Меню

Охрана здоровья уязвимых групп населения

ПРИОРИТЕТЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

В условиях реформирования системы здравоохранения и социально-экономического развития одной из актуальных проблем является сохранение здоровья социально уязвимых и экономически активных групп населения. В регионе с интенсивным индустриальным развитием шахтерского и промышленного сектора эти группы представлены детьми, шахтерами и металлургами.
В годы переходного периода здоровье детей и экономически трудоспособных групп граждан стало предметом особой заботы общества, так как последствия негативных тенденций состояния их здоровья негативно воздействуют на общественные ценности, как трудовой, репродуктивный и интеллектуальный потенциал страны. Ввиду изложенного, основываясь на результатах исследований, с целью сохранения здоровья социально уязвимых и экономически активных групп населения Кемеровского региона, нами предпринимаются активные исследовательские проекты [1,2.4].
Материалы и методы.
Комплексное медико – социальное исследование включает данные о заболеваемости из медицинских организаций, оценки условий и факторов жизни и труда по результатам социологических исследований, объемы медицинской помощи по данным территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФ ОМС) и медицинских организаций. Данные включают материалы совершенствования организационного развития ТФ ОМС и процессный подход к управлению.
Результаты исследования позволят разработать и обосновать конкретные мероприятия по совершенствованию лечебно – профилактической помощи и образа жизни детей, работающих в шахтах и металлургических предприятиях.
Результаты и их обсуждение.
Как показал анализ, такие исследования были достаточно интенсивными в период 70-80гг., и стали менее актуальными в 90-е годы. Дети, подростки, рабочие приоритетных отраслей народного хозяйства и их семьи до настоящего времени должны стать приоритетными объектами медико – социальных исследований, как групп социального неблагополучия (социального риска), для построения эффективной системы социальных, организационных, профилактических, лечебных и страховых мероприятий и оптимизации образа жизни [3,5].
Следует подчеркнуть, что в настоящих условиях ощущается дефицит комплексных медико — социальных исследований состояния здоровья рабочих разных отраслей хозяйства, точной структуры заболеваемости, образа жизни. Предварительные результаты наших исследований позволяют определить закономерности социально-экономической обусловленности патологии работающих в приоритетных отраслях, на этом основании разрабатывать пути активизации роли медицинских организаций и страховых медицинских организаций, в условиях снижения объемов помощи или полного прекращения работы медико-социальных частей, при появлении активного субъекта здравоохранения — медицинских страховых организаций.
Данные свидетельствуют о существенных различиях и неудовлетворительных трендах динамики комплексной оценки здоровья детей, шахтеров и рабочих металлургических предприятий. Эти тенденции являются объектом наших углубленных исследований по методикам комплексных социально-гигиенических исследований, разработанных в 70-е -80-е годы прошлого века. Наблюдается рост значимости внешних причин как смертности, так и заболеваемости детского и экономически активного населения Кемеровской области.
Результаты оценки показателей состояния и развития здоровья, выявляют низкую потенциальную способность адаптироваться к повышенным нагрузкам, вести активный образ жизни. В результате исследований в стадии разработки находится комплекс медико – социальных мероприятий и приоритетных направлений по сохранению и укреплению здоровья детей и рабочих социально-экономически приоритетных профессий. Обосновывается необходимость реорганизации лечебно-профилактических учреждений и активности страховых медицинских организаций по повышению эффективности медицинских организаций. Эти меры включают исследование путей повышения эффективности организационной деятельности на основе описания и фиксации процессов организационного развития.
В ряду факторов риска для здоровья экономически активных групп работающих относится чрезмерное употребление алкоголя и табака – одна из острых медико-социальных проблем современного общества. По данным Всемирной организации здравоохранения, эти факторы риска приобрели характер не только медицинских, но общесоциальных и экономических. Они затрагивают вопросы национального благополучия и экономической безопасности [1,2,4,5].
Различия в особенностях здоровья и риска для детей складываются под влиянием комплекса средовых факторов, режим их обучения и отдыха, занятий спортом, рационального питания и других факторов. Исследования показывают, что функциональное состояние организма (сердечно-сосудистая, нервно-мышечная системы и опорно-двигательный и зрительный аппарат) на протяжении обучения и трудовой жизни формируются как результат сохранения резервных возможностей организма, уровня здоровья и образа жизни.

Заключение и выводы.

Приоритеты охраны здоровья социально уязвимых и экономически активных групп населения должны включать современные возможности управления процессами страховых медицинских организаций и фондов медицинского страхования.
Предварительные полученные нами данные вскрывают более высокие уровни заболеваний в динамике, практически мало отличимые структурные компоненты изученных однородных групп.
По линии страховых медицинских организаций происходит экспертная оценка объемов и структуры медицинской помощи этих приоритетных контингентов, экспертные подходы к снижению экономических издержек.
Эти направления укладываются в стратегию организационного развития территориального фонда обязательного медицинского страхования и применения процессного менеджмента.
На этом основываются разработки научно обоснованных предложений по формированию здоровья детей и рабочих, совершенствованию медицинской помощи и образа жизни путем внедрения эффективных методов управления процессами взаимодействия медицинских организаций и страховых медицинских организаций при координирующей роли фонда обязательного медицинского страхования.

