Глава 6. Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья
Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровья
1. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.
2. Отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.
3. Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
Статья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья
1. Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.
2. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
3. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 53. Рождение ребенка
1. Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов.
2. При рождении живого ребенка медицинская организация, в которой произошли роды, выдает документ установленной формы.
3. Медицинские критерии рождения, в том числе сроки беременности, масса тела ребенка при рождении и признаки живорождения, а также порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья
1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:
1) прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации;
2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
2. Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.
3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий
1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).
2. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
4. При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.
5. Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Половые клетки, ткани репродуктивных органов и эмбрионы человека не могут быть использованы для промышленных целей.
7. Быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование.
8. При использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждане имеют право на получение информации о результатах медицинского, медико-генетического обследования донора, о его расе и национальности, а также о внешних данных.
9. Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.
10. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.
Статья 56. Искусственное прерывание беременности
1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.
2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.
3. Искусственное прерывание беременности проводится:
1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:
а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели;
б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;
2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая — десятая недели беременности.
4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности.
5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.
6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.
8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 57. Медицинская стерилизация
1. Медицинская стерилизация как специальное медицинское вмешательство в целях лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина в возрасте старше тридцати пяти лет или гражданина, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина — независимо от возраста и наличия детей.
2. По заявлению законного представителя совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю, медицинская стерилизация возможна по решению суда, принимаемому с участием совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным.
3. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Источник
Раздел 8. Охрана здоровья матери и ребенка.
8.1. Медико-социальные аспекты охраны здоровья матери и ребенка.
Охрана здоровья матери и ребенка – это комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на укрепление здоровья женщин и детей и улучшение демографической ситуации, на обеспечение здорового разностороннего развития молодежи и детей. Любое общество должно быть заинтересовано в воссоздании и сохранении полноценного человеческого потенциала.
Медико-социальное значение системы охраны здоровья матери и ребенка определяется ее ведущей ролью в сохранении и улучшении здоровья женщин, снижении материнской смертности и смертности новорожденных, воспитании здорового, гармонично развитого населения.
Значимость системы охраны здоровья матери и ребенка вырастает в виду негативных изменений демографической ситуации, повышению заболеваемости и инвалидности как трудоспособного населения, так и детей.
Эффективность охраны здоровья матери и ребенка зависит от решения цепи задач, к которым относятся:
социальная защита семьи, матери и ребенка, адресное оказание социальной помощи;
первоочередное направление соответствующих ресурсов на развитие соответствующих лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений;
внедрение медицинского страхования и реорганизация действующей системы лечебно-профилактической помощи;
антенатальная охрана плода при участии соответствующих и санитарно-профилактических учреждений;
внедрение современных эффективных медицинских технологий;
профилактика инфекционных заболеваний, осуществление в полном объеме иммунопрофилактики;
формирование здорового способа жизни.
Только действенная социальная политика государства может обеспечить их реализацию путем интенсификации деятельности структур, причастных к охране здоровья материнства и детства.
Осуществление численных государственных, общественных, медико-социальных мероприятий должно происходить на основе начал, предусмотренных соответствующими законодательными актами.
Законодательная база охраны здоровья матери и ребенка в Украине включает большинство признанных на международном уровне прав человека.
Согласно с Конституцией Украины:
человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наибольшей социальной ценностью (статья 3);
каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь и здоровье и право на их защиту (статья 27);
каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь, медицинское страхование (статья 49).
В 1991 г. Украина ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, подписала Всемирную декларация об обеспечении выживания, защиты и развитие детей и разработала план действий по ее реализации.
Выполнение конвенции и других международных договоров, участником которых является наше государство, контролируется статей 9 Конституции. При признании Верховной Радой они приобретают статус обязательных и становятся частью национального законодательства.
Конвенция ООН обосновывается на признание детей частью общества с приоритетами общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, отсутствие дискриминации ребенка по каким-либо признакам и мотивам.
Соответственно статье 24 каждый ребенок имеет право на полные услуги системы охраны здоровья.
Решение проблем охраны здоровья матери и ребенка, в том числе медицинского обеспечения, зависит от социального и экономического статуса женщин.
