Лекция № 11 Тема: здравоохранение зарубежных стран. Всемирная организация здравоохранения
Организация здравоохранения в зарубежных странах;
Основные модели систем здравоохранения в мире;
Международное сотрудничество в области здравоохранения – ВОЗ.
Конспект лекции
Организация здравоохранения в зарубежных странах. В настоящее время за рубежом существуют различные системы организации здравоохранения, характеризуемые определенным разнообразием и национальной спецификой.
Полного удовлетворения системой и состоянием здравоохранения нет ни в одной стране мира!
Условия, в которых функционируют системы здравоохранения, характеризуются влиянием двух основных внешних воздействий – сложившихся в обществе ценностей и макроэкономических факторов.
Основные модели систем здравоохранения в мире. В настоящее время в зарубежных странах существует 3 основных системы здравоохранения:
Как правило, в большинстве стран эти системы сочетаются с преобладанием одной из них.
Государственная система здравоохранения.
Государственная система здравоохранения зародилась в нашей стране. В настоящее время она существует в Великобритании, Италии, Дании, Ирландии, Швеции, Алжире, Анголе, Гвинеи, Конго, Мали, Эфиопии, Греции и некоторых других странах.
Государственная система здравоохранения охватывает все категории населения. Это наиболее доступная форма оказания медицинской помощи. При такой системе основная часть медицинских учреждений принадлежит государству. Управление и планирование здравоохранения осуществляют центральные и местные органы власти.Государственная или бюджетная система финансируется из общих налоговых поступлений в государственный бюджет.
При этом на здравоохранение выделяется определенная сумма средств в % от национального дохода. Все средства формируются в центральном бюджете и распределяются сверху вниз по управленческой вертикали. Такое централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения. Это, несомненно, положительная сторона бюджетного финансирования. Кроме того, бюджетные ограничители заставляют медиков экономить, ограничивают масштабы использования дорогостоящей и не всегда нужной техники, снижают вероятность злоупотреблений, значительно реже встречаются случаи навязывания пациентам ненужных процедур, манипуляций, лекарств в целях получения дополнительного дохода.
При государственной системе здравоохранения нехватка ассигнований на эти цели проявляется намного острее, чем в странах со страховой или частной медициной.
Здравоохранение стран с бюджетным финансированием намного уступает по технической оснащенности таковому в странах с аналогичным уровнем экономического развития, но с другим финансированием. Основная причина — это нехватка ресурсов, негибкость системы финансирования отрасли здравоохранения. На каком-то этапе развития медицины, когда решались относительно простые задачи борьбы с болезнями, такая система демонстрировала свои преимущества. В случае чрезвычайных ситуаций мирного времени, войн и других масштабных событиях в стране только государственная система здравоохранения может справиться с возникшими задачами!
Доля государственного присутствия на рынке медицинских услуг не должна снижаться менее 60 — 70%. Это вопрос национальной безопасности!
Источник
Здравоохранение зарубежных стран, типы. Здравоохранение экономически развитых стран, состояние и проблемы.
Системы и формы здравоохранения в экономически развитых странах
I. Преимущественно государственная (общественная система), — бевериджская наиболее демонстративно представлена в Великобритании.
II. Преимущественно страховая система (бисмаркская), наиболее полно и четко представленная в таких европейских странах, как Германия, Франция.
III. Преимущественно частная система, наиболее характерная для здравоохранения в США.
Преимущество государственной системы в том, что она создает благоприятные возможности для формирования и реализации крупномасштабных программ охраны здоровья населения за счет высокой централизации средств.
Недостаткигосударственной системы :
1.Для основанной на налогах бюджетной системы здравоохранения характерна безадресность.
2.Склонность к монополизму, игнорирование прав пациентов, как правило, отсутствие возможности выбора врача, лечебного учреждения.
3.Снижение качества медицинских услуг из-за диктата их производителя и отсутствия возможности осуществлять контроля деятельности лечебно-профилактических учреждении со стороны потребителей медицинских услуг.
4.Система не дает материальных стимулов медицинским работникам.
