Меню

Охрана здоровья виды административных нарушений

Медицинское право

Административная ответственность медицинских работников

Административная ответственность — вид ответственности, наступающий в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Административную ответственность не следует путать с дисциплинарной, налагаемой администрацией учреждения. При административной ответственности наказание налагается административными органами (судом, милицией, пожарной охраной, налоговыми органами, санитарно-эпидемиологической службой и т.д.) Административная

ответственность связана с правонарушениями, но менее общественно опасными, чем преступления, и в корне отличается от них.

Привлечение гражданина одно временно к уголовной и административной ответственности невозможно.

Отличия административной ответственности от уголовной:

  • установить административную ответственность можно не только согласно КоАП РФ, но и на основании соответствующих законов субъектов РФ;
  • административная ответственность касается не только физических, но и юридических лиц;
  • наложение санкций осуществляется не только судом, но и органами власти или должностными лицами.

Наиболее распространенный вид административного наказания — штраф . Субъектами административных правонарушений могут быть только лица, достигшие 16-летнего возраста. При решении вопроса об административной ответственности одновременно может быть принято решение о возмещении правонарушителем имущественного вреда потерпевшей стороне.

Административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью. Следует выделить следующие административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью:

незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка , передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью, если они совершены не из корыстной или иной личной заинтересованности, влекут за собой наложение административного штрафа по ст. 5.37 КоАП. В случаях заинтересованности ответственность наступает по ст. 153 УК РФ;

непредоставление гражданину информации в случаях, предусмотренных законом (а врач обязан поступать в соответствии со ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»), либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации при отсутствии причинения реального вреда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 5.39 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 140 УК РФ;

незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.2 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 235 УК РФ;

нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов , невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.3 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 236 УК РФ;

статья 6.1 КоАП предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа за сокрытие больным венерическим заболеванием (и ВИЧ-инфицированным) источника своего заражения , равно как и других лиц, имевших половые контакты с данным заболевшим;

также предусмотрена административная ответственность за обман потребителей (ст. 14.7); нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8); заведомо ложное заключение эксперта , если это не связано с уголовным процессом (ст. 17.9); заведомо ложный вызов скорой медицинской помощи (ст. 17.9).

Административная ответственность, налагаемая органами государственной санитарно-эпидемиологической службы В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан.

Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Руководство данной службой осуществляет главный государственный санитарный врач РФ, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу функций.

Руководители территориальных органов указанной службы и уполномоченные ими должностные лица выступают в качестве главных государственных санитарных врачей по субъектам РФ, городам, районам и на транспорте. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, организующие деятельность по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на объектах обороны и иного специального назначения, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача по вопросам, входящим в их компетенцию («Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569).

Читайте также:  Следи за здоровьем для детей

Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в пределах своей компетенции наделены правом рассматривать дела по административным правонарушениям, объектом которых являются здоровье населения, его санитарно- эпидемиологическое благополучие; охрана собственности; охрана окружающей среды и природопользования; законный порядок предпринимательской деятельности.

К таким административным проступкам относятся:

  1. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
  2. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям;
  3. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства;
  4. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.), в том числе при приготовлении пиши и напитков, их храпении и реализации населению;
  5. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи;
  6. уничтожение специальных знаков, в частности знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков и т.д. (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ);
  7. самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8 КоАП РФ);
  8. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Целью указанной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду;
  9. сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). Данный административный проступок заключается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
  10. порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
  11. продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ).

В случае выявления указанных выше административных проступков должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в установленном порядке составляется протокол об административном правонарушении.

Если же должностное лицо придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде конфискации товаров либо об административном приостановлении деятельности, такое дело передается на рассмотрение соответствующего судебного органа.

Читайте также:  Возмещение вреда причиненного здоровью работника по трудовому договору

Источник

Ответственность в сфере охраны здоровья (административная ответственность)

В предыдущих материалах была рассмотрена уголовная и гражданско – правовая ответственность медицинского работника.

Предметом настоящего материала является административная ответственность.

Если уголовное наказание наступает за совершение преступления, предусмотренного особенной частью Уголовного кодекса РФ, то административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Понятие административного правонарушения содержится в ч.1 ст.2.1. КоАП РФ.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность в отличие от уголовной может применяться как в отношении медицинского работника, так и в отношении медицинской организации как юридического лица. Это следует из ч.ч.2, 3 ст. 2.1. КоАП РФ. Уголовная ответственность наступает только в отношении физического лица – медицинского работника.