Равноправие мужчин и женщин во всех сферах жизни закреплено 24 статьей Конституции. Реализация декларированного равноправия может быть реально обеспечено только надлежащими социально-экономическими условиями.
Женщины Украины принимают активное участие в общественном производстве, среди всех работающих они составляют почти 52%. Их удельный вес в различных отраслях экономики колеблется в значительных пределах (таблица №1).
Таблица №1. Представительство женщин в различных отраслях экономики
% женщин от общего количества
Всего, в том числе по отраслям
Наука и научное обслуживание
Если в строительстве и на транспорте удельный вес женщин составляет 26-30%, то в торговле и образовании он достигает 3/4 работающих, а в здравоохранении превышает 80%.
В связи с этим большое значение приобретает создание оптимальных условий для обеспечения прав женщин. Это, прежде всего, касается реализаций положений, определенных документами Международной организации труда (МОТ).
Большинство их, так или иначе, направлено на защиту репродуктивной функции женщины.
Конвенция МОП №103 (1952г.) предусматривает государственную помощь будущей матери – обеспечение необходимого уровня жизни, медицинской помощи, запрет во время беременности работать в тяжелых и вредных условиях, предоставление отпуска до и после родов, для воспитания ребенка.
Эти положения нашли отображение в VII разделе Основ Законодательства Украины об охране здоровья (1992г.).
В статье 57 отображены мероприятия по способствованию материнству, гарантии охраны здоровья матери и ребенка, а именно:
организация сети женских, медико-генетических и других консультаций, роддомов, санаториев и домов отдыха для беременных женщин и матерей с детьми, яслей, садов и других детских учреждений;
запрет использования труда женщин на тяжелых и вредных для здоровья производствах;
улучшение и оздоровление условий труда и быта;
исключение негативных экономических факторов;
предоставление отпуска в связи с беременностью и родами с выплатой помощи из социального страхования;
денежная помощь при рождении ребенка и во время ухода за ним во время болезни;
государственная и общественная помощь детям.
С целью охраны здоровья женщине предоставляется право самостоятельно решать вопросы о материнстве.
Соответственно статье 50 женщина самостоятельно решает вопросы об искусственном прерывании беременности (на протяжении 12 недель) в аккредитованных учреждениях здравоохранения. При большем сроке (от 12 до 28 недель) аборт может быть сделан только по социальным и медицинским показаниям в отдельных случаях.
Каждой женщине предусмотрено обеспечение в соответствующих учреждениях квалифицированного медицинского надзора за течением беременности, стационарной помощи при родах и лечебно-профилактической помощи матери и новорожденному ребенку (статья 58).
Согласно статьям 60, 62 Конституции медицинская помощь детям и подросткам обеспечиваются следующими лечебно-профилактическими и оздоровительными учреждениями: детскими поликлиниками, отделениями, больницами, санаториями и др.
Контроль осуществляют органы здравоохранения и образования при участии общественных организаций.
Основами законодательства определено право граждан на государственную помощь по уходу за ребенком с дефектами физического и психического развития (статья 63).
Семья может передать его в соответствующее детское учреждение на государственное обеспечение. Если больного ребенка опекает семья, государство гарантирует ей право на медико-социальную помощь, в том числе и денежную.
Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка соответственно статье 3 Конвенции ООН закреплен в Кодексе о браке и семье, Гражданском, Криминальном, Кодексе Законов о труде, Основах законодательства Украины о здравоохранении. Он воссоздан также в Законах Украины об образовании, содействии социального становления и развития молодежи, социальной защиты инвалидов и граждан, которые пострадали вследствие аварии на ЧАЭС.
С 1996 г. государство реализует Национальную программу «Дети Украины».
Мероприятия, предусмотренные ею, направленные на обеспечение права каждого ребенка родится здоровым, выжить, всесторонне развиваться, быть надежно социально и психологически защищенным. Программа реализуется совместно с Национальными программами планирования семьи, улучшения положения женщин, охраны здоровья матери и ребенка, Национальной программой «Образование» («Украина, XXI столетие»), Комплексной программой решения проблем инвалидности.
Во всех этих документах определены конкретные мероприятия, сроки и ответственные исполнители.