Система здравоохранения Великобритании состоит из трех секторов:
*служба врачей общей практики: амбулаторно-поликлинические учреждения, аптеки, фармацевты, зубные врачи (не стоматологи), глазные врачи (не офтальмологи), т.е. персонал и учреждения, работающие в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
* служба больничной помощи (госпитали, больничные службы, амбулатории при госпиталях, врачи-специалисты, в том числе стоматологи и офтальмологии, и другой персонал стационаров);
* служба общественного здравоохранения (подведомственные муниципалитетам медицинские службы здравоохранения, санитарно-гигиенические организации, организации социальных медицинских работников).
Каждый сектор имеет свои специфические механизмы (структуры, организации) управления.
1. Так, сектор первичной медико-санитарной помощи (врачи общей практики) подконтролен соответствующим комитетам (комиссиям), имеющихся в каждом районе (около 500).
2. Деятельность стационаров контролируется больничными советами или комитетами, имеющимися в районах и регионах (областях) (около 15).
3. Муниципальный сектор подчинен местным властям.
Предоставляется бесплатная МП всему населению, за искл. 4-5%, вкладыв.допол.средства. традиционная практика оплаты МП самими пациентами заменена общ.налогообложением. На 85-87% обеспечивается гос.бюджетом, остальное – частные источники и ДМС. Бюджет распределяется в соответствии с решением Парламента. Центр.орган управления – МЗ. 60 тыс.врачей 2\3 – 1сектор, 1\3- 2 и 3. распространена групповая практика – добровольное объединение работающих в 1 помещении неск.врачей. Консультации спецов в амбулаториях, в стационарах врачи общей практики.
Работники службы ОЗ базируются в ц.зд\охранения (5-6 врачей на кажд.10-20тыс населения). Задачи: проф.прививки, п\эпид.мероприятия, обслуживание псих., престарелых и инвалидов.
Финансирование 6,5% ВВП. С целью устранения недостатков проводится реформа: усиливаются финанс.и администрат.права госпиталей, организуется допуск средств мед.страхования, самоуправления больниц, усиливается профилактическая работа. Создана единая ассоциация страх.организаций, курир.плат.МП и закл.договоры только на опред.виды МП.
Основные услуги, по которым в Великобритании заключается частное страхование:
1.Госпитализация в частные стационарные учреждения, где пациенты размещаются в более комфортных условиях (палаты на 1-2 чел).
2. Больной может выбрать врача, больницу, время проведения операции.
3. Оказание услуг консультантов, узких специалистов — частная страховка позволяет попасть к лучшему врачу.
4. Пособие в случае болезни выплачивается по более высоким ставкам.
5. Организуется сестринское обслуживание.
Преимущества страховой медицины:
1. Страховая система оплаты медицинской помощи является адресной, целевой.
2. Страхователям и застрахованные имеют возможность контролировать использование страховых средств.
3. Застрахованным дано право выбора врача, лечебно-профилактического учреждения.
4. При удорожании стоимости медицинского обслуживания страховщику легче принять решение о повышении страховых взносов и платежей, чем правительству о повышении налогов.
5. Контрактный принцип отношений страховых организаций и медицинских учреждений позволяет повысить качество медицинской помощи.
6. Высокая степень участия предприятий в создании страховых фондов меняет их отношение к здоровью работающих, они становятся заинтересованными в проведении профилактических мероприятий.
7. Меняется отношение людей к своему здоровью
Недостатокстраховой медицины — высокие административные расходы на содержание страховых организаций.
Эта система основывается на обязательном предоставлении большинству граждан МП за счет 3 источников финансирования: отчисления из з\п, от доходов, средства гос.бюджета. Наиболее важными являются проблемы обеспечения равнодоступной МП, а также возможность оплаты МП лицам из гр.повышенного риска (престарелые, бедные, инвалиды), а также оптимальное распределение ресурсов для разл.гр.застрахованных.
На 20-30% — дмс, част.источники. омс не обеспечивает 100% МП.
В странах со страховой медициной сложилась трехуровневая структура служб, здравоохранения:
1. Центральный уровень (общегосударственный) представлен Министерством (Департамент, Комитет, Совет) здравоохранения и непосредственно подчиненными ему учреждениями (крупные центры, больницы);
2. Региональный уровень (областной, провинциальный) -муниципальные, общественные и частные медицинские учреждения; на 1и 2 также действуют попечительские советы
3. Местный уровень (районный, волостной, уездный и т.п.), действуют частные, благотворительные учреждения (преимущественно сельские) и отдельные врачи или их группы (групповая практика).
