Здоровью цены нет: как лечат у нас и за рубежом
В Москве идет реформа здравоохранения. Поликлиники объединяются — уже создано 86 комплексов. Кроме того, изменился список специалистов, к которым москвичи могут записаться самостоятельно. M24.ru изучило, как работают наши поликлиники, и как лечат за границей .
Поликлиники и их функции
Поликлиники появились в столице несколько веков назад. Вначале это была практика молодых врачей, которая проводилась на дому у пациента под патронажем квалифицированных наставников.
Так студенты-медики Московского университета работали еще и в «Общеклинической амбулатории» на Девичьем поле, открытой в 1896 году. В наше время там располагается ректорат Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова.
Сейчас поликлиникой считается лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медпомощь приходящим пациентам, а также на дому. В поликлинике оказывают первую медицинскую и неотложную помощь при острых и внезапных заболеваниях, травмах и отравлениях. Кроме того, там делают прививки и проводят разные профилактические мероприятия.
Обычно структура поликлиники включает в себя:
- терапевтические отделения;
- отделение восстановительного лечения;
- отделения по оказанию специализированных видов медпомощи (хирургическое, гинекологическое) с кабинетами специалистов (кардиологический, ревматологический, неврологический, урологический, офтальмологический, оториноларингологический);
- параклинические службы (физиотерапевтический и рентгеновский кабинеты, лаборатории, кабинет функциональной диагностики, УЗИ-кабинет);
Как прикрепиться к поликлинике
Для приема больных в часы отсутствия участкового врача назначаются дежурные врачи. А в выходные дни в поликлинике дежурят врачи всех основных специальностей.
По профилю они могут быть общими или отдельными для взрослых и детей.
Работа учреждения ведется по территориально-участковому принципу. При формировании терапевтических участков учитывают их протяженность, удаленность от поликлиники и численность населения на участке. От качества работы поликлиники во многом зависит работа больниц и потребность в койках, потому что качество услуг, оказываемых в поликлиниках, повышает эффективность использования коечного фонда стационаров.
Напомним, столичный депздрав занялся реорганизацией работы медучреждений города. Сейчас власти объединяют поликлиники — уже создано 86 комплексов. В каждом из них есть головное подразделение и филиалы, где врачи с помощью полного комплекса оборудования могут выявить любое заболевание.
Как записаться к врачу
С 1 ноября уменьшится количество врачей, к которым можно записаться самостоятельно. Так, к лору, офтальмологу, наркологу и некоторым другим врачам можно будет попасть только по направлению. Поэтому в связи со вступающим в силу приказа департамента здравоохранения N 754 с 1 ноября можно будет самостоятельно записаться к 12 специалистам. Среди них шесть детских:
- Педиатр
- Участковый педиатр
- Детский психиатр
- Детский хирург
- Детский уролог-андролог
- Детский врач-стоматолог
А также шесть взрослых:
- Терапевт
- Участковый терапевт
- Врач общей практики (семейный врач)
- Хирург
- Акушер-гинеколог
- Стоматолог-терапевт
Как записаться к врачу через ЕМИАС
Напомним, ранее для самозаписи были доступны еще семь специалистов:
- Уролог
- Оториноларинголог (ЛОР)
- Офтальмолог
- Врач по гигиеническому воспитанию
- Врач по спортивной медицине
- Психиатр-нарколог
- Психотерапевт
С 1 ноября к ним можно будет попасть только по направлению участкового или лечащего врача. Также отмечается, что пациенты, состоящие на учете в каком-либо диспансере, сохранят возможность самостоятельно записаться к своему профильному врачу через электронную систему.
По словам источника в департаменте здравоохранения, изменения призваны бороться со случаями, когда человек сам записывается к узкоспециализированному врачу, не сдавая предварительные анализы, а порой и вовсе не зная, точно ли ему необходим именно этот доктор. «К узкоспециализированным врачам должен давать направление специалист, чтобы пациент приходил к ним уже с пакетом необходимых документов после первичного обследования, анализов и т.п.», — сказал источник.
Самостоятельно записаться к врачу можно через регистратуру поликлиники, а также взяв талон в информате медицинского учреждения, через портал госуслуг или сайт ЕМИАС.
Единая медицинская информационно-аналитическая система города создана в 2011 году департаментом информационных технологий совместно с департаментом здравоохранения, чтобы сделать государственные медицинские услуги качественнее и доступнее. С помощью ЕМИАС можно записаться к врачу в инфомате поликлиники, через интернет, а также используя бесплатное мобильное приложение. По данным на 10 апреля к системе было подключено 589 медицинских учреждений. Через инфоматы на прием к врачу записались более 20 миллионов пациентов. В 2015 году планируется предоставить пациентам доступ к своим электронным картам.