Ведущее место в решении проблем сохранения и укрепления репродуктивного здоровья принадлежит мероприятиям по планированию семьи.
Цель планирования семьи, по определению ВОЗ, заключается в:
предотвращение нежелательной беременности;
возможности регулировать время рождения ребенка;
самостоятельному определению семьей количества детей;
рождению желаемых здоровых детей;
профилактике заболеваний, которые передаются половым путем.
Мероприятия, направленные на осуществление этой цели, являются важной составной частью ПМСП.
Национальная программа утверждена в Украине в 1995 г. На современном этапе формируется сеть соответствующих учреждений планирования семьи. При Институте педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины создан главный центр, функционирует 42 областных и межобластных центра и более 400 кабинетов при больницах. Кроме того, кабинеты «Брак и семья» в составе амбулаторно-поликлинических учреждений дают консультации по планированию семьи.
На базе отделений детской и подростковой гинекологии ЛПУ созданы центры по вопросам полового воспитания подростков.
Программой также предусмотрено осуществление системы консультирования и подготовки подростков и молодежи по вопросам полового воспитания, сексуального и репродуктивного поведения.
Разработана Программа поддержки грудного вскармливания детей, действую центры поддержки лактации. С 1996 г. мать и ребенок имеют право на совместное пребывание в родильном отделении.
Промышленность Украины выпускает специальные жидкие и пастообразные молочные продукты, сухие адаптированные смеси, плодоовощные консервы. Производственные мощности могут в значительной степени удовлетворить потребность в них. В последние годы произошел резкий спад производства продуктов детского питания вследствие социально-экономических неурядиц. То есть, проблема существует и требует неотложного решения.
Вопросами социальной защиты женщин и детей занимаются также неправительственные организации. В государстве действуют и сотрудничают более 20 всеукраинских женских организаций (Спілка жінок України, Союз українок, Жіноча громада и др.), почти 400 неправительственных организаций, которые провозглашают работу с детьми как свою обязательную деятельность (Дитячий фонд України, Український молодіжний Чорнобильський фонд, Асоціація захисту дітей-інвалідів и т.д.), около 80 организаций и объединений регионального уровня.
Опыт их работы и направление дальнейшей деятельности обговаривались на Всеукраинском конгрессе женщин в Киеве (май 1998 г.).
В Украине действует ряд международных программ, направленных на усовершенствование системы ОХМД. Международную помощь в их осуществлении оказывают организации ООН (ВОЗ, ЮНИСЕФ), ЕС, правительство США, Германии, Канады, Великобритании, Франции, а также международные фонды и неправительственные организации.
Уже реализованы программы «Украинская инициатива по охране здоровья», «Программа контроля смертности женщин, малышей и детей», «Программа ликвидации йодозависимых заболеваний», «Чернобыльский проект гуманитарной помощи и реабилитации», «Инициатива больницы, дружественной к ребенку» и многие другие.
Международное и межгосударственная помощь разрешила нашему государству решить ряд конкретных задач, а главное, определенным образом повлияла на изменение представлений и подходов к решению этих проблем.
Смысл приведенных законодательных документов и государственных программ свидетельствует об обеспечении организационных начал деятельности государства по охране здоровья матери и ребенка. В местных органах исполнительной власти созданы подразделения по соответствующим вопросам. Увеличивается количество центров социальных служб для молодежи в областных центрах, Киеве и Севастополе, других городах и районах. Общее количество их превышает 400.
Но организационное обеспечение деятельности государства по защите женщин и детей само по себе не решит эту важную проблему. Как выделялось на Всеукраинском конгрессе женщин, значительного усовершенствования требует законодательно-нормативная база по их роли и месту в обществе. Существенного улучшения требует государственный механизм реализации социально-экономической политики.
В резолюции Всеукраинского конгресса женщин выделяется, что государственная политика должна быть направлена на повышение социального, политического и морального статуса женщин в обществе, соблюдении их прав и свобод, охраны здоровья, содействие развития здорового образа жизни и безопасного материнства.
Медленные темпы проведения реформ, неподготовленность населения, а часто и представители местных органов власти к новым условиям содействовали социальной напряженности, безработице, снижению жизненного уровня и очень болезненно отобразились на положении женщин и детей.
