотворительные фонды, готовые оказывать поддержку людям с ограниченными возможностями, особенно детям-инвалидам, ведь в юном возрасте возможность справиться с недугом гораздо выше.
Оказание безвозмездной помощи людям с ограниченными возможностями основано на гуманистической этике. Помощь нуждающимся должна быть предоставлена не потому, что это наша обязанность, а потому что человеку свойственно испытывать радость от возможности одарить поддержкой других людей, ничего не требуя взамен. Как писал Фромм, любовь к ближнему – это не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это то, что свойственно самому человеку и благодаря чему он живет и действует в этом мире.
Волонтерские движения и фонды помощи инвалидам
Благотворительные фонды помощи инвалидам призывают граждан к пожертвованию. На сайтах некоммерческих благотворительных организаций можно прочитать информацию о людях с ограниченными возможностями, узнать историю каждого конкретного человека и пожертвовать деньги именно тому, чья судьба особенно затронула. Поддержка людей с ограниченными возможностями в виде пожертвования всегда доходит до адресатов, подтверждение тому можно получить в виде финансового отчета от организации.
На что идут пожертвованные деньги? Узнать об этом можно даже прежде, чем будет совершено пожертвование. Помощь людям с ограниченными возможностями обычно требуется для:
- приобретения оборудования, например удобной складной инвалидной коляски;
- прохождения курсов реабилитации, в том числе самых своеобразных – к примеру, курса дельфинотерапии;
- оплаты реабилитации в специализированных центрах для инвалидов;
- оплаты дорогостоящих операций и другого.
Волонтерские движения, посвященные проблемам инвалидов, стараются привлечь внимание общества исключительно на добровольной основе. Проект «Помощь людям с ограниченными возможностями» нацелен на повышение уровня социальной защищенности этой категории граждан, вовлечения их в общественную деятельность, раскрытие их способностей и талантов, которые многие инвалиды просто таят в себе, привыкая с временем замыкаться, ограничивать себя во всем – тем более в общении с «полноценными» людьми.
В чем заключается психологическая помощь людям с ограниченными возможностями
Психологическая помощь людям с ограниченными возможностями необходима в первую очередь детям, потому что в детстве острее воспринимаешь свое отличие от других. Безусловно, можно оставить ребенка на домашнее обучение, опасаясь, что в школе он столкнется с непониманием сверстников, что большая психологическая нагрузка окажется ему не по плечам. Однако специалисты в один голос твердят, что лучше адаптироваться в будущем к социальной среде помогает именно нахождение в ней на равных с другими людьми.
Конечно, многое зависит от самих людей с ограниченными возможностями, — от их характера, силы воли, способности и желания развиваться. Но и семьи, а также окружающие их посторонние люди вне стен родного дома несут на себя ответственность за то, насколько комфортно инвалиды будут себя чувствовать.
Оказать помощь людям с ограниченными возможностями вы можете, даже не имея профессиональных навыков по уходу за инвалидами. Постарайтесь помочь нуждающимся, в том виде деятельности, который ближе для вас. Неважно, разошлете ли вы друзьям из соцсетей информацию о поддержке человека, или сами снабдите его необходимой информацией в области юриспруденции, оформления документов или любой другой, в которой вы чувствуете себя как рыба в воде, — ваша помощь никогда не будет лишней.
Источник
Какие меры социальной поддержки есть у инвалидов
Инвалиды I, II или III группы могут получать страховую пенсию по инвалидности. Она полагается при наличии страхового стажа и не зависит от его продолжительности, причин инвалидности и времени ее наступления. Также не имеет значения, работает в данный момент человек с инвалидностью или нет.
Для назначения страховой пенсии нужно обратиться в территориальный орган ПФР по месту регистрации, в том числе временной, или в МФЦ.
лекарственные препараты и медизделия по рецептам, спецпродукты лечебного питания для детей-инвалидов;
путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний;
бесплатный проезд на пригородном и междугородном пассажирском транспорте к месту лечения и обратно.
Этот набор можно заменить денежным эквивалентом — для этого надо подать заявление в территориальный орган ПФР.
