Охрана здоровья студентов вузов
Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы.
Состояние здоровья студентов как значимой социальной группы нашего общества является важным индикатором будущего трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества. Социальная политика государства относительно сферы жизнедеятельности студентов включает в первую очередь подготовку и издание различных правовых документов − законов, постановлений и пр., направленных на охрану здоровья студенческой молодежи [1,8].
Национальная социальная политика в области здоровья руководствуется положением Конституции РФ, предусматривающим специальную норму, в соответствии с которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы» (ст. 15). Одним из этих основных принципов, обязательно учитываемых при формировании национальной политики в сфере здоровья, является положение Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней отмечается, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…» (ст. 25). В основе национальной социальной политики РФ лежит также Глобальная стратегия ВОЗ «Здоровье для всех» [2].
Одним из наиболее объективных критериев оценки состояния здоровья человека является уровень его физического развития. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» указывает на актуальность проведения антропометрических скринингов для своевременного выявления отклонений и нарушений развития. Мониторинг состояния физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья детей, подростков и молодежи [3].
В «Концепции развития здравоохранения до 2020 года» впервые на законодательном уровне названа структура процесса формирования здорового образа жизни и указано на необходимость создания системы мотивирования и граждан, и руководителей учреждений образования, и работодателей на ведение здорового образа жизни и обеспечение возможностей для этого.
Развитию нормативно-правовой базы в сфере здорового питания служит утвержденная в 2010 года президентом РФ «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации». В этом документе сформулированы основные задачи обеспечения продовольственной безопасности, включая экономическую доступность для каждого гражданина безопасного продовольствия в объемах и ассортименте, соответствующих установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для здорового образа жизни [4].
Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации [3].
Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [4]. Результаты проведенных исследований показали, что в АФ ННГУ курят 16,1% студентов (23,2% — юношей, 8,8% — девушек). Студенты из полных семей курят в три раза меньше (7,8%), чем студенты из неполных семей (24,4%).17-ти летних курильщиков больше, чем 20-ти летних. Распространенность табакокурения среди студентов в период с 2005 г. по 2013 г. уменьшилось: у юношей — на 12,1%, у девушек — на 6,1% [5].
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь (т.е. предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров) оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, в т.ч. и студентов; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения [3]. В ходе сравнительного анализа характеристик студентов АФ ННГУ из полных и неполных семей выявили, что к настоящему времени увеличивается численность студентов поступающих в вуз из неполных семей, особенно юношей. Среди студентов из неполных семей меньше численность из сельской местности, но среди них больше курящих, в отличие от городской молодежи. У студентов из неполных семей ниже уровень оптимизма, настроения и самочувствия, снижено стремление к ЗОЖ, они чаще нарушают правила рационального питания [8].
Согласно 41 статьи ФЗ № 273 от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся определяет обязательность регулярного прохождения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.
В регионах РФ согласно приказу Минздравсоцразвития России «Об организации деятельности Центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака» от 19.08.2009 № 597н функционируют Центры здоровья, созданные на базе региональных и муниципальных учреждений здравоохранения. Основная цель деятельности Центров здоровья — сохранение здоровья, повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по ведению ЗОЖ у населения. Проведение комплексных медицинских осмотров студентов АФ ННГУ на базе Центра Здоровья позволяет на ранних этапах выявлять отклонения в состоянии здоровья и своевременно начинать лечить заболевания. По результатам обследований 270 студентов, проведенных в 2014-2015 гг., выявили, что 63,5% студентам необходимо повысить внимание к своему здоровью, им рекомендуется проведение оздоровительных и профилактических мероприятий. 23,0% студентов требуются серьезные мероприятия в отношении своего здоровья, т.е. проведение углубленной диагностики и лечение возможных заболеваний. И только 13,5% студентов имеют хорошее здоровье, не требующее дополнительных вмешательств [7].
Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте [3]. Отмечается, что развитие физической культуры и спорта в стране невозможно без осуществления целенаправленной пропаганды физической культуры и формирования здорового образа жизни населения и без соответствующей правовой поддержки. Это требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Ощущаются острая потребность в увеличении количества спортивных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания спортивного канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видеороликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, адекватному отношению к агрессивной рекламе.
В целях сохранения и укрепления здоровья студентов требуется разработка и внедрение программы, направленной не только на формирование среди студентов мотивации к ЗОЖ (большинству она присуща), но и создание необходимых условий для оптимальной и благополучной жизнедеятельности. В целях повышения конкурентоспособности вуза и создания надлежащих условий для занятий спортом и укрепления здоровья студентов необходимо существенное развитие спортивной инфраструктуры [9].