Здравоохранение за рубежом
После выхода страны из соцлагеря в конце 1980-х годов чешское правительство провело полную реорганизацию системы здравоохранения, которая до этого была организована по советскому образцу. В стране была введена система всеобщего медицинского страхования, согласно которой пациент, регулярно вносящий страховые взносы, не беспокоится о стоимости медицинских услуг и лекарств — за него платит страховая компания. Неработающие граждане получают страховку от государства.
Страховые компании самостоятельно осуществляют сбор взносов со страхователей работающего населения. Большую часть собранных средств они передают законодательно выделенной страховой организации — Всеобщей медицинской страховой организации.
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов
В Чехии активно применяется индивидуальное страхование. Также установлен перечень медицинских услуг, покрываемых за счет обязательного медицинского страхования. Кроме того, застрахованным оплачиваются расходы на лекарства как в стационарном, так и в амбулаторном секторах.
Сейчас в Чехии существуют как государственные, так и частные центры, оказывающие медицинские услуги и располагающие медицинским оборудованием. Большинство врачей занимаются частной практикой. Государство способствовало этому процессу, выделяя врачам, желающим приобрести частную практику, льготные кредиты.
Все медицинские учреждения Франции можно разделить на три типа: государственные больницы, частные клиники и благотворительные структуры. Государственные учреждения различаются по размерам, структуре и функциям. К примеру, Парижский гражданский госпиталь насчитывает более 80 тысяч сотрудников, в то время как в некоторых местных больницах работает менее 300 человек. С 1985 года каждый государственный госпиталь финансируется средствами фондов медицинского страхования.
В отличие от государственных, частные клиники в большинстве случаев основывались как несколько хирургических или гинекологических кабинетов и со временем развивались в полноценные коммерческие больницы. Качество работы врачей, работающих в частном секторе определяется Комиссией контроля качества оказания медицинских услуг.
Следующая составляющая часть системы лечебных учреждений Франции – это частные благотворительные клиники. Эти больницы преимущественно основывались разными религиозными обществами и на сегодня отвечают приблизительно за 14% от общего объема стационарного лечения в стране.
С 1996 года правительство Франции ежегодно издает отдельный закон о финансировании социального обеспечения. Этот документ описывает бюджет здравоохранения на следующий год и определяет основные показатели. Страховкой обеспечены три крупнейшие группы населения: рабочие и их семьи, фермеры, бизнесмены. А расходы подразумевают оплату услуг врачей общей практики, специалистов, пребывания в государственных больницах, частных клиниках, медсестринский уход на дому и санитарный транспорт.
Амбулаторное обслуживание обеспечивается обычно в частных учреждениях здравоохранения. Помощь оказывают в поликлинических отделениях больниц, а также врачи общей практики и специалисты. Во Франции пациенты довольно часто обращаются к врачам за консультациями. Амбулаторные больные консультируются у врача в среднем 6,3 раза в год, а у стоматолога — 1,1 раза.
В Норвегии существует три уровня здравоохранения: муниципальный, областной и государственный. На муниципальном уровне оказывается амбулаторная помощь. Оказывается она в медицинским центрах, домах для долечивания пациентов и домах для пожилых людей, нуждающихся в уходе. В медицинском центре обычно работают 1-2 врача общей практики, физиотерапевт, эрготерапевт, медсестры и акушерки.
При первичном обращении пациент консультируется врачом общей практики. Здесь же наблюдают за пациентами. В медицинском центре также проводится наблюдение за детьми, беременными, проводится вакцинация. При необходимости оттуда пациент направляется в областное медицинское учреждение.
На областном уровне оказывается госпитальная и консультативная помощь. В поликлинических отделениях проводятся консультации специалистов для пациентов с направлениями от врача общей практики. На государственном же уровне оказывается высокоспециализированная помощь — лечение редких заболеваний и трансплантация органов.
Здравоохранение в Норвегии финансируется государством. Правительство оплачивает большую часть стоимости медицинских услуг, примерно 95%. Оставшиеся 5% доплачивают пациенты. Стационарная помощь оплачивается из бюджета страны, а за амбулаторную помощь отвечают муниципалитеты, которые получают средства от правительства.
Медицина в США функционирует на следующих уровнях: семейная медицина — врачи проводят общий осмотр пациентов, направляя при необходимости их к более узкому специалисту; госпитальная помощь. Госпитали делятся на коммерческие и некоммерческие, по структуре они аналогичны российским больницам.
Система здравоохранения состоит из многочисленных служб, различающихся по типу финансирования и выполняемым функциям. Среди них:
- службы общественного здоровья и профилактической медицины, которые занимаются профилактикой заболеваний;
- службы неэкстренной амбулаторной помощи;
- простое стационарное обслуживание, специализирующееся на кратковременной госпитализации;
- сложное стационарное обслуживание, заключающееся в предоставлении длительного, высококвалифицированного и технически сложного лечения в стационаре.
Фото: ТАСС/Руслан Шамуков
При этом абсолютно все учреждения предоставляют медицинские услуги исключительно платно. Для ряда категорий граждан, которые лечатся бесплатно, расходы компенсируются государством или специальными фондами.
Все больницы в Америке делятся на три типа:
- Государственные, где финансирование ведется федеральным и штатным правительством. Там предоставляют услуги для ветеранов, инвалидов, госслужащих, больных туберкулезом и психическими заболеваниями.
- Частные «прибыльные» (до 30 % всех больниц);
- Частные «бесприбыльные» создаются по инициативе религиозных или этнических групп или местных жителей.
В США нет обязательного медицинского страхования. Расходы на медицину ложатся на плечи каждого конкретного человека. При этом если страховка и есть, то она покрывает четко ограниченный перечень медицинских услуг. Туда не входят, например, услуги стоматолога, офтальмолога, педиатра и психиатра.
Около 75 процентов населения Китая проживает в сельских районах, поэтому государство заинтересовано развивать медицину и здравоохранение в регионах. В настоящее время в сельских районах в основном сформировалась трехступенчатая (уездная, волостная и деревенская) лечебно-профилактическая система.
В сельских областях обычно доступна только элементарная медицинская помощь. При обычном заболевании сельский житель, как правило, может получить необходимую помощь в местной или уездной больнице. В сложных случаях больных направляют в окружные или провинциальные больницы. В стране также есть система скорой сельской медицинской помощи.
В соответствии с системой государственного медицинского обслуживания и трудового страхования лечение городских рабочих и служащих осуществляется полностью за счет государства. Однако медицинское обслуживание в сельских местностях все еще остается платным.
Китай планирует создать страховые фонды за счет взносов частных лиц и поддержки со стороны коллективов и местных властей, чтобы обеспечить крестьян элементарным медицинским обслуживанием, выполнить задачи профилактики заболевания и избежать бедности из-за болезни.
Источник
Охраны здоровья за рубежом
Здравоохранение во многих странах мира является одним из приоритетных сфер развития, что обусловлено его очевидным вкладом в социально-экономический прогресс. Общеизвестно, что именно современным достижениям науки успешно развивается здравоохранение [6, 7, 20].
Качественный и количественный анализ различных конкурентных преимуществ и недостатков медицинской отрасли, требующих особого внимания со стороны государства, является основой исследования глобальных трендов развития здравоохранения [1, 16, 17].
На протяжении последних десятилетий мировой рынок здравоохранения и все развитые страны мира увеличивают затраты на медицину, в том числе в расчете на душу населения. Например, за последние двадцать лет медицинские расходы в Южной Корее выросли более чем в 5 раз. В Польше, Ирландии, Норвегии – более чем в 4 раза; в Нидерландах, Великобритании и Испании – более чем в 3 раза, а в США и Германии более чем в 2,5 раза. Одним из самых больших показателей расходов на душу населения по здравоохранению принадлежит США, на медицинское обслуживание одного жителя этой страны по итогам 2011 года составило 7 960 долларов США [4, 19]. В перспективе, по прогнозам экспертов, ожидается дальнейший рост расходов, как в относительных, так и в абсолютных показателях.
Следует отметить также, что затраты на здравоохранение во многих развитых странах опережают темпы их экономического роста [5]. За последние два десятка лет доля расходов на здравоохранение в ВВП в таких странах как США, Японии, Испании, Франции выросла практически в 1,5 раза. В США по итогам 2011 год показатель достиг наивысшего уровня и составил 17,6 %, в Германии удельный вес расходов в ВВП страны за тот же период достиг 11,6 %. Прогнозируется, что на горизонте до 2020 года только по странам ОЭСР данный индикатор увеличится в среднем до 14,4 %. Одним из ключевых факторов обозначенного тренда является старение населения. Анализ ретроспективных данных показывает, что около четверти ежегодного прироста совокупных расходов на здравоохранение обусловлено именно возрастным фактором. Увеличение доли пожилого населения в стране напрямую влияет на расходы на медицину, обеспечивая постоянный спрос на дорогостоящее лечение хронических заболеваний у этой категории людей [6, 7, 18].
Другим, не менее важным вектором глобального тренда в технологическом сценарии является постепенный переход к превентивной медицине. Общеизвестно, что профилактика требует значительно меньшие средства, чем лечение уже развившиеся заболевание. На государственном уровне затраты на здравоохранение также можно снизить за счет борьбы с появлением хронических заболеваний – то есть их профилактикой. По некоторым оценкам около 60–80 % расходов медицины связано с финансированием непосредственно процессов лечения. Соответственно, например, в США только на лечение хронических заболеваний, вызванных избыточным весом, ежегодно тратится порядка 147 млрд долл. США, что составляет около десятой части всех расходов на национальную медицину [7, 21]. Каждое дополнительное хроническое заболевание человека в несколько раз увеличивает расходы на оказание медпомощи такому пациенту.
Совершенствование методов и средств ранней диагностики является перспективным направлением оптимизации медицинских расходов в рассматриваемом тренде. В сочетании с методами ранней диагностики в профилактической медицине особую значимость приобретает тенденция к управлению здоровым образом жизни человека и его средой обитания [1, 2, 8]. В данном направлении потенциал перспективного снижения расходов на здравоохранение в рассматриваемом тренде оценивается достаточно большим. Обеспечение правильного образа активной жизни, рационального питания и т.д. может существенно снизить затратную нагрузку на медицину.
Внедрение ранних методов диагностики, совместно с задачами своевременной коррекции здоровья человека, способствует развитию системы точного прогнозирования заболеваемости, когда оценка состояния здоровья может осуществляться для всех людей на протяжении всей жизни человека [3, 4, 9]. Для чего требуется постоянно актуализируемая карта заболеваемости территории, в динамике отражающая состояние здоровья и предрасположенность различных возрастных групп к различным болезням.
Несомненно, важнейшей тенденцией рассматриваемого тренда является внедрение персонализированной медицины, уникальных методов лечения и разработки новых фармакологических препаратов, учитывающих особенности каждого организма. Их реализация становится возможной благодаря научному прогрессу в области генной инженерии. Для экономических показателей здравоохранения это будет означать расширение классификации перечня болезней, так как будет учитываться индивидуальная особенность организма каждого человека [9, 10].
В сочетании с переходом к модели управляемой конкуренции реализация технологичного сценария развития медицины обеспечит рынок здравоохранения правильными ориентирами: медицинское обслуживание станет более доступным благодаря формирующимся в таких условиях стимулам к совершенствованию и постоянному улучшению собственной деятельности. Многие элементы модели управляемой конкуренции можно найти уже и сейчас в некоторых странах, например, Швейцария и Нидерланды [11].
Несмотря на многообразие конкретных форм организации системы охраны здоровья населения, специфику экономических отношений в этой сфере жизнедеятельности общества, можно все же выделить ряд параметров, отражающих общность развития, присущую разным странам [12, 13]. К числу таких параметров, выражающих основные черты системы здравоохранения, ее главные экономические характеристики, можно отнести:
- отношения собственности;
- способы финансирования (получения ресурсов);
- механизмы стимулирования медицинских работников;
- формы и методы контроля объема и качества медицинской помощи.
В каждой стране исторически складывается и развивается свой способ привлечения экономических ресурсов для оказания медицинской помощи, сохранения и укрепления здоровья населения. Количество и качество выделяемых обществом ресурсов, эффективность их использования в сфере здравоохранения определяется сложной системой экономических, политических, нравственно-этических и иных отношений, исторически сложившихся в стране.
Наличие в той или иной стране соответствующей системы здравоохранения определяется многими обстоятельствами. Все зависит от того, что лежит в основе классификации той или иной системы здравоохранения.
Так, с точки зрения социально-политической структуры общества условно выделяют пять типов систем здравоохранения:
1) классическая (неупорядоченная),
5) социалистическая [14, 15].
Экспертами ВОЗ предложена классификация, по которой различается три первичных типа систем здравоохранения [11]:
- государственная, или система Бевериджа;
- система, основанная на всеобъемлющем страховании здоровья, или
- негосударственная, рыночная или частная система здравоохранения.
Обычно большинство авторов выделяют следующие модели [5, 11, 16]:
- универсалистская (модель Бевериджа),
- социального страхования (модель Бисмарка),
- «южная модель» (Испания, Португалия, Греция и частично Италия),
- институциональная или социал-демократическая «скандинавская модель»,
- либеральная (остаточного социального обеспечения),
- консервативная корпоративная (Япония),
- латиноамериканская,
- системы здравоохранения индустриальных государств Восточной Азии,
- системы здравоохранения стран с переходной экономикой.
Экономические модели систем охраны здоровья разных стран могут быть обозначены в зависимости от того, какую роль и функции выполняет государство в этих процессах.
В настоящее время все существующие системы здравоохранения сводят к трем основным экономическим моделям [2, 17, 18]. Однозначных общепринятых названий у этих моделей нет, но описания их основных параметров дается специалистами, в общем, одинаково. Это: платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования, государственная медицина с бюджетной системой финансирования и система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.
Национальные модели здравоохранения (часть I)
Источник