Органы управления и контроля отделены от сис.соц.страхования. контроль осуществляют профсоюзы и мед. ассоциации. Общ.часть фонда на 2и 3уровнях. Доврачебного уровня нет.
Германия 8,1% ВВП, 6,5% от фонда оплаты труда, 13% от работодателей, 13% от работающих, остальное – государство. 10% ДМС, 15% гос.ассигнования, 15% личные средства граждан, 60% соц.страхования. более 1200 страх.касс, страхованием охвачено 90% населения
Преимуществочастной системы страхования — высокая ответственность за объем, качество, условия оказания медицинской помощи.
Недостатки:
1. Высокие административные расходы.
2. Постоянный рост цен.
3. Отбор клиентов по вероятности страховых выплат
4. Объем медицинской помощи зависит от платежеспособности населения, что приводит к расслоению населения по уровню доступности медицинской помощи.
США –единственная страна, став.во главу угла не обществ., а индивид.ответственность за свое здоровье. Имеется ДМС и ОМС для опред.гр.населения. Свыше 40% всех расходов – ассигнования гос.правительства, 2 круп.организации Medic A, Medic R. 20-25% религиозные организации. 14% ВВП.
ВОЗ определила системы и виды здравоохранения по уровню управления:
1. централизованные (учреждения здравоохранения подчиняются местным органам здравоохранения);
2. частной децентрализации (учреждения и местные органы здравоохранения не подчиняются центральным органам);
3. децентрализованные (указания центральных и местных органов здравоохранения не обязательны для учреждений; функционируют на основе устава).
По формированию системы подразделяются на:
1. государственные (при государственном законодательстве, управлении и финансировании);
2. страховой медицины (существует 3 основных источника страховых взносов: за счет государства 30-40%, за счет предприятий 30-40%, за счет средств населения 30-40%);
3. смешанные государственно-страховые;
4. преимущественную систему частной практики;
5. здравоохранение развивающихся стран.
Первичная медико-социальная помощь в большинстве стран осуществляется в системе амбулаторно-кабинетной практики, где ведется прием врачом (группой врачей). Существует система оказания помощи по принципу семейного врача. Выдача лицензии на право деятельности и контроль осуществляется ассоциациями врачей, местными органами медицинского управления. Финансовые расчеты пациента с врачом осуществляются через страховые компании (оплата счетов).
Основными многопрофильными специализированными медицинскими учреждениями являются больницы (объединенные больницы с амбулаторной помощью) различного уровня в соответствии с радиусом обслуживания и численностью населения. Государственное финансирование распространяется на медицинские программы по охране детства, профилактике инфекционных заболеваний, по медицинскому обеспечению военнослужащих, малообеспеченных, на специальные программы поддержки. Имеется сеть религиозных и благотворительных общественных фондов и медицинских учреждений, гарантирующих первую медицинскую помощь и уход при родах, заболеваниях и травмах.
Здравоохранение развивающихся стран характеризуется недостаточным количеством медицинских кадров, больничных учреждений и большим радиусом обслуживаемых врачами участков. Структура заболеваемости и смертности характеризуется большой долей инфекционных и паразитарных заболеваний, а также болезней, связанных с нарушениями обмена веществ. Наблюдается высокий уровень рождаемости (20-30 на 1000 человек населения) и смертности (15 на 1000 человек и более 20-25 младенцев на 1000 родившихся живыми). Медицинская помощь населению оказывается специалистами нетрадиционных методов лечения и знахарями; медицинскими сестрами и фельдшерами в пунктах и центрах здоровья; врачами сельских больниц (общей практики); врачами-специалистами в крупных больницах (преимущественно в городах).
Модели здравоохранения: отражение основных черт, главных характеристик, сложившихся в этой отрасли.
Наличие той или иной модели определяется: общим уровнем социально-экономического развития; социальной политикой в отношении охраны здоровья; историческими и национальными традициями.