12 февраля 2021 года было подписано постановление Правительства РФ, по которому детям-инвалидам, проживающим на территории Дальневосточного федерального округа, будут оплачивать авиабилеты к месту лечения. Ранее такая льгота действовала, если до места лечения (в том числе санаторно-курортного) нельзя добраться на поезде. Теперь же Фонд социального страхования (ФСС) будет обеспечивать детей авиабилетами в оба направления независимо от наличия железнодорожного сообщения. ФСС также должен предоставить льготный билет взрослому, сопровождающему ребенка-инвалида.
ЖКУ и налоговый вычет
инвалидам и семьям с детьми-инвалидами предоставляется компенсация расходов на оплату ЖКУ в размере 50 %;
инвалиды I и II групп имеют право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 500 руб. Он предоставляется налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, а налоговым периодом признается календарный год. Чтобы получить вычет, необходимо написать заявление работодателю или в налоговую инспекцию, а также предоставить подтверждающие документы.
Люди с ограниченными возможностями здоровья и сопровождающие их водители смогут бесплатно парковаться в любом городе. С 1 июля 2020 года не нужно получать отдельное местное разрешение на бесплатную парковку — информацию о транспорте возьмут из федерального реестра на основании ранее поданного заявления.
Чтобы оформить это право, нужно написать заявление в ближайшем отделении МФЦ.
Также при обращении за другими мерами соцподдержки и госуслугами инвалидам больше не нужно каждый раз подтверждать свой статус бумажной справкой.
Средства технической реабилитации
В ноябре ГД приняла закон, который предоставляет инвалидам право получать технические средства реабилитации без привязки к месту жительства.
Теперь инвалид может по месту пребывания, оформив временную регистрацию, бесплатно получить собаку-проводника, инвалидную коляску, протез или слуховой аппарат.
Услугу можно получить через МФЦ, по почте или на официальном сайте ФСС.
6 февраля необходимые для этого изменения были внесены сразу в несколько актов Правительства.
В марте ГД приняла закон, согласно которому за отказ инвалиду на коляске посетить концерт или ресторан будут штрафовать.
Закон вводит административную ответственность за отказ потребителю в доступе к товарам, работам и услугам по причинам, обусловленным ограничением жизнедеятельности, состоянием здоровья или возрастом.
Ответственность не будет распространяться на законодательно зафиксированные случаи, когда такое ограничение допустимо в целях безопасности.
Источник
Оказание помощи людям с ограниченными возможностями здоровья
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» (подготовлен Минтрудом России 15.04.2016)
Досье на проект
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), п р и к а з ы в а ю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».
Министр | М.А. Топилин |
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
(Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья)
I. Общие сведения
Деятельность по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | ||||
---|---|---|---|---|
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | |||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | ||||
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья для осуществления возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к другим объектам и услугам. | ||||
Группа занятий: | ||||
3221 | Средний медицинский персонал по уходу | 3412 | Социальные работники | |
(код ОКЗ) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) | |
Отнесение к видам экономической деятельности: | ||||
88.10 | Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам | |||
(код ОКВЭД) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | Наименование | Уровень квалификации | Наименование | Код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Деятельность по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | 3 | Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию | А/01.3 | 3 |
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к передвижению | А/02.3 | ||||
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к ориентации | А/03.3 | ||||
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к общению | А/04.3 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Деятельность по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | Код | А | Уровень квалификации | 3 |
---|---|---|---|---|---|
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
Возможные наименования должностей | Ассистент Ассистент по оказанию технической помощи | ||||
Требования к образованию и обучению | Наличие компетенций, соответствующих уровню не ниже среднего профессионального образования либо профессиональная подготовка по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих | ||||
Требования к опыту практической работы | — | ||||
Особые условия допуска к работе | Предоставление справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданной в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию Прохождение медицинских осмотров в установленном законодательством порядке. Отсутствие медицинских противопоказаний Прохождение учебного курса для ознакомления со спецификой нозологий лиц с инвалидностью и ограничениями возможностей здоровья и получение документа, соответствующего настоящему стандарту Прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи и получение документа, соответствующего настоящему стандарту Прохождение учебного курса для ознакомления с правилами эксплуатации технических средств реабилитации и получение документа, соответствующего настоящему стандарту | ||||