При этом, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Составы административных правонарушений, посягающие на здоровье, санитарно – эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность предусмотрены в главе 6 КоАП РФ.

Перечислим составы данных правонарушений:

  • Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.6.3. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде предупреждения, штрафа, приостановления деятельности.

  • Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.6.16. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа с конфискацией или приостановления деятельности.

  • Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий (ст.6.28. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. Ответственность наступает в виде штрафа.

  • Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности (ст.6.29. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в виде штрафа. Ответственность применяется в отношении медицинского работника (ч.1), руководителя медицинской организации (ч.2), индивидуального предпринимателя, занимающегося медицинской деятельностью (ч.3).

  • Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст.6.30.КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде назначения административного штрафа.

  • Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов (ст.6.31КоАП РФ);

Ответственность по данной статье наступает в отношении должностного лица и юридического лица. Ответственность наступает в виде предупреждения или назначения административного штрафа.

  • Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности (ст.6.32. КоАП РФ);

Ответственность по данной статье применяется в отношении граждан, должностных лиц, юридических лиц. В целях статьи 6.32. КоАП РФ под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами. Ответственность наступает в виде штрафа.

Ответственность по данной статье применяется в отношении должностных лиц и юридического лица. Ответственность наступает в виде штрафа (ч.1), в виде административного приостановления деятельности (ч.2).

Таким образом, в отношении составов административных правонарушений, установленных главой 6 КоАП РФ, ответственность наступает:

  • в отношении медицинских работников по составу правонарушения ст. 6.29 КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ;
  • в отношении должностных лиц медицинской организации по всем составам, кроме 6.29. КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ;
  • в отношении медицинской организации по всем составам, кроме 6.29.КоАП РФ и ст.6.32. КоАП РФ.
Читайте также:  Удобрение для цитрусовых растений bona forte здоровье

Составы административных правонарушений, предусмотренные главой 6 КоАП РФ – это далеко не полный перечень оснований для административной ответственности должностных лиц медицинской организации и медицинской организации как юридического лица.

Административная ответственность в отношении должностных лиц медицинской организации, а также медицинской организации как юридического лица также может наступать по отдельным статьям раздела 14 КоАП РФ, например, по ст.14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»; ст.14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей».

Примеры из судебной практики

Решение Верховного суда республики Коми № 21-822/2016 от 30 ноября 2016 г. по делу № 21-822/2016.

Постановлением руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Абрамовой М.Е. от 23 августа 2016 года № . АО «Комиавиатранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.30 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В ходе проверки надзорным органом выявлено, что АО «Комиавиатранс» не размещает информацию для граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 года. Программа утверждена Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2014 № 545. Тем самым нарушаются требования пункта 3 части 1 статьи 79 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011.

При рассмотрении дела об административном правонарушении Верховный суд республики Коми согласился с тем, что действия АО «Комиавиатранс» надлежит квалифицировать по ч.1 ст. 6.30 КоАП РФ.

Интерес представляет также Решение № 7-556/2016 от 5 декабря 2016 г. по делу № 7-556/2016 Верховного суда Удмуртской республики. Суд рассматривал обоснованность привлечения к административной ответственности за отсутствие информации о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и пр. В ходе рассмотрения данного дела судом сделан вывод о необходимости переквалификции правонарушения с ч.1 ст.14.8 КоАП РФ на ч.1 ст. 6.30 КоАП РФ.

Решение Кировского районного суда г.Томска № 12-447/2016 от 23 декабря 2016 г. по делу № 12-447/2016.

Постановлением руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области Чиняева М.Ф. от 12.10.2016 г. главный врач ООО «Здоровье» Калинкин Д.Е. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

В силу ч.ч.2, 3 ст.56 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель. Искусственное прерывание беременности проводится не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности а) при сроке беременности четвертая — седьмая недели; б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности.

Как следует из материалов дела и установлено руководителем Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области в ходе проведения внеплановой документарной проверки главный врач ООО «Здоровье» Калинкин Д.Е. допустил нарушение установленного законом срока с момента обращения пациента и проведения искусственного прерывания беременности.

Совершенное Калинкиным Д.Е. деяние, по мнению суда, не может быть признано малозначительным, поскольку создает угрозу для жизни и здоровья граждан.

Постановление руководителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области признано законным.

Источник

Adblock
detector