Меню

Охрана здоровья ребенка дошкольного возраста

Семинар «Охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста»

Ольга Грачева
Семинар «Охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста»

Как старший воспитатель, я выступала на данном семинаре по теме: «Методическое обеспечение программного материала по охране жизни и здоровья детей. Контроль за реализацией программы».

«Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия» (по определению Всемирной Организации Здравоохранения)

Укрепление здоровья подрастающего поколения — не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая задача. Очевидно, что в первую очередь у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья.

Реализуя право ребёнка на здоровье и безопасность, коллектив МБДОУ «Берёзка» уделяет большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Так, переосмысление педагогами форм и методов работы с детьми в сфере здоровьесбережения способствовало разработке программы «Здоровье».

Целью данной программы стала систематизация физкультурно-оздоровительной деятельности в МБДОУ с вовлечением в неё всех участников образовательного процесса для сохранения здоровья воспитанников, снижения заболеваемости.

В связи с этим я выделила три группы задач:

оздоровительная — подразумевает решение вопросов развития и укрепления костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов дошкольников, развитие движений, а также закаливание;

образовательная -формирование у детей навыков гигиены, выполнения основных движений, представлений о режиме, активности и отдыхе, безопасности, правильной осанке; освоение знаний о своём организме, здоровье;

воспитательная — формирование нравственно-физических навыков; выработка у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребности в физическом совершенствовании; воспитание культурно-гигиенических навыков.

Мною разработана модель методического сопровождения деятельности педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в МБДОУ, состоящая из пяти этапов (приложение 3).

На первом — аналитико-диагностическом этапе были выявлены проблемы в профессиональной деятельности, сформулированы варианты совместных действий.

В рамках мотивационно-целевого этапа были определены цели и задачи методического сопровождения, сформированы формы и методы воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ, составлены планы самообразования педагогов.

Проблема сохранения здоровья занимает важное место в системе социальных ценностей общества, являясь также одним из главных направлений в работе МДОУ «Берёзка».

Работа по сохранению и укреплению здоровья в МБДОУ «Берёзка» строится на основе системного подхода и ведётся в следующих направлениях:

специальная подготовка педагогов,

формирование здоровьесберегающего пространства,

взаимодействие педагогов с родителями,

совместная деятельность педагогов, родителей и детей. (слайды)

Для повышения уровня знаний педагогов о здоровье и его сохранении в методическом кабинете создана подборка методической литературы — книги, периодические издания, публикации. (слайды)

Также в помощь педагогам разработаны памятки по темам:

«Организация подвижных игр»,

«Организация и проведение физкультурного занятия»,

«Организация и проведение спортивного праздника». (слайды)

Работа с педагогическим коллективом проводится посредством изучения специальной литературы, взаимных просмотров открытых занятий, проведения семинаров, педсоветов. (слайды)

В МБДОУ «Берёзка» в ходе реализации Программы сохранения и укрепления здоровья детей большое внимание уделяется формированию здоровьесберегающего пространства. Прежде всего созданы безопасные условия в группах, на участках и других местах пребывания детей, размер мебели подбирается с учётом возраста детей.

Учитывая, что важным условием полноценного физического развития детей дошкольного возраста является формирование соответствующей предметно-развивающей среды, во всех группах ДОУ созданы физкультурные уголки. (слайды). С целью побуждения воспитателей к творческой деятельности по их оснащению, создания условий для проявления физической активности дошкольников в группах, в детском саду был организован смотр-конкурс на лучший физкультурный уголок,приуроченный к педсовету на тему: «Будь здоров, малыш!».

Так,педагогами было изготовлено специализированное оборудование из различного подручного материала: крышек, пластиковых бутылок, баночек, верёвок и др. (слайды)

Оно используется в играх, на прогулке для развития психофизических качеств, глазомера, равновесия, дыхания, мелкой моторики мышц и др.

Триаду здоровья составляют :

Одной из составляющих сохранения здоровья детей является рациональный режим дня, который меняется в соответствии с сезоном (слайды — тёплое время года, холодное время года).

В целях укрепления здоровья детей реализуется комплекс закаливающих мероприятий.Закаливание воздухом проводим при помощи воздушных процедур:

гимнастика в постели после дневного сна,

гимнастика у кровати босиком на массажных ковриках,

Читайте также:  Как просить здоровья для детей у аллаха

световоздушные ванны и босохождение во время прогулок в тёплое время года (слайды).

Закаливание водой проводится посредством :

умывания прохладной водой,

полоскания горла (слайды)

Также применяется рефлексотерапия — хождение по «дорожкам здоровья» (слайд).

В МБДОУ «Берёзка» организован оптимальный двигательный режим. Кроме традиционной двигательной деятельности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, проведение подвижных игр, музыкально-ритмические занятия, самостоятельная двигательная деятельность, мы включаем в воспитательно-образовательный процесс оздоровительный бег (слайд, проведение дней здоровья, физкультурно-спортивные праздники (слайды, хореография — кружковая работа (слайд).