Таким образом, государство признает социальную ценность здоровья студентов, являющихся интеллектуальным потенциалом России. Законодательством Российской Федерации для охраны здоровья граждан, в т.ч. детей, подростков и молодежи, разработана совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого члена общества в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Источник
Роль вузов в сохранении и поддержании здоровья студентов
Проблема укрепления здоровья студентов, основного резерва кадров российского здравоохранения, носит стратегический характер для государства и общества. Задачей любого вуза является подготовка физически здоровых специалистов, способных долго сохранять работоспособность и творческую активность. Хорошее здоровье в совокупности с социальной зрелостью являются необходимыми условиями получения высшего профессионального образования, так как овладение науками сегодня требует от студентов вузов больших умственных, физических и психоэмоциональных затрат. К сожалению, состояние здоровья российского студенчества нельзя признать удовлетворительным. Без сомнения, являясь частью общества, студенты в полной мере испытывают воздействие различных неблагоприятных факторов, связанных с современной ситуацией в стране. Это и экономические трудности, усугубленные повышенными запросами, характерными для этого возраста, и связанные с ними ухудшение качества питания, условий жизни, необходимость дополнительного заработка. Необходимо признать, что студенты испытывают в современных условиях и влияние высочайшей интенсификации учебного процесса. При этом рост учебных нагрузок происходит на фоне девальвации значения физической культуры в жизни человека и свертывания профилактического направления в здравоохранении. Немаловажно, что, поступая в вуз, многие студенты вынуждены покидать прокреативную (родительскую) среду, начинают жить в общежитии, что радикально изменяет образ его жизни, требует приспособления к новым условиям жизни, что очень часто негативно сказывается на состоянии физического и психического здоровья [6].
Профилактических программ в сфере здоровья, реализуемых в российских вузах и описанных в литературе, сравнительно немного. Тем не менее, их анализ позволяет с достаточной полнотой судить как о содержании и направленности профилактической деятельности в студенческой среде, так и теоретических основаниях этой деятельности. В большинстве высших учебных заведений страны такие программы основываются лишь на формировании здорового образа жизни среди студенчества и реализуются путем преподавания дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом: основы медицинских знаний и профилактика болезней, валеология, здоровый образ жизни (ЗОЖ), безопасность жизнедеятельности, различные курсы по выбору. Большая работа по формированию здорового образа жизни среди студенчества проводится в рамках специальных программ профилактики, функционирования центров психологического консультирования и центров здоровья. Эффективность гигиенического воспитания повышается при создании в высших учебных заведениях оздоровительных центров, которые могут включать в себя кабинет здорового образа жизни, комнату психологической разгрузки, спорткомплекс, телефон доверия. Гигиеническое воспитание высших учебных заведениях, проводимое специалистами вузов, должно осуществляться во взаимодействии со специализированными учреждениями гигиенического воспитания, лечебно-профилактическими учреждениями (поликлиники, лечебно-физкультурные и наркологические учреждения)[5].
Управление охраной здоровья студентов — задача всего коллектива высшего образовательного заведения, в реализации, которой принимают участие многие подразделения и структуры вуза (от ученого совета до куратора студенческой группы, от проректора по воспитательной работе до коменданта общежития). Для принятия научно обоснованного решения в области управления охраной здоровья студентов требуются данные медико-социального, экономического, правового и иного характера. Следует также учитывать факторы, определяющие формы и методы управления охраной здоровья студентов в целом и на отдельных факультетах в частности: социальные факторы (социальная направленность внутривузовских и внутрифакультетских решений и действий); уровень социально-экономического положения каждого студента; реализация принципов социальной справедливости и доступность для всех студентов, преподавателей и сотрудников достижений науки и практики в области охраны здоровья населения; уровень научного обеспечения проблем управления охраной здоровья студенческой молодежи; адаптация международного опыта в области медико-социального обеспечения студентов РФ в целом[13].
Важная теоретическая проблема медико-социального обеспечения студентов — определение правильного соотношения внутренних и внешних связей системы управления охраной их здоровья. Комплексная система охраны здоровья студентов состоит из структурных (соответствующие структурные подразделения медико-социального обеспечения университета) и функциональных элементов. Все элементы системы управления охраной здоровья студентов должны быть взаимосвязаны между собой. Для нормального функционирования факультетов и института кураторов по управлению охраной здоровья студентов необходимо, чтобы между ними был налажен постоянный обмен информацией[8].
Основные задачи процесса управления охраной здоровья студентов вуза — это:
1) усиление мер первичной и вторичной профилактики наиболее распространенных заболеваний, устранение условий и факторов (факторы риска), которые способствуют появлению или развитию этих заболеваний; улучшение окружающей среды, условий труда и быта, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, укрепление здоровья отдельных групп студентов (студенты-инвалиды, студенты-сироты); развитие активного отдыха и массовой физической культуры, обеспечение рационального питания студентов; активизация работы по воспитанию и привитию культуры здоровья;
2) развитие и совершенствование диспансеризации как конкретного направления в процессе управления охраной здоровья студентов;
3) обеспечение прочной научной базы совершенствования профилактики заболеваний путем существенного повышения качества научных исследований по проблемам здоровья студентов и внедрения результатов исследований в процесс управления охраной здоровья студентов вуза. Осуществление профилактических мероприятий можно обеспечить в полной мере, только превратив профилактику в инструмент целенаправленной деятельности всего коллектива вуза, с поддержкой региона и государства.
В настоящее время повсеместно идет самостоятельная проработка организационных и экономических основ создания службы семейной медицины в России.
Таким образом, выяснилось, что одну из важнейших ролей в системе сохранения и укрепления здоровья студентов играют вузы, которые в свою очередь, в связи с отсутствием в России единой программы внедрения здоровьесберегающих технологий, часто заменяют их на профилактические меры. Главный недостаток профилактических программ – использование однотипных методов профилактики – информационной деятельности, различных акций, средств физической культуры и спорта. А основная проблема в сфере реализации профилактических программ – недостаточное внимание к эмпирической и теоретической основе разработки профилактических программ и последующей оценке их эффективности[9].
Источник