Дополнительные характеристики | |||||
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности | |||
ОКЗ | 3221 | Средний медицинский персонал по уходу | |||
3412 | Социальные работники | ||||
ОКСО | 040101 | Социальная работа | |||
050711 | Социальная педагогика | ||||
050718 | Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях | ||||
050719 | Коррекционная педагогика в начальном образовании | ||||
060104 | Медико-профилактическое дело | ||||
060109 | Сестринское дело | ||||
3.1.1. Трудовая функция | |||||
Наименование | Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к самообслуживанию | Код | А/01.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
Трудовые действия | Получение информации об особенностях сопровождаемого в том объеме, который необходим для предупреждения опасных ситуаций, в том числе для сопровождающего | ||||
Прием людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц | |||||
Организация возвращения к месту проживания людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к родителям (законными представителями) и уполномоченным лицам и информирование их по итогам мероприятий дня | |||||
Установление межличностных контактов в процессе оказания технической помощи | |||||
Проведение инструктажа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии получателя услуги | |||||
Осуществление контроля получения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья необходимых документов, в том числе пропускных карт | |||||
Уведомление законных представителей, специалистов, организаторов, администрации организации о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Содействие использованию технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов, ассистивных средств ориентировки: неэлектронных технических средств ориентирования (тактильной трости, высокотехнологичных средств, основанных на электронных механизмах (GPS-навигаторов, белой трости с ультразвуковым маячком) | |||||
Представление интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при решении вопросов в процессе оказания технической помощи | |||||
Изучение плана эвакуации на объекте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Оказание помощи лицам, имеющим нарушения функционирования верхних конечностей, на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры для осуществления действий руками, в том числе при чрезвычайных ситуациях | |||||
Оказание помощи в ведении записей и подготовка других материалов, приведение в порядок необходимых принадлежностей и рабочего места | |||||
Сопровождение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в столовую, кафе в те часы, которые определены графиком питания, в том числе предусмотренные возможности посадки в транспортное средство и высадка из него перед входом в столовую, кафе, в том числе с использованием кресла-коляски | |||||
Оказание помощи при пользовании столовой посуды и приборов, соблюдении личной гигиены во время принятия пищи | |||||
Оказание помощи в одевании и раздевании лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
При необходимости медицинских и социально-медицинских манипуляций организация присутствия медицинского работника | |||||
Оказание помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в соблюдении санитарно-гигиенических требований | |||||
Необходимые умения | Устанавливать и поддерживать контакта с целью эффективного взаимодействия в период оказания услуги | ||||
Использование наглядных средств навигации (схем, табличек, указателей), а также средств спутниковой навигации и геоинформационных картографических сервисов, где осуществляется техническая помощь | |||||
Оказывать помощь лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по преодолению различных видов барьеров окружающей среды | |||||
Использовать различные способы коммуникации (дактилологии, жестового языка и другие) на скорости, сопоставимой с темпом устной речи и приемлемой для получателя услуг | |||||
Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||
Оформлять документы и/или контролировать правильность их оформления в соответствии с образцом | |||||
Иметь первичные технические навыки первичного ремонта и обслуживанию средств индивидуальной реабилитации в том числе инвалидных колясок | |||||
Наличие навыков помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в соблюдении гигиены | |||||
Наличие навыков помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в приеме пищи | |||||
Наличие навыков помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при одевании (раздевании) | |||||
Навыки самоорганизации в условиях ЧС, а также организации выполнения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья требований властей и должностных лиц в условиях ЧС | |||||
Навыки оказания помощи лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при использовании бытовой техникой, электроприборами и другими вспомогательными средствами | |||||
Необходимые знания | Знание нормативно-правовой базы, касающейся соблюдения прав инвалидов (детей-инвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки | ||||
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Правила организации безбарьерной среды на основании нормативно правовых актов | |||||
Особенности нозологий лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Требования охраны и безопасности быта, труда и пожарной безопасности | |||||
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||
Основы документарного оформления обслуживания лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Этические нормы общения | |||||
Различные способы коммуникаций (письмо на ладони, дактилологии, жестового языка и другие) | |||||