То есть, без активной государственной социальной и финансовой поддержки служб охраны здоровья материнства и детства создать надлежащие условия для улучшения их здоровья невозможно.
В первую очередь усилия государства и общественности должны быть направлены на деятельность соответствующих служб, эффективность которых зависит от многих факторов.
Прежде всего, необходимо провести детальный анализ состояния системы, ее начал, материально-технической базы, организации и качества деятельности ЛПУ здравоохранения.
Обеспечению медицинской помощью женщин и детей будет содействовать:
сохранение служб охраны здоровья матери и ребенка, их адаптация к изменениям в экономике государства;
реформирование ПМСП на началах семейной медицины с определением ее приоритетности женщинам и детям;
внедрение эффективных технологий в работу ЛПУ;
гигиеническое воспитание с акцентом на пропаганду здорового образа жизни.
С целью научного обоснования и разработки мероприятий по улучшению здоровья женщин и детей в 1992 г. Институтом педиатрии, акушерства и гинекологии АМН положено начало научной программе «Семья и дети Украины». К ее выполнению привлечена кафедра социальной медицины и охраны здоровья Национального медицинского университета.
Эта программа, как органичный фрагмент, вошла в Европейскую программу «Европейское длительное исследование беременности и детства», а также в Национальную программу «Дети Украины».
Для учета разнообразия климатогеографических, экологических, социальных, этничных зон Украины исследования проводятся в ряде регионов, которые представлены городами Киев, Ивано-Франковск, Днепродзержинск и Красный Луч (Луганская область). Сформирована когорта (около 7,5 тыс. семей), осуществляется мониторинг здоровья беременных, течения и последствий беременности и родов, состояние здоровья рожденных младенцев.
Он разрешает получать максимально объективную и многогранную информацию о факторах, которые влияют на них, об условиях и способе жизни семей.
Медицинская помощь женщинам и детям основывается на общих принципах организации лечебно-профилактической помощи, но имеет более выраженную профилактическую направленность и оказывается поэтапно.
I этап – медицинская помощь будущей матери и подготовка ее к материнству.
II этап – комплекс мероприятий по антенательной охране плода, осуществляемые специализированными акушерско-гинекологическими учреждениями, общей сетью ЛПУ, санаториями для беременных.
III этап – интранатальная охрана плода – обеспечение помощи в родах в акушерских отделениях роддомов или многопрофильных больниц, или в участковых больницах.
IV этап – лечебная помощь новорожденным в отделениях новорожденных роддомов и отделениях новорожденных детских больниц.
V этап – охрана здоровья детей дошкольного возраста, осуществление профилактических мероприятий.
VI этап – охрана здоровья детей школьного возраста.
Важными составными системы охраны здоровья матери и ребенка являются акушерско-гинекологическая помощь и лечебно-профилактическая помощь детям.
Акушерско-гинекологическая помощь оказывается в 464 женских консультациях, 89 роддомах, а также в акушерских и гинекологических отделениях больниц.
Расширяется сеть медико-генетических учреждений, к которым относятся областные и межобластные, региональные центры, медико-генетические консультации, Львовский НИИ наследственной патологии, Институт генетики репродукции (г. Киев).
Созданы центры, отделения, кабинеты детской подростковой гинекологии. Кабинета открыты в областных центрах и больших городах. В некоторых регионах в каждом районном центре работают врачи-гинекологи детского и подросткового возраста.
Обеспеченность акушерами-гинекологами составляет 2,5 на 10 тыс. населения. Ежегодно под наблюдениями в женских консультациях пребывает около 440 тыс. беременных. Их количество в 90-х годах начало достаточно интенсивно уменьшаться (за 5-ти летний период с 1993 по 1997 гг. на 24%).
Лечебно-профилактическая помощь детям оказывается в самостоятельных детских поликлиниках и поликлиниках в составе детских объединенных больниц. В различных больницах развернуто 61,4 тыс. детских коек, что составляет 66,48 на 10 тыс. детского населения. Обеспеченность детей больничными койками с 1995 г. по 1999г. уменьшилось почти на 20%.
Таблица №2. Обеспеченность детей Украины специализированными больничными койками (1985-1999 гг. на 10 тыс. детей)
Источник