1. Белоусов, В.В. Курение, алкоголь и здоровье населения крупного города // Сов.здравоохр. – 1991. — № 2. – С. 44-45.
2. Гребнева Н.Н., Сазанова Т.В. Эколого-физиологический портрет подростка в условиях Западносибирского Севера // Эколого-физиологические проблемы адаптации: Материалы XI Междунар. симпозиума. М.: РУДН, 2003. – С. 142- 143.
3. Кича, Д.И. Здоровье и потребность семьи в медико- социальной помощи – М: РУДН, 1993. – С. 68.
4. Степанов Е.Г., Ильясова А.А., Шафиков М.А., Фасиков Р.М. Состояние здоровья и санитарно-гигиенические условия воспитания и обучения детей и подростков в условиях промышленного города // Успехи современного естествознания. — 2004. — №8. – С. 73-76.
5. Онищенко, Г.Г., Егоров В.Ф. Алкогольная ситуация в России. О концепции государственной алкогольной политики в Российской Федерации // Наркология. – 2002. — №1.– С. 4-8.

Источник

Охрана здоровья уязвимых групп населения

6.2. Настоящая глава охватывает следующие программные области:

  1. удовлетворение потребностей в области первичного медико-санитарного обслуживания, особенно в сельских районах;
  2. борьба с инфекционными заболеваниями;
  3. защита уязвимых групп населения;
  4. решение проблем здравоохранения в городах;
  5. снижение рисков для здоровья, связанных с загрязнением и вредным воздействием окружающей среды.

Программные области
А. Удовлетворение потребностей в области первичного медико-санитарного обслуживания, особенно в сельских районах
Основа для деятельности
Деятельность

  1. создания инфраструктур, систем мониторинга и планирования в области первичного медико-санитарного обслуживания:
    1. разработать и укрепить системы общинного первичного медико-санитарного обслуживания, которые являлись бы практичными, научно-обоснованными, приемлемыми с социальной точки зрения и отвечали бы основным потребностям населения, и удовлетворять связанные с охраной здоровья основные потребности в питьевой воде, качественном продовольствии и санитарии;
    2. содействовать использованию и укреплению механизмов, которые обеспечивают улучшение координации деятельности сектора здравоохранения и связанных с ним секторов на соответствующих уровнях управления, а также в общинах и соответствующих организациях;
    3. разработать и осуществлять рациональные и приемлемые с точки зрения затрат подходы к строительству и обслуживанию медицинских объектов;
    4. обеспечить и там, где это возможно, увеличить объем социальных услуг;
    5. разработать стратегии, включая надежные показатели, характеризующие положение в области здравоохранения с целью наблюдения за ходом осуществления программ в области здравоохранения и оценки их эффективности;
    6. изучить пути финансирования системы здравоохранения на основе оценки необходимых ресурсов и выявить различные варианты финансирования;
    7. содействовать санитарному просвещению в школах, обмену информацией и оказанию технической помощи и подготовке кадров;
    8. поддерживать инициативы по развитию самоуправления среди уязвимых групп населения в плане предоставления услуг;
    9. там, где это целесообразно, учитывать традиционные знания и опыт в деятельности национальных систем здравоохранения;
    10. содействовать принятию положений, касающихся необходимого материально-технического обеспечения мероприятий по расширению охвата деятельностью, особенно в сельских районах;
    11. поощрение и укрепление мероприятий на уровне общины по восстановлению трудоспособности инвалидов;

  2. содействия проведению исследований и разработке методологии:
    1. создать механизмы для обеспечения постоянного участия общин в мероприятиях по улучшению санитарного состояния окружающей среды, включая меры по оптимизации надлежащего использования имеющихся у них финансовых и людских ресурсов;
    2. провести исследования в области санитарного состояния окружающей среды, включая анализ поведенческих моделей и изучение способов расширения охвата и обеспечения более широкого использования услуг населением, проживающим в отдаленных районах, группами населения, уровень медицинского обслуживания которых является весьма низким, а также уязвимыми группами населения в соответствии с приемлемыми стандартами в области профилактического обслуживания и медицинского ухода;
    3. провести исследования, направленные на изучение традиционных методов профилактики и лечения заболеваний.

Средства осуществления

6.6. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 40 млрд. долл. США, в том числе около 5 млрд. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

6.7. Следует опробовать новые подходы к планированию и управлению системами здравоохранения и медицинскими объектами, а также содействовать изучению способов интеграции соответствующих технологий в инфраструктуру здравоохранения. В рамках разработки научно-обоснованной медицинской технологии необходимо обеспечивать, чтобы она отвечала местным потребностям и могла обслуживаться общинами на основе собственных ресурсов, включая обслуживание и ремонт оборудования, используемого для оказания медицинской помощи. Следует разработать программы, способствующие передаче информации и опыта, а также их совместному использованию, включая методы передачи информации и учебные материалы.

с) Развитие людских ресурсов

6.8. Следует укреплять межсекторальные подходы к реформе системы подготовки работников сферы здравоохранения с целью обеспечения ее увязки со стратегиями программы «Здоровье для всех». Следует содействовать осуществлению мер по повышению уровня подготовки руководящих работников районного уровня с целью обеспечения постоянного развития и эффективного функционирования базовой системы здравоохранения. Следует разработать интенсивные, краткосрочные и практические программы подготовки, в рамках которых основное внимание уделялось бы приобретению навыков и вопросам поддержания эффективных контактов, организации общин и стимулированию изменений в поведении с целью подготовки местных специалистов всех секторов, занимающихся вопросами специального развития, к осуществлению ими своих соответствующих функций. В сотрудничестве с сектором образования следует разработать специальные программы санитарного просвещения, в рамках которых особое внимание уделялось бы роли женщин в системе здравоохранения.

d) Создание потенциала

6.9. Наряду с оказанием непосредственной помощи в области предоставления медицинских услуг правительствам следует осуществлять стратегии, стимулирующие и обеспечивающие участие общин в деятельности по удовлетворению своих собственных потребностей. Основное внимание следует уделять подготовке медицинских работников и специалистов смежных секторов на уровне общин, с тем чтобы они могли играть активную роль в проведении просветительской деятельности по вопросам здравоохранения среди членов общин, уделяя при этом особое внимание работе в составе различных групп, социальной мобилизации и оказанию помощи другим специалистам по вопросам развития. Национальные программы должны охватывать районные системы здравоохранения в городских, пригородных и сельских зонах; обеспечивать осуществление программ в области здравоохранения на районном уровне и способствовать развитию служб специализированной медицинской помощи.

В. Борьба с инфекционными заболеваниями
Основа для деятельности

6.11. С учетом того, что к 2000 году количество лиц, инфицированных ВИЧ, возрастет, согласно оценкам, до 30-40 млн. человек, социально-экономические последствия этой пандемии будут, как ожидается, разрушительными для всех стран, особенно для женщин и детей. Хотя прямые затраты на здравоохранение будут весьма существенными, они будут незначительными по сравнению с косвенными затратами, вызванными этой пандемией, в первую очередь затратами, которые связаны с потерей дохода и снижением производительности труда рабочей силы. Такая пандемия будет препятствовать развитию сектора услуг и промышленности, приведет к значительному увеличению затрат на подготовку и переподготовку кадров. В наиболее серьезном положении окажется сельскохозяйственный сектор, где производство является весьма трудоемким.

  1. ликвидацию к 2000 году ришты (дракункулеза);
  2. ликвидацию к 2000 году полиомиелита;
  3. обеспечение к 2000 году эффективной борьбы с онхоцеркозом (речной слепотой) и проказой;
  4. к 1995 году сократить количество смертельных случаев от кори на 95 процентов и понизить число случаев заболевания корью на 90 процентов по сравнению с предиммунизационным уровнем;
  5. с помощью непрерывных усилий обеспечить санитарно-гигиеническое просвещение и всеобщий доступ к безопасной питьевой воде и к услугам санитарии при удалении нечистот, сократив тем самым в значительной степени количество случаев заболеваний, вызванных употреблением воды, таких, как холера и шистозомоз, и сократить:
    1. к 2000 году количество смертельных случаев от диареи среди детей в развивающихся странах на 50-70 процентов;
    2. к 2000 году количество случаев заболеваний диареей среди детей в развивающихся странах по меньшей мере на 25-50 процентов;

  6. к 2000 году осуществить всеобъемлющие программы по сокращению количества смертельных случаев в результате острых респираторных заболеваний среди детей в возрасте до пяти лет по меньшей мере на одну треть, в частности в странах с высоким уровнем детской смертности;
  7. обеспечить к 2000 году 95 процентам детского населения мира доступ к соответствующему лечению от острых респираторных заболеваний в рамках общин на уровне оказания первичной специализированной медицинской помощи;
  8. разработать к 2000 году программы по борьбе с малярией во всех странах, где эта болезнь представляет собой серьезную проблему для здоровья, и не допустить ее переноса в районы, где эндемическая малярия отсутствует;
  9. осуществить к 2000 году программы борьбы в тех странах, где паразитарные инфекционные заболевания человека носят эндемический характер, и обеспечить общее сокращение числа случаев заражения шистозомозом и другими триматодными инфекционными заболеваниями соответственно на 40 и 25 процентов по сравнению с подобными показателями за 1984 год, а также значительное сокращение числа случаев, степени распространенности и интенсивности заболеваний филяриатозом;
  10. мобилизовать и объединить национальные и международные усилия в деле борьбы со СПИДом в целях предотвращения инфекции и сокращения воздействия инфекции ВИЧ на человека и общество;
  11. сдерживать вспышки туберкулеза с особым упором на сложные формы этого заболевания, ресистентные к антибиотикам;
  12. ускорить исследования по созданию улучшенных вакцин и в максимально возможной степени расширить использование вакцин при профилактике заболеваний.

Деятельность

  1. национальные системы здравоохранения:
    1. осуществить программы с целью выявления обусловленных ухудшением состояния окружающей среды рисков, которые являются причиной инфекционных заболеваний;
    2. создать на основе эпидемиологических данных системы мониторинга с целью обеспечения надлежащего прогнозирования возникновения, распространения или обострения инфекционных заболеваний;
    3. разработать программы вмешательства, включая меры, соответствующие принципам глобальной стратегии по борьбе со СПИДом;
    4. создать вакцины для предупреждения инфекционных заболеваний;

  2. информирование общественности и санитарное просвещение:
    проводить просветительскую работу и распространять информацию о рисках, связанных с эндемическими инфекционными заболеваниями, и осуществлять деятельность по повышению уровня информированности об экологических методах борьбы с инфекционными заболеваниями, с тем чтобы дать возможность общинам играть определенную роль в борьбе с инфекционными заболеваниями.
  3. межсекторальное сотрудничество и координация:
    1. направить опытных работников в области здравоохранения в соответствующие сектора, такие, как планирование, жилищное строительство и сельское хозяйство;
    2. разработать руководящие принципы для эффективной координации деятельности в областях профессиональной подготовки, оценки рисков и развития технологии борьбы с заболеваниями;
    3. снизить восприимчивость женщин и их детей к инфекции ВИЧ;

    контроль за экологическими факторами, влияющими на распространение инфекционных заболеваний:
    применять соответствующие методы предотвращения инфекционных заболеваний и борьбы с ними, включая водоснабжение и контроль за санитарией, контроль за загрязнением воды, контроль за качеством продовольствия, комплексную борьбу с переносчиками заболеваний, сбор и удаление бытовых отходов и экологически обоснованные методы ирригации;

  4. система первичной медико-санитарной помощи:
    1. укрепить программы профилактики с особым упором на обеспечение достаточного и сбалансированного питания;
    2. укрепить программы ранней диагностики и улучшить потенциал для принятия мер в области ранней диагностики/лечения;

  5. оказание содействия проведению исследований и разработке методологии:
    1. активизировать и расширять многодисциплинарные исследования, включая целенаправленную деятельность по ослаблению воздействия и экологическому контролю тропических заболеваний;
    2. провести исследования в области подавления инфекции с целью создания надежной эпидемиологической основы для разработки политики в области контроля и оценки эффективности альтернативных подходов;
    3. провести исследования среди населения и работников здравоохранения с целью определения влияния культурных и социальных факторов, а также факторов поведения на политику в области борьбы с заболеваниями;

  6. разработка и распространение технологии:
    1. разработать новые виды технологий для эффективной борьбы с инфекционными заболеваниями;
    2. содействовать проведению исследований с целью определения путей оптимального распространения результатов проводимых исследований;
    3. обеспечить предоставление технической помощи, включая обмен знаниями и «ноу-хау».

Средства осуществления

6.14. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 4 млрд. долл. США, в том числе около 900 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

6.15. Меры по профилактике заболеваний и борьбе с ними должны включать проведение исследований в области эпидемиологических, социальных и экономических факторов, что необходимо для разработки более эффективных национальных стратегий в области комплексной борьбы с инфекционными заболеваниями. Эффективные методы экологического контроля должны быть приспособлены к местным условиям развития.

с) Развитие людских ресурсов

6.16. Национальные и региональные учреждения, занимающиеся вопросами подготовки кадров, должны способствовать применению широких межсекторальных подходов к профилактике инфекционных заболеваний и борьбе с ними, включая подготовку в области эпидемиологии и организацию деятельности по профилактике заболеваний и борьбе с ними на уровне общин, иммунологию, молекулярную биологию и применение новых вакцин. Следует разработать учебные материалы по вопросам здравоохранения для их использования специалистами, работающими в общинах, и обучения матерей методам профилактики и лечения кишечно-желудочных заболеваний на дому.

d) Создание потенциала

6.17. Сектору здравоохранения следует подготовить надлежащие данные по распространению инфекционных заболеваний, а также создать организационную инфраструктуру для осуществления сотрудничества с другими секторами в области профилактики инфекционных заболеваний, ослабления их воздействия и ликвидации их последствий путем проведения мероприятий по охране окружающей среды. Следует обеспечить, чтобы в этом были заинтересованы должностные лица, отвечающие за разработку политики и принятие решений, чтобы была мобилизована помощь со стороны специалистов и общества, а общины участвовали в создании потенциала для проведения самостоятельных мероприятий.