Основы документарного оформления | |||||
Основы межличностного взаимодействия, особенности нозологий личности получателя услуг | |||||
Особенности оказания технической помощи различным категориям получателей услуг в зависимости от индивидуальных особенностей | |||||
Основы устройства, функционирования, эксплуатации и обслуживания вспомогательных технических средств, бытовой техники и другие | |||||
Другие характеристики | Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи | ||||
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе услуги | |||||
3.1.2. Трудовая функция | |||||
Наименование | Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к передвижению | Код | А/02.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
Трудовые действия | Получение информации об особенностях сопровождаемого в том объеме, который необходим для предупреждения опасных ситуаций, в том числе для сопровождающего | ||||
Прием людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц | |||||
Организация возвращения к месту проживания людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к родителям (законными представителями) и уполномоченным лицам и информирование их по итогам мероприятий дня | |||||
Использовать различные способы коммуникации | |||||
Проведение инструктажа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии получателя услуги | |||||
Уведомление законных представителей, специалистов, организаторов, администрации организации о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Содействие использованию технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов, ассистивных средств ориентировки: неэлектронных технических средств ориентирования (тактильной трости), высокотехнологичных средств, основанных на электронных механизмах (GPS-навигаторов, белой трости ультразвуковым маячком) | |||||
Представление интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе оказания технической помощи | |||||
Изучение плана эвакуации на объекте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Оказание помощи инвалидам, передвигающихся на креслах-колясках, при преодолении препятствий на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом норм охраны труда, в том числе при чрезвычайных ситуациях | |||||
Оказание помощи инвалидам с нарушениями зрения для преодоления барьеров на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом норм охраны труда при отсутствии тактильных указателей необходимых для получения информации и ориентации, в том числе при чрезвычайных ситуациях | |||||
Оказание помощи инвалидам с нарушениями слуха для преодоления барьеров различной степени выраженности при отсутствии зрительной информации на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом норм охраны труда, в том числе при чрезвычайных ситуациях | |||||
Оказание помощи инвалидам с интеллектуальными нарушениями в присутствии специалиста для преодоления барьеров различной степени выраженности при отсутствии понятной для усвоения информации на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом норм охраны труда, в том числе при чрезвычайных ситуациях | |||||
Необходимые умения | Устанавливать и поддерживать контакта с целью эффективного взаимодействия в период оказания услуги | ||||
Использование наглядных средств навигации (схем, табличек, указателей), а также средств спутниковой навигации и геоинформационных картографических сервисов, где осуществляется техническая помощь | |||||
Соблюдать требования охраны здоровья получателя услуги и его безопасности, в том числе пожарной и т.д. | |||||
Ориентироваться на территории с использованием наглядных средств навигации (схем, табличек, указателей), а также средств спутниковой навигации и геоинформационных картографических сервисов, где осуществляется техническая помощь | |||||
Содействовать преодолению различных видов барьеров окружающей среды лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с различными видами нозологии | |||||
Оказание помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при пользовании общественным и личным транспортом (вход, выход, перемещение внутри транспортного средства) | |||||
Использовать различные способы коммуникации (дактилологии, жестового языка и другие) на скорости, сопоставимой с темпом устной речи приемлемой для получателя услуг | |||||
Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||
Оформлять документы и/или контролировать правильность их оформления в соответствии с образцом | |||||
Иметь первичные технические навыки по ремонту и обслуживанию средств индивидуальной реабилитации | |||||
Использовать методы и средства обеспечения безопасности лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе пожарной безопасности | |||||
Навыки самоорганизации в условиях ЧС, а также организации выполнения лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья требований властей и должностных лиц в условиях ЧС | |||||
Навыки оказания помощи лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при использовании бытовой техникой, электроприборами и другими вспомогательными средствами | |||||
Необходимые знания | Знание нормативно-правовой базы, касающейся соблюдения прав инвалидов (детей-инвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки | ||||
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Правила организации безбарьерной среды на основании нормативно правовых актов | |||||
Особенности нозологий лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Требования охраны и безопасности быта, труда и пожарной безопасности | |||||
Основные правила обеспечения безопасности жизнедеятельности | |||||