Педагогами проводятся занятия познавательного цикла, способствующие формированию у дошкольников осознанного отношения к собственному здоровью и основ безопасности жизнедеятельности. Проводятся мероприятия по формированию у детей навыков безопасного поведения (занятия, познавательные досуги).

К числу направлений работы педагогов МБДОУ относится подготовка, организация и проведение спортивных праздников и развлечений для детей (слайд — план развлечений). Это наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер дошкольников, позволяющий развить у них разнообразные качества.

Праздничные мероприятия облегчают восприятие проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками. В процессе праздников и развлечений, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой — углубляется потребность в познании нового, расширении кругозора, совместных действиях и переживаниях.

Особое внимание уделяется подготовке к оздоровительной работе в летний период. Она включает в себя не только проведение инструктажей, общего собрания, методическое обеспечение, но и организацию в мае смотра-конкурса среди педагогов групп на лучшую подготовку к летней оздоровительной работе.

Контроль за ходом реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья состоит из тематических и оперативных проверок, взаимопроверок, смотров-конкурсов.

Накопленный опыт позволил выстроить систему создания здоровьесберегающей среды в МБДОУ. Прослеживается динамика темпов улучшения физических качеств детей. Педагогами разработаны материалы по обучению дошкольников и родителей оздоровительно-развивающим технологиям.

Таким образом, организованная методическая поддержка способствует тому, что воспитатели становятся более компетентными в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников, являются активными участниками методических объединений, занимаются самообразованием, интересуются новинками методической литературы.

Важно подчеркнуть, что основные цели данной работы с педагогами — снижение заболеваемости, охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к ЗОЖ, подготовка к школе и дальнейшей жизни. Учитывая, что снизилась заболеваемость воспитанников, дети стали более выносливыми, активными в познавательном процессе, можно сделать вывод об эффективности и результативности проводимой в ДОУ работы по охране и укреплению здоровья детей.

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Источник

Охрана жизни и здоровья в ДОУ

Полина Мироненко
Охрана жизни и здоровья в ДОУ

В образовательном учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни и здоровья детей.

Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, это контролируют воспитатели, медсестра, заведующая.

Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей.

Так, систематически проводятся технические осмотры помещения, соблюдаются правила пожарной безопасности.

В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек.

Все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил.

Все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей.

Для проведения деятельности, где используются ножницы, выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя.

Также в целях охраны здоровья детей в ДОУ приводятся в порядок и участок, на котором дети гуляют.

Все ямы на участка засыпаны, ежедневно проверяться отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка.

Все игровые снаряды находятся в исправности.

Во время зимы все здания и постройки очищаются от снега, не допустимы сосульки, все дорожки обрабатываются от гололёда, по мере необходимости, песком.

Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная.

О наличии заболеваний воспитатели сразу сообщают медицинскому работнику.

Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются.

Воспитатели групп должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.

Читайте также:  По определению всемирной организации здравоохранения воз здоровье это тест ответы

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед каждым ДОУ и педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.

Поэтому так важно нам — педагогам и вам — родителям именно на этом этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

Формирование здорового образа жизни начинается уже в нашем в детском саду.

Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Основой являются еженедельная организованная образовательная деятельность, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня, взаимодействие с семьями воспитанников.

Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому так важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни:

• Рациональная двигательная активность

Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. Поэтому наши педагоги просят соблюдать режим детского сада и дома.

При проведении режимных процессов ДОУ придерживается следующих правил:

1 Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании, прогулке и др.).

2 Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3 Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах

4 Формирование культурно-гигиенических навыков.

5 Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6 Учёт потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Рациональный режим — он стабильный, и вместе с тем, динамичный для постоянного обеспечения адаптации ребёнка к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребёнка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении. Поэтому у нас идёт учёт индивидуальных особенностей детей, например постепенный подъём после сна.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека.

Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:

1 Обеспечение баланса

2 Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

3 Соблюдение режима питания.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребёнка.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

Читайте также:  Витамины детские сибирского здоровья

1 Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

2 Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

3 Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

4 Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.

Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

Закаливание- еще один из компонентов здоровья, оно способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности.Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления.

Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно,оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма. Специальные виды закаливания, как правило, не применяются в детском саду.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка во многом зависит от среды, в которой он живёт и воспитывается.

Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому так важно создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учётом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей

Для этого организовывается разносторонняя интегрированная деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:

— направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

— комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

— созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

— формированием подходов к взаимодействию с семьёй и развитием социального партнерства.

Планомерное сохранение и развитие здоровьяосуществляется по нескольким направлениям:

-Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.).

-Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня,применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).

-Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей,бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т. п.)

-Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни).

Дидактические игры и упражнения «Безопасность жизни и здоровья» «Безопасность жизни и здоровья». Дидактические игры и упражнения. Игры позволяют познакомить детей с источниками опасности, мерах предосторожности.

Памятка для родителей «Охрана жизни и здоровья ребенка в ДОУ» 1 Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя, не передавайте ребенка лицам, не достигшим 16-ти летнего возраста. Необходимо заранее.

Пояснительная записка к программе «Охрана здоровья и физическое развитие» для воспитанников 5 группы детей с ОВЗ Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Источник

Adblock
detector