Доклад «Проблема сохранения здоровья учащихся»
статья по теме
В статье раскрываются факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zdorove_2.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Проблема сохранения здоровья учащихся.
Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьезные опасения специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы, 80% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе.
Здоровье школьника находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на две большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»), и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников. Приведем перечень общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников.
1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
2. Сужение понятия здоровья.
3. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических, антропогенных и техногенных факторов.
4.Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения, в том числе:
— отсутствие системы обучения по сохранению здоровья;
— низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы;
— отсутствие моды на здоровье;
— мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.
5.Несформированность культуры здоровья у преподавателей, неблагополучие их состояния здоровья.
Группа факторов, так называемых «внутришкольные» имеют непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий.
С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и нерациональная организация учебного процесса , несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т.п. специалисты связывают до 40% детско-подростковой патологии. Вот основные проблемы.
Интенсификация образовательного процесса идет с одной стороны через увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов, элективных и т.п.). Фактическая учебная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО) в школах, а в особенности в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе 6,2-6,7 часа в день; в основной школе-7,2-8,3 часа в день; и в старшей школе – 8,6-9,2 часа в день.
А вместе с приготовлением домашнего задания рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в день в начальной; 10-12 в основной; 13-15 в старшей школе!
слайд 3. Такое увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространенность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням. Среди учащихся эти цифры чуть меньше, хотя тоже далеко не все благополучно. А добавьте к этой нагрузке еще и дополнительное образование в других учреждениях. В большинстве случаев отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности нагрузки.
Другой вариант интенсификации учебного процесса — реальное уменьшение часов при сохранении или увеличения объема материала. По данным Минобразования за последние 50 лет сократилось количество часов на образовательную область «филология» (на 49%), и на образовательную область «математика» (на 62%). Ясно, что столь резкое уменьшение часов при таком же объеме программного содержания неизбежно привело к увеличению объема домашних заданий и интенсификации учебного процесса. Слайд стр.7
Частое следствие интесификации – возникновение у детей состояния усталости, утомления, переутомления. Это создает предпосылки для развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических заболеваний. Еще один фактор, который в общественном мнении традиционно связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья детей — экзаменационный стресс. Особо пристальное внимание к этому вопросу связано с введением ЕГЭ ( Щуркова Н.Е.)
Приведем развернутый перечень внутришкольных факторов небезразличных для здоровья школьников.
— уровень шума, освещенность, воздушная среда;
— размер помещения (кубатура);
— дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы), качество строительных материалов;
— мебель: размеры, размещение в помещении;
— видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры;
— пищеблок: ассортимент, качество пищи и воды
-экологическое состояние прилегающей к ОУ территории;
— состояние сантехнического оборудования.
2.Учебно-организационные факторы (зависящие в большой степени от администрации)
-объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
-организационно-педагогические условия проведения занятия (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физ. пауз)
— объем физической нагрузки – по дням, за неделю, месяц (на занятиях, уроки физической культуры, на переменах, во внеучебное время)
— медицинское обеспечение учреждение, наличие психология;
-участие родителей в жизни учреждения;
— психологический климат в педагогическом коллективе;
— наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни;
-позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
3.Психолого-педагогические факторы (зависящие от педагога)
— психологический климат в классе, группе, наличие эмоциональных разгрузок;
— стиль педагогического общения, характер проведения опросов, экзаменов,
— соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
— степень ограничений в свободе телесных, эмоциональных проявлениях;
-личностные психические особенности педагога, степень обременения собственными проблемами;
— подготовленность педагога по вопросам здоровьесберегающих технологий.
Перечисленные факторы — это поле педагогической деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения.
Охрана здоровья является приоритетным направлением деятельности всего общества. Существует более 300 определений понятия «здоровья». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Понятие здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях:
— благоприятное социальное окружение;
— оптимальный двигательный режим (культура движений);
— отказ от вредных пристрастий;
Теперь обратимся к терминологии.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального и физического здоровья всех участников образования (учащихся, педагогов).
В эту систему входит: слайд 7
— условия обучения учащихся (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения),
-рациональная организация учебно-воспитательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными и гигиеническими требованиями);
-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям детей
— создание благоприятного эмоционально-психологического климата;
-использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся.
Типы технологий слайд 8
1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
2. Оздоровительные (физ. подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
3. Технологии обучению здоровью (включение соответствующих тем в образовательный процесс).
4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия, внеклассные мероприятия, конкурсы, соревнования, дни здоровья…)
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть узкоспециализированными и комплексными.
Среди технологий, применяемых в системе образования можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а следовательно, разные методы и формы работы.
Медико-гигиенические технологии. Эти технологии относятся больше к компетенции медицинских работников. Кроме этого сюда относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на развитие физического здоровья. Реализуются на занятиях физической культуры, спортивных секциях.
Экологические здоровьесберегающие технологии направлены на создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности участников образовательного процесса — например: обустройство прилегающей территории, озеленение кабинетов, рекреаций, живой уголок, участие в экологических акциях.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, инженерно-технических служб, пожарной инспекции т.д. Требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному исполнению и учету. А за обеспечение безопасности условий пребывания в учреждении отвечает директор.
Здоровьесберегающие образовательные технологии определяют структуру учебного процесса, согласно нормам СанПиНа, стиль работы на уроке педагога и его воздействие на обучающихся во время 45 минут, просветительское — разъяснительная работа с детьми родителями, проведение воспитательных мероприятий.
Социально-адаптирующие технологии обеспечивают укрепление психического здоровья. Сюда относят социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.
Лечебно-оздоровительные технологии включают лечебную педагогику и лечебную физкультуру.
Таким образом, обучение вопросам здоровья, воспитания культуры здоровья, использование здоровьесберегающие технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое — дорогу к здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро.
Работу над этой темой я начала в 2002 году в должности учителя физической культуры в МОУ «СОШ № 28» г. Мурома. В 2010-2011 учебном году в нашей школе обучается 554 учащихся, что составляет.
Работа классного руководителя по сохранению здоровья учащихся.
Учеба – тяжелый труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. Изучение пр.
Тема: «Сохранение здоровья учащихся через организацию здорового питания»Цели проекта: 1. Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни.2. Укрепление нрав.
Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.
Новая концепция отечественного образования и проводимая на её основе модернизация школьного обучения относит охрану здоровья обучающихся к приоритетным задачам школы. В нашей школе, на наш взгляд, со.
Источник
Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
статья на тему
Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.
Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,
нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного
процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних
заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи
информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,
характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится
приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.
Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок
пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают
специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются
все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.
Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:
- интенсификация учебного процесса;
- нерациональная организация процесса обучения;
- несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.
С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской
патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения
школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников
помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех
используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только
сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов
образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры
здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.
Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для
учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации
и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и
. Цель здоровьесберегающего сопровождения — создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.
Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.
Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета
возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-
оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.
Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование
различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию
разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в
организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.
Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,
продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились
искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.
Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность
учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во
время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить
здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,
происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.
На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.
Основной путь к здоровью — воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования — добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.
«Забота о человеческом здоровье — тем более о здоровье ребенка, — это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» — говорил Сухомлинский.
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.
2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.
3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.
4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).
Источник