С. Защита уязвимых групп населения


Основа для деятельности

6.19. Младенцы и дети. Приблизительно одну треть всего населения мира составляют дети в возрасте до 15 лет. По меньшей мере 15 миллионов этих детей ежегодно умирают от факторов, которые можно было бы предупредить, например родовая травма, родовая асфиксия, острые респираторные заболевания, недоедание, инфекционные заболевания и диарея. Дети в большей степени подвержены воздействию недоедания и негативных экологических факторов, чем другие группы населения; кроме того, многие дети подвергаются угрозе их использования в качестве дешевой рабочей силы или в целях проституции.

6.20. Молодежь. История развития всех стран свидетельствует о том, что из всех групп населения молодежь является наиболее уязвимой к проблемам, связанным с экономическим развитием, которое зачастую ослабляет традиционные формы социальной защиты, необходимой для здорового развития молодого поколения. Урбанизация и изменения нравов привели к увеличению числа случаев наркомании и токсикомании, незапланированной беременности и заболеваний, включая СПИД, передающихся половым путем. В настоящее время более половины населения мира — это люди в возрасте до 25 лет, причем четверо из каждых пяти проживают в развивающихся странах. В этой связи развивающимся странам важно извлечь соответствующий урок из исторического опыта развитых стран.

6.21. Женщины. В развивающихся странах состояние здоровья женщин по-прежнему остается относительно неудовлетворительным, и в 80-е годы число женщин, страдающих от нищеты, недоедания и слабого здоровья, даже увеличилось. Большинство женщин в развивающихся странах по-прежнему не имеют достаточных возможностей для получения базового образования и средств для укрепления своего здоровья, контроля репродуктивной функции и улучшения своего социально- экономического положения. Особое внимание следует уделять обеспечению надлежащего дородового ухода для обеспечения рождения здоровых детей.

6.22. Коренные народы и их общины. Коренные народы и их общины составляют существенную долю населения мира. Всех их постигла приблизительно одинаковая участь: основы их взаимоотношений с традиционной средой обитания подверглись радикальному изменению. Доля коренного населения непропорционально велика среди тех, кто не может найти работу или жилье, проживает в нищете или страдает от слабого здоровья. Во многих странах численность коренного населения растет гораздо быстрее, чем население страны в целом. В этой связи важно направить инициативы в области здравоохранения на коренных жителей.

6.24. Конкретные основные цели в области обеспечения выживания, развития и защиты детей были определены на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей и остаются актуальными также и для Повестки дня на ХХI век. Вспомогательные и секторальные цели охватывают такие вопросы, как здоровье и образование женщин, питание, здоровье детей, водоснабжение и санитария, получение базового образования и положение детей, находящихся в неблагоприятных условиях.

6.25. Правительствам следует в срочном порядке и с учетом существующих в конкретных странах особых условий и правовых систем принять энергичные меры, обеспечивающие равное право мужчин и женщин свободно и со всей ответственностью принимать решения по вопросам деторождения, иметь, по мере необходимости, доступ к информации, образованию и средствам, позволяющим им осуществлять это право в условиях уважения их свободы, достоинства и разделяемых ими ценностей с учетом этических и культурных соображений.

6.26. Правительствам следует принимать активные меры по осуществлению программ, направленных на создание и укрепление учреждений, занимающихся профилактикой и лечением заболеваний, которые были бы ориентированы на женщин, управлялись женщинами, предоставляли бы безопасные и эффективные и, по мере возможности, недорогие и доступные услуги в области охраны репродуктивного здоровья, обеспечивая ответственный подход к планированию размеров семьи, деятельность которых осуществлялась бы в условиях уважения свободы, достоинства и личных ценностей и с учетом этических и культурных соображений. Необходимо, чтобы программы были ориентированы на предоставление комплексного медицинского обслуживания, включая дородовое обслуживание, просвещение и информирование по вопросам здравоохранения и ответственного отношения к выполнению родительских обязанностей, а также на предоставление всем женщинам возможности для грудного вскармливания по крайней мере в течение первых четырех месяцев после рождения ребенка. Необходимо, чтобы эти программы были ориентированы на оказание полной поддержки производительной и репродуктивной роли женщин и содействие их благосостоянию, причем особое внимание следует уделять необходимости предоставления такого же или более совершенного медицинского обслуживания всем детям, а также снижению риска материнской и детской смертности и заболеваемости.