— частная модель здравоохранения без государственного регулирования (наименее развитые страны Азии, Африки и Латинской Америки);
— с государственным регулированием (США, большинство арабских, некоторые африканские и ряд латиноамериканских стран);
— частная модель здравоохранения с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования (Германия и Франция);
— монопольная государственная модель здравоохранения (Россия);
— государственная модель здравоохранения на основе всеобщего государственного медицинского страхования (Великабритания, Италия, Испания, Япония).
Частная модель здравоохранения без государственного регулирования: Основывается на непосредственной оплате медицинской помощи потребителями медицинских услуг. Для нее характерны следующие признаки:
— основной источник финансирования медицинской помощи – личные средства граждан;
— свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги;
— свободный выбор врача;
— высокие доходы врачей.
Частная модель здравоохранения с государственным регулированием: Основа этой модели здравоохранения – добровольное (частное) медицинское страхование при непосредственной оплате медицинской помощи потребителями (платная медицина). Для нее характерны следующие признаки:
— основным источником финансирования медицинской помощи являются личные средства граждан и прибыль (доход) юридических лиц;
— преимущественно негосударственный (коммерческий) статус страховых медицинских и других организаций, аккумулирующих финансовые средства здравоохранения и обеспечивающих оказание медицинской помощи;
— большой выбор медицинских учреждений, врачей, работающих на многоукладной хозяйственной основе;
— свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги;
— достаточно высокая доля национального дохода, выделяемого на здравоохранение.
Положительными сторонами функционирования этой модели здравоохранения следует считать:
— наличие широкого диапазона медицинских учреждений с точки зрения уровня качества и стоимости медицинских услуг;
— отсутствие очереди на медицинское обслуживание;
— особое внимание уделяется качеству медицинской помощи, защите прав потребителей;
— высокие доходы врачей и других медицинских работников.
Проблемы присущие данной системе:
— высокая стоимость медицинских услуг, недоступность медицинской помощи для широких слоев населения;
— недостаточное внимание к помощи на дому и профилактике, приоритет в лечении «легких» заболеваний;
— неэффективное использование ресурсов, преобладание закрытых хозяйственных механизмов;
— гипердиагностика, выполнение значительной доли дорогостоящих процедур и вмешательств без достаточных медицинских показаний;
— отсутствие государственного регулирования и контроля за качеством медицинских процедур, применение медицинских технологий, небезопасных для здоровья пациента.
Для моделей с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования (ОМС) характерны следующие особенности:
— наличие нескольких основных источников финансирования: обязательные платежи по медицинскому страхованию, осуществляемые как работодателями, так и самими работниками, добровольные отчисления на программы добровольного медицинского страхования (ДМС), личные взносы граждан на платные услуги;
— наличие централизованной системы финансирования, основанной на независимых специализированных организациях (Фондах, страховых компаниях);
— большое внимание со стороны финансирующих организаций к контролю качества медицинской помощи и объемам расходов при оказании медицинских услуг;
— многообразие форм собственности и хозяйствования медицинских учреждений и частных лиц, оказывающих услуги застрахованным;
— регулируемое ценообразование на медицинские услуги, многообразие форм и способов оплаты медицинской помощи.
Среди наиболее важных положительных черт системы социального медицинского страхования выделяются следующие:
— высокая степень гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи;
— свободный выбор фондов медицинского страхования (страховых организаций) населением, работодателями;
— разделение функций финансирования и оказания медицинских услуг;
— обеспечение высокого, гарантированного государством уровня качества оказания медицинской помощи.
— недостаточно полный охват населения программами обязательного медицинского страхования;
— недостаточное применение долгосрочного стратегического планирования в национальном масштабе;
— высокие административные расходы, обусловленные прежде всего ведение информационных учетных операций.
Особенностями такой модели являются:
— монопольное построение структуры лечебной сети;
— бюрократическая система управления;
— жесткая связь между центром и периферией;
— непредоставление дополнительных платных и сервисных услуг;
— отсутствие конкурентной среды;
— тарифный (не гонорарный) способ оплаты труда врачей, правила найма и оплаты труда диктуются государством;
— низкая заработная плата медицинских работников;
— отсутствие экономических стимулов в работе медицинского персонала;
— большая текучесть медицинских кадров;
— низкий приоритет в развитии первичной медико-санитарной помощи;
— тенденция преимущественно к стационарному лечению, что приводит к очередям на плановую госпитализацию.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник