«Методы и приёмы педагогической поддержки детей с ОВЗ в образовательной организации».
статья на тему
«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества». В. Сухомлинский «Трудные дети»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Кулигина Елена Александровна ,
первая квалификационная категория,
МБДОУ д./с № 20 «Дельфин», г. Саяногорск.
«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».
В.Сухомлинский «Трудные дети».
Дети с ограниченными возможностями здоровья – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, это определяет особую логику построения учебно-воспитательного процесса. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности , свойственные всем детям с ОВЗ:
- начать специальное воспитание и обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- ввести в содержание воспитания и обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в воспитательно-образовательных программах нормально развивающихся сверстников;
- использовать специальные методы, приемы и средства обучения;
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к образовательному процессу, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагогов.
Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности детей и педагога, направленные на решение комплекса задач в педагогическом процессе»; «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач воспитания и образования»
Самые активные методы — игровые – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра , значит, надо использовать эту форму организации деятельности, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности детей для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение детьми образовательной программы. А роль мотивации в успешном воспитании и обучении трудно переоценить.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы воспитания и обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные . Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов было задействовано в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.
Существует ряд нетрадиционных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности или на коррекционных занятиях. Это могут быть индивидуальные занятия, парные, групповые.
- Фитотерапия
- Ароматерапия
- Музыкотерапия
- Хромотерапия или Цветотерапия
- Рефлексотерапия и точечный массаж
- Куклотерапия
- Сказкотерапия
- Песочная терапия
Следующие методы при индивидуальном подборе могут быть использованы в работе с детьми с ОВЗ. Эти методы в большей степени касаются личностной сферы ребенка.
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя , включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:
- Метод «угашения переживаний» — успокоение путем «беседы рационализации» — превращения обидной ситуации в иную, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки;
- метод «прямого действия» — остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя;
- метод «рефлексивного анализа» — осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья;
- метод «переключения» — включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, — грушу в спортзале и т.д.), сублимации (творческое действие — нарисуй что-нибудь, вылепи);
Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости , положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
- метод «радостной перспективы» — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него в ближайшее время;
- метод «увлечения весельем» — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
- метод «поощрения и похвалы» — этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
- метод «самонаблюдения за своими эмоциями» — метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
Методы поддержки физического здоровья ребенка :
- метод «оптимального режима жизни» — приучение ребенка к режимным моментам;
- метод «постепенности» — приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
- метод «физических упражнений и занятия спортом» – приучение ребенка к систематическим физическим нагрузкам;
- метод «рекреации» — обеспечение спокойного отдыха организма;
- метод «массажа и самомассажа» — физического оздоровления путем растирания участков тела.
Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка :
- метод «угашения отрицательных переживаний» — способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие — угашение отрицательных эмоций;
- метод «устранения плохих привычек»;
- метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
- метод «релаксации» — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Методы укрепления чувства ответственности:
- метод «доверия» — развивается вера в свои силы;
- метод «просьбы» — обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
- метод «беседы-размышления» — обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником самостоятельного решения;
- метод «поручения» — обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
- метод «напоминания» — возбуждается чувство значимости просьбы;
- метод «сомнения» — этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
- метод «достижения согласия с самим собой» — метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
- метод «достижения гармонии с окружающим » — метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas — здоровье) мышления.
Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых педагог и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
- метод наблюдения;
- метод «коллективного анализа деятельности», размышления;
- метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
- метод тестирования и анкетирования.
Методы поддержки развития организаторских способностей:
- метод — «творческого выполнения задач»;
- метод игры — творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
- метод поручения — регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
- метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.
Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
- метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;
- метод «коммуникативного тренинга» (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам)
- метод творческого поиска.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:
- метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших, награждение родителей и т.д.);
- метод наказания (взглядом, замечанием, порицанием в
индивидуальной беседе, обсуждением проступка в коллективе);
- метод «предоставления дополнительных полномочий » (обучение поиску дополнительных средств для достижения цели);
- метод критики (обучение самоанализу действий и поступков);
- метод «ролевой игры» (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
- метод самодиагностики — обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
- метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, использованных средств;
- метод самоопределения — создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
- метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
- метод самоконтроля – самостоятельный способ наблюдения за собой и своими поступками;
Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ
- Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
- Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы.
- Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
- Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
- Помогайте ребенку почувствовать свою состоятельность.
- Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Концентрировать внимание ребёнка можно следующим способам:
- Стоять рядом. Ребёнок должен видеть и слышать того, кто с ним разговаривает.
- Устанавливать зрительный контакт. Заботиться о том, чтобы лицо педагога было на уровне его глаз так, чтобы ребёнок мог видеть его. Ведь это именно то, на чём он должен сосредоточиться.
- Называть ребёнка по имени. Прежде чем попросить о чём-нибудь, привлекать его внимание, окликнув по имени. Не продолжать, пока он не повернется и не смотрит на вас.
- Внимательно подбирать слова. Пользоваться знакомыми словами и короткими предложениями.
- Быть постоянной. Говоря о людях, местах и предметах, использовать всегда одни и те же слова.
- Использовать жесты. Дополняя свои слова соответствующими жестами, ребёнку будет легче понять вас и тем самым сконцентрировать внимание.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность дошкольников, развивает их творческие способности, активно вовлекает детей в образовательный процесс, стимулирует их самостоятельную деятельность, что позволяет детям с ОВЗ быть успешными.
Источник
Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
Любовь Панагушина
Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: предлагаемая статья раскрывает ведущие направления, принципы организации и формы работы деятельности Службы ранней помощи в ДОУ.