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||
Основы документарного оформления | |||||
Этические нормы общения | |||||
Различные способы коммуникаций (письмо на ладони, дактилологии, жестового языка и другие) | |||||
Основы межличностного взаимодействия, особенности нозологии личности получателя услуг | |||||
Основы устройства, функционирования, эксплуатации и обслуживания вспомогательных технических средств, бытовой техники и другие | |||||
Маршрут следования к месту назначения и технологию его прокладывания | |||||
Правила проезда в различных видах транспорта, в том числе правила проезда/перевозки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Другие характеристики | Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи | ||||
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе услуги | |||||
3.1.3. Трудовая функция |
Наименование | Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к ориентации | Код | А/03.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 |
---|---|---|---|---|---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
Трудовые действия | Получение информации об особенностях сопровождаемого в том объеме, который необходим для предупреждения опасных ситуаций, в том числе для сопровождающего | ||||
Прием людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц | |||||
Организация возвращения к месту проживания людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к родителям (законными представителями) и уполномоченным лицам и информирование их по итогам мероприятий дня | |||||
Установление межличностных контактов в процессе оказания технической помощи | |||||
Проведение инструктажа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии получателя услуги | |||||
Уведомление законных представителей, специалистов, организаторов, администрации организации о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Содействие использованию технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов, ассистивных средств ориентировки: неэлектронных технических средств ориентирования (тактильной трости), высокотехнологичных средств, основанных на электронных механизмах (GPS-навигатором, белой трости с ультразвуковым маячком) | |||||
Представление интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе оказания технической помощи | |||||
Изучение плана эвакуации на объекте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Информирование получателей услуги об объекте предоставления технической помощи и при необходимости — предоставление услуги с использованием русского жестового языка, предоставление тифло-, сурдопереводчика, дублирование необходимой информации с помощью звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне | |||||
Анализ окружающей информации, получаемой посредством наблюдения и сообщение ее сопровождаемому лицу | |||||
Подбор необходимого способа донесения информации о внешней обстановке на объекте оказания технической помощи | |||||
Описание основных визуальных и звуковых особенностей окружающей среды и коммуниканта | |||||
Оказание помощи при межличностном общении лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Необходимые умения | Анализировать наличие и возможные источники угроз и определять возможные пути эвакуации из помещения, в том числе с использованием планов эвакуации | ||||
Использовать методы и средства обеспечения безопасности лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе пожарной безопасности | |||||
Помогать в определении места нахождения в пространстве по отношению к внешним объектам по атрибутам пространственных ориентиров | |||||
Готовность принимать от человека с инвалидностью информацию, просьбы, указания (т.е. необходимо стремление — помочь человеку с инвалидностью быть самостоятельным) | |||||
Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||
Четко формулировать описание предметов, явлений в месте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Использовать различные способы коммуникации (дактилологию, жестовый язык и другие) на скорости, сопоставимой с темпом устной речи и наиболее приемлемой для получателя услуг | |||||
Осуществлять выбор времени/момента передачи информации о внешнем мире/окружающей среде в процессе оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Необходимые знания | Знание нормативно-правовой базы, касающейся соблюдения прав инвалидов (детей-инвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки | ||||
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Правила организации безбарьерной среды на основании нормативно правовых актов | |||||
Особенности нозологий лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Требования охраны и безопасности быта, труда и пожарной безопасности | |||||
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||
Этические нормы общения | |||||
Различные способы коммуникаций (письмо на ладони, дактилологии, жестового языка и другие) | |||||
Основы документарного оформления | |||||
Другие характеристики | Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи | ||||
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе услуги | |||||
3.1.4. Трудовая функция | |||||
Оказание технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при нарушении способности к общению | Код | А/04.3 | Уровень (подуровень) квалификации | 3 | |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта | ||||
Трудовые действия | Получение информации об особенностях сопровождаемого в том объеме, который необходим для предупреждения опасных ситуаций, в том числе для сопровождающего | ||||
Прием людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от родителей (законных представителей) и уполномоченных лиц | |||||
Организация возвращения к месту проживания людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к родителям (законными представителями) и уполномоченным лицам и информирование их по итогам мероприятий дня | |||||
Установление межличностных контактов в процессе оказания технической помощи | |||||
Проведение инструктажа лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по вопросам соблюдения правил поведения в процессе оказания технической помощи с учетом нозологии получателя услуги | |||||
Уведомление законных представителей, специалистов, организаторов, администрации организации о случившейся непредвиденной ситуации и ее последствиях для жизни и здоровья лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Содействие использованию технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок, протезов, слуховых аппаратов, ассистивных средств ориентировки: неэлектронных технических средств ориентирования (тактильной трости), высокотехнологичных средств, основанных на электронных механизмах (GPS-навигаторов, белой трости с ультразвуковым маячком) | |||||
Представление интересов лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе оказания технической помощи | |||||
Изучение плана эвакуации на объекте оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Техническая помощь в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Анализ окружающей информации, получаемой посредством наблюдения и сообщение ее сопровождающему лицу | |||||
Подбор необходимого способа донесения информации о внешней обстановке в процессе оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Описание основных визуальных и звуковых особенностей окружающей среды и коммуниканта в процессе оказания технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Необходимые умения | Анализировать наличие и возможные источники угроз и определять возможные пути эвакуации из помещения, в том числе с использованием планов эвакуации | ||||
Использовать методы и средства обеспечения безопасности лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе пожарной безопасности | |||||
Помогать в определении места нахождения в пространстве по отношению к внешним объектам по атрибутам пространственных ориентиров | |||||
Готовность принимать от человека с инвалидностью информацию, просьбы, указания (т.е. необходимо стремление — помочь человеку с инвалидностью быть самостоятельным) | |||||
Четко формулировать описание предметов, явлений в месте оказания технической помощи лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Использовать различные способы коммуникации (дактилологии, жестового языка и другие) на скорости, сопоставимой с темпом устной речи и наиболее приемлемой для получателя услуг | |||||
Осуществлять выбор времени/момента передачи информации о внешнем мире/окружающей среде в месте оказания технической помощи лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||
Необходимые знания | Знание нормативно-правовой базы, касающейся соблюдения прав инвалидов (детей-инвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки | ||||
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Правила организации безбарьерной среды на основании нормативно правовых актов | |||||
Особенности нозологий лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья | |||||
Требования охраны и безопасности быта, труда и пожарной безопасности | |||||
Правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи | |||||
Этические нормы общения | |||||
Различные способы коммуникаций (письмо на ладони, дактилологии, жестового языка и другие) | |||||
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением технической помощи | |||||
Другие характеристики | Соблюдать профессионально-этические требования к деятельности ассистента (помощника) по оказанию технической помощи | ||||
Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе услуги |
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта | |||
---|---|---|---|
4.1. Ответственная организация — разработчик | |||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет», 129226 г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4 | |||
Ректор Починок Наталья Борисовна | |||
4.2. Наименования организаций — разработчиков | |||
1. | УМО по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Социология и социальная работа» 129226 г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4 | ||
2. | ОООИ Всероссийское общество глухих 123022, г. Москва, ул. 1905 года, д.10-А, стр.1 | ||
3. | Городской психолого-педагогический центр ДОгМ 109443 г. Москва, Есенинский бульвар, 12, корпус 2 | ||
4. | ООО»Центр сурдопереводческого сопровождения» 117437, г. Москва, Улица Волгина академика, 23, 1, 66 | ||
5. | Благотворительный Фонд «Даунсайд Ап» 105043, г. Москва, ул. 3-я Парковая, д.14 А | ||
6. | Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Луховицкий социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» 140516, Московская обл., Луховицкий р-н, Матыра с, Школьная, 12 | ||
7. | Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области «Уваровский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей» 143260, Московская область, Можайский р-он, пос. Уваровка, ул. Урицкого |
Обзор документа
Разработан профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья».
Он содержит 4 раздела: общие сведения, описание трудовых функций, входящих в стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях — разработчиках.
К трудовым функциям относятся оказание помощи при нарушении способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению.
Источник