Деятельность

  1. младенцы и дети:
    1. укрепление служб по оказанию основной медико-санитарной помощи детям в рамках предоставления первичной медико-санитарной помощи, включая программы в области дородового ухода, грудного вскармливания, иммунизации и питания;
    2. проведение широких мероприятий в области обучения взрослого населения методам применения пероральной регидратационной терапии для лечения диареи, лечения респираторных инфекций и профилактики инфекционных заболеваний;
    3. содействие мерам по разработке, изменению и обеспечению осуществления правовой основы защиты детей от эксплуатации в сексуальных целях и эксплуатации детского труда;
    4. защита детей от воздействия токсичных соединений, содержащихся в окружающей и производственной среде;

  2. молодежь:
    1. укрепление служб, занимающихся вопросами молодежи в секторах здравоохранения и образования и в социальном секторе, с целью предоставления более надежной информации, образования, консультативных услуг и лечения конкретных заболеваний, включая злоупотребление наркотиками;

  3. женщины:
    1. вовлечение женских групп в процесс принятия решений на национальном и общинном уровнях в целях выявления рисков для здоровья и включения вопросов здравоохранения в национальные программы действий, касающиеся женщин и развития;
    2. создание конкретных стимулов для поощрения и обеспечения обучения женщин всех возрастов в школах и на курсах подготовки взрослого населения, в том числе по вопросам здравоохранения и оказания первичной медико-санитарной помощи, помощи на дому и ухода за беременными женщинами;
    3. проведение базовых исследований и изучение знаний, подходов и практики в области здравоохранения и питания женщин в различные периоды их жизни, особенно в том, что касается воздействия ухудшения состояния окружающей среды и предоставления соответствующих ресурсов;

  4. коренные народы и их общины:
    1. укрепление лечебных и профилактических медицинских служб путем предоставления ресурсов и обеспечения самоуправления;
    2. учет в системах здравоохранения традиционных знаний и опыта.

Средства осуществления

6.28. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 3,7 млрд. долл. США, в том числе около 400 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

6.29. Следует принять меры по укреплению учреждений, занимающихся вопросами образования, здравоохранения и проведения научных исследований, в целях оказания помощи в деле укрепления здоровья людей, относящихся к уязвимым группам. Следует расширить социальные исследования по конкретным проблемам, с которыми сталкиваются эти группы, и изучить методы, обеспечивающие их гибкое и прагматическое решение, уделяя при этом особое внимание профилактическим мерам. Правительствам, учреждениям и неправительственным организациям, представляющим молодежь, женщин и коренные народы, следует оказывать техническую помощь по вопросам здравоохранения.

с) Развитие людских ресурсов

6.30. Мероприятия по подготовке кадров для служб, занимающихся вопросами охраны здоровья детей, молодежи и женщин, должны предусматривать меры по укреплению учебных заведений, обеспечению применения интерактивных методов обучения по вопросам здравоохранения и расширению использования средств массовой информации для распространения информации среди целевых групп. Это требует подготовки большего числа общинных медицинских работников, медсестер, акушерок, терапевтов, социологов и преподавателей, а также проведения просветительской деятельности среди матерей, семей и общин и укрепления министерств по вопросам образования, здравоохранения населения и т.д.

d) Создание потенциала

6.31. Правительствам следует, по мере необходимости, содействовать

  1. организации национальных межстрановых и межрегиональных симпозиумов и других совещаний в целях обмена информацией между учреждениями и группами, занимающимися вопросами охраны здоровья детей, молодежи, женщин и коренных народов, и
  2. женским организациям, молодежным группам, организациям коренных народов в секторе здравоохранения и оказывать им консультативные услуги по вопросам разработки, изменения и обеспечения осуществления правовой основы в целях создания здоровых условий жизни для детей, молодежи, женщин и коренных народов.

D. Решение проблем здравоохранения в городах
Основа для деятельности
Деятельность

  1. разработка и осуществление муниципальных и местных планов в области здравоохранения:
    1. создание или укрепление межсекторальных комитетов как на директивном, так и на техническом уровне, включая активное сотрудничество с научными, культурными, религиозными, медицинскими, коммерческими, социальными и другими городскими учреждениями, используя при этом соглашения по поддержанию контактов;
    2. принятие или укрепление муниципальных или местных «стратегий стимулирования», в рамках которых основной упор делался бы не на оказании прямой помощи населению, а на его привлечении к решению существующих проблем и создании благоприятных условий для обеспечения здравоохранения;
    3. обеспечение проведения или укрепление государственной просветительской деятельности по вопросам здравоохранения в школах, на производстве, через средства массовой информации и т.д.;
    4. содействие общинам в подготовке кадров и расширение осведомленности о вопросах первичного медико-санитарного обслуживания;
    5. поощрение и укрепление мероприятий на уровне общины по восстановлению трудоспособности инвалидов и пожилых людей, проживающих в городских и пригородных районах;

    изучение, в случае необходимости, существующих в городах санитарных, социальных и экологических условий, включая подготовку документации по имеющимся внутригородским различиям;

  2. укрепление служб, отвечающих за санитарное состояние окружающей среды:
    1. принятие процедур оценки воздействия на здоровье и окружающую среду;
    2. обеспечение базовой подготовки новых и уже работающих сотрудников без отрыва от производства;

  3. создание и поддержка городских сетей в целях обеспечения сотрудничества и обмена информацией о положительном опыте.

Средства осуществления

6.35. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 222 млн. долл. США, в том числе около 22 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

6.36. Следует продолжать совершенствовать и более широко использовать модели принятия решения в целях оценки затрат и воздействия альтернативных технологий на здоровье человека и состояние окружающей среды. Для совершенствования процесса развития городов и управления ими необходимы более надежные национальные и муниципальные статистические данные, основанные на проверенных на практике стандартизированных показателях. Одним из первоочередных направлений деятельности является разработка методов определения внутригородских и внутрирайонных различий в санитарных и экологических условиях, а также методов применения этой информации в рамках планирования и управления.

с) Развитие людских ресурсов

6.37. Программы должны предусматривать организацию курсов ориентации и базовой профессиональной подготовки служащих муниципалитетов, которые участвуют в мероприятиях по улучшению санитарного состояния городов. Необходимо также проводить без отрыва от производства базовую подготовку сотрудников служб по улучшению санитарного состояния окружающей среды.

d) Создание потенциала

6.38. Эта программа направлена на наращивание потенциала муниципалитетов и местных органов власти и сотрудничающих с ними органов центрального правительства, частного сектора и университетов в области планирования и управления. Деятельность по наращиванию потенциала следует сосредоточить на получении более полной информации, совершенствовании механизмов координации, связывающих все ключевые звенья, и обеспечении более эффективного использования имеющихся средств и ресурсов для осуществления программы.

Е. Снижение рисков для здоровья, связанных с загрязнением и вредным воздействием окружающей среды
Основа для деятельности

  1. обеспечить включение к 2000 году соответствующих мероприятий по охране окружающей среды и здоровья человека в национальные программы развития во всех странах;
  2. создать к 2000 году, в случае необходимости, надлежащую национальную инфраструктуру и разработать программы, которые бы обеспечивали наблюдение за заболеваемостью в результате ухудшения состояния и вредного воздействия окружающей среды и служили основой для борьбы с ними во всех странах;
  3. разработать к 2000 году, по мере необходимости, комплексные программы борьбы с загрязнением у его источника и на объектах удаления отходов, сосредоточив внимание на мерах по борьбе с загрязнением во всех странах;
  4. выявить и собрать, по мере возможности, необходимую статистическую информацию о различных видах воздействия на здоровье человека, которая бы служила основой для проведения анализа затрат и выгод, в том числе оценки воздействия на состояние окружающей среды, что необходимо для контроля за загрязнением, его предотвращения и борьбы с ним.

Деятельность

6.41. Разработанные на национальном уровне программы действий в этой области, в рамках которых, по мере необходимости, будет оказываться международная поддержка, содействие и осуществляться координация, должны охватывать:

  1. загрязнение воздуха в городах:
    1. разработку надлежащей технологии борьбы с загрязнением на основе оценки риска и результатов эпидемиологических исследований в целях внедрения экологически обоснованных процессов производства и обеспечения приемлемого и безопасного переноса масс;
    2. создание в крупных городах потенциала для борьбы с загрязнением воздуха, уделяя при этом основное внимание программам по обеспечению соблюдения установленных норм и использованию, по мере необходимости, сетей мониторинга;

  2. загрязнение воздуха в помещениях:
    1. оказание помощи в проведении исследований и разработке программ, обеспечивающих применение превентивных методов и методов борьбы в целях снижения уровня загрязнения воздуха в помещениях, включая создание экономических стимулов для установки соответствующей техники;
    2. разработку и проведение особенно в развивающихся странах кампаний санитарного просвещения в целях ослабления воздействия на здоровье человека использования биомассы и угля в бытовых целях;

  3. загрязнение воды:
    1. разработку надлежащей технологии по борьбе с загрязнением воды на основе оценки риска для здоровья человека;
    2. создание в крупных городах потенциала для борьбы с загрязнением воды;

  4. пестициды:
    1. создание механизмов для контроля за распределением и использованием пестицидов с целью сведения к минимуму риска для здоровья человека, возникающего в связи с перевозкой, хранением, применением и остаточным воздействием пестицидов, используемых в сельском хозяйстве и для обработки древесины;

  5. твердые отходы:
    1. разработку соответствующей технологии удаления твердых отходов на основе оценки риска для здоровья человека;
    2. создание в крупных городах соответствующего потенциала для удаления твердых отходов;

  6. населенные пункты:
    1. разработку программ по улучшению санитарно-гигиенических условий в населенных пунктах, в частности в трущобах и скваттерных поселениях, на основе оценки риска для здоровья человека;

  7. шум:
    1. разработку критериев для установления максимально допустимых безопасных уровней шума и содействие проведению оценки воздействия шума и мер по борьбе с ним в рамках программ по улучшению санитарного состояния окружающей среды;

  8. ионизирующее и неионизирующее излучение:
    1. разработку и применение соответствующего национального законодательства, норм и процедур обеспечения их соблюдения на основе существующих международных руководящих принципов;

  9. действие ультрафиолетового излучения:
    1. проведение в неотложном порядке исследования по вопросу о воздействии на здоровье человека возрастающего уровня ультрафиолетового излучения, достигающего поверхности Земли в связи с разрушением озонового слоя стратосферы;
    2. рассмотрение на основе результатов этого исследования вопроса о принятии надлежащих мер по исправлению положения, с тем чтобы смягчить упомянутое выше воздействие на здоровье человека;

  10. промышленность и выработка энергии:
    1. разработку процедур оценки воздействия на состояние окружающей среды в целях планирования и развития новых отраслей промышленности и энергетических объектов;
    2. проведение соответствующего анализа риска для здоровья в рамках всех национальных программ по контролю за загрязнением и борьбе с ним, уделяя особое внимание таким токсичным веществам, как свинец;
    3. осуществление на всех крупных предприятиях программ гигиены производства в целях контроля за воздействием различных неблагоприятных факторов на здоровье трудящихся;
    4. содействие введению экологически обоснованных технологий в промышленности и в секторе энергетики;

  11. мониторинг и оценка:
    1. создание, по мере необходимости, надлежащих механизмов мониторинга за состоянием окружающей среды в целях контроля за качеством окружающей среды и состоянием здоровья населения;

  12. контроль за соблюдением техники безопасности и сокращение случаев травматизма:
    1. содействие, в случае необходимости, разработке систем определения частотности и причин травматизма в целях разработки целенаправленных стратегий по предотвращению/профилактике травматизма;
    2. разработку в соответствии с национальными планами стратегий во всех секторах (промышленность, транспорт и другие) в соответствии с программами ВОЗ, посвященными безопасным городам и безопасным общинам, в целях снижения частотности и тяжести случаев травматизма;
    3. уделение первоочередного внимания стратегиям принятия профилактических мер в целях сокращения случаев профессиональных заболеваний и заболеваний, вызываемых токсинами, содержащимися в окружающей и производственной среде, в целях повышения безопасности трудящихся;

  13. содействие проведению исследований и разработка методологии:
    1. содействие разработке новых методов количественной оценки положительного влияния различных стратегий по борьбе с загрязнением на здоровье человека, а также затрат, связанных с их осуществлением;
    2. разработка и проведение междисциплинарных исследований по вопросу совокупного воздействия различных неблагоприятных экологических факторов на здоровье человека, включая эпидемиологические исследования в области длительного пребывания под воздействием загрязнения низкого уровня и использование биологических маркеров, способных определять степень оказываемого на человека воздействия, негативные последствия и восприимчивость к действию экологических факторов.

Средства осуществления

6.42. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993-2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 3 млрд. долл. США, в том числе около 115 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

6.43. Несмотря на то, что технология для решения многих проблем в области предотвращения загрязнения или борьбы с ним уже имеется, в целях разработки программ и политики странам необходимо проводить исследования на межсекторальной основе. К этим мероприятиям следует привлекать деловые круги. В рамках международных программ сотрудничества следует разработать методы анализа эффективности затрат и оценки воздействия на окружающую среду, которые будут применяться для определения приоритетов и выработки стратегии по вопросам охраны здоровья и развития.

6.44. При осуществлении мероприятий, перечисленных выше в пункте 6.41а-m, необходимо оказывать содействие усилиям развивающихся стран путем предоставления доступа к технологиям, техническим знаниям и информации и обеспечения их передачи сторонами, обладающими такой информацией и технологиями, в соответствии с положениями главы 34.

с) Развитие людских ресурсов

6.45. С тем чтобы решить проблему нехватки квалифицированных кадров, которая является одним из основных препятствий на пути решения проблем, связанных с ухудшением состояния окружающей среды, следует разработать всеобъемлющие национальные стратегии. Мероприятиями в области профессиональной подготовки следует охватить специалистов по вопросам охраны окружающей среды и работников здравоохранения всех уровней: от руководителей до рядовых сотрудников. Больше внимания следует уделять вопросам включения предметов, касающихся состояния окружающей среды, в программы обучения в средних школах и университетах, а также проведению просветительской деятельности среди населения.

d) Создание потенциала

6.46. Каждой стране следует стремиться располагать соответствующей информацией практическим опытом с целью прогнозировать и выявлять возможное негативное воздействие ухудшения состояния окружающей среды на здоровье людей и создать потенциал для снижения рисков. Для создания такого потенциала в первую очередь необходимы информация о проблемах в области состояния окружающей среды и их понимания руководителями, гражданами и специалистами; действенные механизмы для осуществления межсекторального и межправительственного сотрудничества в области разработки процедур планирования и управления и в деле борьбы с загрязнением; механизмы, обеспечивающие участие частного сектора и общин в решении социальных проблем; предоставление промежуточным и местным органам власти соответствующих полномочий и ресурсов, с тем чтобы они могли играть активную роль в деле улучшения состояния окружающей среды.

ПРИМЕЧАНИЯ

    1 А/45/625, приложение.

2 Доклад Комиссии ВОЗ по вопросам здравоохранения и окружающей среды (Женева, готовится к выпуску).

Источник

Читайте также:  Вывод по теме правильное питание залог здоровья
Adblock
detector