«Каждый ребёнок имеет возможность
быть психологически готовым к школьному обучению
на своём уровне,
соответственно своим личностным особенностям»
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом количества детей-инвалидов в Российской Федерации.Наше Учреждение уже имеет опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями: в течение 5 лет функционировала группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». В рамках вариативного образования в ДОУ создан консультативный пункт, направленный на предоставление услуги по оказанию консультативной, методической, практической помощи психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей в возрасте от 2 до 7 лет, не посещающих детский сад, в том числе детей с ОВЗ и инвалидов.
В 2017 году в нашем детском саду в рамках региональной экспериментальной площадки была открыта Служба ранней помощи с целью решения проблем, связанных с обеспечением психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ и инвалидов.
Актуальность реализации данного направления обусловлена:
• потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;
• значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения;
• необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы;
• необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).
Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.
От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.
Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля. Наша команда состоит из специалистов,представляющих различные дисциплины: педагог — психолог, учитель — логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, медицинский работник, воспитатели. Все специалисты объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.
Цель Службы: оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.
• Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
• Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
• Формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям с проблемными детьми.
• Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.
Нормативным основанием для разработки системы ранней помощи являются:
• Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»:
Раздел V Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Часть 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, «создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребёнку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе».
• Поручение Правительства РФ от 18 апреля 2013 года по итогам первой конференции Общероссийского народного фронта на тему «Строительство социальной справедливости», состоявшейся 29 марта 2013 года
• Всемирная декларация об образовании для всех. (Рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей) Джомтьен, Тайланд от 09.03.1990
• Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982
• Конвенция ООН о правах ребёнка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989
• Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Саламанка, Испания от 10.06.1994
• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблей ООН от 20.12.1993
• «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» — Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 № 1662 – р
• «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761
• «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования». Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.99 г. № 3/1
• «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Закон РФ от 03.95.2012 г. № 46-ФЗ
• «О социальной защите инвалидов в РФ» — Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
• «Об образовании» — Закон РФ от 10.07.1992 г. №3266 — (ред. от 27.12.2009)
• «О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 г. № 175
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «15» мая 2013 г. № 26
• «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ – 150/06
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.01.2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций»
• «О социальной защите инвалидов в РФ» — Закон РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
• «Об образовании» — Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
• «О государственной программе РФ «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» Постановление от 17.03.2011 г. № 175
• «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ – 150/06
• Закон Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области» (с изменениями на 31 октября 2017 года)
• Государственная программа Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области на 2014 -2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 № 331.
• Постановление Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 № 279 (ред. от 31.12.2013) «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 -2020 годы».
На сегодняшний день мы разработали систему мероприятий, способствующих успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка. К каждому ребенку с ОВЗ подходим не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Ведущие направления деятельности Службы ранней помощи:
1. Консультативно –диагностическое направление:
• определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
• максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
• анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
• консультирование родителей по вопросам;
• обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
• реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
• консультирование педагогов, работающих с «особыми» детьми.
2.Коррекционно-развивающее направление деятельности Службы:
• разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
• обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий;
• информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т. д.
• информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
• создание банка коррекционно-развивающих методик для детей с ОВЗ;
• повышение квалификации педагогов (участие в семинарах, курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, самообразование).
Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностямиоказывается в процессе:
• развивающих занятий в соответствии основной образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой, адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
• коррекционных занятий, проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи;
• игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Формы работы в Службе:
• Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.
• Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.
— информационная помощь семье;
— психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;
— педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.
• Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.
• Групповая работа с детьми — психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.
• Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.
• Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.
Особенно значимым направлением деятельности службы является содействие с родителями в выравнивании западаний в развитии «особенных» детей и максимальное приближение их к норме развития для дальнейшего перехода к школьному образованию в соответствии с ФГОС.
Принципы организации СРП
• добровольность участия семьи, имеющей ребенка с особыми потребностями в программах ранней помощи;
• развитие и поддержание активности, чувства компетентности у родителей (законных представителей): мы стремимся выработать у родителей активную позицию в реабилитации своего ребенка;
•индивидуальный подход: разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, учитывающих не только структуру дефекта, но и запрос родителей, а также их состояние, потребность в том или ином виде помощи.
Разработка индивидуально-ориентированных образовательных программ,это и одно из требований ФГОС ДО:
П. 1.4 (Принципы дошкольного образования) «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования)».
Индивидуально-ориентированная образовательная программа — персонализированный вариант образовательной программы, ориентированный на индивидуальные особенности, возможности и потребности обучающихся.
Творческой группой ДОУ разработана структура ИООП. Это программа, в которую включены результаты педагогической диагностики конкретного ребенка, объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых этому ребенку и его семье по программе ранней помощи всеми специалистами ОУ.
Что же обеспечит ранняя помощь (ранее вмешательство):
• максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза;
• преодоление разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребёнка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;
• предупреждение возникновения вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребёнка;
• максимальное раскрытие возможностей и реабилитационного потенциала семьи в оказании помощи и поддержки ребёнку;
• для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте, что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования.
Специалистами доказано, что система раннего вмешательства обладает не только высокой социальной, но и экономической эффективностью – 1 руб., вложенный в раннюю помощь детям, окупается экономией в 10 рублей в школьном возрасте.
Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество. Появление новой формы организации коррекционно-педагогического процесса в ОУ предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.
1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). —Уфа: Лето, 2012.
2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.
3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.
4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.
5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 — 57.
6. Назарова Н. М. — Том 3. Педагогические системы специального образования — файл n1.doc
7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.
8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.
Источник